Город Счастья, Света и Любви. Тамбовская Жизнь

Прочитал интервью с А. Куликовым «Каким быть Тамбову — решать всем» («ТЖ», 1 декабря сего года) и могу сказать, что во всём согласен с Александром Сергеевичем, который досконально знает проблемы города и области.
Тенденция застройки не может быть стихийной, должна соблюдаться элементарная профессиональная грамотность. Нельзя застраивать перекрёсток только потому, что градостроительный совет это позволил; генплан города и правила застройки должны быть строгим законом. Поделюсь тем, каким образом мне видится решение некоторых проблем. Как простой житель города смотрю, что сегодня хорошо, а что плохо, и мечтаю, как плохое вылечить, а хорошее не уничтожить.
В 1979 году нас с моим другом и коллегой Ильёй Васильевичем Приходько из Сочи, где мы жили и работали, пригласили в Тамбов для участия в воплощении разработанного нами проекта благоустройства центра города. Тамбовский микрорайон, в котором нас поселили, назывался «Энергетик», и автором этого микрорайона был архитектор Александр Лунькин. До сих пор радуюсь тому месту, где мы живём. Радуюсь, что двор нашего дома и окружающих его домов — это сад, где выросли наши дети. Им было, где играть — даже в футбол: недаром в нашем дворе вырос легендарный футболист Юрий Жирков! Сегодня здесь уже внук мой Егорка играет, а я с жалостью смотрю на новые дворы в сотне метров от нашего, которые представляют собой сплошь заасфальтированную автостоянку.
А вот в «новом» Тамбове, на севере города, отличная застройка, удобные благоустроенные дворы, и в одном из них уже год катают в колясочке мою внучку Машеньку: там живёт с семьёй мой старший сын. В этом районе развита инфраструктура, предусмотрены спортивные сооружения, собираются разбивать большой парк, новые дома строят с удобными входами, где не надо по лестнице подниматься к лифту; всё это результат работы преподавателей архитектурно-строительного факультета ТГТУ, воспитывающих новых тамбовских зодчих. Есть, конечно, вещи, на которые надо обратить особое внимание. Вот красивый детский сад построили, а ветрозащитные моменты до конца не продумали. Конечно, детский сад меньше было бы видно за ветрозащитным домом, но и дети бы меньше простужались. Но в целом, повторяю, там всё отлично и пропорционально, настоящий город-сад, побольше бы таких районов.
Спасибо нашему мэру Александру Филипповичу Боброву, который разморозил строительство эстакады над железной дорогой. С её запуском в действие улица Магистральная устремится на другую сторону железной дороги, в западный район и дальше к «лётке» (что будет удобнее для жителей и транспорта, который делает страшный крюк через железнодорожный переезд, нагружая улицу Мичуринскую и другие магистрали), и запад, я уверен, «заразится» удобством и комфортом окрепшей северной части города. Уже можно начинать организовывать конкурсы на застройку западного района, чтобы его характер и вид не копировали соседа, а при наличии не менее обширной инфраструктуры, зелени и уюта были своеобразными и неповторимыми.
В городе очень мало скульптур, только памятники. Во многих местах, чтобы экономно наполнить город парковой скульптурой, устраивают пленэр-конкурс для скульпторов. Художники общаются, показывают своё мастерство, победители получают призы, а скульптуры остаются, и не надо за миллионы долларов покупать шедевры или ждать подарка от французов. Лишние скульптуры можно продать и окупить расходы. У нас в России, да и в самом Тамбове, немало замечательных мастеров. Зайдите в областную картинную галерею, там целая семья скульпторов Салычевых выставилась!
Искать новое надо не только в эстетике организации пространства — важно находить принципиально новые идеи, искореняющие «грабли» прошлого. Возьмём, к примеру, инженерные сети. Они всегда рвутся в самый неподходящий момент, разрытые котлованы становятся опасными для людей, добавляется грязь и пыль, чего всегда много при нашем чернозёме. Может быть, усилиться и начать прятать сети в коллекторы, в которых им сложнее будет прорваться, чем в непредсказуемом грунте?
Помню, в Сочи мы разрабатывали схему озеленения, были предусмотрены большие пешеходные маршруты по непрекращающимся скверам и паркам. А ведь в Тамбове пойма Студенца, по сути, уже готовый парк, правда, испорченный гаражными комплексами. Что с ними делать, как убрать? Опять нужны конкурсы идей. Например, оставить эти гаражи подземными, перекрыть их почти сплошь и разместить на крышах что-нибудь интересное: клубы, спортивные площадки... А так было бы заманчиво пробить пешеходную доступность с севера и до Цны, по пойме Студенца, чтобы можно было по специальной дорожке прокатиться на велосипеде между каштанами и кипарисами (в низинке и микроклимат «поюжнее»).
Разрабатывая план города, надо думать и о таких пешеходных магистралях, причём не только вдоль транспортных артерий. Транспортная система в городе сегодня в очень тяжёлом состоянии, и в час пик, особенно на улицах Карла Маркса, Советской в центре, кажется, что ты не в маленьком и уютном областном центре, а в мегаполисе, где-нибудь на МКАДЕ в гололёд. Полон проблем выход транспорта на восток. В генплане нарисовано второе «отверстие» из большого «сосуда» с машинами, медленно «выливающимися» по единственному мосту по Рассказовскому шоссе; это мост по улице Лермонтовской. Но на той стороне реки — дачи, тоже уникальное явление: дача в пешеходной доступности по отношению к театру и центру города, надо это сохранять.
Мне нравятся три новых тамбовских колокольни, дай Бог здоровья владыке Феодосию, архитектору и священнику Георгию Неретину, заслуженным архитекторам России Александру и Галине Лунькиным, молодому талантливому архитектору Дмитрию Третьякову, архитектору Татьяне Гостяевой и другим сотрудникам АКБ «Архитектор», разработавшим многие культовые сооружения. Колокольни спасли силуэт центра города, его панораму со стороны леса, как бы вытянули философски духовность человеческую над суетной и потяжелевшей застройкой, над грешным стремлением разбогатеть поскорее любой ценой.
Изюминкой планировки Тамбова является и то, что город не перешагнул через Цну. Таких городов в России больше нет! Волгоград, правда, тоже на одной стороне Волги стоит, но он огромен, и Волга огромна, там нет нашего тамбовского уюта. Это надо сохранить обязательно!
Иногда хочется заглянуть в будущее и увидеть, каким будет наш город не через десять лет, а через сто, через пятьсот, через тысячу лет. Так бы хотелось, чтобы Тамбов становился всё более удобным, уютным и радостным городом — настоящим городом Счастья, Света и Любви.
 
Сергей ЧИБИСОВ.
Архитектор.


Рецензии