Корни

                М.Р.Вировлянский
                Посвящается моим родителям


КОРНИ…


  Не знаю как кого, а семью моего отца, Ленин обобрал. У одного моего прадеда были лошадки, и даже 2 работника. Точнее сказать у него была контора по перевозкам. Дед рассказывал, что в 1910 году его семью обворовали, но, убоявшись поимки, деньги подбросили в сад. Речь шла о 3000 рублей. Сумма смешная, но на неё можно было купить коров эдак 150, не меньше. Я так думаю, что за три поколения, мы бы сумели прикупить парочку подвод, но моих предков  раскулачили, т.е. тоже обворовали, но по закону, а это - не считается вот! Дед попал в "лишенцы", и вынужден был ехать в Москву, на приём к А.И.Ульяновой, возвращать свои права. Иначе бы помер…
   Второй прадед, был кузнец, т.е. у него была своя кузница. Батька говорит, что бабушка была из пролетариев, но, по-моему, он продолжает рассказывать семейные "писте майсес" – пустые сказки. Просто, когда раскулачивали, кто-то не досмотрел. Иначе, как объяснить наличие в кузнице молотобойца. Если молотобоец ошибался "чисто конкретно", прадед, в сердцах, мог забросить молот на крышу кузнецы. Есть так же семейная история о том, что, когда в дом зашёл урядник, и, как-то не так, посмотрел на мою прабабку, то прадед засветил ему столь отчётливо, что снискал славу слегка "бешеного". Я хотел бы посмотреть на современного Питерского рабочего, который смог бы повторить подобный подвиг, с участковым милиционером. В 1936 году дед перевёз семью из города Городок, что в Белоруссии, под Ленинград.
     А потом была война и блокада, в которую почти все поумирали, именно от голода, от которого дед пытался увезти семью... Папин дядя провисел, привязанный за окном две недели. Так в Ленинграде - Санкт-Петербурге берегут, купленные загодя, ёлки.  Мой двоюродный дед, умер в середине месяца. Чтобы не потерять карточки, его вывесили за окно. Когда исполнилось четырнадцать, папа пошёл в Городской Регистр, где выхлопотал право на работу, и, спасительные, 250 граммов хлеба. А потом, в 1943 году, его вывезли в эвакуацию, но
для моей бабушки было уже поздно. Она умерла, у папы на руках, на станции "Бабаево", где её и похоронили. Наверное, именно она, всё же смогла спасти отца, а, следовательно, не родившегося меня. Глядя на её фотографию, я узнаю свои черты лица, но долго смотреть не могу. И тянет, и не могу, одновременно…
   Потом отец возил лес на Урале,  и, вскочив на лошадь, без седла, ездил драться с татарскими ребятишками. Потом он работал в нефте разведке,  и,   имея  бронь, в  17 лет,  добровольцем,  ушёл  на  флот. В учебном отряде, на 500 человек, было два еврея, так что приходилось проявить себя…
   Я всё думаю, куда это всё ушло? Ведь во мне нет этого, ни на копеечку. Люди, ни разу его не видевшие, спрашивают - "Вы папа Марика? " -, на столько мы похожи внешне. Какие усилия надо было приложить, чтобы отгородить меня от  жизненных реалий? Как папа рассказывал, на флоте, ему, первый год, из-за молодости, вместо водки, выдавали конфеты. А потом, как всем... Я отчётливо помню его лет с пяти. Так он рассказывал, что, будучи холостяком, мог после пол-литра водки + два прицепа (2 пол  литровые  кружки  пива),  запросто  пойти  на  танцы. У меня организм не принимает алкоголь совсем, но живём-то не на Луне. По молодости лет, приходилось соответствовать, как говорится "ломать характер". Один раз повёз на подпись документы в Москву. Чего-то в "Карте технического уровня" не хватило (был такой документ), но я уболтал заместителя начальника Главка. А это всё равно, что договориться с заместителем маленького царька. Так он мне документ подписал, с условием, что, недостающую бумагу, вышлют из Питера "Красной стрелой". Я остановился в Москве у очень уважаемых людей. Людей, с моей точки зрения, более важных для СССР, чем тот царёк, а по приятности в общении, как говорят в Одессе, - " это что-то особенного"-. Ну и, естественно, по русской традиции… Мой визави, мало того, что посылал свои приборы на Луну (я не шучу), ещё был действующим мастером спорта, по сплаву на лассах по рекам. Реки, сколько я помню, были шестой категории. Не человек - памятник! А тут я, со своим искривлением позвоночника...Короче, мне вставать в пять утра,
встречать "Стрелу", а я никакой. Наполнил ванну ледяной водой и, ну просто Матросов, господи прости. Лёг лицом вниз, и не встать. Не помню как, но выжил и документы привёз, а выпил-то грамм 450, не больше. 500 + два прицепа!, да я бы просто умер молодым. А батька, в возрасте где-то 45, на моих глазах, выпил 600. Перетанцевал со всеми женщинами, а затем, для куражу, схватил "боксёршу" за брылья и расцеловал. После этого хвастался - "Целуется, ну как человек"-. Собачка у троюродной сестрёнки была приличных размеров, но даже она поняла, что лучше расслабиться и "не возникать", а вполне могла бы и порвать.
    Маму, после смерти моей бабушки, дед послал к тётке в Ленинград, а через 12 дней началась война, и затем блокада. Кроме мамы, у тётки на руках было два сына. Муж тёти воевал на Ленинградском фронте. Видимо это их спасло, т.к., иногда, он мог прислать, из своего солдатского пайка, банку замороженного супа. В 15 лет маму прописали в отдельную комнату. С тех пор она, практически стала самостоятельным человеком. Пройдя путь от ученицы счетовода, до главного бухгалтера Райпищеторга, мать до сего времени ухитрилась сохранить бодрость духа. Взяв власть в свои руки, продолжает   руководить папашкой вот уже больше 51 года. Мама импульсивная, способная принять волевое решение, без последующих сожалений, и "посыпания головы пеплом". Решение - ехать с нами в Израиль, приняла и провела через семейный референдум за два часа! С тех пор никаких жалоб на протяжении вот уже почти 14 лет. Батька, абсолютно надёжен, упорен до безпредельности, но склонен к само- мазохизму - " Мне не мастерской жалко чёрт с ней, но труба от самовара – титановая! Ты понимаешь?! Петя Дражка дроч…ся с ней две смены!!!" – Я не  Бабель, а то бы… Был случай, когда мама зашла
во вверенный ей магазин ( 1 из 70, райончик был на 500.000 жителей), и сделала там разнос, минут на 30. Вернулась домой одна, и спросила, -"Разве отец не пришёл? "- Дело было зимой. На улице минус 8-10 ; С. Пред магазином было два каре из живой изгороди. Видимо отец задумался и перетоптался в дальнее. Мы думали, что с ума сойдём обзвонили  всех, и  всё  что  можно.  Через   полтора  часа, решили,  на
удачу, вернуться к магазину. Помните рассказ Гайдара "Честное слово" ? Он стоял, как на посту. На плечах насыпало, на палец, снега… Цвет лица стал слегка свекольный. Но он не ушёл!!! Когда он нас заметил……он рассказал  всё, чему его научили на флоте за 7 лет,
и ещё чуть чуть, из современного, язык-то всё же меняется. Но не ушел…
    Всё это время между родителями, как в любом государстве, идёт постоянная борьба. Верхи постоянно критикуют низы  за отсутствие способности к принятию решения, что выглядит "крайне последовательно".  Низы критикуют правительство за скороспелость и неэффективность решений. Частично справедливо и то и другое. Но они так привыкли. С годами это усугубляется, т.к. то тут стрельнёт, то там кольнёт. Раньше, они запросто, могли, как я это называю, "мерить комнату шкафами". Т.е. купить шкаф, а затем его переставлять с места на место, пока маме не понравится. Благо у батьки руки были слегка похожи на фановые трубы. Теперь, лишенные возможности моделирования, в масштабе 1:1 – мои старики вынуждены больше бегать с линейкой. Папа, всю жизнь отработав в цеху, к старости стал разговорчив. Мама 42 года проговорив с людьми, кричит, что не может его терпеть, т.к. устала от разговоров. В общем, как говорит одна моя знакомая – “love story”. Когда я пытаюсь их утихомирить, тут же попадаю под шквальный перекрёстный огонь, что только подтверждает эту догадку …


                Посёлок  Ган-Нер, Израиль.
                25.03.2004


Рецензии