Сказания дальневосточных аборигенов

ОРЁЛ И ЛЕБЕДЬ
************************
Чукотская сказка
************************
   На самом краешке Чукотки притулился к урезу Берингового пролива посёлок Уэлен. Говорят, будто в ясную погоду отсюда бывшую нашу Аляску видно.
   Мы с молодым каюром Аромкой были, наверное, очень  похожими: в одинаковых кухлянках, меховых штанах и длинноухих шапках-малахаях, поэтому в доме заезжих с уютной чайной меня приняли за своего и пытались о чём-то толковать. Пока я не скинул малахай. Мои новые знакомые заулыбались и объясняться стало легче: частично по-русски, частично на языке жестов. Плюс десяток чукотских слов, которым в пути научил Аромка.
   Пока каюр занимался библиотечными заботами -обменом книг и раздачей газет, я поспешил в косторезную мастерскую с вывеской "Северные сувениры". Здешними резными моржовыми клыками можно теперь полюбоваться в Москве на выставке в Государственном музее народов Востока. Мастер Елена Янку рассказала мне, показывая гравированный ею клык, содержание картинок, над которыми вырезана надпись "Сказка об орле и лебеде".
        **************************
        Весной многие птицы спешат вернуться с юга в родные северные края, обжитые ещё их далёкими предками. Ни утки, ни гуси, ни лебеди
не боятся самых лютых морозов, был бы корм.
  Прилетели на старое гнездовье лебедь с лебёдушкой. В тундре уже появились проталины, на которых закудрявился мягкий мох. Отступили от морского берега подтаявшие льды, и в промоинах заискрились стаи рыбёшек.
   Лебеди устроили между кочками удобное гнездо. Вскоре в нём появились яйца, и мама-лебёдушка ни на шаг не отходила, оберегая своё потомство от хищников. Лисица или песец не упустят случая полакомиться яйцами, хоть и побаиваются крепких лебединым клювов и хлёстких крыльев. И все-таки лебёдушке иногда приходится сойти с гнезда, чтобы размять затёкшие лапы. Воры не упустили таких случаев и умудрились стащить несколько яиц. Уцелели лишь два. Их них-то и вывелись два лебедёнка. Когда чуток подросли, то стали совершать небольшие прогулки под надзором родителей.
   Однажды, когда утомлённый рыбалкой папа-лебедь крепко заснул, мама решила сводить детишек к морю поучить плавать и самостоятельно добывать пищу. Проснулся лебедь. Смотрит: нет семейства. Заволновался. А тут как раз мимо орёл летел.
   -Не видел ли ты моих лебедят?- спрашивает лебедь.
   -Да я не местный,- отвечает орёл.- Лечу вон с тех дальних сопок, жена послала добыть гагачьего пуха на постели орлятам. А какие твои детки?
   -Хорошенькие, умненькие,- говорит лебедь
   -Вот так объяснил! Маленькие все хорошенькие. Откуда только большие плохие берутся? Ладно, лети навстречу солнцу, высматривай, а я полечу в обратную сторону.
   Лебедь долго летал, утомился. Вернулся к гнезду. А тут как раз орёл появился, кого-то в когтях тащит. Опустился на землю с двумя нерпятами, спрашивает:
   -Твои что ли?
   Лебедь отчаянно крыльями замахал, громко заплакал:
   -Мои-то на меня похожи, только маленькие.
   -Заморочил голову: "Маленькие, хорошенькие..."Попробуй разберись. Вот навязались на мою голову.
   Орёл снова полетел к морю. Смотрит, нерпа на берегу мечется. А у берега лебедята плавают, точно на папашу похожи, только маленькие.
   -Ты, тётка нерпа, не паникуй,- крикнул орёл.- Знаю, где твои детки. Опустился к воде, подхватил лебедят и понёс их к лебяжьему гнезду. Вот папаша лебедь обрадовался! Но и встревожился:
   -А где моя лебёдушка?
   Лебёдушка же тем временем вынырнула с рыбиной в клюве, а детишек-то нет.
   -Орёл их унёс, орёл!- крикнула ей нерпа. Поспеши, может догонишь.
   Разгневанная лебёдушка взмыла ввысь разбойника высматривать. А орёл её лебедят уже папаше вручает. Запыхался, ворчит:
   -Порастеряют малышню, а я выручай, собирай.
   Подхватил он нерпят, еле дотащил их до места, где нерпа ждала. Шлёпнул свою ношу в воду. Отдышался немного, прихватил на берегу пушистый клочок гагачей линьки и скорее полетал к дальним сопкам, где на кедровом стланнике заждалась его орлица. Вот ведь беда: послала мужа за мягким гагачьим пухом для гнезда, чтобы вылупившимся орлятам было тепло и уютно. А он пропал. Где загулял?
   -Ох и наклекочет на меня жена!- огорчённо думает орёл, подлетая к гнезду.
          ****************************************
   


Рецензии