Митра с горы Хорев

  Начнем с того, что древним людям было свойственно обожествлять не только людей, но и животных, а также предметы и явления (о чем говорят Мифы древней Греции, История древнего Египта и других стран). В соответствии с этой тенденцией слово "Договор" ( др.-инд. Mitra, авест. Mitra- "договор, согласие") превратилось в отдельного бога, заведующего договором. В любом случае Митра нам известен как божество индоиранского происхождения, связанное с  договором, согласием и солнечным светом.

  Митраизм был распространен от Средней Азии и Северной Индии вплоть до Атлантического океана. В эллинистическом мире -  по всей Римской империи.

  Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии и Вавилоне. Дионисий Ареопагит, рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Езекии, ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре.

  В др.-иранской религии зороастризме Митра считался одним из ближайших помощников Ахура Мазды.  Ахура-Мазда, реже Ахурамазда, авест. Ahuramazda ( др.-перс. ahuramazda), Ормазд или Ормузд (пехл. 'whrmzd'), «Господь Мудрый» —  имя Создателя Вселенной, провозглашённое пророком Заратуштрой — основателем зороастризма — Единым Богом. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся со злом и разрушением. В конечном преображении бытия Им - Мудрым Создателем  будет совершено окончательное очищение мира от сил зла.

  Зороастризм, иначе маздаизм (авест. vahvi daena mazdayasna — «Благая вера почитания Мудрого», перс. behdin, «Благая Вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка  Заратуштры (перс. «Зартошт»; древнегреческая —  «Зороастрэс»), полученном им от Бога — Ахура Мазды.  Лингвистический анализ «Гат» —  священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э. ( Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993. — Стр. 12), что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.

  Бог Митра в древнеиранской мифологии связан с идеей договора, посредничества, согласия, клятвы и дружбы. В то же время он бог войны, сражающийся на стороне праведника, безжалостного по отношению к нарушителям закона и согласия.

  Одновременно он Бог Солнца, света.

  День его рождения отмечали 25 декабря (поворот Солнца на лето).

  Считалось, что Митра начинает свой небесный путь как Бог Солнца с мифической горы ХАРЫ.

  Представление о Боге как о Создателе Мира по справедливым законам сходно почти во всех религиозных и нерелигиозных течениях, описывающих устройство нашего Мира. Причем наука смогла создать приближенные математические модели для описания материальных аспектов мироздания, в которых действуют физические законы, и их правильность подтверждается опытом. Однако, нравственный аспект, о котором говорится в различных религиозных и философских школах, недосягаем для подобных научных моделей. Физические законы работают независимо от людей, а нравственные законы каждый человек должен воспринять и примерить непосредственно к себе. Вот поэтому так важно отыскать моральные ориентиры.

  Но как же обнаружить следы нравственного Закона, данного людям Создателем?

  Попробуем сделать это

  Первые тысячелетия до н.э. являются временем пересечения путей многих народов, и создания смешанных государств, - таких например, как Митанни, Парфия, государство Ахеменидов. Это время также явилось зарождением древних религий, и пересечением Митраизма и Иудаизма, о родстве которых свидетельствуют многие параллели в рассказах этих религий. Но самое главное, Иудаизм сохранил суть Договора Творца Вселенной с человеком, по которому Творец предлагает благословлять каждого, исполняющего данные Им, Создателем Мира, Правила, - это известные почти каждому человеку Десять Заповедей, даны которые были у горы ХОРЕВ.


Рецензии