Слава в вышних Богу!

        "Да будет Господу слава во веки; да  веселится Господь о делах Своих!"
(Пс.103:31).
        "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках  благоволение"
(Лк.2:14).

    Рождество Христово... Человеческая речь  не  может  выразить торжественность того события. Но если уж Христа славили ангелы, то тем более мы, люди, обязаны прославить Рождество Богомладенца. И если они - ангелы, пастухи и волхвы  -  видели  тогда  Его только родившимся, то мы знаем Его  уже  распятым,  воскресшим  и царствующим. Тем более величественным должно быть наше ликование. Рождение ребёнка - всегда  радость.  Это  победа  жизни  над смертью. Можно сказать, что женщина-мать выходит на  поединок  со смертью и побеждает. Поэтому рождение всякого младенца,  особенно долгожданного - это праздник победы. Если же  рождённый  ребёнок является наследником царского  престола,  то  радость  становится всенародной.
  Для ребёнка, выписываемого из роддома, заблаговременно готовят комнату, одежду, игрушки. Празднично сервируют  стол.  Американский миллионер - Форд - в честь рождения  дочери  израсходовал 300000 тысяч долларов. Другой богач - Рокфеллер - построил  целый детский городок: две школы, поликлинику, детский театр, манеж. Оборудование только одной комнаты для детских игр обошлось ему в полмиллиона долларов.
     Несколько по-другому люди встретили небесного Царя. Его ждали долго, несколько столетий, даже тысячелетий. Тщательно  изучали всё сказанное о Нём в пророческих  книгах.  Однако,  когда  Он пришёл на землю, то люди оказались неготовыми к встрече  с  Ним. Ему не нашли места в вифлеемской гостинице.  Впрочем,  это  и  не удивительно в наши дни. И роддомом для Него оказался  хлев  для скота. Правда, не стоит сгущать краски и драматизировать события. Ясли в те времена не выглядели так антиэстетично, как это сегодня представляют. На Руси, в старых русских деревнях скот  держали за перегородкой, и это место было тёплым, уютным  помещением  для животных. И в наше время некоторые люди предпочитают держать  животных в доме, что в какой-то мере превращает его в хлев.  Однажды мне довелось быть по вызову в квартире, где цыгане держали лошадь. В семье Берберовых в Баку, в квартире жили лев, пума и другие хищники. И вместе с тем рождение Христа в  хлеву  свидетельствует  об уничижении Его. Судите сами, многим ли из нас довелось родиться в хлеву. Как правило, это происходило в более цивилизованной обстановке.
  Если бы мы могли мысленно совершить экскурсию в  сегодняшний Вифлеем, то попали бы в храм "Рождество Христово", построенный  в 326 году византийской императрицей Еленой.
В век греха и к истории
отношения странного -
входим в церковь просторную
по ступенькам из мрамора.
Слева здесь расположена
Богоматерь стоящая,
а внизу - у подножия -
цепь туристов у ящика.
У загона - у овчего,
где свершилось то таинство,
бесконечная очередь
посетителей тянется.

Люди, стоя под аркою
       помещения тёмного,
     ждут - поздравить подарками
     в Вифлееме Рождённого.
     В этом здании храмовом
     есть дорожки ковровые
     на ступеньках из мрамора,
     что ведут в ясли скромные,
чтоб паломников армии,
     вниз спускаясь, увидели
     надпись мемориальную
     о рожденье Спасителя.
     А потом люди, головы
     поднимая на улице,
     там звездою неоновой
     над музеем любуются.
     В век греха и к истории
     отношения странного
     видим церковь просторную
     и колонны из мрамора.
 
Площадь пещеры составляет 36 квадратных метров.  В  неглубокой нише устроен алтарь, перед которой горят  десятки  свечей. В мраморный пол вмонтирована серебряная звезда с надписью: "Здесь  Девой Марией рождён Иисус Христос". В четырёх шагах от алтаря  располагается грот с яслями. Сотни паломников из разных стран мира здесь пишут поздравительные открытки своим родственникам.  Тихая  ночь, дивная ночь...
    Ясли вифлеемские. Крест Голгофский. Две строки  в  биографии Христа. Первый и последний шаги Его на этой земле.  Мирно спит Младенец... Ему пока ещё не знакома  жестокость  и злоба людская. И хочется сказать: "Спи, дорогое Дитя. У твоей колыбельки шепчутся отец с матерью. Серафимы  и  херувимы  охраняют твой покой... Всё ещё впереди - три с половиной года  напряжённого труда. Тебя будут беспощадно преследовать. И придёт день, когда безжалостно распнут на кресте, и Ты воскликнешь: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" Но всё это будет потом. А  пока - спи...
    Сегодня у Христа - миллиарды последователей. Они  идут в Вифлеем либо путём пастухов, в простоте сердечной  веры прославляя Его, либо путём  учёных  мудрецов - волхвов  отыскивая  истину  в Божьем творении и поклоняясь Создателю вселенной. И никак нельзя забыть слов Спасителя "Лисицы имеют норы, и  птицы небесные гнёзда, а Сыну Человеческому негде  преклонить  голову". Ему не нашли места ни в вифлеемской гостинице, ни в царском дворце Ирода. Он не имел на земле постоянного места жительства. В наше время существует такая аббревиатура: бомж: «без  определённого места жительства». И не исключено, что в нашей стране  Христа  могли бы зачислить в категорию бомжей. Но Он хочет жить  в  наших  сердцах, как когда-то жил в Вифании у Своих друзей. Он хочет иметь в  сердцах постоянную прописку и царственное место. Он должен быть  там на престоле. А сейчас, возможно, Он стоит у дверей сердца и  стучит. И если человек даст Ему место здесь,  внизу,  в  сердце, Он даст ему место там, наверху, в небе. К сожалению, единственное место, которое нашли Ему  люди, - был крест на Голгофе. Но затем роли переменились. Он сел  одесную Отца Небесного на престоле славы. И  даже  разбойник  увидел  это глазами веры и воскликнул: "Помяни меня, Господи, когда придёшь в царствие Твоё!" (Лк. 23:42). "...ныне же будешь со Мною в раю",  - ответил  Иисус,  и  бывший  злодей  оказался  первым   человеком, спасённым Христом и вошедшим в райские обители.  Вот  что  делает вера.
  Вера преодолевает кажущуюся  абсурдность  ситуации. Недаром Тертуллиан говорил: "Верую, ибо абсурдно". Многие учёные  сделали выдающиеся открытия там, где это казалось нелепым, противоречащим здравому смыслу.
     Представим ещё раз эту ситуацию. Христос - поруганный и  избитый - висит на кресте. На Его теле - сплошные раны, на голове - терновый венец. С точки зрения обывателя - это казнь преступника. Это - если знать Христа по плоти. А разбойник предпочёл  знать  Его по духу. Он посмотрел на Распятого другими глазами - глазами  веры, и увидел в кресте царский престол, а в терновом венце - золотой венец славы, а во Христе - Царя небес. И был спасён,  и  стал гражданином этого Царства.
    Сегодня кто-то сомневается в  девственном  рождении  Христа. Дескать, трудно поверить в такое чудо. Но  для  Бога,  создавшего мир, таинственным образом образующего младенческий организм в материнской утробе, не может быть проблем в сотворении своего рода биологической колыбели в виде  телесной  структуры  Своего  Сына. "Невозможное человекам возможно Богу". Он - Творец, Который  всё может! И слава Ему за это! "Слава в вышних Богу!" -  поют  ангелы пастухам на полях Вифлеема. Подойдём к ним  поближе  и  послушаем рождественскую литургию.
     Обстановка - скромная: проповедник - Ангел, слушатели - пастухи, хористы - тоже ангелы. В этой атмосфере неземного великолепия Слава Господня осияла пастухов. Естественно, страх  напал  на них.
    В наше время много пишут о контактах с внеземными  цивилизациями, видят НЛО (неопознанные летающие объекты), даже науку  такую создали - уфологию.
    Как-то американские газеты сообщили, что жителю одного  американского города явился пришелец с  планеты  Сириус. Он  сказал землянину, что люди погрязли во грехах и суете, посему он -  мессия из божественной цивилизации - избрал этого человека полномочным представителем Сириуса на земле. Подобный контакт с  представителем иной цивилизации, как правило, вызывает повышенный  интерес у психиатров. Но в данном случае жители этого города  создали "общество друзей Сириуса" и стали ждать дальнейших небесных  указаний из космоса. В наше смутное время массовое сознание, как никогда  раньше, нацелено на поиски мистических чудес, таинств  и  озарений.  Люди пытаются установить контакт с космическими  цивилизациями,  которые, по их мнению, должны осчастливить человечество, обогатив его внегалактическим опытом. Отсюда - появление так называемых  контактёров и "летающих тарелок". Правда, замечено, что пишут больше  о них в период подписных компаний с целью  увеличить  тиражи  своих газет и журналов.
    Швейцарский психолог Карл Густав Юнг написал в книге "Современный миф" о предметах, которые становятся видимыми в небе. В ней он анализирует феномен массовых видений. Не исключая  возможности существования реального физического  явления,  служащего  толчком для психологического переноса рождённой энергии,  он  приходит  к умозаключению, что бессознательные мотивы, разрастаясь,  проходят мимо сознания и создают иллюзию некоего небесного тела. Таким образом, "летающие тарелки"  являются  галлюцинаторной формой психологической проекции духовных переживаний. Такого рода коллективные экзальтации бывали в истории. В частности,  крестоносцы организованно увидели Небесный Иерусалим. НЛО  -  это  не Божьи ангелы. Современные видения обрели  техническую  форму.  И, как правило, "НЛОнавты" облечены в скафандры. А сколько небылиц рассказывают о них! Многие из таких контактёров становятся медиумами.
    Отбрасывая мистификации, дезинформацию и  атмосферные  явления, как причины возникновения НЛО, всё же замечу, что это  явление имитирует встречи Бога и ангелов с людьми, но  НЛОнавты  скорее всего представляют собой материализованных злых духов, которые запугивают и закабаляют людей, становящихся  их  марионетками. Слуги дьявола, естественно, превосходят людей в познаниях. Спиритические контакты с ними чреваты духовной катастрофой. Когда Моисей встретился с Богом,  наблюдалось  аномальное  горение  куста. Моисей, конечно, испугался, но Господь говорил с ним без какой бы то ни было таинственной телепатии (Исх.3:1-7,13-14).  Бог  чез своего посланника объявляет причину встречи с ним, объясняет Моисею Свои планы, без  какой-либо анонимщины, чётко называет Своё имя. После этой  беседы у Моисея не возникает никаких неприятных ощущений,  напротив,  он ободряется, обретает новые силы для выполнения ответственного поручения.
    Контакты с НЛО наносили ущерб здоровью  людей:  они  получали ожоги от зелёных лучей, дискомфорт, срывы  психики,  потерю  чувства юмора, склонность к самоубийству. Некоторых похищали,  брали у них анализы и т.п. Христос предупреждал, что в канун  Его  пришествия будут  "ужасные  явления  и  великие  знамения  на  небе" (Лк.21:11).
     Возвращаясь к событиям рождественской ночи,  мы  видим,  как Ангел сразу же успокаивает пастухов. Его проповедь,  соответственно принципам гомилетики, содержала три части: 1) вступление;  2)  основная часть; 3) заключение.
     Вступление - очень краткое, всего из двух слов: "Не бойтесь!"
    И если бы эти слова не были увязаны с  последующей  информацией, вряд ли они возымели бы успокаивающее воздействие. Иногда мимо шумной компании  молодых  людей,  находящихся  в нетрезвом состоянии, проходит мальчик, а его подзывают: "Мальчик, иди сюда, не бойся." У последнего возникает  желание  ещё  больше дистанцироваться от этих парней, тем более, что в  голове  стучит мысль: "Они  предлагают  не  бояться. Значит, есть, чего  стоит бояться". Но Ангел пастухам говорит прямо: "Не бойтесь, ибо  я  возвещаю вам великую радость". Пожалуй, такой была и тема  ангельской проповеди: "Радость во Христе".  Несколько  позже  апостол  Павел сформулировал установку на радость как  принципиальную  христианскую концепцию. "Радуйтесь всегда в Господе, и ещё говорю: радуйтесь" (Фил. 4:4).
    Ангел объявляет пастухам причину и сущность христианской радости: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,  Который есть Христос Господь" (Лк.2:10-11).
     Радость земная - непрочная, напускная,  фальшивая.  Зачастую она имеет греховную природу и имеет наркотический  характер.  Да, от наркотиков люди получают миражные видения,  созерцают  себя  в розовых облаках, богатыми и счастливыми. Но  иллюзия  проходит  и обман раскрывается. Горькая реальность побуждает наркоманов  снова одурманиватся наркотическим зельем. Подлинная  радость  приходит с победой над грехом, чувством  оптимизма,  рождённым  вследствие общения с Богом, Его поддержкой, перспективой вечной жизни. Такая радость является  одним  из  трёх  измерений  Царствия Божьего (Рим. 14:17). Если быть более точными в определениях, то радость,  обещанная ангелом, всего лишь залог или аванс того, что ждало  христиан после триумфального воскресения из мёртвых Спасителя. Он многократно являлся ученикам с приветствием:  "Радуйтесь!"  И  они  наверняка вспоминали Его проповеди: "Я увижу вас опять, и возрадуется  сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у  вас"  (Ин.16:22).
Даже в виду гонений христиане уже не унывали: "...нас огорчают, а мы всегда радуемся" (2 Кор. 6:10) писал апостол Павел. Сияющая улыбка радости была на  лицах  христиан,  идущих  на смерть ради Евангелия, потому что Царствие Божье  было  у  них  в сердцах.
     У нас, христиан двадцатого века, много проблем, в том  числе и экономических. Многое в жизни не располагает  к  оптимизму.  Но повеление радоваться остаётся в силе. Ведь счастье не в  беспроблемной жизни. Счастье в том, что с нами Бог. А если Бог  за  нас, то кто против нас? Разумеется, смерть часто лишает нас  этой  радости, но Христос победил смерть и сделал нашу  радость  воистину совершенной. Слава Ему за это!
     В третьей, замечательной части проповеди, Ангел даёт  указание, где найти Христа. Он направляет своих слушателей по конкретному адресу, можно сказать, первой христианской церкви или молитвенного дома: "И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащих в яслях" (Лк.2:12).
    На этом богослужение на лоне природы не закончилось. Появился многочисленый небесный хор, который виртуозно исполнил великолепную рождественскую ораторию. Эта вещь тоже состояла из 3-х частей.
     "Слава в вышних  Богу".  Люди  привыкли  кричать "слава!" только по адресам собственных фетишизированных идолов. Строят  ли мемориалы, вавилонские башни, устанавливают  памятники.  "Велика Артемида Эфесская!", "Слава КПСС!" или каким-то другим идолам, - таковы их девизы. А  Господь говорит: "Прославлю прославляющих Меня" (1 Цар. 2:30). И это наш долг - славить Бога. Если уж мы не терпим обезличку в литературе, живописи, стремимся установить имена писателей и художников, то тем более Создатель не должен  оставаться  для нас анонимным. И если мы прославляем жалких людей за  их  примитивное творчество, то не большей ли славы достоин  Тот,  Кто  не  только сотворил нас, но и героически спас от гибели? Это наш  нравственный долг - быть благодарными Ему. "За всё благодарите", -  увещевал апостол Павел. И мы должны "непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр.13:15). Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Слава в вышних Богу! Снова прислушаемся к пению ангелов: "И на земле мир".  Христос воскресший тоже   приветствовал учеников: "Мир вам!" (Ин.20:19).
    В одной из своих проповедей Спаситель сказал: "Мир  оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин.14:27). Правда,  кто-то  возразит:  а где же он, этот обещанный Богом мир, если болезни вроде  хищников преследуют нас, если народ восстаёт на народ и  царство  на  царство, преступность обогряет кровью невинные души? Мир - это атрибут или неотъемлемое свойство Царствия  Божьего. Недаром сказано в Писании: "Нечестивым нет мира" (Ис.48:22), но Бог  наш есть "Бог мира" (1 Кор. 14:53).
     В том же случае, если человек обретёт мир с Богом,  то этот мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт наши  помышления во Христе Иисусе. Так учит апостол Павел.
     "В человеках благоволение", - поют  ангелы.  Благая  воля Божья - даже не в ангелах, а в людях! Какое это счастье! И нельзя остаться равнодушным к этой благой, доброй вести. Слава в вышних Богу и Спасителю Иисусу Христу!


Рецензии