Как, побывав в Толедо, вернуться рыцарем?

Тропою Дон Кихота

Побывав в испанском городе Толедо, туристы возвращаются домой рыцарями

Толедо один из немногих городов, способных компактно поместиться на панорамном фотоснимке. При этом на гранитном холме перед нами, как на ладони, предстанет чудное виденье – со всеми домиками, улочками, замками и опоясывающей их двухкилометровой крепостной стеной. Но сказать, что город маленький, нельзя. Да, население всего 70 тыс. человек, как в каком-нибудь российском райцентре, но по роли, которую сыграло это испанское поселение в судьбе европейской державы,  его без сомнений причисляют к большому историческому, культурному и религиозному центру. После Барселоны и Севильи путь путешественника, взявшегося изучить Испанию, обязательно лежит в современную столицу Мадрид и историческую – Толедо. Здесь, на Кастильском плато во времена римского владычества зародился центральный город Пиренейского полуострова. Он был оплотом обосновавшихся здесь после римлян вестготов, потом арабских завоевателей и, наконец, около пяти столетий Толедо служил резиденций королей Кастилии, пока королевскую резиденцию не перенесли в Мадрид.

То ли до, то ли после

Ехать в Толедо из Мадрида лучше всего на автобусе. Так будет дешевле и удобнее, потому что в этом случае туриста доставляют ближе к историческому центру города, это раз, и он не привязан к обратному расписанию рейсов. Купив билет в обе стороны, можно двигаться домой на любом рейсовом автобусе, следующем в Мадрид. Вот, между прочим, идея, которую хорошо бы перенять российским туристическим городам. Автобусы ведь и в нашей стране  часто ходят полупустыми.

Имейте виду – чтобы уместить Толедо на один фотоснимок, приехать нужно рано утром и идти не в исторический центр города, а направо по огибающему его с юга шоссе. Если успеть до того, как солнце окажется в зените,  то перед нами как раз и будет городок на ладони. Солнце золотит его  теплым светом, и величественные монументы словно купаются в лучах славы былых веков. «Когда Бог создавал солнце, он поместил его над Толедо», — говорится в одной древней легенде.

Несмотря на то, что город маленький, заблудиться в нем очень легко. Виной тому бесконечные и быстро утомляющие туриста горки.  По большей части это даже не улицы, а лестницы, ведущие тебя то вверх, то вниз. Иногда кажется, что черепичные крыши домов чуть ли не соприкасаются над головой.  «Город тесный, узкий в плечах и  бедрах», –  так охарактеризовал его современный писатель-путешественник Петр Вайль.   Кафедральный собор  Святой Марии, построенный в XIII—XV веках, виден  здесь лишь когда к нему подходишь на расстояние вытянутой руки. На одном из склонов холма действует система лифтов и эскалаторов – настолько крутой город Толедо!

Стоит ли удивляться тому, что туристы в массе своей в Толедо бродят по улицам бесцельно и часто отдыхают на каменных ступеньках возле соборов и крепостей. Спустившись к реке Тахо, подолгу сидят на берегу, слушая шум водопада у местной плотины.

Просто нереально

С Толедо накрепко связаны имена  многих выдающихся личностей. Художник Эль Греко стал знаменит именно после того, как переехал сюда из Мадрида.  Картина «Вид Толедо» –  визитная карточка живописца греческого происхождения. Правда, искать её в местном музее Эль Греко бесполезно, она увезена в Нью-Йорк, в Метрополитен-музей.  Картина относится к позднему периоду творчества знаменитого художники и Толедо, изображенный в абстрактном стиле, на ней мало похож на себя. Даже известные и легко узнаваемые здания расположены на полотне совсем не так, как в действительности.

Спускаясь к реке, увидим знаменитый постоялый двор севильца, описанный Сервантесом.  Здесь же огромный щит, возвещающий, что мы находимся на тропе Дон Кихота. Приключения странствующего рыцаря проходили как раз в провинции Ла Манча, вокруг Толедо. Все описанные с ним события, хоть и полностью вымышленные,  происходили, как это доподлинно известно, на реальной почве – около деревень Аргамасилья, Тобосо и других. Путеводители советуют проделать маршрут «По пути благородного идальго дона Кихота Ла-Манчского» на автомашине или на … велосипеде. Росинантов сегодня мало кто из современных кабальеро способен оседлать, не говоря уже о туристах.

Однако не будем спешить за идальго. Повторить путешествие странствующего рыцаря вряд ли кому удастся, и не только по причине отсутствия сумасбродства. Попробовав проследить вылазки Дон Кихота по карте, мы столкнемся с большой путаницей, устроенной самим автором. Поневоле приходит мысль о том, что Сервантес при описании странствий своего героя относится к географическим названиям нарочито формально, на самом деле думая о чем-то большем. Итак, Дон Кихот и Санчо Панса, а также остальные 669 действующих лиц романа — персонажи вымышленные, но места, по которым они странствуют, вполне реальные.

Позже такой прием был не раз повторен в литературе. Например, Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», главы возмутившей царицу книги назвал по именам станций тракта, но тоже весьма формально, чтобы изложить свои мысли – Бронницы, Зайцево, Крестцы... Кстати, «политического Дон Кихота» увидел в нем Александр Пушкин.
Современники Сервантеса, потешаясь над фарсовыми ситуациями идальго типа борьбы с ветряными мельницами, восприняли в книге лишь веселую и увлекательную пародию на рыцарские романы, которые составляли основной корпус тогдашней литературы, и лишь позже началось осмысление образа Дон Кихота. Испанцы стали называть книгу Сервантеса энциклопедией национального духа и жизни, галереей народных типов.

 В России к осмыслению роли Дон Кихота подошли ещё глубже. Русские интеллигенты увидели в творении Мигеля де Сервантеса притчу о человеческом предназначении. Федор Достоевский соотносил с Рыцарем Печального Образа своего князя Мышкина. «Когда переведутся Дон Кихоты, пускай закроется книга истории. В ней нечего будет читать», – писал Иван Тургенев. А ведь приключение с мельницами излагается в романе о «Хитроумном идальго Дон Кихоте Ламанчском» в восьмой главе.  И мало кто читает книгу  до самой последней из 126 глав!   

Несмотря ни на что, за звание родины Гомера спорят семь греческих городов, а за право называться родиной Сервантеса — девять. Все хотят быть причастными к событиям и героям смешным, даже карикатурным, но, тем не менее, значимым. 

В 1923 году в Испании был основан  «Орден Толедо».  Среди первых его рыцарей — Сальвадор Дали. Условия  посвящения прописаны простые:   «Чтобы   быть  рыцарем   ордена,  надо  безоговорочно восхищаться Толедо,  пить ночами напролет или бесцельно шататься по городу». Что и делают почти все до единого прибывающие сюда туристы.


С небольшими редакторскими сокращениями опубликовано также:
http://novved.ru/obshestvo/22134.html


Рецензии