Слава в вышних Богу!
(Пс.103:31).
"Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение"
(Лк.2:14).
Рождество Христово... Человеческая речь не может выразить торжественность того события. Но если уж Христа славили ангелы, то тем более мы, люди, обязаны прославить Рождество Богомладенца. И если они - ангелы, пастухи и волхвы - видели тогда Его только родившимся, то мы знаем Его уже распятым, воскресшим и царствующим. Тем более величественным должно быть наше ликование. Рождение ребёнка - всегда радость. Это победа жизни над смертью. Можно сказать, что женщина-мать выходит на поединок со смертью и побеждает. Поэтому рождение всякого младенца, особенно долгожданного - это праздник победы. Если же рождённый ребёнок является наследником царского престола, то радость становится всенародной.
Для ребёнка, выписываемого из роддома, заблаговременно готовят комнату, одежду, игрушки. Празднично сервируют стол. Американский миллионер - Форд - в честь рождения дочери израсходовал 300000 тысяч долларов. Другой богач - Рокфеллер - построил целый детский городок: две школы, поликлинику, детский театр, манеж. Оборудование только одной комнаты для детских игр обошлось ему в полмиллиона долларов.
Несколько по-другому люди встретили небесного Царя. Его ждали долго, несколько столетий, даже тысячелетий. Тщательно изучали всё сказанное о Нём в пророческих книгах. Однако, когда Он пришёл на землю, то люди оказались неготовыми к встрече с Ним. Ему не нашли места в вифлеемской гостинице. Впрочем, это и не удивительно в наши дни. И роддомом для Него оказался хлев для скота. Правда, не стоит сгущать краски и драматизировать события. Ясли в те времена не выглядели так антиэстетично, как это сегодня представляют. На Руси, в старых русских деревнях скот держали за перегородкой, и это место было тёплым, уютным помещением для животных. И в наше время некоторые люди предпочитают держать животных в доме, что в какой-то мере превращает его в хлев. Однажды мне довелось быть по вызову в квартире, где цыгане держали лошадь. В семье Берберовых в Баку, в квартире жили лев, пума и другие хищники. И вместе с тем рождение Христа в хлеву свидетельствует об уничижении Его. Судите сами, многим ли из нас довелось родиться в хлеву. Как правило, это происходило в более цивилизованной обстановке.
Если бы мы могли мысленно совершить экскурсию в сегодняшний Вифлеем, то попали бы в храм "Рождество Христово", построенный в 326 году византийской императрицей Еленой.
В век греха и к истории
отношения странного -
входим в церковь просторную
по ступенькам из мрамора.
Слева здесь расположена
Богоматерь стоящая,
а внизу - у подножия -
цепь туристов у ящика.
У загона - у овчего,
где свершилось то таинство,
бесконечная очередь
посетителей тянется.
Люди, стоя под аркою
помещения тёмного,
ждут - поздравить подарками
в Вифлееме Рождённого.
В этом здании храмовом
есть дорожки ковровые
на ступеньках из мрамора,
что ведут в ясли скромные,
чтоб паломников армии,
вниз спускаясь, увидели
надпись мемориальную
о рожденье Спасителя.
А потом люди, головы
поднимая на улице,
там звездою неоновой
над музеем любуются.
В век греха и к истории
отношения странного
видим церковь просторную
и колонны из мрамора.
Площадь пещеры составляет 36 квадратных метров. В неглубокой нише устроен алтарь, перед которой горят десятки свечей. В мраморный пол вмонтирована серебряная звезда с надписью: "Здесь Девой Марией рождён Иисус Христос". В четырёх шагах от алтаря располагается грот с яслями. Сотни паломников из разных стран мира здесь пишут поздравительные открытки своим родственникам. Тихая ночь, дивная ночь...
Ясли вифлеемские. Крест Голгофский. Две строки в биографии Христа. Первый и последний шаги Его на этой земле. Мирно спит Младенец... Ему пока ещё не знакома жестокость и злоба людская. И хочется сказать: "Спи, дорогое Дитя. У твоей колыбельки шепчутся отец с матерью. Серафимы и херувимы охраняют твой покой... Всё ещё впереди - три с половиной года напряжённого труда. Тебя будут беспощадно преследовать. И придёт день, когда безжалостно распнут на кресте, и Ты воскликнешь: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" Но всё это будет потом. А пока - спи...
Сегодня у Христа - миллиарды последователей. Они идут в Вифлеем либо путём пастухов, в простоте сердечной веры прославляя Его, либо путём учёных мудрецов - волхвов отыскивая истину в Божьем творении и поклоняясь Создателю вселенной. И никак нельзя забыть слов Спасителя "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнёзда, а Сыну Человеческому негде преклонить голову". Ему не нашли места ни в вифлеемской гостинице, ни в царском дворце Ирода. Он не имел на земле постоянного места жительства. В наше время существует такая аббревиатура: бомж: «без определённого места жительства». И не исключено, что в нашей стране Христа могли бы зачислить в категорию бомжей. Но Он хочет жить в наших сердцах, как когда-то жил в Вифании у Своих друзей. Он хочет иметь в сердцах постоянную прописку и царственное место. Он должен быть там на престоле. А сейчас, возможно, Он стоит у дверей сердца и стучит. И если человек даст Ему место здесь, внизу, в сердце, Он даст ему место там, наверху, в небе. К сожалению, единственное место, которое нашли Ему люди, - был крест на Голгофе. Но затем роли переменились. Он сел одесную Отца Небесного на престоле славы. И даже разбойник увидел это глазами веры и воскликнул: "Помяни меня, Господи, когда придёшь в царствие Твоё!" (Лк. 23:42). "...ныне же будешь со Мною в раю", - ответил Иисус, и бывший злодей оказался первым человеком, спасённым Христом и вошедшим в райские обители. Вот что делает вера.
Вера преодолевает кажущуюся абсурдность ситуации. Недаром Тертуллиан говорил: "Верую, ибо абсурдно". Многие учёные сделали выдающиеся открытия там, где это казалось нелепым, противоречащим здравому смыслу.
Представим ещё раз эту ситуацию. Христос - поруганный и избитый - висит на кресте. На Его теле - сплошные раны, на голове - терновый венец. С точки зрения обывателя - это казнь преступника. Это - если знать Христа по плоти. А разбойник предпочёл знать Его по духу. Он посмотрел на Распятого другими глазами - глазами веры, и увидел в кресте царский престол, а в терновом венце - золотой венец славы, а во Христе - Царя небес. И был спасён, и стал гражданином этого Царства.
Сегодня кто-то сомневается в девственном рождении Христа. Дескать, трудно поверить в такое чудо. Но для Бога, создавшего мир, таинственным образом образующего младенческий организм в материнской утробе, не может быть проблем в сотворении своего рода биологической колыбели в виде телесной структуры Своего Сына. "Невозможное человекам возможно Богу". Он - Творец, Который всё может! И слава Ему за это! "Слава в вышних Богу!" - поют ангелы пастухам на полях Вифлеема. Подойдём к ним поближе и послушаем рождественскую литургию.
Обстановка - скромная: проповедник - Ангел, слушатели - пастухи, хористы - тоже ангелы. В этой атмосфере неземного великолепия Слава Господня осияла пастухов. Естественно, страх напал на них.
В наше время много пишут о контактах с внеземными цивилизациями, видят НЛО (неопознанные летающие объекты), даже науку такую создали - уфологию.
Как-то американские газеты сообщили, что жителю одного американского города явился пришелец с планеты Сириус. Он сказал землянину, что люди погрязли во грехах и суете, посему он - мессия из божественной цивилизации - избрал этого человека полномочным представителем Сириуса на земле. Подобный контакт с представителем иной цивилизации, как правило, вызывает повышенный интерес у психиатров. Но в данном случае жители этого города создали "общество друзей Сириуса" и стали ждать дальнейших небесных указаний из космоса. В наше смутное время массовое сознание, как никогда раньше, нацелено на поиски мистических чудес, таинств и озарений. Люди пытаются установить контакт с космическими цивилизациями, которые, по их мнению, должны осчастливить человечество, обогатив его внегалактическим опытом. Отсюда - появление так называемых контактёров и "летающих тарелок". Правда, замечено, что пишут больше о них в период подписных компаний с целью увеличить тиражи своих газет и журналов.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг написал в книге "Современный миф" о предметах, которые становятся видимыми в небе. В ней он анализирует феномен массовых видений. Не исключая возможности существования реального физического явления, служащего толчком для психологического переноса рождённой энергии, он приходит к умозаключению, что бессознательные мотивы, разрастаясь, проходят мимо сознания и создают иллюзию некоего небесного тела. Таким образом, "летающие тарелки" являются галлюцинаторной формой психологической проекции духовных переживаний. Такого рода коллективные экзальтации бывали в истории. В частности, крестоносцы организованно увидели Небесный Иерусалим. НЛО - это не Божьи ангелы. Современные видения обрели техническую форму. И, как правило, "НЛОнавты" облечены в скафандры. А сколько небылиц рассказывают о них! Многие из таких контактёров становятся медиумами.
Отбрасывая мистификации, дезинформацию и атмосферные явления, как причины возникновения НЛО, всё же замечу, что это явление имитирует встречи Бога и ангелов с людьми, но НЛОнавты скорее всего представляют собой материализованных злых духов, которые запугивают и закабаляют людей, становящихся их марионетками. Слуги дьявола, естественно, превосходят людей в познаниях. Спиритические контакты с ними чреваты духовной катастрофой. Когда Моисей встретился с Богом, наблюдалось аномальное горение куста. Моисей, конечно, испугался, но Господь говорил с ним без какой бы то ни было таинственной телепатии (Исх.3:1-7,13-14). Бог чез своего посланника объявляет причину встречи с ним, объясняет Моисею Свои планы, без какой-либо анонимщины, чётко называет Своё имя. После этой беседы у Моисея не возникает никаких неприятных ощущений, напротив, он ободряется, обретает новые силы для выполнения ответственного поручения.
Контакты с НЛО наносили ущерб здоровью людей: они получали ожоги от зелёных лучей, дискомфорт, срывы психики, потерю чувства юмора, склонность к самоубийству. Некоторых похищали, брали у них анализы и т.п. Христос предупреждал, что в канун Его пришествия будут "ужасные явления и великие знамения на небе" (Лк.21:11).
Возвращаясь к событиям рождественской ночи, мы видим, как Ангел сразу же успокаивает пастухов. Его проповедь, соответственно принципам гомилетики, содержала три части: 1) вступление; 2) основная часть; 3) заключение.
Вступление - очень краткое, всего из двух слов: "Не бойтесь!"
И если бы эти слова не были увязаны с последующей информацией, вряд ли они возымели бы успокаивающее воздействие. Иногда мимо шумной компании молодых людей, находящихся в нетрезвом состоянии, проходит мальчик, а его подзывают: "Мальчик, иди сюда, не бойся." У последнего возникает желание ещё больше дистанцироваться от этих парней, тем более, что в голове стучит мысль: "Они предлагают не бояться. Значит, есть, чего стоит бояться". Но Ангел пастухам говорит прямо: "Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость". Пожалуй, такой была и тема ангельской проповеди: "Радость во Христе". Несколько позже апостол Павел сформулировал установку на радость как принципиальную христианскую концепцию. "Радуйтесь всегда в Господе, и ещё говорю: радуйтесь" (Фил. 4:4).
Ангел объявляет пастухам причину и сущность христианской радости: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк.2:10-11).
Радость земная - непрочная, напускная, фальшивая. Зачастую она имеет греховную природу и имеет наркотический характер. Да, от наркотиков люди получают миражные видения, созерцают себя в розовых облаках, богатыми и счастливыми. Но иллюзия проходит и обман раскрывается. Горькая реальность побуждает наркоманов снова одурманиватся наркотическим зельем. Подлинная радость приходит с победой над грехом, чувством оптимизма, рождённым вследствие общения с Богом, Его поддержкой, перспективой вечной жизни. Такая радость является одним из трёх измерений Царствия Божьего (Рим. 14:17). Если быть более точными в определениях, то радость, обещанная ангелом, всего лишь залог или аванс того, что ждало христиан после триумфального воскресения из мёртвых Спасителя. Он многократно являлся ученикам с приветствием: "Радуйтесь!" И они наверняка вспоминали Его проповеди: "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин.16:22).
Даже в виду гонений христиане уже не унывали: "...нас огорчают, а мы всегда радуемся" (2 Кор. 6:10) писал апостол Павел. Сияющая улыбка радости была на лицах христиан, идущих на смерть ради Евангелия, потому что Царствие Божье было у них в сердцах.
У нас, христиан двадцатого века, много проблем, в том числе и экономических. Многое в жизни не располагает к оптимизму. Но повеление радоваться остаётся в силе. Ведь счастье не в беспроблемной жизни. Счастье в том, что с нами Бог. А если Бог за нас, то кто против нас? Разумеется, смерть часто лишает нас этой радости, но Христос победил смерть и сделал нашу радость воистину совершенной. Слава Ему за это!
В третьей, замечательной части проповеди, Ангел даёт указание, где найти Христа. Он направляет своих слушателей по конкретному адресу, можно сказать, первой христианской церкви или молитвенного дома: "И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащих в яслях" (Лк.2:12).
На этом богослужение на лоне природы не закончилось. Появился многочисленый небесный хор, который виртуозно исполнил великолепную рождественскую ораторию. Эта вещь тоже состояла из 3-х частей.
"Слава в вышних Богу". Люди привыкли кричать "слава!" только по адресам собственных фетишизированных идолов. Строят ли мемориалы, вавилонские башни, устанавливают памятники. "Велика Артемида Эфесская!", "Слава КПСС!" или каким-то другим идолам, - таковы их девизы. А Господь говорит: "Прославлю прославляющих Меня" (1 Цар. 2:30). И это наш долг - славить Бога. Если уж мы не терпим обезличку в литературе, живописи, стремимся установить имена писателей и художников, то тем более Создатель не должен оставаться для нас анонимным. И если мы прославляем жалких людей за их примитивное творчество, то не большей ли славы достоин Тот, Кто не только сотворил нас, но и героически спас от гибели? Это наш нравственный долг - быть благодарными Ему. "За всё благодарите", - увещевал апостол Павел. И мы должны "непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр.13:15). Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Слава в вышних Богу! Снова прислушаемся к пению ангелов: "И на земле мир". Христос воскресший тоже приветствовал учеников: "Мир вам!" (Ин.20:19).
В одной из своих проповедей Спаситель сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин.14:27). Правда, кто-то возразит: а где же он, этот обещанный Богом мир, если болезни вроде хищников преследуют нас, если народ восстаёт на народ и царство на царство, преступность обогряет кровью невинные души? Мир - это атрибут или неотъемлемое свойство Царствия Божьего. Недаром сказано в Писании: "Нечестивым нет мира" (Ис.48:22), но Бог наш есть "Бог мира" (1 Кор. 14:53).
В том же случае, если человек обретёт мир с Богом, то этот мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт наши помышления во Христе Иисусе. Так учит апостол Павел.
"В человеках благоволение", - поют ангелы. Благая воля Божья - даже не в ангелах, а в людях! Какое это счастье! И нельзя остаться равнодушным к этой благой, доброй вести. Слава в вышних Богу и Спасителю Иисусу Христу!
Свидетельство о публикации №212122501341