Каблак

Каблак
Лето пролетело. Скоро, совсем уже скоро в школу. Я с большим удовольствием
готовился к первому сентября и c нетерпением ждал встречи с одноклассниками.
Сегодня прошелся по улице, время два часа дня и не души. Один, нахожусь здесь, где
раньше торговали животными: коровы, овцы, свиньи и прочая живность, раз в неделю
продавалась и покупалась на этом маленьком базаре. Все это осталось в недалеком
прошлом, сейчас на этом месте посредине площади пусто. И мы местная ребятня уже
года три гоняем здесь футбол. Забор еще небольшими частями сохранился, местами были
Я уселся на одну еще не сломанную перекладину и решил подождать ребят. Прямо
передо мной находилась пивная, и мужики, словно мухи крутились возле неё. Чуть
подальше стояла столовая, там также торговали пивом и разливным красным вином, в
народе его прозвали «барматуха». В конце площади располагалась автостанция и рядом
еще пивная. По праздникам и в дни получек здесь было шумно до вечера. Интересно
наблюдать за пьяными людьми пока они не трогают тебя. Но тут я увидел, как несколько
человек направились в мою сторону, решили видно перекурить. Я перепрыгнул через
забор, на дорогу, и увидел Генку, в руке у него была булка хлеба. Мы поздоровались.
Генка как то хитро улыбался и предложил мне, прогуляться к его дому.
- Там сестра моя с подружкой, с малышней заниматься будут, игры разные разучивать,
книжки читать.
--Нет, Генка, не пойду. Опять там Каблак выступать будет, я его видеть не хочу.
Подожду здесь, может ребята скоро подойдут.
--Пошли, не бойся. Ты вчера Каблаку здорово всыпал, да его ещё тетя Груня поколотила,
так что его сегодня не узнать. С утра, как шёлковый, у всех прощения просит и постоянно
плачет. Пойдем, сейчас фотки печатать будем, а то вчера, Каблачина не дал.
И точно, я вспомнил: как мы зашли в дом, зажгли красный фонарь. Генка начал
печатать фотки, многие из нас не видели этот процесс. А тут вот все получается, на наших
глазах. И вдруг в комнате зажигается свет, а этот мерзавец хохочет и оскорбляет нас. Он
ещё на улице, удивил меня своими придурковатыми шутками, то начнет дергать девчонок
за косички, при этом выбирает тех, что громко кричат. К мальчикам пристает, которые
меньше и слабее его. Несколько раз, как бы ни нарочно, толкнул меня, я оборачивался к
нему и ловил его взгляд полный любопытства и наглости. Я понял, что он хочет ссоры, и
это его хобби, а здесь он самый старший и пусть все бояться.
Я спросил: что тебе? И он отбегал в сторону, при этом речь его была, какая то,
приблатненая. Здесь же с девчонками играла моя сестра. От неё я узнал, чей это мальчик.
Звали его Ваня, и учиться в школе – интернат. За плохое поведение был отправлен в
спец – школу, а вот сейчас его привезли домой, чтобы учился здесь. Нина сказала, чтобы я
не связывался с Ванькой, потому что он дурак – дураком, так ей сказала его сестра Зина.
Получилось так, что я поколотил Каблака, когда мы вышли на улицу из дома. Он
визжал как поросенок, и кричал, что зарежет меня и с этими страшными угрозами убежал
во двор своего дома. Все девочки и мальчишки, которые играли в это время на улице
подходили ко мне и говорили, что я молодец. Даже сестра его Зина успокоила меня,
сказала: « Не бойся его. Ванька, хороший, он просто пугает, а сам всех боится».
Я шел домой и ругал себя за эту драку. «Вот возьмет и подкараулит меня по пути в
школу, нападет неожиданно и зарежет». Разные страшные мысли крутились в голове, и
был я сильно расстроен. Было мне в тот год двенадцать полных лет, а Каблаку наверно
четырнадцать.
Гена уговорил меня, что бы я пошел с ним. « Во первых сегодня футбол по телику, и
навряд ли кто придет сюда, а во вторых тебе надо помириться с Каблаком, потому что
будешь ходить к нам в переулок играть часто».
Я сказал Генке, что не против мира и подумал, оказывается он хороший мальчик,
младше меня, а рассуждает толково, и спросил его, « Гена, А почему я должен ходить к
вам играть»?
-Даешь слово, что не скажешь не кому.
-- Конечно, клянусь, что не проболтаюсь.
Генка рассказал, что его сестру недавно вызывали в городской комитет комсомола.
Я знал Тамару, она перешла в десятый класс, умная девчонка, комсомолка, отличница.
В общем, ей предложили организовать ребят, создать кружки по интересам. На
следующее лето нам отдадут заводской клуб. – Вот здорово! – Обрадовался я. Клуб
находился в конце нашей улицы, и там можно многому научиться.
- Пойдем к вам. Буду с Ванькой мириться. -
Мы подошли к Генкиному дому. Детвора в основном девочки окружили Тамару, она
читала книгу вслух. Если честно, то я боялся этой встречи, волновался и по этой причине
не увидел его среди детей. Генка понял мое состояние и указал мне на мальчишку,
который забился в темный угол. Там находилась скамейка, а высокий забор и стена сарая
образовали место, плохо освещенное даже днем.
- Вот смотри на нашего героя. Словно его подменили за ночь. Главное, некого не узнает
и на кличку не отзывается, только плачет. Сегодня его даже девчонки обижают. Я зайду,
хлеб оставлю, а ты с Каблаком помирись.
Мальчик сидел на скамейке очень странно, как будто хотел спрятаться от всех. Ступни
ног находились на скамейке, а коленки торчали вверх. Он обхватил свои ноги руками, а
голова лежала на коленях. Парнишка находился в трансе, взглядом упершись в стену
сарая, тихонько раскачивался и плакал. Я остановился рядом и услышал его шепот:
«Мамочка забери меня домой». Присел рядом с ним и сказал: «Привет! Ваня, а ты зачем
плачешь? Кто тебя обидел?»
Он вдруг расслабился и сел нормально, посмотрел прямо в мои глаза и спросил: «Ты
откуда знаешь мое имя?» Я засмеялся, потому что его лицо было в грязных разводах от
пролитых слез и от вчерашнего разбитного мальчишки не осталось и следа.
- Тебя здесь знают все. Вот в этом доме ты живешь с сестрами и мамой, а имя твое
Иван.
- Зачем тогда меня все обижают, и называют Каблаком?
- Тебя так называет мать и сестры и вообще все, наверно это твоя кличка. Да и ты вчера
сам всех обижал, за это я с тобой подрался. Ты что не помнишь?
Ваня подвинулся ко мне и спросил, как меня зовут. Вот прикалывается, подумал я.
- Толя мое имя. Прости, пожалуйста, за драку и давай будем дружить, - предложил я.
- Конечно, давай дружить. Я вижу, ты хороший мальчик, и сможешь помочь мне.
Выслушай, пожалуйста, что со мной произошло этой ночью, или я сойду с ума.-
Он поведал мне свой душевный рассказ.
Я живу в Москве, с мамой и бабушкой. У нас большая квартира и у меня есть своя
комната и много любимых игрушек. Еще вчера днем вместе с бабушкой вернулись с дачи
в Москву. Мама работает в институте, она научный сотрудник и надолго уезжает в
командировку. Я очень соскучился по маме, потому что все лето жили без неё. Вечером
искупался в ванной и пошел спать в свою комнату. А проснулся в чужом доме, рядом
ходят незнакомые люди. Все меня обижают, называют чудным именем, которое я раньше
не слышал, а эту деревню вижу первый раз. Вот ты Толя, сможешь объяснить, почему
такое чудо случилось именно со мной?
Он смотрел на меня как на человека подавшего надежду на возвращение к своей маме и
бабушке, к привычной жизни в своем родном городе. Мне стало обидно за родной город,
который назвали деревней, и пришлось сказать об этом. Ваня сразу извинился и попросил
прощения за свои слова.
– Мне очень важно узнать, поверил ли ты, что такое может произойти за одну ночь.-
Спросил он, и глаза снова наполнились слезами.
- Вот ты правильно сказал, что произошло чудо, и объяснить каким образом, появился в
этом доме, не можешь. Если я скажу, что поверил тебе, то, как объяснить, куда подевался
Каблак?! Ваня! Давай дружить. Сейчас ты перестанешь плакать, и станешь играть с
ребятами и останься самим собой. Позже, может даже завтра, скажу тебе правду. А сейчас
пошли умываться, лицо твое очень грязное.-
Возле калитки нас остановила его сестра. Зинка сказала ему, чтобы шел в огород
поливать грядки с овощами. Он промолчал, и я ответил, что помогу, ему и все сделаем.
Мы так увлеклись поливом, что не заметили, как в огороде появилась тетя Груня.
Она похвалила нас за работу: « Вот молодцы, что быстро помирились». Потом сказала
Ивану: « Больше Тольку не обижай не когда, а то его отец очень строго накажет тебя.
Помнишь наверно, о чем вчера говорила ».
Я спросил: « Тетя Груня, можно мы пойдем на улицу играть»?
- Да кто вас держит. Бежите, играйте, я буду ужин готовить,- ответила она.
В этот момент Иван явно поторопился с решением своей проблемы.
Он взял женщину за руку и спросил: « Тетя Груня! Отвезите, пожалуйста, меня домой. Я
очень хочу вернуться к маме и к бабушке».
- Ванька! Да ты что, умом тронулся? Какая я тебе тетя? Сейчас вот тресну по башке,
чтобы помнил свою мать.-
- Если ты тетка меня тронешь, то я пожалуюсь в милицию, и тебя накажут. Потому что
в нашей стране запрещено бить детей.- Ваня смело пошел прямо на нее. Она замахнулась
на него рукой, да только он ловко увернулся от удара и мы выбежали на улицу.
Там я сказал Ване, что тетя Груня наверно сильно обиделась на него. Он ответил, что
впервые видит эту тетку. Когда немного стемнело, ребята зашли к Генке домой и стали
печатать фотки. Ваня спокойно и профессионально, подсказал соседу, как лучше
напечатать фото и показал, как наводить объектив на резкость. Ребята очень удивились
этому. А я подумал, что действительно может быть мальчик этот не Каблак
Мы вышли на улицу, ребята загалдели: делились впечатлениями, а Гена спросил у Вани,
зачем он вчера прикалывался дураком? Он не успел дать ответ, потому что тетя Груня
вышла на улицу и позвала его ужинать. Я помог мальчику «переступить» порог
незнакомого ему дома.
« Ваня я поверил твоему рассказу. Иди в дом, тебе надо покушать. А завтра напишешь
письмо домой, и за тобой приедет мама». Как здорово я придумал про письмо. Этот план
понравился и ему, но видимо было очень тяжело войти в чужой дом.
« Толя. Можно я пойду к тебе домой? Расскажу все твоим родителям, и до приезда мамы
поживу у вас»? Я категорически отверг это предложение: « Нет. Мои родители не
поверят, сейчас тебе, и не надейся на это. Иди в дом, тетя Груня хорошая женщина. Она
уже простила тебя». Ваня шагнул за калитку с надеждой на то, что проживет здесь не
долго.
На следующий день, я пошел к Ивану. Он ждал меня на улице. Мы очень обрадовались
встрече. – Как твои дела? Письмо написал?- спросил я.
- Письмо написал, я уверен, как только мама его получит сразу приедет и заберет меня.
Вот только возникла проблема, я не нашел конверт. Оказывается они очень бедно
живут, в доме не найдешь и копейку.- Ваня смущенно посмотрел на меня и попросил:
« Толя, пожалуйста, принеси конверт, чтобы сегодня послать письмо».
Я вернулся домой и когда с конвертом в руке вышел на улицу, лицом к лицу столкнулся
с мамой. Она, вернула меня домой, и пришлось, все рассказать про Ивана, и зачем я взял
конверт. Мать сказала, что придумал все Каблак, а я дурак верю: «Отца его убили,
бандитом был. Пять девок, оставил на Груньку, как хочешь, воспитывай, и по Ваньке
тюрьма плачет. Ты сынок не связывайся с ним».
Я заплакал и высказал в защиту друга очень убедительную речь, потому что отчаянное,
на грани срыва, состояние его души, передалось мне.
-Ладно, иди, только дотемна не болтайся, а то отец ругать будет. Он с Ванькой
разберется, я ему расскажу эту историю.-
И снова Иван удивил меня, потому что попросил бросить письмо в почтовый ящик.
Я сказал ему: давай пойдем вместе, если ты действительно не знаешь где находиться
почтовый ящик. И еще рассказал ему, как можно добыть денег на конверт.
- Вот в этом магазине торгуют вином, пивом и лимонадом, а пустые бутылки принимают
и цена одной двенадцать копеек.-
Закончились каникулы, Ваня пошел учиться в школу – интернат. На выходной его
отпускали домой, и это давало нам возможность встречаться. Он жаловался, на ребят,
которые называли его по кличке. Ваня обижался на это и плакал, жаловался учителям, но
одноклассники стали еще агрессивнее. Он был в отчаяние и, поделился со мной, что
очень тревожится, потому, как на его письма домой, все еще не было ответа, а писем к
маме отправил еще три.
Наверно оттого, что я верил ему, и от всего сердца хотел помочь, в голову мне пришла
очередная идея. – Иван тебе желательно подружиться с учителем, который бы поверил,
что ты действительно другой, а не Каблак. Ведь он учился очень плохо, и обижал своих
товарищей и учителей. А ты учись на пятерки и отличайся своим хорошим поведением. –
Иван выслушал меня, обнял. – Я и не сомневался, ты настоящий друг, - сказал он.
- Когда отвечаю на уроках, учителя очень удивляются моим знаниям, вот только пятерки
не ставят, а на уроке немецкого вообще получил двойку. –
- Ну, ты подготовься лучше и ответь на пятерку, - посоветовал я.
- Придется сделать, как советуешь ты. С учительницей по немецкому языку, думаю,
нужно подружиться. –
Потому с каким настроением он сказал эти слова, я понял, что у него созрел новый план,
как действовать дальше. Когда она дежурила по интернату и осталась с детьми и на
ночное время, ему удалось поговорить с ней. А что бы она обратила на него внимание,
Ваня в столовой во время ужина, дернул за косичку одноклассницу. Позже, когда все
успокоились и готовились ко сну, она позвала его в учительскую. Спросила: «Почему он
не учит уроки по ее предмету. Все учителя хвалят тебя: говорят, что ты был очень плохим
учеником, до того как попал в спец – школу. Скажи, пожалуйста, зачем в столовой обидел
девочку?»
Иван ответил ей на последний вопрос на английском языке, девушка очень удивилась.
Дальше продолжил свой рассказ, о том: что он не тот мальчик, за которого принимают,
А он учился в московской школе и в ней преподавали английский язык. И рассказал ей
без утайки все, и попросил помочь ему вернуться к маме.
Она поверила своему ученику, потому что внимательно выслушала его рассказ, так - же
наблюдала за эмоциональным поведением мальчика. – Хорошо. Я верю тебе. Видимо,
какая – то таинственная сила вмешалась в твою судьбу и того мальчика, место которого
занял ты. Будем надеяться, что сила это добрая, - она чуть помолчала, загадочно
улыбнулась и сказала: « Может быть, сам Бог решил испытать тебя»!?
- Ты говоришь, что на письма нет ответа. Тогда давай поступим так: ты напишешь
письмо маме, а я тоже напишу свое мнение. Пойдем на почту и отправим конверт
заказным письмом, только все это сделаем в воскресенье. А сейчас иди спать. И еще одна
просьба: чтобы нам чаще встречаться попроси у классного руководителя разрешения на
дополнительные занятия по немецкому языку.
Недели через две, пришло письмо из Москвы. Ваня читал его и плакал. Его мама
сообщила: что любимый ее сын Ванечка проживает вместе с ней. Некуда он не пропадал,
каким был таким и остался. Сейчас у него переходный возраст, поэтому стал похуже
учиться, немного грубит бабушке и мне. Мы на него не обижаемся, к тому – же мальчик
ушибся очень сильно головой и лежал в больнице с сотрясением мозга. Дальше были
извинения и пожелания. А в конце письма просьба: пожалуйста, больше нас не
беспокойте.-
На выходной день мы вновь встретились. Иван рассказал мне об этом письме и грустно
посетовал: « Вот Толя, такие дела. Мои мама и бабушка чужого ребенка приняли в дом и
души в нем не чают».
Перед октябрьскими праздниками учительница сообщила Ване, что поедет навестить
своих родителей, и в Москве, будет делать пересадку на поезд. Пообещала, что
обязательно навестит его маму, и все расскажет ей. Он с нетерпением ждал ее
возвращения в интернат. Рассказ ее был такой: « Дверь приоткрыл мальчик, похожий на
тебя как две капли воды.
Я бы хотела поговорить с твоей мамой, сказала ему. Мама и бабушка пошли в магазин,
так ответил он мне. Тогда я решила задать провокационный вопрос. Собирайся Каблак я
приехала за тобой, чтобы вернуть в интернат. Истерика его была паническая, и он выдал
себя. Я увидела в его глазах ужас и страх. Поток грязных ругательств и угроз в мой адрес
услышали мои уши. Мне нужно было спешить на поезд, и я ушла».
Ваня выслушал этот рассказ. «Мне надо спасти маму и бабушку от этого идиота.
Клянусь! Я что небудь придумаю».
Они стояли в коридоре школы, у всех на виду. Ну что в этом неприличного,
преподаватель разговаривает с учеником. Но чустсво жалости к этому повзрослевшему
мальчику, заставили сделать такой поступок. Она на секунду прижала его к себе и
поцеловала в голову. В это время из кабинета вышел директор и стал очевидцем
происшедшего. Мужчина сказал ей, чтобы после занятий зашла к нему в кабинет.
Вечером, этого дня учительница сообщила Ване, что все рассказала директору, и он
обязательно побеседует с ним. После разговора с директором интерната, у него появилась
надежда скоро вернуться домой.
Об этом Ваня рассказал мне, когда мы встретились в очередной раз. Я его не сразу
узнал. В новом, в цветную клетку, зимнем пальто и шапке, он показался мне очень
взрослым парнем. А когда сказал, что верит новым друзьям, и что директор обещал, даже
прокуратуру подключить, если нужно будет.
Я почувствовал, что теряю друга, и стал не интересен ему, и стал лихорадочно
соображать, что сделать, чтобы быть ему нужным. Вдруг меня осенило, и я радостно
закричал: « Давай Ваня деньги копить тебе на дорогу. Я стану пустые бутылки собирать,
а в выходные дни ты будешь их сдавать. До новогодних каникул накопишь и поедешь в
Москву»!
Ванька засмеялся, похлопал меня по плечу и сказал: « Правда говорят, что рыбак
рыбака видит издалека». Я обиделся на него и ответил, что я не рыбак, а просто хочу
помочь ему. И тогда он сознался, что уже копит деньги. А мне посоветовал не лезть в его
бизнес, чтобы мои родители не помешали ему. – Ты, Тольчик, очень честный мальчик и
тебя легко обмануть. Поэтому я тебя очень прошу, не рассказывай, про наш разговор
своей маме.- Я обещал, что буду молчать, и еще поинтересовался у него: что это за слово
бизнес, уж очень мне понравилось, как он его произнес. Иван очень доходчиво мне
объяснил: « Вот я собираю бутылки и получаю от этой работы доход, а если ты или еще
кто начнет заниматься этим делом, то мой доход уменьшиться, а это может привести к
вражде между нами. Понял?!» Я кивнул головой в знак согласия, и внимательно с
уважением посмотрел на него: рядом стоял подросток на голову выше меня, и уже не
было заметно в нем той беспомощности и растерянности, которую наблюдал я пару
месяцев назад.
- Вот и хорошо, что понял. Мы должны реже встречаться.
От обиды, за то, что друг променял меня на учителку, я замахнулся, чтобы ударить его,
и закричал обидные слова в его адрес. Иван ловко увернулся, обхватил меня так, что руки
оказались прижатыми к телу и приподнял над землей.
- Не дергайся! Я тоже скажу, что ты трус! После драки с Каблаком, ты очень испугался
встречи с ним. Какому богу ты молился, чтобы со мной случилось такое?
У меня началась истерика, и Ваня, как мог, успокаивал. Говорил, что совсем не
обижается и просит прощения.
- Толя! Знал бы ты, как мне не хочется идти ночевать к Груньке.
Иван, только так называл свою новоиспеченную мать. К этому все привыкли, и она и
сестры, которые жили дома. Старшая дочка у тети Груни жила и работала в Москве,
только Ваня, да и я об этом не знали. В тот злополучный вечер она ударила сына по
голове, вальком. Предмет этот применяется при полоскании белья, и для удаления воды
методом обстукивания, и все, что Иван вытворял в последнее время, придала
последствиям этого удара.
- Хорошо, что не убила. Перебесится, пройдет, - так думала она.
Каблак проснулся очень рано. Открыл глаза, в комнате было темновато, и она
показалась незнакомой. Голова раскалывалась от боли. Он ощупал ее рукой, и обнаружил
на лбу опухоль большого размера. Вспомнил прожитый день и как подрался с мало -
знакомым мальчишкой. Вот именно за это мать набросилась на него, как собака,
сорвавшаяся с цепи.
Она сначала громко кричала на него и все пыталась ударить вальком, который схватила
с поленницы. Он ловко увертывался от ее рук и даже дразнил мать хулиганскими словами.
Мать быстро устала и свалилась на скамейку, которая стояла в огороде возле изгороди. –
Молодец сынок. Вырос, ловкий стал. Только вот что я тебе скажу, подойди сюда, - Ванька
не шел, боялся, ему частенько перепадало от матери.
- Подойди не бойся, - она приподнялась и села на скамейку. – От меня убежал, от других
не скроешься. Везде найдут.-
Каблак почувствовал в голосе матери нотки тревоги, подошел и сел рядом.
- Отец у Тольки власть в районе имеет большую, - Каблак перебил ее слова.
- Какая власть. Ты что мамка. Он электриком работает на электростанции.
- Власть у него большая сынок. Над всей шпаной, чтобы беспредел не чинили, а жили,
как все нормальные люди. А если кто плохо понимает то, - мать зашептала ему на ухо
свою тайную информацию. Потом поднялась со скамейки.
- Понял – ли меня, - спросила. Сын молчал, и она поняла, что он переживает о
случившемся. – Ванька! Я тебя ращу, чтобы ты стал защитником семьи, а не опущенным
по жизни, - и заплакала. Решила положить валек на поленницу, и неожиданно для сына
стукнула его по лбу. Он заорал от боли, и растянулся на скамейке, теряя сознание.
- Утром пойдешь к Тольке домой просить прощения, и скажешь, что синяком он тебя
наградил, а с отцом его я поговорю.-
Поднялся с кровати, чтобы посмотреть на себя в зеркало, и упал на пол.
Очнулся, увидел вокруг людей в белых халатах и незнакомую бабушку, и все вокруг
чужое. Потом была больница, и две женщины, которые постоянно крутились возле его
кровати. Такого внимания к своей персоне он с рождения не знал, поэтому не
капризничал, а больше молчал и вникал в ситуацию. Через неделю его привезли домой,
где у него была своя комната. Мама уходила на работу, бабушка шла по магазинам и у
него была уйма времени, чтобы освоиться в квартире. Он видел большие фотографии в
комнате и в альбомах, и понял, что он и мальчик удивительно похожи. Потому как
Ванька все время молчал, а у него просто язык не поворачивался назвать эту чужую тетку
мамой, а старуху бабушкой. Мать сказала ему, что повезет его к врачу, нужно принимать
меры, чтобы вернуть сыну речь. Он испугался и решил для себя, что хватит молчать и
пора назвать эту женщину мамой, язык не переломиться. Какая была реакция у женщин,
когда он заговорил, это надо было видеть. Ванька понял, что его очень сильно любят, и
решил отвечать им нежностью и ласковым словом. Скоро он стал в доме полновластным
хозяином. В школе стал усиленно заниматься, конечно, уровня знаний другого Вани не
достиг, но старался и это видели преподаватели. На улицу выходил редко, боялся быть
разоблаченным мальчишками, с которыми дружил другой Ваня. Вскоре среди ребят
прошел слух, что у Ивана после болезни «крыша поехала» и его перестали звать играть во
двор. Письма, которые приходили от Вани он читал и уничтожал. Иногда вспоминал
родную мать и сестер, сердце сжималось от жалости к ним. Было жалко и этого
мальчишку, из писем он знал все его переживания за маму и бабушку.
Когда пришло, заказное письмо и мать, прочитала его вслух, он заплакал, убежал в свою
комнату и закрылся. Подумал так, пойду и сознаюсь во всем, и почувствовал облегчение в
душе своей. Да тут в дверь постучалась мать, и плакали вместе с бабушкой, умоляли его
не переживать, и говорили, что они любят его и очень просили, чтобы открыл дверь.
Ванька подумал, действительно разве он виноват, что живет здесь, и не может
объяснить, как очутился в этом городе, даже себе.
Он открыл дверь и стал успокаивать женщин, и еще более окрепли дружеские отношения
между этими людьми.
А потом пришлось пережить еще один инцидент. Когда заявилась, незнакомая девушка
и сказала, что приехала забрать его в интернат. Повезло ему, что в тот момент дома не
было взрослых. Именно после этого случая, ему неожиданно пришла мысль, что он может
стать хозяином квартиры. Впервые Каблак подумал всерьез, что на свете есть Бог. Иначе
как объяснить, то, что он живет здесь, а тот мальчик там. И жизни его не позавидуешь.
Тогда он твердо решил, что домой, в ту нищету, в какой жил раньше, по доброй воле не
вернется. Надо было как – то сообщить матери, что с ним все в порядке. И, чтобы не шла
на поводу у того мальчишки, раз уж так получилось.
Каблак знал, что в Москве живет старшая сестра, только адреса не помнил. Он, даже не
помышляя о том, чтобы отыскать ее. Этот большой город, пока еще, казался ему не
дружелюбным, пугал своей величиной. Ванька очень боялся уезжать далеко, чтобы не
заблудиться и не попасть в какую небудь историю.
Получилось так, что Господь снова помог ему.
Тетя Груня, конечно, заметила, что с ее сыном происходит нечто странное.
То он приставал к ней с просьбой отвести его домой в Москву и даже назвал адрес.
После просил дать денег, чтобы он сам съездил в Москву, и уверял, что его мама все
вернет и еще одарит Груню подарками. Продавщицы из магазина по секрету рассказали,
что Ванька очень часто сдает бутылки и покупает почтовые конверты.
В общем, причина написать дочке письмо у Груни была. В нем она подробно написала
обо всем, что произошло дома, что Ванька вроде как с головой не дружит. И слезно
просила сходить и проверить адрес. Дней через десять с почты принесли бумагу, что она
приглашается на телефонный разговор. Был выходной день, и она одна пришла на
телеграф. Сняла трубку, услышала родной голос: « Мама здравствуй! Пожалуйста, не
волнуйся и присядь на стул. Я на десять минут заказала разговор».
После простой болтовни о здоровье, о погоде. Груня спросила о самом важном для нее
вопросе. Ответ дочки, ошарашил, мать. – Наш это Ванька там живет. Я его на улице
поймала, тряхнула, как следует. Он сразу – то не сознался, испугался очень. А после
расплакался и рассказал все.
Что еще говорила дочь, Груня не слышала, она потеряла сознание и свалилась со стула
на пол кабинки. Ее привели в чувство работницы телеграфа и сказали, что дочь приедет на
днях в гости. Она шла домой по знакомой улице, не кого, и не чего не замечая. Чувство
злости к родному сыну и жалости к этому мальчишке кипели в душе, сменяя друг друга.
Она даже хотела пойти в интернат и обрадовать Ваню такой приятной для него
новостью. Да ноги сами привели ее домой. – Ну и ладно, вот и хорошо, дождусь приезда
дочери, а потом уж все решим.
Вскоре пришло письмо от дочки, в нем она сообщила, что сможет приехать только на
праздник Новый год и может даже не одна, и просила, чтобы пока ни чего не
рассказывала Ваньке. Груня занялась подготовкой дома к приезду гостей, в душе радуясь,
что скоро все утрясется и, слава Богу, мальчишка вернется домой. А уж с Каблаком она
потом разберется. – Совсем совесть потерял, по родной матери не соскучился видать, - так
думала она зимними вечерами.
За несколько дней до праздника Иван пришел ко мне в школу. Была большая перемена,
когда он окликнул меня. Просьба его немножко напугала меня, но отказать ему я не
посмел, как будь – то чувствовал, что я виноват перед ним.
- Толик, ты должен помочь мне, - я насторожился. Не бойся, в этом деле нет ни чего
противоправного. Просто один день после праздника, то есть первого января тебе нужно
придти в интернат и провести там целый день.
- Зачем я так должен поступить?
- Понимаешь, я пока не могу тебе сказать правду. Но хочу услышать от тебя ответ,
сможешь помочь мне или отказываешься?
- Ваня, я, конечно, сделаю так, но ты должен рассказать всю правду.
Мы расстались, и договорились, что тридцатого декабря Иван сам найдет меня и все
расскажет. Признаюсь, я забыл об этой просьбе и даже желал, чтобы и он не пришел на
встречу. Но вот пришел этот день и часов в пять вечера, моя сестра шепнула мне, что
Ванька ждет на улице, возле автостанции. Он обрадовался, когда увидел меня, и с ходу
начал объяснять, как я должен поступить первого числа.
- Толик, ты главное не проспи, и соври что небудь, на случай если мать заметит, что ты
уходишь из дома. К интернату надо подойти к восьми утра, там будет ждать учительница.
Ты проведешь там день, а спать домой пойдешь, это нужно для того, чтобы на
обеденном столе не оставалось тарелок с едой, и меня не сразу хватятся.
- Ванька! Значит, ты решил бежать! Наконец – то дошло до меня.
- Не бежать, а навестить маму. Сил моих больше нет, очень я стосковался по моим
родным. Ну, так как, поможешь мне?
- Конечно, помогу, - я твердо решил, что сделаю все, чтобы не выдать его.
Мы обнялись, и Ваня сообщил, что едет прямо сейчас и билет уже купил. Мне хотелось
поглядеть, как он сядет в автобус, как тот тронется, а я бы помахал Ивану рукой на
прощание. Он понял мою мысль и приказал: «Иди домой, нам нельзя здесь рисоваться.
Один я лучше спрячусь пока до прихода автобуса, а потом незаметно залезу в него».
Хорошо, что именно так он поступил. Потому как на этом автобусе и приехала в гости
дочка тети Груни.
Из дома я ушел незаметно, все крепко спали. Конечно, чуточку дрейфил, когда
подходил к интернату. И как в приключенческом кино, открыл калитку, зашел во двор, и
сразу из здания вышла молодая женщина.
- Ты Толя? Негромко спросила она. Я понял, что вести себя нужно тихо. Быстро
подошел к ней и шепотом сказал, что действительно тот мальчик, которого она ждет.
Мы прошли ни кем не замеченные в учительскую, там я оставил пальто, шапку и
валенки. Она провела меня в столовую и усадила за стол. Детей осталось на праздники
всего человек десять. На меня никто не обращал внимания. После завтрака я играл с
ребятами, игрушек в интернате было очень много. Потом был вкусный обед, и как
положено тихий час. Я лег на койку, на которой спал Иван. Учительница сказала мне, что
после отдыха будет компот с пирожком, а потом я могу уходить домой.
В это же самое время «родственники» Ивана надумали навестить его, и неумолимо
приближались к школе. Грунька, после признания дочки, что Каблак действительно живет
в Москве, боялась встречи с Иваном. Дочка выдала ей страшные планы Каблака, тем же
вечером, как только приехала.
- Мамка, - шепотом сказала она. - Наш Ванька там живет. Ой, какой хват стал, я даже
удивилась, откуда в нем столько ума. Не хочу, говорит, домой возвращаться. Здесь у меня
все есть. Большая квартира в центре Москвы, а эти бабки, так он их называет, во мне
души не чают. Я говорит не сам сюда приехал. И меня убедил. Умрут бабки и все,
говорит, мне отпишут. Он и мне деньгами помогает, богато они там живут. Так и сказал:
передай Груньке, чтобы не дергалась и на поводу у этого парня не шла. Пусть, говорит, у
тебя поживет пока, узнает почем фунт лиха.
Грунька не громко зарыдала, ей стало очень жалко мальчишку, который жил здесь в
чужом городе и у чужих людей. И обо всех переживаниях она рассказала дочке, и обе
плакали, и в этот вечер мать не дала согласия на помощь своему сыну. Последний день
старого года некогда было, да и не хотелось разговаривать о случившемся.
Встретили новый год дома. За праздничным столом собралась не вся семья, Ванька
домой не пришел, подумали, что остался в интернате. Днем долго спали, а потом Грунька
предложила всем пойти в школу проведать «сына». Девчонки согласились, а старшей она
шепнула: заодно посмотрим, как он отреагирует на тебя.
Я проснулся от женских криков, доносившихся из коридора и сразу, почувствовал, что
это неспроста, закрыл голову одеялом. Потом меня разоблачили. Одеяло грубо сдернули,
и я увидел удивленное и злое лицо тети Груни, а возле моего изголовья, стояла
учительница. Позже в школу пришел директор, вызвали милицию и привезли мою маму,
пришлось рассказать, куда уехал Ваня.
Иван, приехал в Москву. Гулял по улицам родного города, который готовился к встрече
Нового года. Никто не обращал внимания на одиноко шагающего мальчика, все заняты
своими делами. Ваня уже решил, как будет действовать дальше. Скоро уже наступит
вечер, и он подойдет к своему дому, и станет наблюдать за окнами родной квартиры, с
улицы или со двора.
Он стоял и плакал, не скрывал слез от прохожих. Вот они совсем близко родные окна, за
которыми находятся близкие люди, его родная мама и бабушка. Ваня зашел во двор, и
сразу увидел кучу ребят на хоккейной площадке. Подошел ближе, и очень обрадовался,
потому что здесь принимал участие в игре, его самый лучший друг, и других мальчишек
почти всех узнал. С большим удовольствием наблюдал за игрой, и даже позабыл на время
о своих делах, азартно «болел» за свою команду. Друг, заметил его, и, выбрав момент,
подъехал и задал вопрос: «Ты чего так вырядился»? Причем сказано это было очень не
дружелюбным тоном. Ваня, при виде друга расплылся в радостной, счастливой улыбке, и
если бы не бортик площадки, то точно бросился к нему на шею. «Сашка! Мне очень
нужно с тобой поговорить».
Скоро он подъехал снова и шепнул Ивану, чтобы ушел и подождал его возле
подъезда. Наконец игра закончилась, и мальчишки стали расходиться по домам. На
площадке второго этажа остановились, и Саша высказал другу свои претензии.
- Тебе видимо надоело дома сидеть. Думаешь, поменял одежду, и тебя не узнают.
Я хотел сказать ребятам, что ты появился во дворе.
Ивану надоело слушать друга, он неожиданно обнял его и сказал: «Санек! Ну, хватит
ворчать. Я так соскучился по тебе и по всем ребятам. Послушай лучше мой рассказ».
Он довольно быстро и толково рассказал товарищу свою историю. Ему даже не пришлось
задать другу вопрос «веришь или нет»?
- Вот значит, почему он из дома не выходит. Боится с ребятами общаться, и поэтому в
школе со всеми поссорился.
Сашка моментально придумал, как нужно действовать, и поделился этой мыслью с
товарищем.
- Я сейчас соберу ребят, и мы придумаем, как вытащить этого, придурка, на улицу, а
потом устроим ему «темную» переоденем в твою одежду, и пусть катиться в свою
деревню. А ты пойдешь в свою квартиру к маме и бабушке. Стосковался наверно по ним?
От такого простого решения, своей проблемы у Ивана закружилась голова, и сердце
готово было выскочить из груди. Он уже готов был сказать, что согласен, да вдруг
вспомнил про свое обещание учительнице, что он едет только посмотреть на маму и,
узнать, как они живут.
- Нет, Саша. Я, против этого дела. В том маленьком городке у меня остались друзья, и
им я обещал не делать глупостей. Моим делом занимается прокуратура, и я хочу, чтобы
все было по закону. Сегодня мне бы хотелось встретить Новый год у тебя дома.
Родители друга обрадовались, что Ваня помирился с их сыном. Сашкина мама
покормила ребят и не досаждала вопросами, потому что дома шла подготовка к
празднику. Мальчики уединились в детской, играли и разговаривали обо всем.
Саша сделал все, чтобы мама его друга пришла к ним встречать Новый год.
Наконец Иван увидел мать совсем рядом. Он не сдержался и подбежал к ней, обнял и
поцеловал и уже не хотел более отходить от мамы. Она очень удивилась и обрадовалась,
что мальчики помирились, и сын пришел сюда на праздник.
- В твоей комнате свет не горел, и я подумала, что ты лег спать,- сказала она сыну.
Ваня выбрал удачный момент в дружеской беседе за праздничным столом и попросил
разрешения, чтобы остаться ночевать у своего товарища. Она разрешила, а когда часа в
три утра гости расходились по домам, у нее невольно вырвалось признание. И она сказала
подруге и соседке: «Поверь мне, пожалуйста. Не хочется, почему то возвращаться домой
без сына». На что та ответила ей: «Господи! Да что тут такого. Иди, ложись рядом с ним».
Ваня все слышал. Потом обнял маму и уснул крепким сном, с счастливой улыбкой.
Утром неторопливо попили чай и часов в девять попрощались с гостеприимными
друзьями. На улице мать обратила внимание на наряд сына.
-Ваня, где ты взял такую странную одежду? Ты в ней похож на бесспризорьника.
Ему пришлось соврать, что когда стал играть в хоккей, с кем то - из ребят поменялся
пальто и шапкой. Они остановились, немного не дойдя до своего подъезда. – Мамочка,
милая, пойдем, пожалуйста, погуляем по нашим любимым местам. Зайдем в нашу
кафешку, и я угощу тебя, твоим любимым мороженым.
Она увидела его умоляющие глаза, и, не раздумывая, согласилась. – Конечно, пошли
сынок. Мы с тобой давно уже так нежно не общались. В последнее время бабушка очень
обижается на тебя, будь с ней, пожалуйста, поласковей.
Я вас скоро на руках носить стану, еще чуть нужно потерпеть!
Они очень долго гуляли по городу, ходили в кафе и снова Иван водил ее по знакомым
местам, и напоминал если мать о чем то - забыла. Потом ходили в кино, и снова зашли в
свою кафешку. Мать сидела за столиком, а Ваня несколько раз ходил, звонил другу, чтобы
Саша придумал причину выманить Каблака из квартиры. Скоро мать сказала, что наверно
свалится на пол от усталости. Ваня проводил ее до подъезда, поцеловал и сказал, что
пойдет к Саше поменять пальто.
Они хохотали до слез над Каблаком. Сашка рассказал, что придумал способ, как
вытащить придурка из дома и это сработало. – Я, сходил к нашей однокласснице, и она
позвонила ему и назначила свидание, на другом конце города. Представилась не знакомой
девочкой, по уши влюбившейся в него. Это надо было видеть, с какой скоростью он
вылетел из подъезда.
Санек снова предложил ему занять место в своей квартире. Ваня категорически
отказался, и попросил друга, чтобы он рассказал про его приезд в Москву одноклассникам
и конечно маме.
- Я вернусь в интернат, - сказал он другу. Вначале лета, сюда приедет комиссия и
разберется основательно в этом деле.
На вокзале на последние деньги купил еды и сдался сотрудникам милиции.
За время этого приключения, Ваня познакомился с большим количеством разных людей,
и хороших и не очень. За его побег получили выговор директор и учителя интерната, но
еще местные власти приняли решение, запретить принимать у детей стеклотару.
В конце мая видимо решились все вопросы по необычному и удивительному делу
мальчишек. В Москве дали согласие и обговорили дату, чтобы всем участникам,
заинтересованным по этому вопросу встретиться. Мама и бабушка Ивана поступили в
данной ситуации очень мудро. Чтобы не травмировать мальчишек, предоставили для
проведения встречи свою квартиру. После новогодних праздников, мать заметила
большое изменение в поведение сына. Только что был такой милый и ласковый, а
вечером: вернулся домой, злой и дерзкий мальчишка. После разговора с Сашей, она стала
задумываться и анализировать поступки сына. Хотела поговорить с ним откровенно,
только разговора не получалось. Все время у него появлялись срочные дела. А в мае,
Каблак словно почуял, что приближается конец этой сладкой жизни. Он и повел себя
особенно агрессивно и дома и в школе.
Поезд подъезжал к Москве. Иван спал на верхней полке, а Грунька находилась внизу.
Вот только что ему приснился удивительный сон. Он маленький, лежит у мамы на руке и
сосет грудь и оба они счастливые. Потом мама приподнимает грудь, а он тянется к ней
руками и видит пониже соска небольшую родинку. И чудный, сочувственный мужской
голос: « Вот спасение твое. Об этом знаешь только ты и мама».
Он сразу проснулся, и боялся пошевелиться, хотелось, вернуться обратно в этот
удивительный сон. Потом стал вспоминать: под которой грудью находиться родимое
пятно. И вспомнил! Конечно же, под той, где сердце. Еще вспомнил, что как то будучи
маленьким, забежал в мамину спальню и увидел, что бабушка помазала мамину грудь
кремом.
«Вспомнил»! Невольно громко и утвердительно сказал. Спрыгнул с полки и побежал в
туалет умываться. Когда вернулся в купе, то весь сиял от счастья и не скрывал этого
чувства радости. Грунька сразу же заметила, как переменилось настроение у парня.
И чисто из женского любопытства спросила: «Ванька! Чего вспомнил то?»
- Что надо, то и вспомнил! Все Грунька, кончилась комедия. Повезешь своего Каблака
домой.
- Ванюшка! Да ты милый, неужели думаешь, что я против тебя? Сейчас его, «припрут»,
к стенке, и сознается, что он мой сын. А мне то, сколько стыда. Я ведь знаю его упрямый
характер, начнет юлить: - видно сладко ему живется у твоей мамы. Грунька заплакала, а
Ивану стало, по настоящему, жаль эту женщину.
Он стал успокаивать ее, да и рассказал про свой сон. – Так что долгого разбирательства
не будет. Я скажу маме, что знаю, где у нее родинка находится. Поедем сразу ко мне
домой, и заберешь своего сына, и не зачем нам ждать до завтра.
Вот сейчас Грунька поняла, что Каблаку придется возвращаться домой. А сколько
позора? И ей пришла на ум подленькая мыслишка: «нужно, как то спасать сына».
И она придумала: «поеду к Ваньке, раньше других и сообщу про родинку».
- Нехорошо как то Ванюшка, нам сегодня у твоей мамы появляться, раз уж решили,
чтобы все завтра собралися. Ты мне город свой покажи, в мавзолей своди. А ночевать к
моей знакомой пойдем, зачем за гостиницу платить.
По городу шлялись целый день, заходили в большие магазины просто глазели на товар и
нечего не купили. Грунька сказала, что деньги надо беречь и нечего тратить попусту.
Перекусили в столовой, голод не тетка, и снова пошли по магазинам. В мавзолей стояла
очередь. Так много народа и очень медленно двигалась. Минут через десять Грунька
шепнула Ивану: « Может, уйдем, чего нам это даст, что на мертвеца посмотрим».
Ваня хотел ей объяснить, что это не простой мертвец, а вождь мирового масштаба, и
люди терпеливо стоят, не смотря на жару, чтобы переступить порог заветной двери.
Да не сказал этого, потому что знал ее интеллект и жизненные запросы. Взял ее за руку
и пошли с площади. Когда приехали к знакомой, на самом деле это была Грунькина дочь,
он даже, не допил чай, и крепко заснул на раскладушке.
Женщины еще посекретничали, и решили: что своего родного им Ваньку надо спасать.
-- Мама! А они и, правда, похожи как две капли воды. Я сразу - то подумала, что вы с
нашим придурком зашли, хорошо, что ты сразу сказала.
Рано утром Грунька поехала к сыну. Очень боялась и волновалась, правильно ли
поступает, но желание увидеть родного сына, пересиливало все другие мысли.
Позвонила в дверь, ей открыла очень ухоженная, симпатичная женщина. Представилась
ей, кто она и зачем здесь. На вопрос: что так рано? Заплакала: «Я ведь мать его. Разреши
посмотреть и убедиться точно ли он. А если оставишь нас на минуту, так я его постыжу, и
поймет дурачок материнские слова. Тогда сразу и заберу его. А после поедем, ты своего
заберешь, он спит у моей знакомой.
Женщина впустила Груньку в квартиру. – Только, пожалуйста, прошу, следите за
словами, и не ругайтесь громко. Дома больной пожилой человек, моя мама. Ваня так же в
последнее время стал агрессивным, и я очень сомневаюсь, удастся ли вам поговорить.
Женщина все же приоткрыла дверь в комнату сына. Парень лежал к ним спиной,
прикрытый одеялом. Грунька подвинула хозяйку, и мгновенно проскользнула к кровати.
Сверху прижалась своим лицом к голове сына и зашептала ему в ухо.
--Не гони меня! Я должна сказать очень важное для тебя. А потом делай, как захочешь.
Каблак конечно узнал мать, и внутренне весь содрогнулся. – Вот и все. Он разоблачен.-
В эту же секунду понял: Она появилась раньше всех, чтобы помочь ему.
Сбросил Груньку с постели и закатил скандал, но ситуацию контролировал. Что бы ни
переборщить и все казалось искренне. Тут и Грунька не растерялась, подыграла ему, и
запричитала, обращаясь в основном к женщине.
Ой, простите меня! Ради Бога прости. Убедилась сейчас, не мой это сын.
Да и Ванька не унимался, раздувал скандал. – Мама! Убери от меня эту тетку.
Или я вышвырну ее из нашей квартиры.
На шум пришла бабушка, и женщина повела ее уложить в постель, и, оставшись на
минуту без свидетелей, Грунька сообщила сыну столь важную информацию.
- А теперь действуй, как лучше для тебя – напоследок шепнула ему.
Ванька открыл дверь « Мама! Спасибо!» тихо сказал ей, и когда стал, закрывать за ней,
громко закричал: « Пошла вон тетка! Я больше никого в квартиру не пущу. Так всем и
передай!» В прихожую зашла мать « Иван! Ну, зачем же так грубо. Пусть люди придут, в
назначенное время, и во всем спокойно разберемся».
В эту же секунду Каблак понял, что нужно действовать прямо сейчас, чтобы выгнать
все сомнения, закравшиеся в души женщин. Он пошел в комнату бабушки и мать,
конечно, последовала за ним. «При зрителях, сыграть роль обиженного сына, легче
получится, можно будет врать, и отводить взгляд» - так подумал.
Он опустился на колени, возле постели бабушки, и обратившись к маме, классно сыграл
роль. Сказал про то, как сильно их любит, что переживает за здоровье родной бабушки и
мамы. Видит, что «червячок» сомнений в том, что он не их сын начал побеждать и скоро
погубит их дружную семью. И в конце своего монолога сказал, что, будучи малышом,
заметил у мамы под грудью родинку, из которой рос волосок. И когда он, сосал грудь,
этот волосок щекотал его нижнюю губу. Ты спрашивала меня: « Ваня, ты наверно
смешинку проглотил?» Ему очень стыдно говорить об этом, но большего доказательства,
что он ее родной сын у него нет. Мама! Разве ты забыла про это!?
Ванька зарыдал и стремительно убежал в свою комнату. Лег на койку животом вниз и
руками закрыл голову, словно отгородился от всего мира.
Не прошло и пяти минут, в дверь постучались, но, не дождавшись ответа, зашли.
Мать и бабушка попросили у Ивана прощения. Он не как не отреагировал, а продолжал
делать вид, что рыдает, уткнувшись в подушку, и бормотал, что никто ему не верят, и он
просто не вынесет позора, когда в дом придет толпа не знакомых людей. Вдруг сел на
краешек постели и сказал: « Мама собери мои вещи! Я здесь больше жить не хочу!»
Наконец то, он добился нужного ему результата! Мать и бабушка, перебивая друг -
друга, заявили ему, что некого не впустят в квартиру, и объявят этим людям, что он
единственный и любимый их сын.
Ваня первым зашел во двор своего дома, Грунька плелась следом. Возле подъезда
толпились люди, приехавшие и пришедшие помочь разобраться в этом загадочном деле, и
просто зеваки. Ваня громко поздоровался, и тут к нему подошла учительница, и по ее
виду он понял – тут, что то, случилось и не в его пользу. Она рассказала, что женщины в
квартиру их не пустят, и своего родного сына не променяют на афериста.
Заметила, что он в полуобморочном состоянии, обняла и этим удержала от падения.
« Ваня! Прошу тебя успокойся. Не нужно подниматься в квартиру, давай присядем на
скамейку и спокойно все обсудим».
У него, после казавшейся близкой победы, началась истерика.
- Я ее сын! Только я знаю, что у мамы под левой грудью родинка! Я должен сказать ей
об этом. – Он рвался из рук учительницы, и ее вопрос не сразу дошел до сознания.
« А может об этом знает еще кто»?
Он огляделся и увидел, что Грунька уходит.
«Стой! Зачем бросаешь меня?» И вырвался бы из рук учительницы, да подошел друг
Саша и остановил его, сказал, что видел эту женщину рано утром во дворе
Ваня вернулся в интернат в сопровождении учительницы, она поверила ему, но помочь в
ближайшее время ничем не могла. Мне он сказал, что начнет новую жизнь и станет
хитрым и коварным человеком. Я стану жить жизнью Каблака, посмотрим, что из этого
получиться.
Учиться он забросил, хамил, на уроках учителям, прогуливал. В интернате произошла
кража, из кабинета бухгалтера пропали деньги. Искали виновного, да так и не нашли.
Сумма была не велика, но сам факт, что в доме завелся вор, возмутил всех. Собрали общее
собрание, и директор призвал вора признаться и выйти к нему. Дети переглядывались
между собой, девочки шептались, но к директору на середину зала никто не вышел.
Прошло несколько минут томительного молчания, и тогда он сделал предложение, раз
провинившийся боится показать свое лицо то пусть зайдет к нему в кабинет. Тогда
заявление из милиции заберем, и о случившемся никто не узнает. Неожиданно для себя
Ваня вышел на середину зала, и взял чужую вину. Потом был суд, и срок три года
малолетки. Грунька, почему то не бросила его в беде, ездила на свиданки и посылала
посылки и выпросила у него прощения за свой тяжкий грех. Ваня постоянно писал маме
письма, и посылал к ней на работу. Материнское сердце быстро разобралось, в душевной
боли мальчика и у них завязалась переписка.
После освобождения из колонии он приехал к Груньке. Устроился на работу слесарем
сантехником на водочный завод, и жизнь налаживалась. Женщина выбрала подходящий
момент для душевного разговора. Налила Ивану рюмочку, потом другую и спросила: мол,
как дальше жить будет и замечает она, что он задумал какое - то дело против её сына?
Он ей рассказал. Что познакомился с ребятами из Москвы, когда отбывал наказание, и
рассказал им всю правду о себе и о Каблаке. Они обещали помочь. Сказали, что через
пару месяцев Каблак сам приедет, попросит у меня прощения, и я поеду жить к маме.
Грунька уже узнала из письма от дочери, что Ваньку жестоко избили, вымогали деньги
и намекнули, чтобы ехал из Москвы в свою деревню.
Женщина заплакала, поняла, за что сына побили и еще видимо побьют, а могут и убить.
Сказала Ивану: «Давай поедем в Москву. Я заберу Каблака домой». Так и решили, что
еще неделю подождать и ехать. Грунька бегала на почту, звонить дочке и сказала, что
Ванька вернулся из тюрьмы настоящим бандитом. Там с бандитами познакомился, и они
задумали убить Каблака. Пускай не тянет время и скорей возвращается домой.
Каблак закончил школу. Попробовал поступать в институт, да не набрал баллов.
Работать или идти на службу в армию, ему очень не хотелось. Дома ежедневные скандалы
пока еще просто словесные перепалки, и он кое - как сдерживался, что бы, не пустить в
ход кулаки. Ему хотелось задушить этих, чужих ему женщин, они мешали жить, и лезли в
его душу.
А на днях его очень сильно огорчили. Подошли два блатных парня и сказали, что он
выдает себя за другого человека. Избили прямо на улице, белым днем и срок дали десять
дней, и чтобы уехал из Москвы к своей родной мамке, или порвем на куски, так и
сказали. Каблак испугался за свою жизнь, посоветовался с сестрой, и решили, что нужно
ехать и встретиться с Ванькой.
Приехал на последнем автобусе, часов в одиннадцать вечера. Прошел возле родного
дома, и сердце забилось от тоски по родным людям.
- Что я мучаюсь. Живу у чужих людей и желаю завладеть их имуществом. Получается,
что я преступник. А ведь все можно легко исправить. Надо постучать в окно, зайду в дом
и скажу ему: «Все кончилась комедия! Уезжай Ваня домой и не держи на меня зла».
Дверь открыла сестра Зина и спросила, почему не на работе? Не чего ей не ответил,
зашел в избу, сам включил свет. Увидел, как мать поднимается с постели. Бросился к ней,
обнял. « Мамка, я домой вернулся»!
Утром поднялся рано. Сказал матери, что пойдет к заводу там Ваньку встретит, и
договорятся обо всем. Мать отговаривала: дождись дома, скоро уж придет со смены.
Успокоил ее: пойду мимо церкви, помолюсь, у Бога прощения попрошу. Да и забыл про
церковь, ноги сами понесли на реку. Сел на берегу на скамейку, огляделся. На реке на
другом берегу рыбачит мужик, возле завода рабочие колодец чистят, ведрами грязь
достают, ругаются между собой. Подумал: может и Ванька среди них? Да не стал
подходить, а решил спуститься к воде, искупаться. Река сильно помелела, почти до
середины дошел по дну. Хорошо разглядел рыбака, Митя контуженый мужик, в городе
все знали, что у него с головой не все в порядке. Вступил Ванька с ним в разговор, насчет
клева. А тот возьми да ляпни: «А тебе Каблачина, какое дело до моей рыбы». У Ваньки
помутилась голова от злости.
- Я в этом захудалом городишке решил жить, и меня станут обзывать прозвищем, от
которого отвык. Нет! Это надо пресечь сразу.- Ванька нырнул и поплыл. Вода несколько
не остудила его самолюбие, а наоборот прибавила злости.
- Я не Каблак, а Иван Константинович. Ты, старый козел! Получишь сейчас по рогам,
если не извинишься и не отдашь свою рыбу мне.
Митьке пойманную рыбу стало очень жалко, а парень плыл прямо на удочки, которые
тоже сломает, уж больно он разъярился. – Надо, пожалуй, тикать, - решил мужик. Сгреб
уды в кучу, закинул на плечо, прихватил сумку с рыбой и бросился бежать в город.
Каблака обожгла резкая боль. Один крючок вместе с насадкой зацепился за верхнюю
губу, другой запутался в волосах, а два в пальцы правой руки. Он пулей выскочил на
берег и бежал за рыбаком.
Стой сука! Остановись мне больно!
Митька оглянется, увидит, что его догоняют, и еще прибавит прыти. Мысль у него одна:
надо до моста добежать, а там люди, в обиду не дадут.
Через мост бабы коров провожают на пастбище, люди утренний автобус ждут. Для
народа утреннее зрелище. А Митька кричит, что ограбить хочет. Народ дурачку советует:
тащи Каблака прямиком в милицию – и хохочут.
Мост перебежали, и Ванька понял, что ему конец. Оба устали и не сговариваясь,
перешли на шаг, и тогда Каблак вырвал крючок из губы и перекусил леску от других
крючков. Плюнул кровавой слюной вслед Митьке и побежал домой. Через забор перелез в
огород и пробрался в родной дом ни кем не замеченный. Рассказал матери и сестре о том,
что с ним произошло. Решили, что ему лучше будет, если спрячется в подвал, а сестра
принесет его одежду с берега.
Иван пришел с работы, голодный и уставший. Крикнул, переступив порог: « Грунька!
Дай, что небудь поесть». Она обычно ласково встречала его, и всегда интересовалась, что
да как на работе. А тут набросилась как коршун на цыпленка. Ударила рукой по губам,
разбила до крови. – Ах ты, гад, такой! За что напал на человека. Позоришь меня перед
людьми. Сейчас милиция приедет. Опять придется мне к тебе на свиданки ездить да
посылки собирать.-
- Грунька! Объясни толком, что случилось?
- А ты не знаешь, что случилось. Ко мне люди зашли, рассказали, что ты у Митьки рыбу
хотел отобрать и гнался за ним по городу. Вообщем, насмешил народ, и будешь опять
сидеть в тюрьме.
Через полчаса приехали два милиционера на мотоцикле с коляской. Иван и не
сопротивлялся задержанию. Подумал: есть много свидетелей, что он был на смене и
вместе с бригадой устранял аварию и не куда не отлучался. Разберутся, и отпустят домой.
Следствие по его делу длилось долго, потому что получалось много разногласий.
Только свидетели, которые видели потерпевшего на мосту через реку, утверждали, что
гнался за рыбаком Каблак. Позже в камере Иван вспомнил, что в то злополучное утро,
краем глаза заметил хорошо одетого парня на берегу реки. Хотел еще подойти к нему,
стрельнуть папироску, и сердце как бы подсказывало: подойди, поговори! Да вот как
назло, подошла его очередь спускаться в колодец. А когда вылез, на берегу того парня
уже не увидел. Три года, строгова режима таким было решение суда.
После этого случая Каблак воспрянул духом. Вернувшись в Москву, он подал заявление
в школу милиции и стал там служить, набираться опыта и обзавелся новыми друзьями.
Когда товарищи Ивана снова наехали на его, то назначил им встречу и пообещал
расплатиться деньгами, за то что бы ни лезли в его жизнь, потому как Ванька снова попал
в тюрьму. Во время встречи они были жестоко избиты, новыми друзьями Каблака.
Он начал новую жизнь. Стал самоуверенным, наглым. После окончания школы получил
офицерское звание и продолжил службу в милиции.
Далее жизнь Ивана пошла по такому сценарию. Он освобождался из колонии, об этом
уже знал Каблак, и подготавливал заранее какую небудь пакость, чтобы снова упрятать
Ивана в тюрьму…
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
Глаза гордые. Язык лживый. Руки, проливающие кровь невинную. Сердце кующие злые
замыслы. Ноги, быстро бегущие к злодейству. Лжесвидетель, наговаривающий ложь и
посевающий раздор между братьями. Кто прелюбодействует с женщиной, у того нет ума;
тот губит душу свою..


Рецензии