Незаметные люди

- Да, да, я не забыл, можете идти.
Старший лейтенант, выпроводив из кабинета ефрейтора Козлова, посмотрел в окно.  Что там происходило, он знал наизусть, грузовые машины перед выездом на склад, осматриваются тех составом. Почти в каждом «КАМАЗе», «Урале», «ЗиЛе» его автороты много неисправностей. За двое суток, что могли, сделали. В прошлой операции безвозвратно потеряли два «КАМАЗа», подорвались на минах. Два солдата, получили сильные контузии, травмы и один сопровождающий, неизвестно выживет или нет. Все представлены к наградам.
Наградные листы Михаил Александрович положил перед собой, сейчас он отнесет их в штаб батальона, там уже их ждут.
«Да, еще сейчас нужно написать и характеристику на ефрейтора Козлова Вадима Николаевича. Повезло парню, даже не задело человека за столько времени. И теперь демобилизуется, решил поступать в автотранспортный институт. И времени откладывать мне на написание характеристики, уже просто нельзя. Третий раз уже как он ко мне, к своему командиру, с этой просьбой обращается, а я ему все обещаю, да обещаю. Стыдно, через неделю со своих последних боевых действий придет парень и все, служба его в Афганистане закончится. Отправится домой в свой далекий Южно-Сахалинск, и забудут здесь о нем, а его командир так и останется вечно занятым. Стыдуха, работы-то  всего пять минут. А у Козлова рейсов сто, а может и двести, некоторые через два-три рейса после обстрела самострелами занимаются или больными прикидываются. Да он заслужил, наверное, и не только хорошей характеристики в институт.
Так, Козлов Вадим Николаевич. Хм, а ты у нас-то ни разу и не представлялся к награде, получается, - продолжал размышлять офицер. - Вот это да. Что за полтора года так себя ни разу не проявил?»
Старший лейтенант еще раз пересмотрел список награжденного личного состава роты. Даже грамоты нет. Удивительно.
Достал другой журнал и начал просматривать записи по потерям автотранспорта. На операции в Хайратоне подрыв двух машин был, на Пули-Хумри – все нормально, на Кандагарской операции, стоп-стоп, ага, есть Козлов. Что он тут делал, в чем проявил себя? Так, так, ага, вот: «На жесткой сцепке отбуксировал до Кабула бензовоз с цистерной Р-6. Машина получила, что получила? Ну и почерк у тебя, Михаил Александрович, ну и почерк. Как курица лапой пишешь.
Так что она получила эта машина? А, понял повреждение двигателя, ходовой части от взрыва, произошедшего рядом, после наезда на мину «Урала» связистов. Понятно. Отбуксировал, значит бензовоз, и, наверное, не пустой, а с бензином или соляркой. Молодец. Да-а, тогда нам досталось здорово. Нет, читать не буду, здесь больше в записях фамилии Козлова нет. Нет, вроде. Тютюнин, есть. Да, Царство ему небесное. Хохряков ранен был, Сиволапов - контужен. Сарана, Сарана, а нет, этот тоже отбуксировал в часть разбитый «КАМАЗ» своим «Уралом». Молодец, рядовой Сарана.
Так, теперь операция на Дехсабзе. Что там у нас было. А, она прошла за пять дней, все у нас было спокойно. Та-ак, дальше Шиндантд. Здесь вроде тоже нет фамилии Сараны, то есть Козлова. Нет, Сарана есть, что он там сделал? А, ему помяло камнем, слетевшим со скалы, дверцу машины, из-за... А, понятно, после взрыва. Ладно, он ее потом отремонтировал, а я его похвалил за это, вроде бы.
Стоп, стоп, мне же нужен не Сарана, а Козлов.
А в этом году ты у нас ефрейтор Козлов, вроде больше нигде и не числишься. Но на всех операциях был. Серая мышка, значит, ты у нас. Ранен не был, контужен, вроде тоже не был, а если и был, то не признавался. Ну, это твое дело солдат, то есть, ефрейтор. А за что же ты получил ефрейтора, а?
Так, так, теперь посмотрим тебя по прошлому году. Так, Чарикарская операция, тебя здесь нет. Точно нет. Пагманская операция, так, так, вроде тоже тебя здесь нет. Вернее был, а не отмечен. А за что же тебе, спрашивается, ефрейтора дали? А, Козлов?
Стоп, стоп, вот его фамилия. Это за что? Вернее где. Гардезская операция. Козлов, Козлов, а, понятно, отбуксировал подорванный БТР из стоявшей колонны горевших машин. На БТР были раненные офицер и солдаты, и ты его оттащил подальше от ущелья, на котором душманы устроили засаду. А ты вез на «КАМАЗе», оказывается, боеприпасы. Солдат, то есть ефрейтор, кто же тебе разрешил это делать под огнем душман? Ты же вез артиллерийские боеприпасы. Вот дает.  Ну, дает парень а. Ты мог подумать хоть немножко своей головой, что бы там осталось вокруг, если бы взорвались эти снаряды?
А вот еще твоя фамилия есть. А-а нет, это похожая на твою фамилию – Котлов. А он что? А он помог Козлову перенести раненных солдат из БТРа в медсанбат. Молодцы ребята. Это по-нашему. Молодцы!
На Тугагунди нет твоей фамилии Козлов, не отмечен ты и в Кандагарской операции. В Джелалабаде, тебя тоже нет. А нет, есть, что там? «Сарана открыл огонь по душманам, не дав им поразить машину из гранатомета». А причем здесь Сарана? Мне же нужен Козлов. Так, так, Котлов, опять Котлов, а нет, это уже Козлов. Что Вадик ты здесь сделал. Ты смотри! Вот молодец: «Столкнул горящую легковую машину «Тойота» в пропасть и дал возможность колонне продолжить движение через горный перевал».
Вот тебе и серая мышка, а я что-то на тебя так и не обратил вовремя внимания. Ну, есть ты, как и Сарана, как и Котлов, как и Иванцов. Ну, ребята, а вы-то все машины своими ручками ремонтируете и не хвастаетесь, выходит, и не жалуетесь, и не геройствуете. Да уж, и поэтому мы вас и не видим».
В дверь постучали.
- Разрешите? – просунулся в щель младший сержант Сорокин.
- Слушаю!
- Товарищ старший лейтенант, вы меня вызывали?
- А, да, подожди, сейчас еще один документ оформлю, тогда вызову. А стой, стой, зайди-ка, - вспомнив о чем-то, вовремя остановил младшего командира офицер. - Тэ-экс, что можешь сказать мне о ефрейторе Саране. Стоп, стоп, стоп, не Саране, а Козлове.
- Ну-у, нормальный парень, - выдавил из себя младший сержант. – А зачем вам?
- Зачем, зачем, дембель у парня скоро, в автодорожный институт хочет поступать. Так вот. А чтобы его там уважали, хочу характеристику ему сделать, пусть ректору покажет. Вот такие дела, младший сержант. А у него, как назло ни одной награды нет, как буд-то и не воевал здесь.
- Ну как это нет, вы сами несколько раз его в пример всем ставили, - вспомнил Сорокин. - А вспомните, товарищ старший лейтенант, тот случай, когда в прошлом году ни одна наша машина не могла взять бугор на Пагмане. Он метров десять в высоту был, а его спуск крутым был, градусов на пятьдесят. Танки, БТРы, БМПешки взяли его, а мы нет. Так Козлов задом пошел на него и первым прошел его, потом все мы таким способом с тем подъемом справились.
- Да, да, что-то вроде помнится такое.
- Товарищ старший лейтенант, а когда на Дехсабзе у разведчиков БМПешка сломалась, он же и нашел причину. Я уж не помню точно, что там было, а их командир вам приходил и просил, чтобы Козлова как-то отметили вы за это.
- Да, - смутился старший лейтенант. – Хм.
- А, в прошлом году вы его в звании повысили за то, что он на своем «Урале» прошел через реку Панджшер и отбуксировал  машину «Град» с ракетами. Ну, помните? По ним духи огонь открыли из миномета. У той машины задний мост вырвало, а Козлов их на себе оттуда вытащил, и увел машину подальше в зеленку, где артиллеристы стояли.
- Точно, точно, - улыбнулся старший лейтенант. – Вот тебе и серая мышка.
- Да, товарищ старший лейтенант, у нас каждый такой. Просто у вас голова за всех болит, а нам-то проще. Это же наши товарищи, мы все видим.
- Ты прав.


Рецензии
Иван, здравствуйте1
Вот так серой мышкой и уйдёт на дембель. Ни наград, ни поощрений... а служил геройски парень!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   29.11.2023 13:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.