Независимость человека в его труде

Независимость человека в его труде

В основе всякого благосостояния общества лежит труд. Ислам особенно чтит этот факт и поощряет труд и производство. Сказано в Коране: «Он - Тот, кто сделал землю пригодной (для вашей жизни). Так ходите же по её просторам и питайтесь тем, чем Аллах наделяет вас, взращивая на ней! К Нему только будет ваше возвращение в (День воскресения) для воздаяния!» (сура «Аль-Мульк», аят 15). Без труда невозможно  чего-нибудь достичь. В Коране приветствуется посильный труд, который явится заслугой перед Аллахом. «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё» (сура «Аль-Бакара», аят 286).

Аллах помогает человеку, однако даже для малейших достижений необходимо приложение хоть некоторых усилий. «Схватки и муки при рождении дитя привели её к стволу пальмы, чтобы опереться на неё и скрыться под её тенью. Она представила себе, как сородичи будут осуждать это дело, и желала умереть раньше этого и быть забытой навсегда. Ангел Джабраил воззвал к ней сзади с места ниже её: «Не огорчайся из-за того, что ты одинока и у тебя нет ни пищи, ни питья и что люди будут злословить о тебе. Рядом с тобой ручей. Потряси ствол пальмы, и на тебя она уронит свежие, спелые финики. Ешь, пей и успокойся..!» (сура «Марйам», аяты 23–26).

Так в Коране Господь учит нас прилагать хоть какие-то усилия для получения благ.
Прилагая усилия, человек учится ценить плоды своего труда, бережно относиться к тому, что не досталось ему даром. В Исламе человек, независимо от своего социального положения, обязан трудиться во имя своего существования. Примером тому для мусульман явилась личная жизнь Пророка. Однажды на строительстве военных укреплений во главе с Пророком работали все асхабы, без устали перенося на себе камни и кирпичи. Сподвижники, увидевшие за этой работой Пророка, попросили его не делать этого. Но, он (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что тоже хочет сделать благое дело и получить саваб (благость Аллаха). Пророк много трудился, таскал тяжелые камни и кирпичи, и, на радость асхабов, сообщил им, какие блага они получат за эту работу в загробной жизни.

Высокий статус человека в обществе не является основанием для праздного времяпровождения. Каждый мусульманин обязан постоянно вносить свой вклад в развитие общества, в котором живёт. В одном достоверном хадисе говорится: «Никакая еда не может быть лучше, чем та, что произведена собственными руками» (Передано аль-Баззаром и другими). «Давуд делал кольчуги и щиты, Адам был земледельцем, Нух был плотником, Идрис - портным, Муса – пастухом» (Передано аль-Хакимом ). Мусульманин должен наслаждаться своей работой. Ведь каждый Пророк имел специальность. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), Посланник Аллаха и последний Пророк, пас овец! Он пас за весьма скудную плату не своих овец, а овец, принадлежащих жителям Мекки. Пророк поделился этим со своими сподвижниками, дабы разъяснить им, что честь и хвала относится к труженикам, а не предающимся роскоши и тунеядству.

Мусульманину не позволено отказываться от работы под предлогом того, что он посвящает себя поклонению Аллаху и уповает на Него, ведь с неба не польётся золотой дождь. Также недопустимо, чтобы трудоспособный человек занимался попрошайничеством, содержа себя и свою семью на милостыню. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наставлял своих сподвижников, говоря, что все достоинства человека связаны с работой любого рода, и что действительно позорно и унизительно быть на иждивении других людей. Он сказал: «Пусть (лучше) любой из вас возьмет верёвку, принесёт на спине вязанку дров и продаст её. Да сохранит Аллах его честь, это лучше, чем он будет попрошайничать у людей, которые могут ему подать или нет» (Передано имамами аль-Бухари и Муслимом). «Не разрешено брать милостыню как богатому, так и трудоспособному» (Передано ат-Тирмизи).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам заниматься попрошайничеством, считая такое деяние унижением чести и достоинства человека: «Просящий без нужды подобен человеку, подбирающему горящий уголь» (Передано аль-Байхаки и Ибн Хазимой). Он сказал: «Каждый, кто просил милостыню у людей для личного обогащения, будет в День Воскресения с оцарапанным лицом есть раскалённые камни в аду. И кто желает, пусть уменьшит это наказание, а кто желает – увеличит» (Передано ат-Тирмизи). Ещё он говорил: «Человек продолжает просить милостыню, пока он не встретит Аллаха (в День Воскресения) с лицом, на котором нет ни клочка мяса» (Передано аль-Бухари и Муслимом). Этим предостережением Пророк (мир ему и благословение Аллаха) намеревался научить мусульман необходимости сохранять своё достоинство, опираясь на свои силы и не побираться, прося милостыню у людей.

Ислам одобряет помощь бедным, однако с другой стороны призывает нуждающихся не опускать руки и действовать, избавляясь от нищеты честным трудом, каким бы нелегким он ни был. Попрошайка выглядит паразитом общества, в то время, как любой трудящийся вносит свой вклад в его развитие.

Человек, зарабатывающий на существование своими собственными руками, всегда независим. Зависимость от любого другого члена общества никак не может называться свободой. Способствующий укреплению такой зависимости, дающий попрошайке хоть некоторые средства для существования считается безнравственным наряду с берущим, который ввиду своей безвольности вынужденно идёт на это, опасаясь лишиться содержания. Ислам закрывает ворота перед всяким проявлением безнравственности. Независимость человека в его труде. Примером в этом плане может служить имам Абу Ханифа – один из известнейших исламских учёных. Он отказался от должности верховного судьи при дворе халифа Аль-Мансура, не желая получать жалованье из рук властителя, принуждающего выносить вердикты суда, учитывающие только его личные интересы.

Ислам не приветствует классы людей, паразитирующие в обществе. Это является одним из мотивов отсутствия в Исламе духовенства. В Исламе даже имамы, как и все мусульмане, трудятся, внося свой вклад в развитие общества, поддерживая его независимость и единство. «Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища милости Аллаха (трудясь), и часто поминайте Аллаха своим сердцем и словами. Может быть, вы преуспеете в этой и будущей жизни!» (Сура «Аль-Мульк», аят 10).


Рецензии
Тем не менее, мусульманский мир в наше время не отличается особым рвением в труде.
Интересно было почитать выдержки из этой книги.

Светлана Самородова   11.01.2014 22:19     Заявить о нарушении
Вы о какой книге?

Иван Муткогло   27.01.2014 21:48   Заявить о нарушении
...не таджики ли с узбеками наводят чистоту в Москве и других городах. Без них потонули бы в собственных отходах.

Иван Муткогло   12.06.2019 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.