46. Студенты НГУ поехали на картошку

На углу Академической и Обводной улиц росли два четырехэтажных дома, про которые говорили, что это административные здания.. Один по Академической, другой – по Обводной. Между ними был построен магазин-вставка. Должен сказать, что не я выдумал название этого магазина. И его долго, еще несколько лет так называли. Первые названия улиц и некоторых объектов пошли от проектировщиков, наверное, на их чертежах магазин именно так и был обозначен. Тогда это никого не волновало. Вставка, - так вставка. Обводная, так Обводная. Что она обводит? Участки леса? Или первые пять домов и 8 двухквартирных коттеджей? Я не знаю, но, конечно, авторы этих наименований были. И они вписали эти и другие названия на план будущего Академгородка.

В конце сентября один из двух домов, а именно тот, который фасадом смотрел на Обводную улицу, был готов. Кажется, это был дом № 7.

Я написал, «был готов», и подумал, что никогда ни один дом, ни один институт, вообще, ни один строительный объект не сдавался в эксплуатацию полностью готовым. Хронически не было тротуаров. Постоянно заново рыли траншеи, чтобы либо заменить какую-нибудь трубу или заново проложить забытый кабель. Никогда к моменту сдачи не проводилось озеленение участка. А сколько было так называемых недоделок внутри. Дома принимала Государственная комиссия. В нее обязательно входил представитель отдела Архитектуры города. Он назывался представителем горархстройконтроля. Принимали каждый дом службы СО АН (инженерно-технические и эксплуатационные), но тогда они только еще начинали формироваться. И они были подневольными людьми: им говорили – принимайте с недоделками, - потом недоделки устраним. И они принимали с недоделками.

Внутри дома было огромное количество недоделок. Их все аккуратно записали в Акт устранения недоделок и, как водится, отрапортовали о сдаче дома в эксплуатацию.

В этом доме, помимо общежития НГУ, должна была открыться новая поликлиника с небольшим стационаром, принадлежащая СО АН. Для руководства будущими медицинскими службами был создан Медико-санитарный отдел СО АН.

И здесь слово не разошлось с делом: уже в конце сентября 1959 года готовится к открытию на первом этаже первая маленькая поликлиника и первый стационар на 15 коек.

Часть помещений отдавалась новой хозяйственной службе – Управлению эксплуатации. Кроме того, было создано Управление делами, а главой всех эксплуатационных и организационных служб был поставлен Заместитель Председателя СО АН.

Но пока все эти помещения еще не были готовы. Только 4-й этаж, будущее студенческое общежитие можно было с грехом пополам заселять. Не была готова и школа в Микрорайоне А. ее должны были сдать к 1 сентября. Так в нашей стране всегда устанавливали сроки сдачи школ. Увы, там в это время, как говорят, «еще конь не валялся».

Меня тогда интересовало все, и я прошел по всем этажам, всех строящихся зданий, посмотрел и будущее общежитие по Обводной, и школу - университет.

Честно говоря, я не представлял себе, что их можно будет сдать даже к 1 октября, новый срок начала занятий установили именно такой – 1 октября, когда всем стало ясно, что 1 сентября – срок невыполнимый.

Теперь строители взяли на себя обязательство сдать административное здание и школу к этому новому сроку, а студентов отправили на сентябрь на уборку урожая.

Но вот и картошка убрана, а въезжать в общежитие еще нельзя. Свое обещание строители не выполнили.

Уже наступили холода, а студенты все еще жили в палатках в долине Зырянки.

Вроде бы и школа уже была готова, но ведь в школе надо было еще оборудовать и лаборатории, хоть их было и немного, поскольку основные были в Институтах, и лекционные помещения. Проектом это не было предусмотрено, – ведь здание проектировалось под обычную школу и, чтобы не замедлить строительство, не перепроектировалось под университет.

Молодому проректору по хозяйственной работе Владимиру Михайловичу Кудинову (именно ему, одному из молодых жителей Золотой Долины академик Лаврентьев поручил эту работу), пришлось проявить чудеса изворотливости, чтобы завезти и установить оборудование к началу занятий.

Конечно, ему помогали все, кто курировал ту или иную лабораторию от институтов, а впоследствии вел там занятия. И сами демонстрационные кабинеты готовили тоже сотрудники институтов. Так, например, демонстрационный кабинет по физике подготовил Владилен Минин, чем он впоследствии очень гордился и всегда упоминал, как об очень высоком своем достижении.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/24/96]


Рецензии