Исход

               
               
   …Лучше работы я вам, сеньоры, не назову

   Уезжали мы из России трудно. Я тогда был председателем кооператива, причем кооператива не того что, торговал пирожками, а кооператива конструкторского, работающего, в основном, с гос. предприятиями. Так получилось, что "старики" ушли на пенсию, а я с моим компаньоном в кооператив. Честно говоря, нам сильно надоело подчиняться огромной субординационной "стремянке", и при этом отдавать девять десятых своего труда и признания, что тоже не маловажно, на сторону. А т.к. мы занимались конструированием очень специфического оборудования для производства карбонильного никеля, то с нашим уходом "стремянка" пропала, деньги появились, а работа осталась.
    Время было удивительное. Кому-то вдруг понадобились мои знания и энергия. Меня познакомили с человеком, которого звали Геннадий Андреевич. До перестройки он был глав. врачом поликлиники, а во время оной поставлял государству персональные компьютеры. СССР тогда был внутри авантюры под названием Афганистан. Президент Рейган наложил эмбарго на поставку РС, а т.к. запретить, в свободной стране, продавать компьютеры частным лицам он не мог, то проблему компьютеризации России решали ловкие парни. Например, выезжал на гастроли балет Иогансона. По возвращении все балетные привозили РС, а руководство по два. Компьютеры скупали оптом, проводили, как будто купили в розницу. И, навесив "Norton commander" и "QwadroPro", это называлось поставить с программным обеспечением, продавали.
   Обычная перепродажа компьютера была запрещена.  Вы, конечно, тоже могли попробовать купить РС в ленинградском аэропорту, но думаю, на перегоне между новым аэропортом, и ответвлением на старый, получили бы свинцовую "маслинку в ум". После этого проблемы компьютеризации  СССР вас перестали бы беспокоить. Продажа компьютеров государственным организациям приносила астрономические доходы, а поскольку капитал должен работать  возникал вопрос, куда же девать деньги? Прослышав про инвестиции,
 "туда не знаю куда", народ повалил валом. Неожиданно выяснилось, что в технике Гена понимает не много, и нужен кто-то, кто  поможет отличить  пациента от изобретателя. Мой товарищ Дима продал тогда Гене мою двухлетнюю наработку-хобби – технологию и оборудование для производства "томпаксов" – женских гигиенических тампонов. По условиям договора, я должен был помочь в доводке оборудования. Перед продажей я "на глазах изумлённой публики" изготовил штук шесть "томпаксов". Заказчики взяли один, наполнили бутылку из-под пива водой, и закрыли. Проверили через неделю, и т.к. течь не обнаружили, я, в глазах Геннадия Андреевича, стал незыблемым техническим авторитетом. А тут ещё такая нехватка технических консультантов. Короче, как в анекдоте, "все в д…е  и тут появляемся мы с компаньоном, в белом фраке с блестками".  За 500 р. в месяц, каждому, "нас уговорили" два раза в неделю выслушивать всякие технические предложения и либо браковать, либо давать дальнейший ход.
   Иногда было смешно, а иногда грустно, и даже стыдно. Помню изобретателя, который додумался до того, что дабы экономить древесину в спичках, предложил изготавливать их короткими – 1,5-2см.
длиной, затем вставлять в приспособление с пружинным захватом, а затем выбивать на манер трубки, в общем - "чума". Когда я "задробил" это творение, он, не капли не обидевшись, моментально достал проект изготовления снегоуборочного комбайна, с двумя шнеками, направленными в обе стороны от комбайна, и перекрывающими всю улицу. На мой вопрос  - куда же девать весь транспорт? - ответил, что пока не решил, но обязательно доработает… Потом был проект строительства города, с улицами, выходящими лучами из центра, и кольцевыми опоясывающими дорогами (налицо был явный плагиат со столицы нашей Родины). Как "лечащий врач", я констатировал безобидное, тихое помешательство.
   Был случай, когда проситель вытащил из портфеля алюминиевый "башмак" – пластину, покрытую слоем фторопласта зелёного цвета, в котором без труда узнавался высокопрочный фторопласт, применяемый для направляющих станков. На руках был патент на изобретение и подробное разъяснение, как при помощи подобного новшества можно, в случае необходимости, двигать домну со скоростью 1 метр в час. Всё выглядело очень достойно, включая сумму предполагаемого финансирования.
  Но один раз мне было просто не по себе. Пришли два военных, в чинах полковник и подполковник. Полковник был доктор технических наук (д.т.н.), а подполковник кандидат. Принесли они какое-то чудо. Изобретение, насколько я смог разобраться, состояло в том, что закодировав рентгеновскую информацию, они ухитрились перевести её в цветовую. После этого снимок можно было рассматривать, как фотографию, причём соответствующие цвета, обозначали больные и проблемные участки. В обыденной жизни мне с д.т.н. приходилось говорить раз шесть. По работе никогда. Слишком разные уровни. А тут сидишь глаза в глаза, да ещё должен определить их проф. ценность. Было крайне стыдно. Почти всё время подбирал слова, чтобы смягчить ситуацию.
   В довершение всего, Гена спонсировал изготовление декораций Малому Оперному Театру, и я получил возможность посещать директорскую ложу, причём на правах главного. Меня спрашивали, не буду ли я против, если ко мне с  женой и дочкой подсадят японцев ?!?   
   Что тут скажешь…Конечно, я был не против. Я вообще, в то время, просто был не совсем ответственен,  за своё поведение…Меня никто, никогда, ничего и нигде не спрашивал…Мне, всегда не было места в гостиницах, в барах, в ресторанах и на теплоходах, в кемпингах, театрах, и хороших автобусах… Всё как в документах у Йогана Вайса в "Щит и меч", только наоборот. И это не потому, что я был ущербен. Финским лесорубам место было. Можно было даже, напившись до поросячьего визга, бегать по "Советской" нагишом и блевать на ковры…
   Один раз жена вернулась с курсов, которые проводились под эгидой Ленинградской юстиции. Т.к. она была гл. бухгалтером мы решили, что отправив её на курсы, мы будет в курсе событий, и тогда, может быть, нас не посадят. Наташа сообщила, что отчисления в фонд развития можно тратить на улучшение здоровья трудящихся. А т.к. я был и босс
и трудящийся одновременно, то  с радостью отправил весь кооператив, в полном составе, с жёнами, на белом пароходе, в небольшой круиз по Балтике. Поехали три пары. Позже, уже находясь в Израиле, я узнал, что мы не первооткрыватели, а просто неплохие предприниматели.
Время было удивительное – я  впервые почувствовал себя человеком.
Человеком занятым. Работал я без выходных. Телефон отключали в 23.30. Мне нужен был помощник, чтобы отвечал вечером на  телефонные звонки, и раскладывал по порядку чертежи. Тут идею подкинула жена. Давай сделаем секретаршей дочку.               



                Секретарша


Вы когда-нибудь пробовали допроситься ребёнка подойти к телефону? Я так думаю, что раз, два это пройдёт, а потом, в самый ответственный момент, выясниться, что она устала, что надо делать уроки  и т.д. вплоть до - просто не хочу! -. Идею, сделать секретаршей дочку, я сначала принял в штыки, идея-то не моя !?  Не испортят ли деньги ребёнка? Не устанет ли? Да и вообще мы не в Америке. Долой эксплуатацию детского труда!  Я согласился не сразу, как обычно минут через пять. У Натальи, это моя жена, ответы были уже готовы, вплоть до суммы зарплаты – 20 рублей. Дочке тогда было 10 лет – я не шучу. Решение оказалось просто на редкость удачным. Уже на следующий день девчонка выпросила у бабушки книгу по бухгалтерскому учёту, куда занесла паспортные данные всех членов кооператива. После прогулки, я получал, записанные в туже книгу, телефонные сообщения, и мне было предложено расписываться в получении - чтобы потом не говорил, что не получал! - . Чертежи были разложены, по порядку.
   Когда имеешь дело с детьми, надо быть готовым к разным неожиданностям, и не смеяться, чтобы всё по серьёзному.  Уже к  концу первой недели мне был задан вопрос, о справедливости распределения доходов. Дочка спросила - почему все получают проценты с прибыли, и только она "голую зарплату"? Если ребёнок додумался до этого за неделю, какая же степень упрямства и безжалостности, по отношению к собственному народу, должна быть у кремлёвских мудрецов, чтобы почти 70 лет вести людей в НИКУДА?
 Потом было ещё веселее. Я купил тогда электрическую пишущую машинку, для кооператива, и упросил мою бывшую одноклассницу – преподавательницу машинописи и стилистики деловой речи, обучать   Анюту, это моя дочка, печатать вслепую. Через две недели она сдала мне первый экзамен, напечатав диктант букв из среднего ряда машинки. Угадайте, какой был следующий вопрос? Через два часа, я чтобы играть до конца пошёл советоваться с гл. бухгалтером – женой. Положение было безвыходное, пришлось назначить новую зарплату – 25 рублей. А потом начались удивительные превращения маленького человечка - в большого. Один раз, вернувшись с работы, я застал дочку за странным занятием. Она подшивала "молнию" в сапожках, и на моё замечание, что для этой цели есть мастерские, сообщила мне, что там, скорее всего, возьмут три рубля, а ей это дорого… Интересным образом был также решён вопрос с подпиской на газеты и журналы. До зарплаты их в списке было семь, после назначения зарплаты и постановки на само обеспечение – два. Всё происходило точно, как в американском фильме о детях. До этого, мне казалось, что в них дети показаны неправдоподобно самостоятельными. Интересно было также
то, что человечек не почерствел душою. Один раз, когда Анюта поздно вернулась с детского утренника, помните, было такое кино, по десять копеек, на вопрос – где задержалась? - она ответила, что, у её одноклассницы нет папы, и поэтому, она свела подружку в кафе-мороженое, ведь у неё же есть зарплата. Потом был свитер, купленный с бабушкой в складчину, себе к празднику. Свитер был дорогой тридцать рублей. Излишне говорить, что на нём не было ни пятнышка, и он всегда был аккуратно сложен. Однажды, когда моей секретарше исполнилось 11 лет, я застал её за любопытным занятием, она читала "машинописного Карнеги", с карандашом. Ни я, ни жена, так не читаем. А потом мы стали замечать поразительные результаты после прочитанного. Как-то раз, вечером, возвращаясь из какого-то кружка,  она привезла к чаю - мороженое. Денег у неё в тот вечер не было, и мы спросили – откуда? -  Она ответила, что продала талончики на метро. А на вопрос – Долго ли стояла? – ответила, что продала первому же человеку. Потом она объяснила матери, что надо, в её случае, подойти к бабушке, которая ведёт за руку внучку. Та увидит, что она одна, и купит…
  Забегая вперёд, скажу, что по приезде в Израиль было тоже не мало интересного. Скажите, какую карьеру может сделать молодая девушка, подрабатывая продажей туалетной бумаги в супермаркете? Восхождение заняло три дня! Первый день - продано всё с прилавка. Второй – запасы со склада. На третий день моя бывшая секретарша отбирала девушек, способных торговать бумагой. Или пример со сдачей экзамена на управление автомобилем. Явившись на экзамен в военной форме, первое, что она сказала экзаменатору – Вы только не волнуйтесь!!! если не сдам это не страшно, основное не права, а безопасная езда –  Ну что он мог сделать против школы? Как белый мышонок в лапах дворовой кошки, он был абсолютно беспомощен. Несколько дней тому назад Анюте надо было снять квартиру в Тель-Авиве, т.к. после окончания Академии музыки она, слава богу, получила работу. Квартира была не дорогая и в хорошем районе, так что в списке претендентов, она была двенадцатая. Попробуйте угадать, кто её получил…



                Мой чёрный бульдог
                или
                Как я познакомился с Олегом Маратовичем               

Однако "хорошего-понемножку", неожиданно пространство-время, вокруг, спрессовалось в какой-то чрезвычайно враждебный сгусток энергии.   По всей стране люди, окрылённые неизвестным до той поры, словом свобода, почему-то решили для начала резать соседей. Это вместо того чтобы плодиться и размножаться. В колхозах, вместо того, чтобы потребовать у руководства, сдачи земли в аренду, предпочитали
всем гуртом, травить двух-трёх арендаторов  - страна-то безбожная, с сильно разрушенными традициями, ну и с "мудрой" национальной политикой. Самое любопытное, что я получался враг всем – интеллигент, кооператор, и плюс ко всему еврей, что во все времена в России было хорошим довеском.
   У меня ещё была французская бульдогиня, чёрная с белой грудкой. А "французы" в Питере это не шутка. Очередь два-три года, плюс цена равная хорошей зарплате. Когда я покупал Геру (в миру - Грусю), то на работе, тогда ещё государственной, в разговоре, несколько занизил цену, но всё равно получил "дурака" и косые взгляды. Всё это я говорю к тому, что, гуляя с такой собакой,  я автоматически попал в компанию людей не простых. Моим ближайшим компаньоном по прогулкам был полковник ВВС, математик, у которого  был кремовый американский коккер, со сложным тройным именем – Барон Тильтен фон Тильтен Гартен (в миру Тиль)…, от собачки академика Мигдала.
Видя, что делается в стране,  Олег Маратович – так звали полковника, и три его товарища решили "положить парт. билеты на стол". Из КПСС уходили, как стрелялись – по жребию. Но, несмотря на то, что первый номер был не его, Олег, как старший по званию, пошёл первым. Все -таки, чтобы не говорили, а русский офицер - он офицер и есть! Наверное, не мало и говнюков, но мне всё больше попадались люди достойные. Само исключившись из КПСС, Олег "потерял" место зав.кафедрой и, соответственно, генеральские погоны. Случай даже попал в "Красную звезду".
   Так вот гулять с таким человеком – большая жизненная удача.  За два
года вечерних прогулок 2-3часа в день, можно было многое узнать, а возможно, имея такого наставника, и чуть-чуть поумнеть.
  Не будучи человеком тонкого аналитического ума, я всегда смотрю на выбранные мной авторитеты с известной долей уважения, тем более что то, о чём говорил Олег, как правило, сбывалось через два три месяца. Так вот, ничего хорошего, по раскладам Олега Маратовича, в частности для меня, не выходило. Особенно помогали разобраться в ситуации центральные газеты. Так Известие напечатало статью, в которой сообщалось, что некие Петров и Иванов подписали газету Советская Россия на сумму 22 и 27 тыс. рублей соответственно. Советская Россия об ту пору была наиболее реакционным, антисемитским органом. Не надо было быть большим "пинкертоном", чтобы понять, что при цене подписки одной газеты не более 10 руб. вливать такие деньги в националистическую идею могла только серьёзная организация. Это сообщение носило либо провокационный, либо информационный характер. В любом случае правительство, если оно не хотело продолжения событий, должно было как-то отреагировать, а ОНО – безмолвствовало.
    Кроме всего прочего, если вы не знаете, я вам скажу кое-что. У евреев очень развито чувство опасности, и "легкость на ногу". Сами посудите, сначала мы приходим на новое место и обживаем его, т.е. берёмся за любую работу. Поголовная грамотность у нас религиозная норма вот уже 3500 лет, и по религиозной традиции мужчина должен зарабатывать необходимый минимум на семью, а всё свободное время изучать Тору – свод морально этических норм, с философским разбором и обоснований. Это, правда, не про меня, я не религиозен. Но за меня потрудились мой дед и прадед. Естественно, что с таким уровнем подготовки, представители моего народа, зачастую, выигрывают интеллектуальное соревнование, что в обыденной жизни означает "занятие господствующих высот". Через некоторое время возникает вопрос, "кто в доме хозяин?". Иногда, во времена засухи, неурожая, неблагополучно закончившихся войн и эпидемий, вопрос меняется, на ещё более банальный - "кто виноват?". Сути дела это не меняет, т. к. ответ, известен заранее… Нам придают начальное ускорение, которое позволяет коренному Ленинградцу запросто оказаться в пригороде Афулы. За 2000 лет можно научиться и бояться, и убегать… Если я когда-нибудь смогу ответить на вопрос "почему римляне выгнали нас из нашего собственного дома? ", чего не сделали ни с испанцами, ни с германцами, можно будет считать мою теорию верной… Я, правда, опасаюсь ответом кого-нибудь обидеть…
   Как вы сами понимаете, при полном уважении, с очень хорошей зарплатой, и левой неработающей рукой, да по собственной воле, мог уехать только сумасшедший. А  начинать эмиграцию, когда тебе требуется помощь при одевании, как я считал, и был прав – дело, уй-ю-юй какое… Но тут ещё жена подробно изложила свои мысли по поводу
прогноза на будущее  дочки, семьи, моё здоровье и глобальное будущее ВСЕГО! Она у меня человек менее увлекающийся, и мало говорящий.
А к малоговорящим людям прислушиваются чаще, считая, что они, прежде чем сказать, долго думают. Правда, иногда, из-за таких рассуждений, в категорию мыслителей попадают те, кому нечего сказать и косноязычные. Но это не в случае моей благоверной, она действительно просто так не "ляпает". И в довершении всего мой друг Левка вернулся из двухмесячной поездки в Израиль и сказал - Вы, как хотите, а я еду…- Надо сказать, что этому человеку я верил абсолютно и если бы он сказал мне, что надо поджечь свой дом, я почти уверен, что поджег бы. Я только, спросил – Захарыч, куда же мы поедем, там же каждые восемь – десять лет война, а у тебя два сына? На что он ответил – Там есть что защищать, и если сгорим, то все вместе. Здесь защиты искать не у кого… – У меня мама с папой пережили блокаду Ленинграда, папа в 17 лет, в 1944 году, имея бронь от нефтеразведки, ушёл добровольцем на флот, а у Льва отец вообще прослужил с 1941 года на фронте. И, тем не менее, я понял, что мой друг прав. События в Тбилиси, Вильнюсе, Сумгаите, Нагорном Карабахе и Приднестровье показали, что власть не способна справиться  со стремительно нарастающими националистическими тенденциями. В нашем, конкретном случае я вообще был склонен предполагать, что власти сами были заинтересованы  разыграть "еврейскую карту" с последующим введением военного положения и наказанием виновных, разумеется, с оплакиванием невинных жертв и возвратом назад в коммунизм. Я, конечно, понимал, что глобальные решения требуют жертв, я только терпеть не мог коммунизм, и был не согласен с тем, что в качестве жертв будут избраны все те, кого я люблю. Короче мы решили "сесть на чемоданы". Это, неожиданно, оказалось далеко не простым делом. Вызов, который, на всякий случай, мне заказал Лёва, так и не пришёл. И тогда, мы с моим другом - Борей Юридицким, ныне жителем города  Большие Балтиморы (Балтимор в американской транскрипции), решили позвонить нашему общему другу Аркаше в Сан-Франциско. Видимо вера в Америку, рождала  веру во всесилие американских граждан. Странно, но это сработало. Аркадий только спросил, действительно я собираюсь ехать, или буду выделываться, как муха на стекле, на манер Рыжего? Борис, действительно собирался, мягко говоря, основательно. За время расспросов, как там, да что там, успел жениться, защититься,  выучить английский и родить трех сыновей. Причём старшему, на время отъезда, шёл девятый год! Через неделю пришел "вызов". Аркаша позвонил своему адвокату в Нью-Йорк. Тот оформил бумаги, и экспресс почтой выслал мне. Господь храни Америку! Послание я получил в десять вечера. Его внёс молодой, расторопный парень в чёрной, кожаной куртке. Конверт был большой, глянцевый, с хищным чёрным орлом и золотой медалькой. Сердце упало, я понял, что сделал свой выбор. Как я узнал, эта процедура обошлась Аркадию в 180 долларов. Это единственный человек, которому я остался должен деньги, за всю жизнь. Вначале было отдавать не с чего, а сейчас бессмысленно. Я думаю, что мои регулярные пожертвования на Армию Обороны Израиля и в фонд больных раком аннулируют мой долг. В конце концов, может быть эта земля когда-нибудь станет и его домом. Как знать…
 А потом, 1-го октября 1989г. "закрылась" Америка. По требованию Израиля, все граждане, получившие вызов из Израиля, должны были туда и ехать, без всяких Ладисполей. Это был очень не добрый знак.   Борис тогда сильно завибрировал, и было с чего. Столько готовиться, и всё напрасно. У него был даже список предприятий, с предполагаемыми местами работы. Забегая вперёд, скажу, что этот список он мог с успехом засунуть… нет, лучше не буду злословить, а то и так почти как у Еклизиаста – время впадать в иллюзии, и время освобождаться от оных – впереди нас ждало освобождение... Мой друг  наменял тогда несколько тысяч, сто рублёвыми ассигнациями. Везде, куда заходил, Борис оставлял каждому  клерку по одной. 9-го октября, не знаю как, но он улетел в страну, где каждый может помечтать, а иногда даже полюбить свою, персональную "Жар птицу"… Надо только следить, чтобы, по забывчивости, не потерять контроль, и чтобы
посторонние "жар птицы" не полюбили лично тебя … Правда это справедливо и для Израиля.

 
Багаж


  То, что мы решили это здорово, но нужно было решить ещё миллион проблем. ОВИР, отказ от гражданства, за него ещё надо было заплатить!!!!! Выписка из квартиры. Затем получение письменного отказа от претензий у родителей, если они не хотели ехать, билеты, багаж………………………………
   По поводу багажа я расскажу немного подробней, т.к. волею судеб мой сосед в Израиле - Захар Белоцерковский, оказался за него ответственным. Так что можно сказать – эта информация из первых рук. По плану Ленинградская таможня пропускает 1600 ящиков в месяц. Тот, кто хочет отправить много и хорошо - покупает цех упаковки багажа, а по сути дела – таможню. При отправке 800 семей в месяц,  при столь стремительно развивающихся событиях, получалась именно такая цифра. Выходило, что если по справедливости, то два ящика на семью. А что такое два ящика, если диван и два кресла – вот вам и один ящик. Начали "давать в лапу" по крупному, но тогда получалось, что бабушки-ветераны не у дел. Так вот Захар со товарищи решил поставить всё под жёсткий контроль. Давать не перестали, просто взятки приобрели какую-то жуткую форму, и отсылали не меряно. Но и бабушки имели свои два ящика. Ох уж эта справедливость. Как ни странно, пострадало среднее звено. Т.е. я и, такие, как я. Богатые сначала давали деньгами, но очень скоро выяснилось, что на "деревянные" не очень можно разгуляться. Я и сейчас, когда там стали ходить "зелёные",  и говорят, что всё есть, не очень верю, что без связей или абсолютного знания местных условий, можно что-то сделать. Наоборот, начав трясти "портретами Бена Франклина", по моему, очень быстро можно оказаться "подселенцем" на Южном кладбище с указанием "Хранить вечно"…
  Я опять отвлёкся. После денег в ход пошли дачи и машины. Мой друг Лева тогда, чтобы отправить на две семьи двенадцать ящиков, подарил добрым молодцам новенькую "шестёрку". Свои четыре ящика, подарил мне, из-за чего я прожил на таможне три дня, объясняя свою историю трём сменам подряд. Таможня не справлялась по времени, и я переходил на следующий день два раза. А пропускать того, кто не заплатил  - это им поперёк характера. Лёвкины законные ящики, они посчитали как бы анулироваными. Спасло то, что Лев улетал позже и таможенники решили, "не зная, что в прикупе", не поднимать скандал.
  Пришлось оставить друзьям мои марки. Я собирал их лет десять, начиная с семи. Составлять каталог, и бегать за разрешением не было ни сил, ни времени. Марки, мои марки оказались достоянием народа!!! Какого……….. мать….. в жопу народа??? Там были не съеденное мной мороженое и булочки с изюмом. Там были не выпитые стаканы яблочного сока. Не виноградного по 18 копеек, а именно яблочного по 12. На разницу в 6 копеек можно было купить четыре сливочные тянучки. Эту границу, морально, мне ребёнком было не перейти. Я в четырнадцать лет ходил петь в детский хор. Занятия проводились в Радиокомитете, что напротив Зимнего стадиона. Возвращался домой через площадь Искусств, там  одно время продавали с рук марки, значки и медали. Запомнился один интересный случай. На "толкучку" пришёл настоящий русский барин. В дублёнке, с "пирожком" из морского котика, на голове. В 1968 году - таких, было не много. Долго переминаясь с ноги на ногу, мужчина, наконец, нашёл необходимые слова, чтобы вставить нужное… Вот, говорит, купил?! Сто рублей отдал. Зато такого, может, и в Эрмитаже нет. После слов, сто рублей, в радиусе три метра, всё обратилось в слух. Мужчина потоптался, и, как бы нехотя, вытащил из внутреннего кармана холстину и плавно её развернул. На зимнем солнышке, блеснула золотом, здоровенная, величиной с блюдце,  звезда. Я в этом не дока, но, по-моему, к ней полагалась муаровая лента. Бережно, однако, гораздо быстрее, "барин" завернул холстину и, уже ни на кого не глядя, отбыл. Вернула толпу к жизни неожиданная реплика одного из стоящих – Не понимаю я таких.
За марку сто рублей, это ещё ничего, а за висюльку… Автору реплики явно было себя жалко……………………………………………………….
Я проводил там кучу времени, добывая за двадцать копеек бесценные образцы творчества почтового ведомства полночных стран с диковинными названиями: Чад, Габон, Бурунди, Камерун, Северное Барнео. Я завел атлас и старательно закрашивал страны, марки которых
приобретал. Я путешествовал… А эти знаменитые Польские "кошечки", "собачки" и "динозавры". Я потратил на них месяцы…....
Я, а не народ!
   Не помню как я  вышел из таможни, помню только что вышел опустошенным, и в то же время довольным, лишний раз убедившись в правильности сделанного выбора.
   Но таможня потом, сначала была упаковка. Тоже надо признать - процедура не из приятных. Когда спальня, которую я выплачивал год, не влезла ни в один из причитающихся мне ящиков, я её фактически подарил, продав прямо там за какие-то гроши. А эти уродливые фарфоровые кони, с золочёными копытами почти в каждом багаже,   слоны на счастье. Эти "ждановские" шифоньеры, эти фразы, среди отъезжающих – костюм то габардиновый, двадцать пять лет, а как новый – Эти жалкие признаки на самом деле очень скудного достатка. Двадцати пяти летнему костюму, по всем параметрам место, в лучшем случае, в кладовке. Мой Борис из Балтимора, как-то мне рассказывал, что у его знакомых - двух оперирующих хирургов, что в советской семье не редкость, годичная зарплата один миллион долларов. Раз в год в дом приходит специалист по интерьеру и меняет всю мебель в доме. И они из-за загруженности и величины апартаментов не всегда успевают всё рассмотреть. А тут у мамы отобрали фарфорового лося, который простоял на шкафу тридцать лет и был признан достоянием СССР. Поистине – театр абсурда.
    Сейчас, проживая в Израиле, я смотрю, как моя дочь собирается на учебу в Иерусалимскую Академию Искусств. Она садится в подаренную мной старенькую, но машину. Едет на учёбу, оплаченную Академией (она хорошая ученица). На уроки в мастер-класс, который оплачивает Американо-Израильский культурный фонд. Иногда, когда едет выступать, надевает концертное платье, которое подарили две старушки любительницы оперного пения. "Пару копеек" даём мы, и как всегда бабушка. А как же в Изриелевском центре, в Тель-Авиве такие "классные суши"…… Я мысленно представляю мою маму – пятнадцатилетнюю девочку в послеблокадном Ленинграде. Что она могла себе купить на зарплату ученицы счетовода, и за что её опять зацепил очередной исторический сквозняк? У меня нет ответа – я плачу………………………………………………………………………….
    По прошествии нескольких лет, от Захара  - поборника справедливости, узнал, что Корнеева – начальника цеха упаковки, сдали сначала милиции, а затем рекетирам без погон. Умер от инфаркта, не дотянув до сорока. Видимо частично правы религиозные евреи и антисемиты (кроме них в это больше никто не верит, а зря). Тот, кто связывается с евреями, по серьёзному, - заканчивает плохо…
Этому, последнему утверждению, есть и чисто материалистическое объяснение. Посудите сами, на кокой положительный результат своей деятельности может рассчитывать народ, поставивший в голову угла задачу выселения и грабежа, а ещё хуже истребления своих сограждан, вся вина которых, в некотором отличие поведения? В моральном плане
такой народ конченый, во всяком случае, до осознания ложности посыла…



Наше собачье дело

  Потом возникли большие проблемы с собаками. Их не брали. И я даже, приняв боевую стойку, пошёл на встречу с консулом. Встреча проводилась на Васильевском острове, рядом с  Д.К. имени Кирова.
Консул зашёл в зал. Как он понял с чего начать, остаётся для меня загадкой, по сей день. Перед ним стояли и сидели более трехсот человек.  Причём людей потерявших всё: Родину, социальный статус, работу, разведённых жён и соответственно оставляемых детей, друзей, родные могилы, имущество, которое собиралось по крохам, десятилетиями, любимые места, пенсии, иногда любовниц и предполагаемых невест, свой язык и историю за последние триста лет,
короче ВСЁ… Тот, кто не прошёл этот путь, никогда не поймёт. Первое, что он сказал, было – Всех ваших кошек и собак МЫ берём. – Зал выдохнул, как один человек. Больше об этой встрече я не помню ничего! Ни одного вопроса, и ни одного ответа.
   Потом надо было купить справки, что моя Груся не представляет никакой ценности для советского народа, построить клетку пригодную для самолёта, купить билет, равный по цене холодильнику, и снотворное, чтобы собака смогла перенести полёт. Но это уже были "семечки".


      Билеты
   

  С билетами тоже было не всё просто. Мне друзья держали параллельно с очередью на самолёт, очередь на билеты на поезд. Это вам братцы не Голландия – это Россия. Зазевался и амбец…
  А потом пламенный борец за свободу арабского народа Палестины, и бессменный друг советского народа – Ясер Арафат, заявил, что будет взрывать самолёты, если те не перестанут нас возить. И о чудо, мировая общественность – поборница прав человека всё это "съела". Не объявила бандита "вне закона", и не разобралась, как положено, а просто утёрлась. В России даже не закрыли посольства. А, независимая Венгрия, вообще никак не отреагировала, а просто порекомендовала своей авиакомпании не связываться с нами, и не возить! Компания "Малев" объявила, что через полтора месяца прекращает полёты.
   Я поехал  на Невский дом 7 выкупать билеты. Свою речь передаю дословно – Это братцы что же, ****ь, делается, не задавиться, не зарезаться. Обобрали до нитки, а теперь, ёб вашу мать, и билет не купить. Оставляем три пенсии. Отработали на страну 120 лет…-
    Надо отметить, что КПСС в то время обладала редкой "популярностью". Мне продали билет за 52 дня до вылета. По правилам Аэрофлота  должны были не ранее чем за 45. Питер – это вам не где-нибудь что… Теперь все удивляются – Как это можно взрывать в Москве?  - Да очень просто, не сложнее чем в Тель-Авиве –  Не хочу
быть  пророком Апокалиптических событий, но думаю, что большие сюрпризы и разочарования в "личной жизни" ожидают и Париж, и Брюссель, и Копенгаген.


Вместо эпилога


   Долетели мы без особых приключений, хотя было не очень приятно, в Будапеште. У трапа самолёта стояли автоматчики. В нашем салоне
летели всего три семьи. Видно, на Невском дом 7, таких "демосфенов",
как я, было не густо. Стюардесса надавала нам, сухим пайком, кучу булочек с великолепной ветчиной. Видимо мы, как ни храбрились, всё равно выглядели неприкаянными и испуганными. Мне кажется, что её лицо я помню даже сейчас. Эта маленькая женщина частично примирила меня с мировой общественностью в целом, и с венгерским правительством в частности.
   Описывать   все   прелести   эмиграции   или   репатриации   (отчасти справедливо и то и другое) буду как-нибудь в другой раз. Скажу лишь несколько слов. В случае с Грусей, Олег Маратович ошибся на все 100%. Он предположил, что уж у собаки языковых проблем не будет, т.к. собаки везде одинаковые. Дудки, собаки-то как раз все разные. В Израиле любой мальчишка, с прутиком, загонит любого Датского дога "под лавку". В России любой Датский дог загонит  "под лавку" любого мужика с револьвером. У меня один раз два приятеля вышли из ресторана "Русская тройка", тот, что на Загородном пр., и натурально "попали под раздачу" – компания удальцов выгуливала как раз такую собачку. Как часто случается, заспорили "съест, или не съест?"  Вот такие вот "гамлеты", а ля рюс.  Пострадавший очухался через неделю, и провёл частное расследование с привлечением в качестве детективов швейцара ресторана и официантов. Собак то выгуливают рядом с домом. А поскольку рестораны посещают скорее реалисты, нежели мечтатели, то эти люди хорошо понимают: если вы хотите справедливости, а не отписки, то нужно обращаться не в милицию, а к местному "Папе". Сказано – сделано. Заплатили пару медячков, и как говориться, пошла писать губерния. Единственное условие, которое поставили бойцы, это не вмешиваться во время приведения приговора в исполнение. А то знаете, как бывает, сначала хочут, а потом "птичку жалко", мораль и всё такое… Я сам знаю всё только по рассказам, но наказание зашкалило и иудейские, и христианские нормы справедливости, остановившись где-то, между мусульманскими и языческими…
    В Израиле Груся прожила в добром здравии два года, а потом её стукнул автомобиль. Видимо она погналась за кошкой. После того, как
жена её выходила, до последних своих дней, задние ноги волочила. Так, в течении пяти последних лет, её укладывали спать в "памперсах".
 Жена человек с железным характером, и абсолютной степенью надёжности. Мать говорит, что господь одной рукой берёт, а другой выдаёт компенсации, если напутал… Во всяком случае, не все люди, могут похвастаться таким отношением родственников. Правда, и то, что  не все они любят своих родственников, как Груся любила нас… Умерла она своей смертью, от инсульта. Затем, я разбился на работе, хотя работал в солидном месте, за компьютером. Реабилитировался долго. Было не до собак.
 А несколько месяцев тому назад, мой сосед пригласил меня на выставку четвероногих. Как вы сами понимаете, я первым делом отправился на ринг французских бульдогов. Там первый, кого я увидел, был белый красавец по кличке Джой. Когда я наклонился, чтобы получше его рассмотреть, Джой подпрыгнул и чмокнул меня в нос. Мы разговорились с хозяином, и он неожиданно сказал, что готов его отдать в хорошие руки, т.к. ему тяжело держать в доме двоих. Как он сказал, у него один бульдог французский, а второй большой – "настоящий". Как выяснилось после расспросов, "настоящий" был обычный боксёр. Это был один из редчайших случаев, когда я решил не "совать в нос" свою компетенцию.
Однако покупать собаку наотрез отказалась Наталья, сказав, что без забора это абсолютно не возможно. Я на коляске, а у неё нет сил бегать,
и ловить по всему посёлку. Мы живём в небольшом посёлке рядом с провинциальным  городком Афула. Мужчина позвонил через неделю и поинтересовался, как мои успехи с забором и услышав, что я не успел сильно расстроился. Ещё через две недели он привёз Джоя, и подарил. Я оказался в безвыходном положении. Пришлось ударными темпами строить забор, который с калитками потянул на пять с половиной тысяч шекелей. Вот такой получился подарок.
   Иногда, спросонья, уши у Джоя смешно смотрят вниз, и он становиться похож на деревенского мужичка, который задаётся извечным вопросом, кто же его нае…л на этот раз? Поэтому он у меня теперь – Джой Иваныч.
   Сейчас Иваныч живёт с нами в удивительном месте, с поэтическим названием Ган-Нер, что на иврите означает Сад Свечи. На самом деле, название происходит от фамилии английского баронета сэра Дженера.
Наверное, это очень приятно, когда в честь твоего родственника называют город или посёлок. Надо  только для этого купить землю и подарить еврейскому народу. В России – российскому, а в Испании – испанскому, только не пропить и не проиграть. У нас это очень многие понимают.
    Километрах в пятнадцати, на запад, расположен перекрёсток дорог, под названием Мегидо, а рядом с ним небольшой холм. Во всем мире правда это место носит несколько более зловещее название – Армагедон. По преданию, здесь должна состояться окончательная битва сил добра и зла. Так что, для интересующихся, могу по дешёвке продать билет в первый ряд. Желающие могут даже поучаствовать. На примерно таком же расстоянии, но на северо-восток, находится гора Табор (Пупок), на которой Христос впервые предстал перед народом в
сиянии. Помните, у художника Иванова, по поводу этого события, написано огромное полотно и к нему картин сорок набросков. Только не поднимайтесь наверх на своей машине. С пожилыми людьми может случиться истерика – проверено. А так, наверху, на площадке, рядом с костелом и итальянским монастырём,  действительно место покойное и я бы даже сказал, какое-то на редкость просветлённое. А может, просто показалось. Но это вряд ли – я,  к несчастью, материалист…
   Ну и совсем рядом, километрах в двух – гора Катеф Шауль (Плечо Саула). Помните, у Рембрандта, картину "Саул и Ионафан". Здесь убили первого царя Израиля - Шауля, всё таки это наш царь, а Рембрандт просто плохо выговаривал букву Ш. Но это последнее утверждение чисто интуитивное, даже где-то шутливое…


  Посёлок Ган-Нер, Израиль
20.08.2003

P.S. Неделю тому назад мой Джой – безобиднейшее существо, которое спит у меня в ногах, не на шутку разошёлся - разогнал котов орущих
под окном. А третьего дня одного вообще задавил. Это было крайне удивительно, т.к. обычно он, добегая до кошки, просто её обнюхивает, если та, разумеется, не проявляет агрессивных действий.
  Потом мы обнаружили у него на носу царапины, видно кот сам напросился. А вчера он "разобрался" ещё с одним. Это при том, что у нас в доме есть своя кошка, с которой Джой отлично ладит. Когда вечером Джой пробегает мимо стула, на котором дремлет Жуля, та, лёгким апперкотом в нос, привлекает к себе его внимание. Тогда Джой поддевает её носом, а т.к. он весит 17 килограммов, а Жуля только три, "статус кво" восстанавливается моментально, без Осло, Мадрида и "Дорожной карты". Жалея котиков, я даже отчитал своего "телохранителя". А потом представил, что будет с нашим участком, если Джой образно говоря "плюнет на всё". На днях меня даже спросил сосед, Захар – не буду ли я против, если Джой будет гулять и у него. Забор-то есть, осталось только повесить калитку… И тогда я задумался, а что если у некоторых членов моего правительства IQ было бы пониже, как у Иваныча. Может в стране, на пару проблем было бы поменьше. Правда, Джой Иваныч не демократ, и я даже опасаюсь, что не совсем гуманист. Но как  же  ОНИ орут по вечерам…  в мегафоны.
 P.P.S. На днях получил письмо из Балтимора, от Бориса. В письме лежал чек на Армию обороны Израиля. Помните, я писал, что иногда
посылаю денежку на армию. Это был первый значительный читательский отзыв на это моё произведение…


Содержание:

1. Лучше работы я вам сеньоры не назову      ……….………….1
2. Секретарша     ………..…………………………………………4
3. Мой черный бульдог или как я познакомился
с Олегом Маратовичем     ……..……………………………….6
     4.  Багаж        ………………………………………………………10
     5.  Наше собачье дело       ………………………………………...14
     6.  Билеты      …….………………………………………………...14
     7.  Вместо эпилога     ………..…………………………………….15
     8.   P.S.      …………………………………………………………..18
     9.   P.P.S.     …………………………………………………………19


Рецензии