Другой мир

           Мое знакомство с подводным миром Красного моря началось в 2009 году, когда мой сын Артем предложил мне погрузиться в воды этого моря с аквалангом. Я согласился, и после краткого курса обучения  оказался в морской пучине.  Конечно, первое погружение далось мне с трудом. Вес оборудования достигал более 20-ти килограммов, что составляло более 30% моего веса. И первый шаг с кормы корабля в море был очень эмоциональным и насыщен адреналином, ведь подо мной было море глубиной 15 метров.

           Перегруженный подводной амуницией, я  сделал шаг в пустоту –  высота кормы корабля была примерно метр. Тяжелый баллон за спиной увлек все мое тело за корму вниз. В голове мелькнула мысль – с такой тяжестью я моментально достигну дна. В воду я вошел солдатиком, как небольшая бомбочка, брошенная с высоты. Но все обошлось – сначала я скрылся под водой, но по закону физики  меня выбросило на поверхность моря, надувной жилет под названием компенсатор плавучести не дал мне уйти на дно.  Инструктор подплыл ко мне, проверил мое состояние и состояние моего оборудования, спросил меня жестом о моей готовности к погружению и мы медленно погрузились в пучину морскую. Первое погружение не дало мне запомнить все, что я мог увидеть  в глубине моря. Мысли и внимание мое были сосредоточены на моих ощущениях, состоянии моего тела и его реакции на глубину. Страха не было, было беспокойство – правильно ли я все делаю, как двигаю ластами, как дышу, в каком положении мои руки и голова, можно ли смотреть по сторонам и вверх? Понимаю ли я жесты инструктора, обращенные ко мне? В какой-то момент в маску начала просачиваться вода, мы были на глубине более  6  метров. Вспоминаю учебник дайвера и действия по этой ситуации. Четко осознаю, что бездействие приведет к нехорошим последствиям, и осторожно выполняю отработанный пару раз на мелкой воде прием очистки маски от воды.

            Мы медленно движемся над дном морским, глубина уже около 12 метров, глубже уже нельзя – начнется нарушение закона,  у меня нет сертификата.  Я уже освоился с ролью туриста - дайвера, начинаю оглядываться по сторонам. Видимость как на съемочной площадке, лучи солнца проникают сквозь толщу прозрачной воды почти беспрепятственно. Но самого солнца не видно, все освещено гигантским невидимым светильником. Не очень понятно, откуда идет свет, теней нет, дно морское белое, как будто по нему рассыпана мука.  Начинаю понимать, что нахожусь в невесомости, при отсутствии движения ногами и руками мое положение в толще воды не меняется, я завис над дном морским, на меня не действует сила гравитации. Вот почему космонавты тренируются в глубоководном бассейне! В нем созданы идеальные условия невесомости тела и оборудования на нем. Я так же не чувствую веса тяжелого баллона с воздухом, грузового пояса со свинцовым грузом. Да и тела своего я не чувствую – я как будто сотворен из воздуха.

            Инструктор жестами спрашивает – как мое самочувствие? Я отвечаю так же определенным жестом – все в порядке. Мы движемся дальше, положение наших тел четко горизонтальное. Руки мои держат одна другую – это правило, его надо соблюдать. Мы не производим никаких резких и лишних движений, движение ластами медленные и размеренные, дыхание ровное и постоянное, никаких задержек. Возникает еще одна непредвиденная ситуация – начинает запотевать изнутри лицевая маска. Ухудшается видимость и надо что - то предпринимать. Знаю, что в этой ситуации надо заполнить маску водой, закрыв глаза и потом удалить воду из  маски. Этот прием мне так же удался, но были и сомнения в удачном его исходе. Я начинаю обращать внимание на действия инструктора. Вот он опустился на дно морское и подобрал в специальный мешок на поясе пустую пивную баночку. В Египте дайверы соблюдают чистоту дна морского и как можно, очищают его от мусора. Плывем дальше, и мне показывают лежащего на дне ската. Его величина примерно как колесо от легкового автомобиля, размер R13. Мы зависли над ним, а он недвижим. Как мертвый блин с хвостиком. Только два больших глаза шевелятся, сканируя нас. Острый кончик его хвоста не вдохновил нас на близкое к нему приближение. Уходим от него. Навстречу нам движется пара дайверов, они ниже нас и, проплывая под нами,  приветствуют нас букетом воздушных пузырей в нашу сторону.

            А впереди нас ожидала встреча с экзотическим животным – это был самый настоящий осьминог. Перед ним на коленях на расстоянии одного метра уже стояла группа подводных туристов. Мы присоединяемся к ним, очень осторожно встав на колени на дно морское. А осьминог как будто ждал нас, он в каком - то упоении ползал на своих толстеньких и длинных  щупальцах по небольшому кораллу, обсасывая его присосками в поисках пищи. Над ним кружилась в беспокойстве парочка черных рыбок, а он  одной, то другой щупальцей отгонял их от коралла. Скорее всего, он залез не в свое место, это место было занято черными рыбками, и они не хотели его пускать на свою территорию. Осьминог был светло коричневого цвета, как коралл, по которому он ползал. Но иногда цвет его тела менялся на темно коричневый и его невозможно было различить на поверхности коралла. Покривлявшись перед нами минут 5, он в каком-то беспокойстве стремительно уплыл в сторону, а черные рыбки еще пару метров преследовали его. Плывем дальше и видим на дне затонувшую лодку. Корпус ее в хорошем состоянии, но весь оброс молодыми кораллами. На дне лодки куча камней. Интересный груз, может это материал для фундамента дачи на необитаемом острове? Кто ее потопил? Подплываем к стенке рифа, неровная поверхность которого уходит вертикально вверх. Поверхности воды не видно. На стенке рифа в великом множестве поселилась колония разноцветных кораллов, а еще красочнее выглядели стаи небольших разноцветных рыбешек над каждым  кустиком. Здесь был весь спектр цветной палитры!

            Плывем вдоль рифа, осматривая его достопримечательности. Очень сожалел я в тот момент, что не было у меня с собой фотоаппарата. Давление воздуха в баллоне становиться меньше, и мы поворачиваем в обратную сторону. Инструктор внимательно смотрит за мной, контролируя мои действия и движения. К поверхности моря мы поднялись медленно, соблюдая правило – надо дать время накопившемуся в нашей крови азоту выйти из организма. Всплытие мое было спокойным, как будто я появился на поверхности моря, побывав у кого-то в гостях. А вот самым неприятным для меня был подъем на палубу корабля по крутому трапу.  Длительное пребывание в невесомости так расслабило мой позвоночник, что при подъеме на корабль я ощутил очень большой вес дайверского снаряжения, было ощущение, что в мой баллон с воздухом накачали соленую воду, так была велика его тяжесть. Но это не так, вес оборудования уменьшился, но только на массу израсходованного мною воздуха. Вот это физиотерапия, сначала невесомость, а затем земное притяжение! Теперь я понимаю космонавтов, которых выводят под ручки из спускаемой капсулы космического корабля.

            Прошло два года, и мы опять в Египте, на берегу Красного моря, начало октября. В первый день пребывания в отеле мы смотрели с пляжа на белоснежные кораблики, уходящие от пирса в синее море. Мысли определенного рода крутились в наших головах. Это были наши планы совершить выход к дальним рифам для осуществления своей мечты. И это нам удалось. Ранним утром мы встречали восход солнца на пляже, сделали заплыв с маской и дыхательной трубкой к недалекому рифу и после краткого купания в море стали готовиться к морскому путешествию. Температура воды утром у берега была 27 градусов, а воздух еще не прогрелся, термометр показал его температуру 24 градуса, а днем он прогреется до 30. После умеренного завтрака мы прибыли на территорию дайвинг-центра. Первым делом смотрим на доске объявлений план выхода в море, состав команды дайверов. Наши фамилии там есть. В маршрутном листе записан я, мои сыновья Павел и Артем. Прибыли инструктора, приветствуем их, но лишних разговоров нет. Довольно тщательно шла подгонка для нас дайверского снаряжения. Мы примеряли под контролем инструкторов  гидрокостюмы, подбирали грузовые пояса, регуляторы воздуха, и укладывали каждый в свой специальный контейнер все это подводное оборудование. Инструктор еще раз спросил нас о нашем самочувствии и готовности совершить погружение в море. Работник дайвинг-центра, его должность называется компрессорщик, подготовил к погрузке на корабль два комплекта баллонов с воздухом для всей экспедиции. Каждый баллон проверяется перед погрузкой на корабль еще раз на предмет наличия в нем определенного запаса воздуха. Давление во всех баллонах составило 200 атм. Все это оборудование было погружено на машину-пикап. Мы подошли к пирсу, там уже стоял наш корабль под названием “FANTASIJA”. По трапу мы перешли на его кормовую палубу и сняли обувь. На таких кораблях вся команда и пассажиры находятся без обуви. Подъехала машина с баллонами и оборудованием. Мы выстроились в цепочку и вместе с командой корабля стали выгружать баллоны с воздухом на корабль, передавая их по одному друг другу. Баллоны устанавливались в специальных гнездах на кормовой палубе и закреплялись канатом. На корабль были переданы так же контейнеры с индивидуальным оборудованием и снаряжением для каждого дайвера. Все контейнеры имели свою надпись – имя владельца снаряжения. Погрузка закончилась, мы перешли на верхнюю палубу, команда корабля заняла свои места и мы отчалили.

            На верхней палубе всем хватило места, там были мягкие диванчики. Желающие сразу улеглись на отдых под утренним солнцем. Ветер трепал флаг корабля и наши вещи на верхней палубе. А мы взяли с собой на этот раз подводный фотоаппарат и видеокамеру. Не всегда же есть возможность пересказать своим друзьям и родственникам, что мы увидим в море. Красочные фотографии морских животных и рыб, а так же красивых кораллов напомнят нам о путешествии в подводный мир Красного моря. Через час мы уже оказались у дальнего рифа. Он представлял собою большое плато размерами 200 на 300 метров неправильной округлой формы. Весь риф был скрыт водой, которая покрывала его слоем в 1 м. Через риф катились морские волны с белыми гребешками. Наш корабль стоял с той стороны рифа, где не было волн. Якорь был брошен на верхнее плато рифа. Глубина моря в этом месте была 380 – 400 метров. Нам и предстояло прыгать с кормы корабля в эту пучину. На верхней палубе оживление, все начинают шевелиться и вставать со своих тепленьких местечек.

            На палубе появляется старший инструктор, предводитель нашей подводной экспедиции. Это молодая девушка по имени  Юля. С ней прибыл инструктор подводного плавания Сергей. Именно с ним я буду погружаться сегодня в море. Начинается инструктаж, так называемый дайв-брифинг. Он содержит важную информацию по безопасности погружения, и требует от участников погружения максимального внимания и следования всем советам, данным инструктором. Юля начинает рисовать на специальной доске схему рифа, его конфигурацию, величины глубин в разных местах рифа и направление течений. Был начертан и маршрут нашего подводного плавания. Очень подробно доводит она до нас варианты аварийных ситуаций под водой и действия дайверов в этих ситуациях. Все соглашаются с ней, активно кивая головами. Инструктаж идет на английском языке. Но инструктаж закончен и все спускаются вниз на кормовую палубу. Начинается подготовка к погружению. К баллонам с воздухом пристегиваются компенсаторы плавучести, регуляторы воздуха, еще раз проверяется давление в баллонах и дайверы начинают надевать на себя гидрокостюмы и грузовые пояса. А меня с Павлом инструктор Сергей пригласил в каюту и начал индивидуальный брифинг для новичков. Он ознакомил нас с особенностями нахождения человека на большой глубине и воздействием этого фактора на организм человека и отдельные его органы. Рассказал он нам и правила поведения под водой. Нам совсем не рекомендуется трогать что либо под водой – рыб, морских животных, кораллы и другие предметы. Все это опасно для жизни и нашего  здоровья. Проверил он нас и на знание таблицы сигналов и жестов под водой, довел до нашего сведения маршрут нашего движения в районе рифа. И только после такого инструктажа он допустил нас к подготовке нашего снаряжения к погружению.

            Выйдя из каюты на кормовую палубу, мы  стали одевать свои гидрокостюмы и грузовые пояса. Один из членов команды корабля помог нам одеть компенсаторы плавучести (жилеты) с закрепленными на них баллонами с воздухом и регуляторами давления. Было проверено и давление воздуха в наших баллонах. Все было в порядке, и мы перешли на корму корабля, одели на ноги ласты, подготовили лицевые маски и дыхательные трубки. Я закрепил на правой руке фотоаппарат для подводной съемки. Корабль качало, была маленькая  волна на море, но настроение у всех было хорошее. Правда, почему то мой Павел был молчалив. Сергей, наш инструктор, не торопил нас, и только убедившись в нашей готовности, первым покинул корабль. За ним последовал я, прижав фотоаппарат к груди, потом Павел, а за ним инструктор Юля и Артем. Сергей проверил на поверхности моря мою готовность к погружению, и мы медленно ушли в другой мир. А сопровождать Павла на дно морское стала Юля. Артем остался на поверхности моря в ожидании. Мы с Сергеем медленно опускались на глубину, выполняя все приемы для выравнивания давления в организме с увеличивавшимся давлением на глубине. Из учебника физики я знаю, что с ростом давления легкие дайвера очень сильно сжимаются, На глубине 10 метров их объем уменьшается в 2 раза! А при нахождении на глубине 20 метров еще на 1\4 от первоначального объема! Но при выполнении специальных приемов это давление не причиняет вреда человеку. Надо конечно оговориться – погружение на такие глубины дозволено только людям, имеющим хорошее физическое и психологическое состояние, без хронических болезней  души  и тела. При заполнении медицинской анкеты на погружение я написал, что был в отряде космонавтов (шутка). Меня допустили к погружению.

            Но вот мы с Сергеем на заданной глубине, я включаю свой фотоаппарат и гляжу вверх из глубины на поверхность моря. Далеко вверху вижу две фигурки дайверов, это мой Павел и Юля. Наблюдаем за ними и видим, как тщательно готовит старший инструктор моего Павла к погружению. Они медленно начинают спуск, на каждом метре глубины идет контроль состояния оборудования и  молодого дайвера. Не могу сказать, на каком языке они общаются при этом. Скорее всего, не на английском. Через три минуты наша группа оказалась в сборе в заданной точке Красного моря, и Юля ушла наверх выполнять свою роль при сопровождении Артема, у них свой маршрут. Под водой запрещены любые маршруты в одиночку. А нас принял под свою опеку Сергей, и мы медленно двинулись к стенке рифа. Я проверяю по манометру давление в баллоне, воздуха еще много, прошло всего 10 минут нахождения на глубине. Мы у стенки рифа, очень хорошая видимость, очень светло, нет движения воды, мы на глубине порядка 12 метров.

             А вокруг нас идет активная жизнь морских обитателей! Больше всего здесь морских рыб. Впечатление такое, что мы в аквариуме у богатого коллекционера, который собирал свою коллекцию всю жизнь, потратив на это все свое состояние. А мы получили этот аквариум совсем за небольшие деньги. Чего  и кого  здесь только нет! Здесь есть все, что есть во всех аквариумах мира и даже больше! Рыбы и рыбки любых размеров и окраски, неподвижные и быстрые, черные и очень яркие, колючие и гладкие,  добрые и злые. Такой мир мы видим впервые в своей жизни. А какие здесь произрастают кораллы! Их форма создана каким то модерным художником, раскраска из крутой художественной мастерской. Инструктор обращает наше внимание на коралл в форме пушистого большого одуванчика. Его мелкие веточки образуют сферу, в которой прячутся мелкие, размером всего в 2 см. очень яркой синей раскраски рыбешки. Но что удивительнее всего, они как по команде одновременно выскакивают из ветвей коралла на определенное от него расстояние, образуя своими телами вторую сферу вокруг коралла. Коралл начинает светиться синим цветом, как бы увеличиваясь в размерах. Но через несколько секунд рыбешки одновременно прячутся в ветвях коралла, он меняет цвет и свои размеры. И так продолжается все время, пока мы находимся у этого коралла. Плывем дальше и видно, как большая разноцветная рыбина сверху вниз атакует ветки серого коралла, откусывая от него небольшие кусочки. Ее зубы похожи на острия тупых плоских отверток. Ее глаза обращены на нас, но мы ей не помеха – идет насыщение твердой пищей. Движение наше в толще воды продолжается, изменяется глубина, мы видим вдали от нас фигурки дайверов, движущихся в разных направлениях. От них к поверхности тянутся  растянувшиеся по высоте серии воздушных пузырей. По их вертикальной длине можно косвенно определить, на какой глубине они находятся. Глубина очень серьезная. А сейчас мы неожиданно попали в целую стаю красных рыбешек. Они вокруг нас, у стекол маски, под ногами, за спиной. Они приняли нас за движущиеся кораллы, на которых возможно есть пища. Но мы их разочаровали – неопрен гидрокостюмов и резина ласт оказались несъедобны для них.
 
           Сергей, наш инструктор, показывает нам  на что то лежащее на уступе рифа.  Приближаемся к непонятной кучке чего-то темно-зеленого и бугристого. Это скорпена, колючая рыбина, но очень вкусная. Вид ее не очень аппетитный, скорее наоборот, да и страшная на вид. А дальше мы встретили морское чудовище. Сергей очень настойчиво указал нам направление движения к стенке рифа. Риф в этом месте образует на своей вертикальной поверхности множество пещерок, сотворенных кораллами. И вот в одной из них мы видим серо-полосатое и длинное тело, свернутое большими кольцами. Оно неподвижно. Укладка его тела видна в нескольких отверстиях  пещеры, так длинно это неизвестное для нас животное. Сергей своей рукой очень осторожно потрогал одно из колец в дальней пещерке. А из другой пещеры очень медленно выглянула голова морского змея. Это была больших размеров мурена. Ее голова оказалась напротив моей руки с фотоаппаратом. Я стал приближать объектив аппарата к голове мурены, а она начала движение своей головы навстречу мне. Рот ее раскрылся, и я увидел  редкие и острые зубы морского чудовища. Рука моя дрогнула, и я удалился со своей камерой от греха подальше. Отплывая от этой норы, я все время оглядывался назад. Но змей был сыт и хотел спать.
 
            Проверяю давление в баллоне – пора поворачивать обратно. Мы развернулись и движемся к стоянке кораблей, постепенно поднимаясь из глубины. Впереди и немного вверху видим темные силуэты кораблей на поверхности моря. От каждого корабля на канате спущены вниз по одному запасному баллону с воздухом в комплекте с регулятором давления. Это резерв для тех дайверов, кому не хватит воздуха на обратное возвращение, а так же для выполнения декомпрессионной остановки на глубине 6 м. Эта остановка нужна тем, кто по какой либо причине совершает аварийное всплытие. Мы медленно всплываем, и на небольшой глубине  я вижу красивую медузу. Она активно двигает частями своего тела, похожими на какие-то круглые покрывала, а из центральной части тела свисают и активно двигаются  длинные белые усики. Приближаюсь к ней на безопасное расстояние, а она так же активно двигается мне навстречу. Нас разделяет только объектив фотоаппарата, но медуза не нашла в нем ничего интересного для себя и удалилась от меня.

             Мы всплываем. Я держусь руками за трап корабля, снимаю ласты в воде и передаю их на корму. Передаю так же и фотоаппарат, а член команды корабля сразу помещает его в емкость с пресной водой. Медленно поднимаюсь по трапу, преодолевая силу земного притяжения, и оказываюсь на корме. За мной следует Павел и Сергей. С меня снимают баллон с воздухом и я свободен. Мы снимаем с себя подводную амуницию и идем на верхнюю палубу на отдых.
 
             По прибытию домой я понял, что заболел. Я заболел дайвингом. Меня непреодолимо тянет в море к моим рыбкам.

Евгений Терентьев
Египет,  Красное море, ноябрь 2011 года.


Рецензии
Ни с чем ненесравненная красота и загадочность подводного мира зачаровывает и ты становишься на всю жизнь ее благодарным пленником.

Игорь Иванов 7   26.12.2012 11:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.