Просто зубной врач

               
   Моя мама была зубным врачом, тогда еще не было модного слова стоматолог. Она проработала всю свою жизнь в одной поликлинике, более 25 лет, и почти всех своих пациентов знала в лицо. Когда там появилось отдельное зубное отделение, в котором работали уже несколько зубных врачей, к маме всегда была очередь на прием, даже когда другие врачи были свободны. В основном ,это  пожилые люди из ближайшего района, которые готовы были терпеть и стоять в очереди, только чтобы попасть к Нине Александровне (так звали мою маму).Она была удивительным человеком  - всегда доброжелательная, чуткая, отзывчивая, ровная в общении и улыбчивая, несмотря на свою, ох какую нелегкую судьбу. Мы жили в двухэтажном доме, где все квартиры были коммунальными, жильцов много, но когда кому-то было очень плохо, то все стучали к нам в квартиру, мама вызывала скорую помощь из ближайшего телефона – автомата и сидела с больным до ее приезда.
 -  Ну что ты можешь сделать, - говорила я ей, -  ведь ты же зубной врач!
  -- Все равно, хотя бы успокою, за руку подержу, все человеку легче.
   Когда она только начинала работать, бормашины были механические, и приходилось все время нажимать ногой на педаль. Мама иногда с трудом доходила до дома, так у нее после приема болели ноги. Потом, конечно, появились электрические, но все равно, сверление зуба было похоже на средневековую пытку.
   Иногда я заходила к ней на работу и видела, как происходил этот процесс:
   - Мария Ивановна, как Ваша внучка? –спрашивала мама, беря в руки этот страшный инструмент.
   -М-м-м  -бледнея, мычала несчастная Мария Ивановна.
   - Знаю, знаю, она у Вас такая умница, молодец.
   -М-м-м
   -Да и красавица просто, скоро невестой станет!
   - М-м-м… ой!
   - Ну, все, моя хорошая, все, больше больно не будет.
  Я, со свойственным юности максимализмом, возмущенно говорила:
   -Зачем ты с ними заигрываешь, какая такая внучка, ты же ее даже не видела!
   -Не важно, человеку же больно, надо его отвлечь, ведь недаром есть такое выражение – «зубы заговаривать», вот я и заговариваю.
   Ни о каких деньгах и презентах тогда даже и мысли не было. Правда, мама часто приходила домой с цветами, в основном это были астры, георгины и другие скромные цветочки, выращенные на приусадебных участках, которые приносили ей благодарные пациенты. Но иногда она приходила домой с пышным букетом из дорогих цветов и мы знали, что это означает.
   - Опять Сисюк приходил  -  смеялась мама. ( Сисюк  -  такая смешная фамилия, поэтому я ее и запомнила, была у директора центральной гостиницы нашего города). Он панически боялся лечить зубы, единственной кому это удавалось, была моя мама. Как только она брала в руки инструменты, он бледнел и пытался упасть в обморок, но у мамы всегда наготове была ватка с нашатырем. Кроме того, он просил, чтобы она держала его за руку, на что мама, улыбаясь, говорила, что у нее, к сожалению, нет третьей руки, и призывала на помощь медсестру. Так, с помощью медсестры, валерьянки и нашатыря удавалось успешно закончить лечение.
   После двадцати пяти лет работы маму наградили бесплатной путевкой в круиз по Черному морю на лайнере. Она впервые увидела море и была в восторге от путешествия, много рассказывала о своих впечатлениях и даже как-то помолодела. Мы  собирались поехать с ней вместе в следующем году на море, но судьба распорядилась по-другому. Через несколько месяцев моя мама заразилась гриппом, какой-то нестандартный вирус, не смогли сразу поставить диагноз, пока обследовали, она скончалась в больнице у меня на руках. Ей было 49 лет.
   На похоронах было много народа, большинство незнакомые, наверное, ее пациенты, среди них выделялся один мужчина с большим букетом цветов, он стоял в стороне и тихо плакал. Когда он подошел ко мне выразить соболезнование, я спросила, кто он.
-   Наверное, Вы меня не знаете, моя фамилия Сисюк, я лечился у Вашей мамы,  -  и он опять заплакал.
   Мне показалось, что слезы были не только о потере хорошего врача.
 


Рецензии
Ирочка, маму твою хорошо помню. И как ты о ней замечательно написала.
И тогда такие врачи были редкостью, а уж сейчас тем более.
Так рано она ушла... такая милая и добрая женщина.
Хорошую память о себе у многих оставила.
Если бы все врачи так относились к своим пациентам, как бы облегчили
страдания многим, но не всем, видимо, дана доброта и умение понимать чужую боль.

Ольга Реймова   25.12.2012 23:32     Заявить о нарушении
Спасибо! Наши родители жили в очень тяжелое время, но сумели сохранить все лучшие качества, жаль, что молодежь мало о них знает.

Ира Кощ   26.12.2012 14:41   Заявить о нарушении