Первый вопрос. Кто я?

Мы с Сережей зимой гуляем над Волгой.
Мы любуемся ее простором и смотрим, как лыжники бегут по реке. А река течет под ними и не останавливается. Только снаружи притворяется неподвижной.
– Папа, а Волга может вся, целиком замерзнуть зимой? – спрашивает Сережа.
– Наверное, не может. Нужна очень холодная зима, как в Антарктиде.
– А зачем ей не замерзать? Зимой замерзнет, весной оттает.
– Это очень хороший вопрос!
– Значит, мы опять поиграем?
– Конечно, поиграем!
– Так зачем ей не замерзать? Для чего Волга не отдает зимой все тепло?
– Наверное, чтобы рыбки в ней не замерзли. Чтобы не погибли речные обитатели, вроде раков, которые просто в спячку впадают. А потом просыпаются.
– Так они могли бы и совсем замерзнуть, а потом оттаять и ожить!
– Может быть, они просто не умеют этого?
– А есть такие животные, которые умеют?
– Конечно, есть! Например, микробы. Некоторые насекомые. Вирусы…
– А зачем одни это умеют, а другие нет?
– Наверное, первые – чтобы жить по привычке. А вторые – чтобы новые привычки приобретать. Вот термиты, например, или другие муравьи, миллионы лет живут и не меняются. У них такие есть привычки и умения, что при любых условиях выживать позволяют. А крысы, наоборот, только и делают, что обучаются и приобретают новые привычки.
– А зачем им новые привычки?
– Чтобы лучше жить! Кто ничего не умеет, тот погибает, а кто все время обучается, тот и сам хорошо живет, и детей своих хорошо жить научит.
– А мы много умеем?
– Кто мы, Сережа?
– Ну, например, мы с тобой.
– По-разному…
– Ну хорошо, а я – много умею?
– Вчера – мало, сегодня – побольше, а завтра – еще больше.
– Значит, вчера я был одним, сегодня уже другой, а завтра буду уже совсем другой? А кто же тогда я? Кто я?
– Ну вот, мы с тобой снова нашли наш хороший вопрос. Только ответ будет уже другой, чем семь лет назад. Поищем?
– Конечно, поищем!
Я беру палочку и рисую на снегу три круга один внутри другого.
– Сейчас мы с тобой представим. Вот это (маленький круг) то, что ты знал и умел в семь лет. Твои знания, привычки (о них еще говорят умения) и навыки. Назовем их так: З*П*Н. Ты зубы чистить в семь лет умел?
– Умел.
– А читать книжки умел?
– Умел, но еще не очень хорошо.
– А машину водить умел?
– Нет, не умел.
– А Дальний Восток уже видел? Бывал там?
– Нет, еще не был…
– А в прошлом году узнал, как там красиво и интересно?
– Еще бы! Вот классно мы тогда съездили на Амур!
– Значит, у тебя раньше было меньше знаний, умений и привычек (З*П*Н), чем сегодня?
– Меньше… Но я знал, что обязательно научусь и машину водить, и на Амуре побываю!
– Конечно! Но ты раньше это только представлял и знал, что сумеешь, а теперь и знаешь, и умеешь! А чтобы уметь или знать что-то очень хорошо, надо привыкнуть делать это постоянно.
– Как зарядку?
– Как зарядку! Так зачем нужны новые З*П*Н?
– Чтобы делать что-нибудь хорошо!
– Значит, когда их будет больше, им будет тесно в маленьком круге, и он тоже станет больше, а ты сможешь хорошо делать то, что раньше совсем не умел!
– Получается, что, когда я совсем вырасту и много буду уметь, как вы с мамой, круг будет очень большим?
– Ну да! Ты сможешь изменять вокруг себя то, чего раньше изменить не мог. Еще говорят, сможешь влиять на то, на что раньше не влиял. Поэтому круг твоих З*П*Н называют твоим кругом влияния.
– Нет, папа, тут какая-то хитрость! Мы же давно решили, еще когда мне было семь лет, что я – волшебник, и могу влиять на все, на что захочу! А теперь получается, что только на то, что в моем круге влияния…
– Да, но ведь мы с тобой не говорили тогда, сколько времени требует каждое волшебство. Ты можешь легко заглянуть в будущее и увидеть себя тем, кем пожелаешь. И там твой круг влияния будет огромных размеров! Как у настоящего волшебника. Только для того, чтобы в это будущее попасть, понадобится время. Время для новых привычек, новых знаний и для того, чтобы твой круг влияния увеличился. А вот как эти привычки и знания получать, зависит только от тебя, а значит, это входит в твой сегодняшний круг влияния! А значит, ты и есть настоящий волшебник! Разве тебе кто-нибудь может помешать обучаться?
– Выходит, что обучение – это расширение моего круга влияния? А зачем мне его расширять?
– А ты сам как думаешь?
– Не знаю… Раз я уже волшебник, и при этом всемогущий, то когда-нибудь все, что захочу, я получу! Зачем мне новые привычки?
– А когда ты получишь то, что хочешь сегодня? Ты сегодня хочешь пойти в аквапарк, а попадешь туда, когда тебе стукнет лет семьдесят…
– Ну нет, мне тогда в аквапарке будет неинтересно!
– Так зачем тебе расширять круг влияния?
– Чтобы… Чтобы побыстрее исполнялись мои желания! Я понял! Чем больше у меня круг влияния, тем быстрее будут исполняться мои желания! Тем лучшим волшебником я буду!
– Смотри, как интересно получилось: ты будешь тратить время на новые привычки, чтобы потом меньше времени ждать исполнения своих желаний! Здорово?
– Здорово! А как мне побыстрее стать всемогущим волшебником?
– Но ведь ты уже всемогущий волшебник! Ведь в воображении ты можешь представить осуществление любой мечты, правда?
– Правда-то правда, а в жизни?
– А в жизни ты здесь и сейчас можешь только то, что ты знаешь и умеешь. Только то, что входит в круг твоего влияния.
– А какой у меня сейчас круг влияния?
– Сам-то ты как думаешь? Большой?
– Он у меня сейчас больше, чем когда мне было три годика… Но меньше, чем у тебя!
– Значит, в три годика ты – это было одно, сегодня ты – это другое, а вырастешь – будешь совсем другим. Так кто же ты тогда?
– Получается, что кто я – это значит, какой у меня круг влияния?
– Молодец! А как ты думаешь, кто может повелевать размерами твоего круга влияния?
– Я!
– А кто еще?
– Кто еще… Никто! Только я!
– Значит, что ты можешь постоянно делать сам в жизни (а не только в воображении)?..
– Что… Расширять свой круг влияния!
– То есть, получать новые З*П*Н. Сам можешь?
– Конечно, сам!
– Так кто этот круг создает? Кто его расширяет? Кто его творит?
– Только я, и больше никто!
– А тот, кто творит, как его можно назвать?
– Как? Творец!
– Так, выходит, кто ты?
– Выходит, что я – Творец!
– А зачем тебе быть Творцом?
– А чтобы все мои желания исполнялись сразу!
– А зачем тебе нужно, чтобы они исполнялись сразу?
– Чтобы у меня было еще больше радости! Я не буду долго ждать, когда одно какое-то желание исполнится. Тогда я успею загадать много желаний, они все исполнятся, и у меня будет много-много радости! И все вокруг тоже будут радоваться, потому что я им тоже помогу исполнять их желания!
– Молодец, Сережа! Ты и вправду настоящий Творец!
– Папа, теперь скорее надо записать этот хороший ответ на наш хороший вопрос!
И мы с Сережей записали:

Первый вопрос:

КТО Я?

Ответ:

Я – ТВОРЕЦ!

А зачем?

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫЛО ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАДОСТИ!


 
Новая игра. Кто я?
Творец!

Ты уже привык быть волшебником? Теперь привыкай быть Творцом!
Для этого каждый день ты будешь что-то творить. Чтобы получилась привычка.
Сегодня мы придумаем, что сотворить вместе. А завтра и потом ты будешь придумывать и творить сам.

Сегодня мы вместе сотворим ореховый пирог. Он получится такой вкусный, что мама будет в восторге!
Берем половинку от половинки (то есть четверть) пачки маргарина. Кладем в круглую миску и насыпаем туда же полную чашку сахарного песка. Потом добавляем четверть чайной ложки соли и соду на кончике ножа. Все это перемешиваем (стираем) ложкой (лучше деревянной). Теперь добавляем два яйца и снова стираем ложкой. Потом добавляем маленькую пачку сметаны и снова стираем.
Пока Сережа все это творил, я резал ножом ядрышки грецких орехов. Я взял их только стакан (полный!), но побольше будет вкуснее. Из орехов получилась ореховая крошка. Мы всыпаем эту крошку в Сережину миску и снова стираем то, что получилось. Берем на ложку нашу смесь и смотрим: стекает она с ложки или нет. Смесь стекает. Тогда берем муку и добавляем в миску по ложке (которой стирали смесь), все время аккуратно перемешивая. После добавления каждой ложки смотрим: как стекает с нее тесто. Когда тесто начинает стекать с трудом, оно готово!
Пока Сережа всыпал орехи в тесто, я включил духовку, чтобы она как следует прогрелась. Потом я беру форму для выпечки и тонким-тонким слоем смазываю ее внутри маргарином. Потом насыпаю в нее немножко муки и трясу форму так, чтобы мука ровным слоем покрыла весь маргарин в форме. Чтобы стряхнуть остатки муки, я стучу формой по столу и стряхиваю муку в тесто. Сережа ее перемешивает и выливает в форму. Мы ставим ее в духовку и убавляем температуру до самой маленькой.
Наш пирог печется около часа. Уже через полчаса по всему дому идет изумительный запах, а через стеклянное окошко духовки видно, как пирог поднимается. Когда он начинает темнеть и по краям подрумяниваться, мы берем деревянную палочку толщиной со спичку и протыкаем пирог в центре на всю длину палочки. Если конец палочки, когда его вынем из пирога, будет сухой, значит, пирог готов. А если нет, пусть еще немного попечется.
Готовый пирог вынимаем из духовки, выключаем ее, накрываем форму с пирогом чистым полотенцем. Минут через десять аккуратно отделяем пирог от формы и выкладываем его на тарелку.
Ну и объеденье получилось! Просто тает во рту! Пирог особенно вкусный оттого, что мы его не в магазине купили, а сотворили сами.
А завтра мы сотворим что-нибудь другое!
 
Теперь каждый день ты будешь что-нибудь творить! И ни одного дня не пропускать.
Вот так и привыкнешь к тому, что ты – Творец!

________________________________
1. Стивен Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей» http://mds-books.ru/index.php?p=/
2. Александр Голубцов, «Про секреты. Секрет шестой» http://www.pro-sekrety.ru/sekrety/sekret-6/
 


Рецензии