Река времени 49. По большому кругу

               
У офицеров-подводников в то время существовал термин «большой круг».  Так назывался отрезок времени, связанный с подготовкой  к службе на новой подводной лодке.
  «Большой круг» для разных АПЛ занимал от года до нескольких лет. Так для первой АПЛ К-3 он продолжался более 3х лет, для первого экипажа нашей К-64 почти восемь лет.
 Обычно, вначале была учеба в Обнинске, затем  разнообразные командировки по НИИ и  предприятиям–производителям  оборудования, и, наконец, участие в строительстве и приёмке корабля от промышленности. Большой круг для нашего экипажа начался в январе 1967 года и закончился в январе 1972.

Первым этапом была учеба в Обнинском учебном центре.
Уже на следующий день после прибытия служебные будни. До обеда провели строевое собрание экипажа, на котором много говорили о режиме секретности, особо важном для нашего экипажа.  Рассказали о командовании учебного центра. Командиром был контр-адмирал Леонид Осипович Осипенко, первый командир с первой советской АПЛ К-3, начальником учебного отдела, мой однофамилец, первый командир БЧ-5  с первой серийной АПЛ К-8 капитан 1 ранга Бахарев Евгений Петрович.

  Объяснили порядок ближайшей учебы, назвали дисциплины, которые мы будем осваивать, и предупредили, что к весне мы должны быть готовым нести вахту дублёрами на стенде ФЭИ, где работает действующая ГЭУ АПЛ.

Посоветовали завести толстую тетрадь, страниц на триста, чтобы весь материал, который мы будем изучать,  был в одной секретной рабочей тетради. Кто-то из офицеров постарше сказал, что знает, где можно заказать такие тетради.

 Действительно, вскоре у каждого из нас появилась толстенная тетрадь, в зелёном коленкором переплёте, главным достоинством которой было то, что её хватило для записей по всем  предметам, на всё время обучения. А впоследствии, эти тетради следовали за нами по всем пунктам нашей службы. К сожалению, иногда, сильно запаздывая с прибытием.

 Структурной единицей этого учебного заведения были циклы, некий аналог кафедр ВУЗа.
 Преподаватели первого цикла читали нам лекции по физике ядерных реакторов и конструкции нашего ядерного реактора.
Главной особенностью РЖМТ ОК-550, с тепловой мощностью 155 МВатт,  был жидко-металлический теплоноситель. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута. Это позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало  тепловой взрыв ядерного реактора и распространение радиоактивности во второй контур при нарушении плотности парогенераторов.
С точки зрения физики реактора, он также имел ряд особенностей, связанных с работой на надтепловых нейтронах.
Читал нам лекции капитан 3 ранга Калмыченко. Поскольку весной нам предстояла стажировка на действующем стенде - аналоге энергетических отсеков подводной лодки с жидкометаллическим теплоносителем, то все мы походили к обучению достаточно ответственно.

Преподаватели второго цикла читали нам лекции по автоматике.
Эти знания нам были исключительно важны, так как 705 проект был первой, полностью автоматизированной подводной лодкой. Что позволило ограничить боевую смену по готовности №2 восемью членами экипажа.

Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено,   планировался  лишь периодический обход необслуживаемых отсеков.

 Это позволило резко уменьшить численность экипажа.
По первоначальному штату, наш экипаж состоял из 20 человек, 19 офицеров и один мичман.
Пользуюсь случаем  вспомнить весь его первый состав:

1.Командир, капитан 1 ранга Драцевич Владислав Иосифович
2.Старший помощник, капитан 1 ранга Боков Николай Григорьевич
3.Помощник по оружию, капитан-лейтенант Щербаков Вячеслав Николаевич
4.Помощник по штурманскому вооружению, капитан-лейтенант  Тюгин Феликс Александрович
5.Помощник по радиоэлектронному вооружению, капитан 3 ранга Пашук Николай Григорьевич
6.Старший инженер по радиоэлектроники, капитан-лейтенант  Коровкин Герман Сергеевич
7.Инженер по радиосвязи, лейтенант Лаптев Вадим Фёдорович
8.Инженер по гидроакустике, лейтенант  Сажнев Николай Григорьевич
9.Инженер по вычислительной технике, лейтенант Добровольский Валерий Николаевич
10.Командир БЧ-5, капитан 2 ранга Овчинников Всеволод Леонидович
11.Старший инженер, капитан-лейтенант ГЭУ Зайцев Павел Николаевич
12.Старший инженер ЭЭС, капитан-лейтенант Вижунов Андрей Прокофьевич
13.Старший инженер ОКС, капитан-лейтенант  Сидоренков Геннадий Иванович
14.Инженер по автоматике  ГЭУ, лейтенант Лобанов Александр Иванович
15.Инженер по автоматике электрооборудования, лейтенант Бахарев Юрий Иванович
16.Инженер электрик, лейтенант Кириченко Владимир Павлович
17.Инженер по автоматике управления движением, лейтенант Комаров Владимир Иванович
18.Инженер по автоматике ОКС, лейтенант Хоптенко Виктор Фёдорович
19.Начальник медицинской службы, капитан Василенко Вячеслав Феодосьевич
20.Кок, мичман Попивненко Василий Иванович.

Уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволила сосредоточить все управление АПЛ, ее боевыми и техническими средствами, на главном командном посту (ГКП). По правому борту ГКП располагались пульты управления оружием, техническими средствами кораблевождения, систем обнаружения и связи. Основой БИУС  были две быстродействующие  вычислительные машины.

 Управление и контроль  работы энергетической установки, а также электроэнергетической  и общесудовых систем   обеспечивалось системой «Ритм». Вахту за пультом «Ритм», расположенном по левому борту, должны были нести старшие инженеры БЧ-5 Зайцев П.Н., Вижунов А.П. и Сидоренков Г.М.

Особенно подробно мне приходилось изучать автоматику ЭЭС «Тембр», построенную на релейно-контактных элементах, как моё основное заведование. Достаточно подробно изучал я   и автоматику управления движением, выполненную на вращающихся трансформаторах,   так как в море вахту  должен был нести за пультом управления движением «Боксит».

Кроме меня, вахту на «Боксите» должны были нести В.Комаров (первая смена), и В.Кириченко (третья смена). Так как вахта на рулях, для большинства кораблей прерогатива боцманской команды, то нас троих заставили учить азбуку Морзе и обязали  отрабатывать навыки работы на свето-сигнальном устройстве.

На третьем цикле изучалась  теория корабля и устройство подводной лодки.
Здесь у 705 проекта тоже был ряд особенностей. Прежде всего, идеально обтекаемой формы корпус, по всей длине представляющий  собой тело вращения, выполненный из титанового сплава, с небольшой, лимузинного типа рубкой.

Даже чисто внешне, лодка выглядела исключительно  элегантно,  подтверждая высочайшими ходовыми и маневренными качествами, известное замечание о связи красоты и эффективности.
Прочный корпус разделялся поперечными переборками  на шесть  водонепроницаемых  отсеков. 

Единственный жилой отсек - 3-й, где на средней палубе располагался ГКП, каюты, медицинские и санитарные помещения, а на нижней — камбуз  и провизионные  помещения.  Прямо над отсеком, впервые в мире, размещалась аварийная всплывающая камера – коллективное средство спасения личного состава.

Кроме лекций по теории корабля с нами проводили практические занятия по  отработке навыков пользования диаграммами непотопляемости, продольной и поперечной остойчивости.
Читали нам лекции также и  преподаватели цикла химической защиты и радиационной безопасности.
По понедельникам, до обеда, проводились обязательные политзанятия. 

Быт нас тоже, более-менее, устроился. Тем, кто смог привезти семью, дали комнаты в общежитии для семейных. Холостые офицеры, и те к кому жёны, по той или иной причине не приехали, остались жить в  общежитии холостяков, как правило, по 2- 4 человека в комнате.

Это общежитие занимало один подъезд обычного пятиэтажного, многоквартирного дома. На первом этаже была  комната, в которой круглосуточно находилась дежурная, выполняющая функции пропускного контроля в общежитие. Так как экипажи на учёбе находились достаточно долго, то дежурная, как правило, хорошо знала, кто в какой комнате живет.
 
Все жилые дома учебного центра представляли собой обычные пятиэтажки. Комната, в которой я жил, была в трехкомнатной квартире, имеющей  кухню с газовой плитой и умывальником. Так как мы завтракали, обедали и ужинали в столовой учебного центра, то скромные условия офицерского общежития нас не очень угнетали.

В будни из-за вечерней самоподготовки, проводимой в классе учебного центра, к себе в номер возвращались уже довольно поздно. Особенно после того, как мы с Витей Хоптенко записались в Вечерний университет марксизма-ленинизма при Обнинском горкоме партии  на философское отделение.

 Занятия проходили три раза в неделю, начинались в 20 часов и заканчивались в 23 часа. А так как лекторами были известные ученые, в том числе из Московского государственного университета, то я ни разу не пожалел о потраченном времени. В памяти сохранились   лекции о первом еврейском вольнодумце нового времени Уриэле Акосте, о его последователе, голландском философе-рационалисте Бенедикте Спинозе.

 Когда не было занятий в УМЛ, порой ходили в кино на вечерний сеанс. Зимой в выходные дни, бывали на концертах и тематических вечерах  в Обнинском доме культуры, из-за специфики наукограда, называемом Домом ученых. Помню литературный вечер, посвященный моему любимому  журналу «Новый мир».

На вечере выступал первый заместитель главного редактора журнала, литературный критик и прозаик Владимир Яковлевич Лакшин. Мне были созвучны его слова, что наша литература  не имеет права лгать хотя бы с помощью идеализации или умолчания — иначе она нарушает важные связи в обществе.

Другой раз, на одной из лекций цикла по искусству кино был откровенно разочарован. В этот вечер,  в конце лекции, показывали третью серию «Тарзана». Был удивлён тем, насколько сильным оказалось разница между восторженным восприятием фильма в детстве, и тем убогим впечатлением, которое произвел  просмотр этого фильма через 15 лет. «Лучше бы и не ходил на лекцию!»

Помню, что зимой 1967 года  исполнилось 10 лет Обнинскому учебному центру ВМФ. По этому случаю, в Доме учёных состоялись торжественные мероприятия. Нас предупредили, что на праздновании можно быть только в гражданском платье. Но к тому времени у меня была только армейская форма, в которую переодели меня в Тушино.
.

В это время, вместе с нами учились экипажи с первых  «полуавтоматов», 670 и 671 проекта, на которых из нашего класса служило несколько человек. Пошёл с протянутой рукой по одноклассникам.
Выручил меня Толя Вишняков, который выделил мне из своего гардероба штатский пиджак.

В самом конце января 1966 года, неожиданно для меня, приехала на воскресенье, «с инспекторской проверкой», как она выразилась, моя горячо любимая жена, чему я, несказанно, обрадовался.

Без особых возражений комендант общежития выделила комнату, в квартире этажом выше, благо, возможности были, а мы  сутки почти  не выходили  из нашей первой комнаты. Сколько потом их было! Но эта запомнилась на всю жизнь, с темно синим волосатым одеялом на односпальной койке,  с надписью по краю  «ноги».

У неё началась практика, поэтому утром в понедельник, она уехала, обещая приехать на зимний каникулярный отпуск. Отпуск предполагался в феврале, поэтому в комнате  я остался один, закрепив её за собой.

В середине февраля на каникулы приехала Лида. На этот раз мы были более общительны. Я познакомил Лиду со своими приятелями, и помню, что 23 февраля, мы отмечали в компании, в семейном общежитии  у Валеры Добровольского. А Лида с умилением поглядывая на Валериного первенца, симпатичного ушастого младенца, шепнула мне на ухо, что хочет такого же.

Похоже, намёк я понял правильно, поскольку  через девять месяцев у нас родился наш первый ребёнок, любимая дочка Анечка.
Лидины каникулы пролетели, как один день и сразу после праздника она уехала в Ленинград работать над дипломным проектом.

В конце апреля  у офицеров БЧ-5 нашего экипажа началась стажировка на действующем стенде - аналоге энергетических отсеков подводной лодки с жидкометаллическим теплоносителем смонтированном в бункере на территории ФЭИ, там же где впервые дала ток первая советская атомная электростанция. Руководителями стажировки были капитан 3 ранга Ренат Гудимов и Георгий Конобрицкий. Стажировка заключалась в несении вахты дублёром на боевых постах стенда.

Запомнилась высочайшая организация режима радиационной безопасности. В чистой зоне раздевались полностью и, пройдя душевую, входили в «грязную» раздевалку, где переодевались в белые комбинезоны и белые носки с бахилами. Возвращались в обратном порядке, с обязательной помывкой и радиационном контроле на выходе.

Всё это сильно отличалось от реалий санпропускников в Западной Лице, где в душевой, сплошь и рядом не было воды, и пройти без переодевания, иной раз можно было без проблем.

Помню экскурсию, которую с нами провели, показывая стенд. Поразили, фантастические для того времени, механические руки-манипуляторы, с помощью которых перемещались радиоактивные куски свинцово-висмутового сплава. 

 Запомнился действующий образец экспериментальной установки "Ромашка", представляющей собой  реактор-преобразователь на быстрых нейтронах.  В нем тепло, выделяемое в активной зоне, передавалось за счёт теплопроводности материалов на расположенный на внешней поверхности отражателя термоэлектрический преобразователь, вырабатывавший до 500 Вт электрической мощности.

В стационарных режимах работы стенда несение вахты на постах представляло собой довольно скучное занятие, заключающееся в периодическом осмотре работающего оборудования и докладе на пульт результатов осмотра. Значительно интереснее была вахта при дублировании оператора пульта управления.
 
Тем более, что наши руководители, сидя за пультом, рассказывали немало интересного из, ставшего уже эпосом, событий по подготовке на стенде ФЭИ  первых экипажей АПЛ.
На основе этих баек у меня написан рассказ «приколы большого круга», который я не буду сейчас повторять.

Во время несения нами вахт на стенде ФЭИ, у моего приятеля, Володи Кириченко, подошло время рожать жене. Я хорошо помню, как он переживал, когда приходилось уходить в ночную смену. А наши руководители стажировки, сочувствуя ситуации, отпускали Володю домой. Слава богу, 1 мая Люба Кириченко родила здорового первенца, Андрея, который через много лет пошел  по стопам отца.
На заставке: Обнинская атомная электростанция
Продолжение: http://proza.ru/2012/12/27/1055






 






 


Рецензии
Очень интересно.Я этого не знала.Э.А.Мальц передает вам с Лидой поздравление с новым годом. Приехал внук с семейством, сегодня приходили в гости. с ним передам твои книги. Возможно успеют напечатать и древнерусские.Он будет здесь дней 10.
С наступающим Новым годом! Здоровья и бодрости духа! Целую.

Людмила Москвич   26.12.2012 21:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.