Незваный гость

   Люба, Вера и Надя учились в техникуме, жили в общежитии в одной комнате. На преддипломную практику девушек отправили в поселок Шексна. Работали на заводе по выпуску плит. Ночная смена в тот день выдалась тяжелой, потому что перенесли плановый останов.

   Люба работала в клееварке, точнее её туда перевели из-за сломанного мизинца левой руки. Руководство, чтобы не фиксировать травму на производстве, определи студентку на, так сказать, легкий труд. Теперь во время останова цеха она должна была чистить приямок от скопившегося там волокна, которое за неделю так спрессовалось, что девушке с лангетой на руке не под силу была эта тяжелая работа. Люба обратилась с просьбой о помощи к мастеру смены. Он, недолго думая, направил в помощь Веру и Надю.

    Выполнив часть работы, Люба сходила в клееварку, налила в чайник воды, включила, поднялась на площадку второго этажа, передвинула табурет на середину, поставила чашки, положила кулек с печеньем и пакетик с конфетами, принесенные подругами из раздевалки, прикрыла газетой, поспешила обратно.
- Ну как? Работа кипит? Звонил начальник, сказал, что премию выпишут за ударный труд, - обрадовав девушек, мастер смены заторопился на пресс к мужчинам.
- Чайник! – всполошилась Люба и ласточкой метнулась в клееварку. Но открыв дверь, застыла в недоумении – чайник стоял на столе, но был выключен. Она прошла, взяла чайник здоровой рукой, поднимаясь на второй этаж, остановилась - там сидел незнакомец, а рядом валялся пустой кулек и фантики. Увидев Любу, медленно поставил чашку на табурет.
- Не поняла? Откуда здесь "хомяк" появился? Страдаешь клептоманией? Сейчас я твою болезнь вылечу! А ну, пошел отсюда, если через пять минут конфет не будет на месте, я за себя не ручаюсь, - подняв угрожающе, только что вскипевший, чайник, рассвирепела Люба.
- Ладно, ладно, чего кричать-то? Сейчас всё исправлю, конфеты принес, пробирался по ступенькам вниз мимо Любы юноша.
- Люб, что случилось? – услышав крив, подскочили подруги.
- А я чего? Я ничего, только чайку с конфетками... - бормотал себе под нос слесаришка. Он был худощавый, не высокого роста, с хитрыми глазками и редкими рыжими волосами на голове.
Девушки поднялись к Любе:
- Что произошло?
- Не понимаю, как он сюда попал? - собирала в горсть фантики Люба, - мы же были рядом...
Через минуту дверь со скрипом распахнулась, вбежал запыхавшийся слесарь, в руках держал большую коробку конфет:
- Исправился! – подал коробку Любе, - а меня между прочим Валерием зовут, - как бы невзначай произнес парень и, не говоря больше ни слова, удалился.
 
   Девушки больше не вспоминали про незваного гостя, закончив смену поспешили в общежитие. Отдохнув после работы, Вера и Люба отправились на танцы. Как же они удивились, когда в клубе встретили знакомого «хомяка». Что удивительно, Вера весь вечер танцевала с Валерием, а Любу несколько раз приглашал мужчина грузинской внешности. Танцы закончились, девушка подошла  к подруге:
- Вер, проводите меня до общежития, я боюсь одна оставаться.
- Пойдемте, я вас обеих провожу, - обрадовался Валерий.
   
  Шли не спеша, Валерий рассказывал смешные анекдоты, когда оказались у крыльца общежития, юноша обратился к Любе:
- Подругу проводили, пойдем, пройдемся, я тебе Волго-Балтийский канал покажу.
- Как? Разве ты не с Верой пойдешь? – удивилась девушка.
- Нет, мне хочется именно тебе показать наши достопримечательности.
 
  Вера, обидевшись, поднялась по ступеням, громко хлопнув дверью, ушла в общежитие. Люба стояла в нерешительности, но что-то шевельнулось в груди, ей действительно хотелось, как можно больше узнать о том месте, где они проходили практику, но на прогулки как-то не хватало времени, а тут, такая возможность.
- Ну, не знаю. Ладно, пошли,- решилась девушка.
 
  Вдоль дороги горели фонарики-светлячки. Сверху был раскинут, расшитый звездами ковер ночного осеннего неба. Кавалер поинтересовался:
- Что случилось с рукой?
- Приставали тут некоторые, пришлось обороняться, - улыбнулась студентка.
- Интересно, не Лаврентий?
- Ты знаешь водителя щеповоза из нашей смены?
- Он мой двоюродный брат.
- Поняла, откуда у тебя коробка конфет взялась, и зачем ты появился в клееварке.
- Я не скрываю, это он тебе передал.
- А где сам Лавр, что случилось?
- Его мама заболела, он взял отгул. Ты ушла от ответа, что с рукой?
- Работали в ночную смену, в четыре часа утра, глаза слипаются, спать хочется, я на подаче плит стою. Крикнула Вере, поменялись местами. Я спустилась на раскрой, только одну плиту приняла, повернулась, ответить водителю погрузчика, куда пачку поставить, чувствую, рука трясется. Поворачиваюсь, смотрю, мизинец левой руки висит на ниточке и косточка торчит. А мне вечером к брату на свадьбу ехать, я и сменами с девочками из вашей бригады поменялась. После больницы, когда пальчик пришили на место, наложили лангету, меня к начальнику цеха вызвали, травма на производстве портила все показатели соцсоревнования, уговорили меня в клееварку перейти. А что было делать? Согласилась.
   Они вышли на набережную, окаймляющую береговую линию реки и освещенную большими прожекторами. Несколько лодок, уткнулись носами в берег. противоположного берега не было видно.
- Это река Шексна. Она берёт начало из Белого озера, а впадает в Рыбинское водохранилище, образуя  Волго-Балтийский канал, который соединяет Волгу с Балтийским морем. Длина пути составляет тысячу сто километров.
- Откуда ты все знаешь? – перебила парня девушка. - Такое впечатление, что экзамен сдаешь?
- У меня дед и отец всю жизнь ходили по Волго-Балту, я хотел продолжить семейную династию, но комиссию не прошел, пришлось в слесаря идти, - потупив взгляд, откровенно ответил спутник.
- Прости, не знала, - запнулась Люба, - на тебя посмотришь хулиган хулиганом, а в душе оказывается уголечки доброты тлеют. Видно, закрылся ты от всего мира толстым полушубком с головы до пят и выглядывать из-под него не хочешь. Ранимое сердце скрываешь под маской безразличия.
- Хватит, - прервал девушку Валерий, - иди к своему Лавру ребусы разгадывай, а мне не надо, - схватил Любу за руку, сжав до боли, - хотел я братцу отомстить, да вижу ты не из таких, тебя просто так рассказами не заманишь...
- Валерий, ты совершенно прав - Люба не такая, - неизвестно откуда высокой непробиваемой стеной встал между Любой и Валерием Лаврентий. - Достаточно рассказов, идти домой.
- А я чего? Я ничего! Хотел девушке нашу речку показать. Ну, ладно, я пошёл... мне спать пора... мне же с утра на работу рано вставать надо, - беспорядочно бормотал себе под нос неудачник-слесарь, развернулся и поспешил скрыться в темноте ночи.
Люба округлила глаза:
- Лавр, ты здесь откуда?
- Ждал тебя на вахте в общежитии. Вера сказала, что ты пошла в моим двоюродным братом. Разве ты не заметила, что я от самого общежития иду за вами следом.
- Нет, не заметила, - всё ещё находясь в недоумении, смотрела на юношу студентка.
- Разве Валера ничего не рассказал?
- Он сказал, что у тебя мама заболела и передал коробку конфет.
- Разве ты не знаешь, какая репутация у моего двоюродного братца?
- Нет, не знаю.
- Да, в очередной раз он подтвердил, что на всё способен, лишь бы мне нагадить.
- Зачем?
- Просто так! Характер у него такой, ну, чтоб не только ему плохо было.
- Это из-за того, что он не прошел комиссию и не продолжил семейную традицию?
- Семейную традицию? Какую?
- Плавать по Волго-Балту.
- И ты попалась на его уловки. Не плавать, а ходить, во-первых. А во-вторых, какой Волго-Балт? Для его отца и деда -  тюрьма, как дом родной.
- Слушай, я ничего не понимаю. Кто из вас двоих врет, я не знаю. И не хочу видеть ни тебя, ни твоего брата, - рассвирепела Люба, направилась за Валерием.
- Постой, - Лаврентий преградил путь девушке. - Я просил Валерку, чтобы он передал тебе коробку конфет и сказал, что я приглашаю тебя на день рождения. Утром я ездил в город, проходил медкомиссию, а сейчас убежал из-за стола, чтобы забрать тебя из общежития и познакомить с мамой. А ты предпочла мне брата.
- Зачем конфеты передал с ним? Не мог сам принести? - подняла глаза Люба.
- Повторяю, у меня сегодня день рождения, гости сидят за столом, ждут нас.
- Так эта коробка не за те кассеты, на которые я тебе записала песни группы "Boney M"? - уточнила девушка.
- Конечно, нет.
- Ну, тогда поздравляю с днем рождения! - ласково улыбнулась, присущей только ей милой улыбкой Люба, встала на цыпочки, поцеловала в щеку Лаврентия.
Юноша нежно обнял свою спутницу.
- Пойдем ко мне.
- Нет, я не готова. Проводи меня, и возвращайся домой.
- А завтра? Мы пойдем снова сюда, я тебе могу намного больше рассказать...
- Ш-Ш-Ш, - прижала палец к губам студентка, - достаточно, мне больше ничего знать о ваших достопримечательностях не хочется.
На дороге появилась машина, быстро подъехала к ним перегородив дорогу, остановилась. Пожилой красивый мужчина, похожий на Лавра, вылез из-за руля:
- Сынок, сколько можно вас ждать? Давай поехали, мама переживает...
- Папа, ты откуда здесь?
- От верблюда. Скажи спасибо двоюродному брату, звоню ему, спрашиваю где ты, а он меня сюда направил, говорил, невеста не дает согласие на знакомство с родителями юбиляра.
- Юбиляра? - переспросила Люба.
- Так он сегодня четверть века отмечает! Не сказал что ли? Ну, сынок, ну, любитель сюрпризов. Доченька, поехали быстрее, там за столом разберемся, кто прав, кто виноват, кому сколько лет исполнилось.
Люба и Лаврентий разместились на заднее сиденье, отец сел за руль, машина тронулась. Девушка еле слышно спросила:
- Родителей-то как звать?
- А чего шепчешь? Я же не глухой. Меня звать Генной, Геннадий Иванович, значит. А маму этого молодого человека зовут София Александровна...
Отец еще что-то громко рассказывал, а Люба положила голову на плечо Лавра. Ей уже было безразлично чем же закончится, так нелепо начавшийся сегодняшний день.
...................................


Хрустальный звон

Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям, замираю, подглядывая между занавесок, как бабушка плетёт кружева.
– И что так стоишь? – оглядывается на меня бабушка, – думаешь не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться!
Бабушка осторожно отодвигает рукоделие, старчески шаркая ногами, бредёт к печи. Открывает заслонку, полотенцем захватывает противень, достаёт из устья горячую запеканку, ставит на стол. Сама выходит в сени за сметаной.
А я возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платье, натягиваю короткие носки, на бегу засовываю ноги в тапки, мчусь к умывальнику. Открываю кран, из него ручейком бежит вода. Набираю полные пригоршни, разжимаю ладошки, вода с шумом летит в раковину. Потом влажными ладонями провожу по лбу и щекам. Всё, умылась! Однако вытираю полотенцем лицо и руки. Беру расчёску, несколькими ловкими движениями расчёсываю короткие, как у мальчишки, волосы. Спешу на кухню занять своё место за столом.
Бабушка отворяет дверь в избу, тяжело вздыхая, идет к столу. На него ставит банку со сметаной, отрезает кусок запеканки, кладёт на приготовленную тарелку. Сверху размазывает сметану. Запеканку подаёт мне.
Пузатый самовар на столе ещё шумит: бабушка с дедушкой недавно завтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает чай:
– Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине в понедельник в «Снежинку» готовое кружево надо сдавать.
– Почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? – недоумеваю я.
– Друг дружке помогать надо. Одной-то не успеть норму выплести.
– Норма – это сколько?
– Не меньше двух десятков. Вот смотри: на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка-кутуз. Вокруг кутуза булавками закреплён сколок –картон с рисунком. У мамы-то раньше сколки на бересте были. Помню, тятя рано весной в лес ходил, снимал с берёз большие листы коры, приносил домой. Кору выпрямлял под гнетом. Потом мама брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и карандашом соединяла в узор. Видишь нити, навитые на коклюшки? Они переплетаются между собой, образуя кружевной узор. Давай померяем, сколько метров тут?
– А почему вокруг кутуза?
– Мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка совпадает. Видишь, наша подушка для плетения кружев, как обрубок бревна, похожа на чурбак. Поворачиваем кутуз на себя, плетём дальше. Десяток, значит, длина полоски должна быть ровно десять метров.
Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую называет метром. Мы распускаем из мотка узкую кружевную полоску, берём кончик, прикладываем к палке, начинаем наматывать:
– Один. Два. Три… Восемь. Девять...
От десятого витка полоска кружева тянется к кутузу.
– Видишь? Меньше метра осталось доплести.
– Давай ты меня научишь, я тоже буду тёте Капе помогать.
– Нет, учиться надо идти к моей сестре Клавдии: я только мерное кружево плету – такие вот узкие полоски. Клавдия же всё плетёт.
– Всё? – переспрашиваю я.
– У неё сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты. Мерное кружево измеряем в метрах, сцепное – в штуках. Оно плетётся с помощью крючка, мне же крючок не нужен. В детстве и я пробовала. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я принесла воротники да косынку. Он уж и так их крутил, и этак. Потом смотрит на меня восторженными глазами и говорит:
– Вот за твоё усердие и отличную работу пыжиковую шапку.
Ох, и дорого они тогда стоили, эти шапки-то! А у меня интерес появился к ремеслу нашему вологодскому. Эх! Из-за этого интереса даже в школу ходить перестала. Целые дни за кутузом проводила. Когда за Оликсия вышла замуж, как один за другим семеро ребятишек в избе появились, так и некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе малость помогаю, и то ладно!
– Поговоришь обо мне с бабушкой Клавой?
– А давай-ка сначала у мамы спросим разрешения.

Домой меня нёс счастливый ветер. От посёлка, где мы жили, до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ноги.
Да только разговор с мамой не получился: у неё свой взгляд на жизнь:
– Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что в деревне остаться хочешь? Нет уж. Хорошо учись, а вырастешь, уезжай в город. Там будешь ходить по театрам, по музеям. Выйдешь замуж и заживёшь, как человек. Не то что я... Всю жизнь верхом на тракторе, а дома со скотиной да в навозе вожусь. Некогда книги почитать, не то что в город в театр съездить.

Сколько мне тогда было лет? Не больше семи: в школу ещё не ходила. В нашей семье строгое правило – перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами выскочила я на улицу. Где бродила до самого вечера, не помню. Но, помню, острую боль в грудине, будто огонёк надежды превратился в острый кусок льда.
За всю жизнь, пока была жива мама, я ни разу не вернулась к этому вопросу. А недавно девятым валом нахлынула ностальгия: по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, загорелся огонёчек в груди. Мамы нет... Никто не сможет запретить. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? Да и плести теперь, сидя в инвалидном кресле, не с руки.
Но огонёк внутри не гас, разгорался!
Попросила подругу детства, съездить на малую родину, поспрошать у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша землячка, тётя Катя Углова, узнав, что хочу научиться плести кружева, обрадовалась.
– А что? Для Нинушки не жалко отдать. Пусть с Богом плетёт. – И передала через подругу всё своё оборудование. Вера несколько раз приходила ко мне, принося по частям то, что передала для меня тётя Катя.
Ещё нужно было найти человека, который бы смог научить кружевоплетению. Конечно, в Доме народного творчества есть курсы, но для меня-то они не доступны. Живя на пятом этаже, муж и сыновья-подростки просто физически не смогли бы столько раз сносить меня с пятого этажа вниз и поднимать обратно.
А уголёк внутри никак не хотел гаснуть!
Однажды вечером муж с работы вернулся довольный:
– Ездил по работе в село Архангельское. Нашёл, кто тебя научит плести кружева.
– Кто? – не поверила я.
– Завтра. Всё завтра.
На следующий день из села приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она-то и научила меня кружевоплетению. Не всё и не сразу стало получаться, но желание овладеть секретами семейного ремесла было велико! Теперь гордость распирает от одной мысли, что детская мечта сбылась. Я умею плести наши вологодские кружева! А какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек, не передать словами!

Неведомы человеку пути судьбы. В этом я убедилась, когда в Вологде объявили о проведении первого международного фестиваля «VITA LACE" («Живое кружево»). Конечно, мы с Ангелиной Ивановной приложили все усилия, чтобы быть на этом значимом для области, да и для всей страны мероприятии. В тот день был установлен рекорд, который занесён в «Книгу рекордов России». В акции «Самое массовое кружевоплетение» приняло участие пятьсот семьдесят кружевниц. Организаторы фестиваля рассадили нас особым образом – в виде снежинки, самого главного элемента вологодского кружева. Рекорд устанавливали в полной тишине. Хрустальный звон нескольких тысяч коклюшек завораживал душу и разносился далеко за пределами площади. Этот звон я запомнила навсегда!
2014 г.







 


Рецензии
Когда пишете,советуйтесь со своим рассказиком,а не с людьми.
Это работает.
А вообще надо много писать.
Тогда и стиль оттачивается.
И мысль начинает более критично работать.И продуктивно.
И вдохновение не заставляет себя ждать
Прошу прощения за непрошенные советы.
Желаю непременно успехов.
Наталия

Натали Соколовская   02.12.2013 22:46     Заявить о нарушении
Наталия, благодарю за советы, простите, что задержалась с ответом!
С предновогодним настроением...

Нина Гаврикова   09.12.2013 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.