Структура православной общины и теория Трех Градов

В первой и последней главах предшествующей книги «Третий лик»   мы подробно останавливались на смысле и структуре Православной Церкви как социальной организации, на взаимоотношении категорий Церкви и Государства, на теории Двух градов и на симфонии властей в Православном царстве. Исторически были реализованы различные варианты таких взаимоотношений. Однако, согласно православной традиции, в каждом случае, как для центральных властей, так и для властей на местах, в городах, в селениях, в общинах и в монастырях должен был действовать один универсальный подход, т.е. на местах устанавливалось то же соотношение религиозных и светских структур, что и в столице.

Напомним общую структуру соотношения светской и духовной власти в ранний период Византийской империи. Симфония властей, предполагала сосуществование как церковной иерархии, реализующей догмат о непрерывном нисхождении Святого Духа от Отца, передачи благодати (защиты, покрова от грехопадения) от Первосвященника мирянам (Церковь), так и светской, гражданской иерархии властей, реализующей также догматическое положение о рожденности Сына (Господина миру сему) Отцом и получении при таком рождении права первородства и власти (Царство).  В основании обоих градов  – Христос, град Невидимый, часть града Небесного. Таким образом, ядром теории православного царства выступает триада (Христос \ Церковь \ Царство). Во главе Церкви (как отражения иерархии небесных чинов) стоит Патриарх, избираемый Собором верных, собранных в трехсословную систему: (иерархия \ монашествующие \ миряне), где каждое сословие также иерархически организованно.
В свою очередь и светская власть была организована по аналогичному типикону. На высшем уровне стоял избираемый (армией \синклитом \плебсом) император, который, как верховный главнокомандующий, через консультативный совет (синклит из высших чинов и высшей знати) управляет государственными землями, судит и участвует в государственных церемониях, представляет Империю во внешних делах и является защитником Церкви. Особо выделялась Столица, как местопребывание императора и патриарха, как средоточение всех помыслов и достижений империи.  В столице выделялся военный комендант  города, средние слои аристократии (куриалы – городские землевладельцы, торгово-ремесленный слой, организованный в систему корпораций (цехов) и низший слой аристократии, в интеллигенций (врачи, писцы и пр.).  На низшем территориальном уровне (в провинции) выделялись стратиги (военные руководители области) и слой землевладельцев. Затем свободные колоны (военные в отставке) и основная масса крестьян была объединена в систему  общин (митрокомий).












Общая социально-территориальная структура Византии.

Непосредственно в управлении государством принимали участие только три основные группы служащих: (Император, через Двор – Палатин – и систему фаворитов \ Синклит и контолируемые им гражданские учреждения \ Армия, подчиненная Императору). Таким образом, вся система управления замыкалась на Императоре. Непосредственно с фаворитами двора были связаны подчинение им высшие чины (префекты провинций \ кесарь \ куропалаты) синклита, распределявшие между собой контроль за управлением различными ведомствами, которыми занимались  низшие члены синклита.  Это была многоуровневая, с глубоко эшелонированной системой взаимного контроля и надзора, иерархически организованная система управления.
Принципиальное отличие византийской системы власти от западноевропейских, где доминировал принцип родовой преемственности верховной власти, салическое право (Lex Salica франков, VI век н.э.), в Византии обожествлялся сам императорский престол, а не тот,  кто его занимал, не сам престолоблюститель. Это было связано с абсолютным приоритетом принципа соборности: отмечен  богом тот, кого выделил Собор (в котором витает Святой Дух), а не тот или иной наследник. Кто побеждал на Соборе или в интригах Палатина, тот и имел право на престол. И только Собор легитимировал ежедневно его личную власть. Собор мог его и низложить. Отсюда и жизненная необходимость для византийского базилевса ежедневно контролировать деятельность Церкви и каждый Собор и, как результат, возникала необходимость совмещения функций первоиерарха и императора,  т.е. цезарепапизм.
На Западе такой принцип формирования системы управления и иерархии утвердился не в системе светской власти, а в самой католической церкви, где был даже введен запрет (который, естественно, нарушался) на посвящение в сан прямых родственников и целибат (безбрачие).

***
Русские старообрядцы, крепко держась за  московскую старину, за традиции Московской Руси, во многом сохранили не только древний обряд богослужений, но структуру своих общин, повторяющую общую структуру ранневизантийского православного социума, рассмотренную выше. Это известно по соборному устройству старообрядческих приходов-общин на реке Выге (А. Денисов) в начале восемнадцатого века.   
Во многом остатки старины сохранились и в современных старообрядческих общинах-приходах. Рассмотрим структуру общины в селе Кунича (север Молдавии), существование которой прослеживается на протяжении более  трех веков.  Высшим по социальному статусу органом сельской общины-прихода является её сход (собор-собрание) всех мирян и духовенства, на котором принимаются окончательные решения по вопросам жизни общины. На сходе избираются церковный совет, староста (председатель), сборщик (казначей). В современном варианте избирается ещё и ревизионная комиссия. Сход же утверждает поставление епископом настоятеля приходского Храма по его рекомендации – храмовый клир (диакон \ уставщик \ звонарь).  Независимость церковной жизни  проявляется в недопустимости всех, даже церковного совета общины-прихода, вмешиваться в дела Храма. Всё, что касается  богослужений, отправления треб и пр.,  решает только настоятель Храма под надзором епископа. С другой стороны, Настоятель не может вмешиваться в хозяйственные дела старосты и Совета, кроме обсуждения их на церковном совете. 
Вторая часть социальной структуры, определяющая хозяйственно-экономическую деятельность общины,  подчиняется решениям церковного совета, часть которого составляют представители духовенства (обязательно – настоятель или епископ в епархиальном совете). Основную часть церковного совета как организующего и управляющего земского органа составляют староста и старейшины, почетные и доверенные члены общины.











    

            





Структура старообрядческого
прихода-общины

Основную массу прихожан-общинников составляют простые миряне, которые также делятся на три типа (верные \ оглашенные \ отлученные). Предлагаемая симметричная триадная форма двухчастного социума прихода-общины  полностью совпадает с формулой симфонии Двух градов, предложенной в книге «Третий лик» (Д.Николаев, П.Донцов, Кишинев, 2006 г.). Это формула социума открытого типа, т.к. она допускает возможность внешнего для общины влияния на принятие решений сходом (через епархиальные послания  или  через указание на Библию) или на претворение его в жизнь. На формуле это указано стрелками.  С другой стороны, на деятельность настоятеля может влиять внешний для общины епископ. И, наконец, третий механизм внешнего влияния на общину может реализоваться через старейшин, которые способны ограничить или отменить проведение принятого на сходе решения указанием  на устоявшуюся традицию, на обычай.
Нужно отметить, что в такой структуре на принятие решений влияют не только живущие, но и уже умершие члены общины, и грядущие.  В самом деле, обычай, уклад, сложившийся в общине – это опыт предшественников, закрепленный в сознании каждого члена общины. Поэтому обычай, традиция, вопия в каждом, молча голосует за себя на Соборе. Сход (Собор) – момент всеобщности для общины, проявления её сущего, воли Целого.
Таким образом, предлагаемый триадологический подход позволяет адекватно описать функциональную структуру сельской старообрядческой общины-прихода. Она повторяет трехчастную структуру сельской храмовой общины времен Московской Руси и Стоглавого собора.


Рецензии