Эскизы 2009

*
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ
Опять год начинается с безделья  и похмелья. Это как будто выпить не после успешно сделанной работы, «с устатку», а прямо с раннего утра. Ситуация усугубляется   каникулами в преддверии нашего «рождества». Ух, не знаю, сколько там процентов в это верят, но отдыхают, меры не зная, гораздо больше, гораздо больше.
Не пошла бы на пользу нашему социальному организму» некоторая перестройка  режима (хотя слово «перестройка» после Горбатого, и употреблять страшно!). Но если бы отдых был в конце года, когда «кувшины энергии» осушены до жалких капель и все – нужно отдыхать! Например, с 25 декабря по Новый Год. А 2-го или 3-го числа – всё – бодрым шагом на работу и засучив рукава делать реформу. А если весь январь страна приходит в себя после неумеренных рождественских каникул и постоянно повторяющегося Нового Старого года (именно так – у нас постоянно не только непонятный другим «старый новый год»,  но, опять-двадцать пять, «новый старый год, то есть  боязнь серьезных качественных перемен), то какая уж тут «модернизация»!
7-го января вообще отмечать ничего не надо. Для религиозных подданных можно перенести т.н. «рождество» на день зимнего солнцестояния. Так его празднуют в большинстве стран мира, даже и в некоторых «православных». И ничего, их божество не обижается. Но в этот день за праздником стоит древний культ, победа над Тьмой, возвращение к новой жизни, нового Солнца и т.д. и т.п. А что отмечают приверженцы РПЦ 7 января кроме памяти об «отставшем» от астрономии календаре и своего «дистанцирования» от здравого смысла?
Всё у наших симфонистов самодержавия и церкви не как у людей. То к декретному времени час добавят, и на 2 часа не высыпаешься. То пьянку-обжираловку устроят вместо поста и бодрой работы после своевременного отдыха. Календарь  - дело, конечно, не самое важное, но почему общество должно подчиняться «попам и самодержцам».
Они глупо и небескорыстно сбивают ритм нашей жизни. И повседневной, и исторической.

*
После убийства 19 января началась дикая истерика по поводу «русского фашизма», точнее, очередной виток. Виновник уже определен, туши свет! Говорят даже, что Россия – это «фашистская страна» и все мы (ну, за известным исключением, поголовно «фашисты»). Это сколько же текилы и грантов надо   высосать, чтобы такое утверждать. Будто страна, спасшая мир от «чумы ХХ века» населена «фашистами». Открутить бы бошки «мемори-совам», предки которых наших прадедов в крови купали, а деды спасали их от деловитых немцев. Клевета и всяческое гажение вместо благодарности – их фирменный стиль!
Но ведь действительно так подталкивают к фашизму. Молодежь может увлечься в какой-то степени. Станут «штурмовиками», пойдут на «пушечной мясо» ради корыстных интересов других (или тех же самых) негодяев.

*
Правый авторитаризм – это еще неиспользованная в нашей стране альтернатива. Пока не опробуют на своей шкуре - не поверят, что это очередной тупик. Приверженцы и идеологи такого пути уже в избытке, остается им только «политическую пехоту» навербовать, да случая удобного (когда все полетит в кризисные тартарары!) дождаться.
Лучше бы эта альтернатива реализовалась бы у нас столетие назад, и получили бы «солоневичи» свои винтовки, и одержали бы «корниловы» (очень условный выбор фамилий-символов, понятное дело!) свои  победы. Спасли бы Родину от «красной чумы», (хуже бы всё равно не было!) и неприглядность своей диктатуры успели бы продемонстрировать. А там, глядишь, и выправился бы путь расейский. Нет, все приходит к нам слишком поздно. Даже «фашизм».

*
- Какой у вас глава?
- «Никакой», - ответ самый точный. Кроме окунания в «крещенскую» прорубь  и вспомнить, пожалуй, нечего.

*
СИТУАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ.
Мужик бабу бьет – она терпит. Он еще сильнее её лупит – она любит. Потому совсем разошелся, куражится вовсю – а ей, бедной деваться некуда!
Потом сам остепенился, подобрел немного, ласкать начал, заснули обнявшись. Тут она его и зарезала. (Ножик завистливый сосед дал, чтобы самому дуру эту тиранить)

*
Мы должны  отметить, что вариант «возрождения Империи» в евразийской или какой-либо иной экзотической форме следует отбросить с порога.  Не потому, что возрождение империй в современном мире невозможно в принципе, а по причине крайней невыгодности и смертельной опасности возрождения настоящей империи» именно для русских, хотя часть людей, называющих себя патриотами и националистами, буквально бредит Империей. По известному выражению А.С.Солженицына,  НЕТ У НАС БОЛЬШЕ СИЛ НА ИМПЕРИЮ, и попытка реализовать какой-нибудь неоимперский проект приведет к ускоренной гибели русского этноса и ни к чему больше. Принципиальное убеждение в этом не мешает нам видеть, что ситуативное, инструментальное использование каких-то элементов неоимперской политики, скажем, на постсоветском пространстве иногда возможно, но и здесь нужно быть очень осторожным, дабы не пустить в скудный распыл наши ограниченные и сокращающиеся ресурсы…

*
Когда впервые почитал ЭТО:

НА ПОЛЕТ ГАГАРИНА
 1961

 Шалеем от радостных слёз мы.
 А я не шалею - каюсь.
 Земля - это тоже космос.
 И жизнь на ней - тоже хаос.

 Тот хаос - он был и будет.
 Всегда - на земле и в небе.
 Ведь он не вовне - он в людях.
 Хоть он им всегда враждебен.

 Хоть он им всегда мешает,
 Любить и дышать мешает...
 Они его защищают,
 Когда себя защищают.
 И сами следят пристрастно,
 Чтоб был он во всем на свете...

 ...Идти сквозь него опасней,
 Чем в космос взлетать в ракете.
 Пускай там тарелки, блюдца,
 Но здесь - пострашней несчастья:
 Из космоса - можно вернуться,
 А здесь - куда возвращаться.

 ...Но всё же с ним не смыкаясь
 И ясным чувством согреты,
 Идут через этот хаос
 Художники и поэты.
 Печально идут и бодро.
 Прямо идут - и блуждают.
 Они человеческий образ
 Над ним в себе утверждают.
 А жизнь их встречает круто,
 А хаос их давит - массой.
 ...И нет на земле институтов
 Чтоб им вычерчивать трассы.
 Кустарность!.. Обидно даже:
 Такие открытья... вехи...
 А быть человеком так же
 Кустарно - как в пятом веке.

 Их часто встречают недобро,
 Но после всегда благодарны
 За свой сохраненный образ,
 За тот героизм - кустарный.
 Средь шума гремящих буден,
 Где нет минуты покоя,
 Он всё-таки нужен людям,
 Как нужно им быть собою.
 Как важно им быть собою,
 А не пожимать плечами...

 ...Москва встречает героя,
 А я его - не встречаю.

 Хоть вновь для меня невольно
 Остановилось время,
 Хоть вновь мне горько и больно
 Чувствовать не со всеми.
 Но так я чувствую всё же,
 Скучаю в праздники эти...
 Хоть, в общем, не каждый может
 Над миром взлететь в ракете.
 Нелёгкая это работа,
 И нервы нужны тут стальные...
 Всё правда... Но я полёты,
 Признаться, люблю другие.
 Где всё уж не так фабрично:
 Расчёты, трассы, задачи...
 Где люди летят от личной
 Любви - и нельзя иначе.
 Где попросту дышат ею,
 Где даже не нужен отдых...
 Мне эта любовь важнее,
 Чем ею внушённый подвиг.

 Мне жаль вас, майор Гагарин,
 Исполнивший долг майора.
 Мне жаль... Вы хороший парень,
 Но вы испортитесь скоро.
 От этого лишнего шума,
 От этой сыгранной встречи,
 Вы сами начнете думать,
 Что вы совершили нечто,-
 Такое, что люди просят
 У неба давно и страстно.
 Такое, что всем приносит
 На унцию больше счастья.
 А людям не нужно шума.
 И всё на земле иначе.
 И каждому вредно думать,
 Что больше он есть, чем он значит.

 Всё в радости: - сон ли, явь ли,-
 Такие взяты высоты.
 Мне ж ясно - опять поставлен
 Рекорд высоты полёта.
 Рекорд!
 ...Их эпоха нижет
 На нитку, хоть судит строго:
 Летали намного ниже,
 А будут и выше намного...

 А впрочем, глядите: дружно
 Бурлит человечья плазма.
 Как будто всем космос нужен,
 Когда у планеты - астма.
 Гремите ж вовсю, орудья!
 Радость сия - велика есть:
 В Космос выносят люди
 Их победивший
 Хаос. 

Задохнулся просто от возмущения - подумал: «Как же они нас ненавидят». Так в душу плюнуть народа, который после страшной войны сына своего к звездам запустил. Которому гордиться в его несчастной и тяжелейшей жизни надо было чем-то. И по ПРАВУ гордиться! Гордиться, несмотря на все игрища партейных бонз и жиреющих звездопогонников, не нами, кстати, над нами поставленными. Гордиться 12 апреля, как и 9 мая, ибо НАШИ они!
Наумкоржавиным надо, конечно, не допустить такой гордости, чтобы головы к звездам не смели поднимать, стыдились своего ввысь устремления. Обгадить быстрее дорогого русскому народу человека-символ, поддержать свой постоянный прессинг дрессировки и унижения Руси…
Но потом решил, что это не только и не столько «ненависть» и «рабовладение». Эта какое-то полнейшее отчуждение-непонимание со стороны типа иного, чем Мы.
«Их Хаос против нашего Космоса», - читайте великолепную стихотворную иллюстрацию!


*
«Абсолютного будущего» не бывает. Людей в эпоху «постМОДЕРНА» преследуют те же проблемы, что и на заре человечества: голод, болезни, смерть, предательство, искушения разнообразные. Конечно, все это в других масштабах-пропорциях, но изменения, в основном, количественные. Выход из этих проблем, как будто остался только на пути к «пост-человеку». Но -  это  уже другая История. (Инобытия или небытия?)

*
Кошмары снов: ужас коммуналок-общаг, страх не поступить или не защитить…

*
Одни наши враги хотят нас побыстрее убрать, «освободить  место». Другие говорят, что это очень не рационально. Надо еще использовать ТАКОЙ ресурс.

*
Зековские, пограничные, санитарные, закрытые, открытые – страна сплошных ЗОН.

*
Сколько талантливых людей пошли на сделку с дьяволом, левачили, воспевали тиранов, пресмыкались перед злодеями и помогали обманывать других. Все эти горькие-шолоховы, шостаковичи-прокофьевы, а более мелких уж и с калькулятором не сосчитать. Но их Талант, вопреки, может быть, личному ничтожеству или заблуждениям авторов, рассказывал правду эпохи. Потом этого Дара становилось все меньше и меньше.
«Нулевые», скажем,  отмечены тем, что почти ничего стоящего не было снято-написано. Расплата за унижение высших даров.

*
Умер П.Вайль. Это жаль. Был симпатичен.  «Гения места» смотрел с удовольствием. И так рано ушел, ведь «жизнь удалась».
Попробовал почитать, вроде бы интересные темы, но уже не интересно. Конечно, «эссе – жанр свободного человека» и ПВ стремился быть свободным, даже вначале с помощью портвейна, но свободу мы явно чувствуем по-разному. Эссе Вайля перестали увлекать меня еще до того, как он преждевременно скончался. Не то, и – не те. Поймал себя на том, что после этого талантливого эссеиста уже никого «из другого лагеря» не хочется читать для себя, ради удовольствия-интереса (ну, разве что еще акунинские детективчики с продолжением). Они – совершенно чужие. Следить нужно, конечно, ибо немало зла эти дамы-господа еще принесут, но только ради более эффективной «контрпропаганды». И так просто – нет. Другой подвид. Остатки интереса к его культур-мультурным проявлениям пора ликвидировать напрочь, не «вестись» больше на красивые обертки и рекламные зазывания «космополитов».

*
Опять ощущение, что «так жить нельзя». А КАК можно?

*
Очередной попик «отжог», что, дескать, авария на СШ ГЭС – это «за грехи», за в боганеверие и т.п. Слышали уже и про то, что ВОВ – это «справедливое божье наказание» за атеизм. Сравнительное религиоведение для военного историка: а Польшу тогда Гитлер за что? И католиков раньше, чем атеистов наказал? (А ведь поляки действительно сопротивлялись не понарошку и на деле, а не в послевоенных фильмах – этого у них не отнять, признаем). Ну, подобные  перлы множатся все больше.
Господи, если тебе служат такие идиоты и/или ты лишил их разума, то  почему оставил им возможность изрекать все это?..

*
Подрывается трудовой этос и половая мораль. Всё! На обществе крест можно ставить.

*
Почему «Сталин победил» в дурацком телеголосовании «Имя России»?..
Причин много. Одна из них – из ямы не выбраться, пока паразиты в нее опять и опять сталкивают. Их надо убрать. А как это сделать без массовых репрессий по отношению к настоящим врагам народа. Про «щепки» вспоминать забывают. Здесь искушение и проблема очень трудно разрешимая.


НЛО (сестрицы олигарха). У русских писателей в собраниях сочинений выискиваются антисемитские цитаты, в их биографиях – факты и факторы влияния «ниже пояса». Таковы, увы,  сейчас в России «культурология с литературоведением». Критики и искусствоведы действуют как папарацци.
Но можно выразиться и сильнее. Дух, душу, и тело России разъяли они своим «анализом». Любимые «прохоровские» авторы заняты то ли препарированием, то ли вивисекцией.

*
На какую ногу хромает Россия, как «Хромая Лошадь»? Да на все.

*
Показ и смакование деталей трагедии: никуда не ходи, никогда не высовывайся. Мы следим за правилами, но все равно добиться их выполнения невозможно.

*
Фашизм начинается не там, где кто-то читает и цитирует «Мою борьбу», а там, где каждый мент-полицай или канцелярская крыса могут почувствовать себя фюрерами, распоряжающимися судьбой людей по своему произволу.

*
Люди, забывшие своих богов, мучатся страхом перед демонами, которыми стали преданные. Потом отказ даже от чужого бога начинает обходиться чрезвычайно дорого. Если нет возврата к Своим, то остается уфология и ролевые игры.
 
*
 С ДРУГОГО БЕРЕГА
Опять получается, что мы «не знаем общества, в котором живем», и окажемся в результате среди потерпевших кораблекрушение на берегу утопии, как бывало уже не раз. «Берег утопии» - так называется модная и нашумевшая пьеса Тома Стоппарда, идущая целый день в Российском академическом молодежном театре. Мы с коллегой решили устроить себе культурную программу. В РАМТ попали, разумеется, только на последнюю третью часть спектакля («Выброшенные на берег») – в центре которой судьба А.Герцена, знаменитого русского эмигранта, который, оказавшись на английском берегу, наладил «тамиздат» «Колокола» и «Полярной звезды». Утопические устремления оборачивались политическим крахом и личными драмами, порой трагедиями. Тяжело смотреть, как все эти Чернышевские-Добролюбовы, Герцены-Огаревы, не будучи в состоянии разобраться где, чья жена, вознамерились перевернуть Россию и спасти мир. Благими пожеланиями вымощена дорога в ад!
Пьеса выражает британский (пожалуй, слишком уж британский!) взгляд на русские события и персонажей русской истории. Хотя сам спектакль (режиссер А.Бородин) поставлен и сыгран талантливо. В конце продолжительного действия нас ждал еще один дополнительный акт. Под аплодисменты части зала на сцену помогли выйти последнему советскому генсеку и президенту М.Горбачеву. По сравнению с годами своей славы. Он сильно постарел, но неповторимый голос и обороты речи узнаваемы сразу. Поблагодарив артистов и постановщиков, Gorbi пустился в пространные размышления о своем интересе к наследию революционных демократов, обращаясь, в частности, к исполнителю роли «неистового» В.Белинского. Горбачевская «перестройка», пожалуй, явилась лучшей иллюстрацией пагубности разнообразных утопий, революционная и бюрократическая утопия сплелись в ней, вызвав известное «кораблекрушение» нашей страны, названною позднее геополитической катастрофой. Социальная и политическая наука, которыми в России пренебрегают как в середине 19 века, так и в начале 21 столетия, не могут, конечно, полностью застраховать от исторических бурь. На каком берегу, мы тогда окажемся?..

*
ПРИЛОЖЕНИЕ-2009
 Тема нынешнего российского двоевластия, прозванного «тандемократией». Споры о реальном соотношении сил в связке Путин – Медведев, гадания на кофейной гуще о тенденциях трансформации этого союза и т.д. – всё это уже успело стать банальностью и набить оскомину. Тем не менее, вопрос о судьбе премьер-президентского тандема в обозримом будущем будет оставаться актуальным, и вызывать немалые опасения. Если подумать, то опасения эти обоснованы не только в связи с какими-то высокими гражданскими чувствами и идеалами; бояться состояния нынешней верховной власти в РФ, а пуще того – возможных изменений этой власти – заставляет элементарное чувство самосохранения.
Но начнем мы с того, что полагаем преувеличенными нынешние расхождения между официальным президентом и его шефом. Разглагольствования на эту тему являются чаще не анализом, а пропагандой, попытками «вбить клин», который никак не вбивается. «Ворон ворону глаз не выклюет», - говорит русская поговорка, а здесь речь даже не о воронах, а головах нашего двуглавого орла. Противоречия между Путиным и Медведевым проявляются пока только на уровне неких символов, стилистики властвования, медиакартинки и т.д.
Разумеется, в политической науке хорошо известно, какую роль в трансформации режима может сыграть раскол элит. Но настоящего раскола, то, как раз и нет. При нынешнем положении его и не может быть, ведь настоящая власть в стране находится не в одних руках «национального лидера»; её держат миллионы конечностей безликой, казалось бы, бюрократической страты. Элементарно, нет у Медведева в верхах и на местах достаточного количества «своих» людей, везде путинские, точнее, сейчас «путинско-медведевские».
Получается, что никакого раскола элит ждать не стоит? Если бы все шло, как шло, то и массам, и элитам в РФ оставалось бы спокойно дожидаться следующих президентских выборов, а там бы поучаствовать в ритуальном одобрении того или иного решения верховной власти. Но, к сожалению, для элит, а возможно, и для населения, вмешался мировой экономический кризис, который для России требует качественных изменений, в том числе, политических. Ну, или резко потребует на новом своем витке. И эта пугающая перспектива заставляет вспомнить не просто о странной конструкции премьер-президентской (именно в таком порядке) власти в современной России, но и о типичных образцах политического взаимодействия между властью и народом, характерных для российской истории. Для их символического обозначения хорошо подходят погодно-климатические сравнения. В свое время русский дипломат и философ Константин Леонтьев писал о необходимости «подморозить Россию», чтобы не гнила, а название повести советского литератора и публициста Ильи Эренбурга «Оттепель» стала метафорой смягчения тоталитарного режима в СССР после смерти Сталина.
Итак, если брать современную «реальную политику» в России, то расхождения между Путиным и Медведевым чаще всего выдумываются досужими комментаторами. Но если вести речь о возможных изменениях под влиянием внешнего, кризисного воздействия, то символические перспективы, связанные с фигурами высшей российской власти просматриваются однозначно. Возвращение всей полноты власти Владимиру Путину будет означать новое и полноценное «подмораживание»; а с фигурой Дмитрия Медведева уже почти с самого начала его назначения президентом всея Руси, некоторые связывали образ «оттепели». Этому образу сопутствовали и определенные либеральные надежды.
Для носителей и выразителей этих либеральных надежд худшим сценарием, пожалуй, является «возвращение резидента», то есть президента Путина, который снова займет свое место в Кремле, но действовать вынужден будет уже по-другому. Историки могут напомнить, что царь Иван Грозный вначале правил не так грозно, но после того, как передал царство на время С.Бекбулатовичу и затем вернулся на трон, совсем озверел.
Мы оставляем за скобками вопрос, как именно ВВП опять сможет сконцентрировать в своих руках всю полноту власти. При том состоянии и том составе «политического класса», что есть в РФ сейчас, это вопрос чисто технический. Придумают, скажем, для Путина пост какого-нибудь «канцлера», как в его любимой Германии, и все эти «депутаты-сенаторы» дружно поддержат наделение лидера сверхполномочиями на любой срок, да хоть пожизненно. Вопрос в том, как лидер этими полномочиями будет распоряжаться.
В принципе, Владимир Путин уже показывал свои подходы к антикризисному менеджменту. В конце лета 1999 года он начал гасить кризис в Дагестане, в начале лета 2009 года показал себя в Пикалево. Его стиль состоит в масштабной концентрации ресурсов для решения проблем в каком-то одном месте. Видимые проявления проблемы успешно ликвидируются, но корни самой проблемы остаются, и она потом продолжает проявляться с новой силой, но уже без прямой угрозы для московской власти. Однако действовать подобный образом в ситуации полномасштабного кризиса уже удастся, просто не будет ресурсов.
Даже тот же Северный Кавказ в текущем десятилетии, был для России хотя и очень болезненной, но локальной проблемой. Её решали, заливая пожар деньгами, фактически выплачивая «дань» кадыровым и пр., в обмен на видимость лояльности. В такой ситуации останется лишь с новой силой закручивать гайки, от авторитаризма с низким уровнем репрессий переходить к масштабному преследованию несогласных. Принципиально на демонтаж им же самим созданной и укрепленной системы Путин пойти не может. Тогда, если воспользоваться сравнением премьера-искусствоведа вместо короткого «ножика», которым только колбасу резать, власть возьмет в руки «настоящий меч», ведь «надо бороться за себя, за страну». Уже сейчас мы ежедневно убеждаемся в том, что неприкосновенность личности, свобода слова и т.д. для российских граждан являются фикцией. Но если протесты станут массовыми, в призрачности своих законных прав сможет убедиться гораздо большее количество наших сограждан.
Временная стабилизация на этом страшном пути, конечно же, возможна. Но в целом, тактика «подмораживания» - это тупик во всех смыслах. Не решенные вовремя проблемы превращаются в неразрешимые. Яркий пример из советской истории – это наше несчастное сельское хозяйство. В послевоенные десятилетия еще можно было вернуть на село нормальный хозяйственный уклад, было достаточно людей, которые хотели работать на земле, ухаживать за скотиной и т.д. «Волюнтарист» Хрущев все искал паллиативы: то целину придумает, то «квадратно-гнездовой». Когда же Хруща попёрли из Кремля и брежневская команда осуществила очередное «подмораживание», деревня успела обезлюдеть и спиться. Сколько не вкладывай в какую-нибудь Продовольственную программу – не помогает. При очередном ослаблении власти и/или обострении социально-экономического кризиса всё «плывет» и оборачивается новыми смутными временами. С непредсказуемо-катастрофическими последствиями начинается очередная «оттепель».
Пока идут гадания, будет ли при Д.Медведеве оттепель или не будет. Проводится немало аналогий с недавним прошлым. Если иные из адептов горбачевской «перестройки» видели персональным символом серьезности намерений власти на ее проведение возвращение из ссылки академика Сахарова, то нынешние «либералы» готовы видеть подобный символ в освобождении Бахминой (как говорится, почувствуйте разницу!). Мы бы сказали, что сравнение нынешней неопределенности со второй половиной 1980-х годов не лишено эвристических возможностей для построения политических прогнозов. И прогнозы в этом случае получаются довольно безрадостными.
Допустим, что под влиянием кризиса, и бюрократия, и теснейшим образом с ней связанное бизнес-сообщество решат, что для сохранения своих позиций им лучше согласиться на властное переформатирование, «перезагрузку» политическое системы. И тогда лучшей кандидатуры на роль козла отпущения, нежели бывший символ стабильности и вставания с колен» просто не найти. Разновидностью сценария «перестройка Медведева» может быть вариант, когда этот лидер будет искать для своей власти новую базу.
Допущений возникает слишком много, но позволим их себе, так как ситуация скорее резко изменится, чем останется в нынешнем состоянии. Если в рамках нынешнего правящего класса у Медведева позиции недостаточно крепки, то, значит надо их расширить, за счет каких-нибудь новых «демократизации и гласности». Где в таком случае могут найтись новые ресурсы поддержки. Ответ прост: на Западе, и в кругах «либерально-демократической общественности» (не подумайте на партию Жириновского). Как это было, многие помнят: «катастройка» означает и попытку государственного самоубийства. И снова она пройдет не безуспешно
Запад не поддержит российского лидера за его красивые глаза и демократические словеса, без масштабных и односторонних уступок. Из либералов» наверх опять будут рваться те, кто, мягко говоря, не любит «эту страну». Найдутся и те, кто будет бегать жаловаться на «немытую Россию» дяде Сэму. И уже даже не важно, будет ли во власти один из представителей нынешнего тандема либо же кто-то другой. Все опять пойдет в разнос. Как в свое время в борьбу «либерала» Горбачева и «консерватора» Лигачева вмешался «демократ» Ельцин, и негативно – разрушительные тенденции в стране получили новое «ускорение».
В такие критические периоды возрастает одновременно и роль личности, и роль случайных, внешних обстоятельств, и значение наличных условий. Кризис интенсифицирует все факторы. Однако есть важная закономерность – нельзя качественно изменить систему, не меняя принципиально ее основ, к чему, как правило, стремились отечественные реформаторы. Попытка, реформируя систему, оставить все как есть, не трогая интересы элит, ведет к разрушению. Не все, однако, это понимают.
Вот предпоследний вариант «оттепели» - Апрельский, 1985 года пленум ЦК КПСС. Трусливая и глупая советская интеллигенция бьется от восторженного энтузиазма, предвкушая возможность новой безответственной болтовни и новых подачек от власти (и то и другое, «нервные люди» получат); создается даже литобъединение «Апрель» (в честь того самого пленума). Но уже в период начала «перестройки» автор текстов легендарной группы «Наутилус Помпилиус» Илья Кормильцев напишет:
Страна умирает как древний ящер/ С новым вирусом в клетках.
Это – наиболее точный прогноз. И дело, возможно, даже не в каком-то новом вирусе (идеологии? «новом политическом мышлении»?), а в том, что у страны не нашлось адекватных институтов и даже их зачатков для адаптации к новой среде, выживанию в новых условиях. И сейчас их тоже нет.
Либеральная и демократическая риторика, воплотившись на практике, вроде бы должна привести к реальной политической конкуренции. Однако почему же в российских современных реалиях эта затея выглядит как весьма сомнительная. Ответ довольно прост. Выборы в России регулярно проводятся и сейчас, есть законы, и избиркомы, и урны для голосования с бросаемыми туда бюллетенями, но ИНСТИТУТА выборов нет, ибо нет реальной политической конкуренции, акторов и факторов, благодаря которым она станет возможной.
Допустим, объявят о новой демократизации (в теориях демократического транзита, это будет скорее фаза «либерализации») сверху. Но на какие институты она будет опираться в современных российских условиях? Что и кто сможет поддержать в России либеральную модель.
Парламент, конституционный суд и многие другие политические институты давно превращены в фикцию, в ширму для произвола недемократической власти.
В случае с Думой можно надеяться на новые более свободные выборы. Однако при сохранении действия конституции 1993 года опять придем к тому, что на федеральном уровне такие выборы никогда не решали вопрос о реальной власти. Даже если побеждала оппозиция, то правительство свое сформировать она не могла.
Вряд ли стоит особенно уповать и на нынешние политические партии. Реальную альтернативу существующему курсу они предложить не могут и этого комментария достаточно.
Хуже всего, что население довольно сильно разочаровано в институтах демократии. И пусть, по различным социологическим данным от половины до 2/3 российских граждан хотят честных и свободных выборов, но на практике активно выступают за такую альтернативу для себя единицы. Население, скорее, «деполитизировалось». (Или жизнь в стране спустилась на какой-то до-политический уровень). Возьмем, к примеру, отношение к самому популярному российскому политику. Если кандидатура Путина будет настойчиво предлагаться электорату на следующих выборах, то его скорее изберут. Однако, как за год успели убедиться россияне, и без всякого Путина жить можно, его харизма была связана с президентским креслом и продолжает исчезать. Уйдет он – никто плакать особенно не будет. Но и альтернативы большого энтузиазма не вызывают. Отношение к политике как к чему-то чужому, от тебя не зависящему: «могу копать – могу не копать».
За внедрение в российскую жизнь принципа «не политизировать» (вариант: «парламент не место для дискуссий»). Приходится платить высокой ценой – ростом гражданской пассивности и безразличия к судьбе собственной страны. Трудное обучение россиян в «школе демократии» было при Путине грубым образом прервано, хотя, казалось, что кое-что уже начало получаться. Здесь особенно негативную роль сыграла отмена прямых губернаторских выборов. Если на уровне федеральном избирательный бюллетень мало что значил, то именно в регионах, пусть далеко не во всех, пусть и большими издержками («грязные предвыборные технологии», давление «административного ресурса» и т.д.), но россияне могли получить опыт смены руководителей, отстранения от кормила власти тех фигур, которых они считали неподходящими для занятия губернаторского поста. Губернаторы же хоть и не в полной мере, но все же привыкали к мысли, что народ кое-что значит и их самих на выборах может ждать поражение, если они не будут проводить более разумную политику. Именно поэтому путинское решение 2004 года было столь тяжелым для российской демократизации. Ссылки на мировой опыт здесь не подходят. Для РФ такие выборы имели принципиальное значение для «школы демократии».
Фактически, народ РФ правящий класс продолжает держать в роли «подготовишек». Участие в альтернативных выборах сейчас для россиян возможно только на муниципальном уровне, да и то лишь в тех случаях, если к данному МО не проявляют повышенного интереса какие-либо внешние игроки из правящей бюрократии или бизнеса.
Будем помнить, что развитие либеральной демократии невозможно без этого, как там его, «гражданского общества». Оно вроде бы есть, не может не быть, но состояние структур «третьего сектора» порой вызывает откровенную жалость. Россияне откровенно не могут защищать свои интересы и объединяться для этого. Примеры успешного развития неправительственных организаций зачастую связано с доступом их к каналам получения грантов (в данном случае не важно: от собственных властей или из-за рубежа). То есть больше похожи на разновидность предпринимательства. В качестве яркого примера можно сослаться на опыт «этнических предпринимателей», которые предпочитают бороться за права «коренных народов» и т.д., вытягивая из бюджета и из партнеров в других странах деньги на бесконечные «тусовки», предпочтительнее зарубежные.
Оказывается еще, что в России даже уровень «тред-юнионизма» оказывается пока мало достижимым. Почти нет сильных независимых профсоюзов, а те, что возникли в прошлые годы (прежде всего шахтерские) как-то быстро «сдулись». Для того, чтобы надеяться на защиту интересов работников со стороны шмаковской ФНПР надо обладать богатой фантазией.
Список этот можно долго продолжать, но здесь в нашем перечне последнюю (не по значимости) позицию займет отсутствие в России аналитических центров и экспертов, которые могли бы сопровождать и адекватно отслеживать и анализировать процесс политической трансформации. Отсутствие адекватной аналитики было кстати, и проблемой Горбачева. Окружавшие его аппаратчики, чтобы они потом не говорили и писали, были столь заражены идеологическими штампами, что даже в условиях демократизации продолжали снабжать руководство страны совершенно искаженной информацией о положении в стране и мире. Неудивительно, что на основе этих сомнительных материалов, принимались управленческие решения с катастрофическими для страны последствиями.
То, что сейчас выдается за аналитику – это чаще всего пропаганда, а лояльные эксперты нужны власти больше в качестве «пиарщиков». Но что они будут утверждать своей псевдоаналитической агитацией, когда кризис полностью войдет в свои права? Такова уж стандартная судьба авторитарных властей: рано или поздно они начинают верить в штампы своей собственной пропаганды, а забывая о том, что нельзя опираться на то, что полностью гибко и податливо – оказываются в ситуации кризиса без настоящей опоры.
Таким образом, даже при существенном упрощении модели будущего развития, сведенной к двум перспективам метафорам, мы видим, что хорошего и достойного выхода из нынешней политической ямы быть попросту не может. «Замораживание» развития социальных и политических институтов создает на время эффект псевдо-стабильности, но делает общество слабо приспособленным к ситуации серьезного кризиса. Попытка «оттепели» ведет к страшному наплыву новых проблем, с которыми система просто не может справиться в силу неразвитости соответствующих институтов, не говоря уже о том, что в такие эпохи наверх всплывает всякое дерьмо, порождая проблему «элит», вопросы лидерства, «системный кризис» и т.д.
Мы живем как будто в оккупированной стране. Значительная часть наших экономических ресурсов беззастенчиво присваивается олигархами и коррумпированной бюрократией; выборы превращены в фикцию и власть демократическим образом несменяема; представители правоохранительных органов ведут себя подобно полицаям на захваченных врагом территориях; над нами и нашими детьми издеваются при помощи вредительского ЕГЭ и еще сотнями других способов. Счастья в раю с «Единой Россией» и потребительскими кредитами не получилось. «Стабилизец» текущего десятилетия скоро окончательно закончится. Конечно, «пока вернуть эту землю себе». Но - как? Перспективы выхода из этого состояния обещают еще более безрадостную картину. Есть ли что-то другое? Опыт других стран, более успешно решивших задачу «выйти из социализма» (или из какой-нибудь другой разновидности авторитарного режима), говорит, что таким путем может быть национальное и демократическое государство. Теоретически это могло бы помочь и России, прервав дурную бесконечность чередования смут и (псевдо) имперских форм, перманентную кризисность «подмораживаний» и «оттепелей». Но успеет ли вызреть подобная альтернатива за оставшееся время более или менее спокойного состояния, связанного с «тандемократическим» равновесием?

*
ЭПИЛОГ
ДОБРОТА И МОЛИТВА
Говорят, что русские «добрые». Ну, в душе, конечно. Но, зачем, же обманывать самих себя, приписывая себе не то, что было (есть?) на самом деле. И то, что НЕ НУЖНО!
Сначала о прошлом. Совершенно непонятно, как могли добрячки (или «холопы», что еще более мерзкая ложь!) завоевать половину Ойкумены, крепко стать на пресловутой Одной Шестой. Как могли добрые и послушные холопы побеждать в бесчисленных войнах? Почему многочисленные враги так дрожали перед «рабами»!
Или, может быть, о русской доброте свидетельствует добрый русский штык. Его смертельная конструкция и ярость штыковых атак русских «чудо-богатырей». Или я великом языке нашем доброта так и разлита. Например, когда класс самолетов обозначается словом «Истребитель» (сравни, с каким-нибудь «охотником»). А уж те, кто создавал «кузькину мать» или «Сатану» были просто преисполнены доброты и любви ко всему миру!
Так что НЕ НАДО «доброту» нам впаривать, тем более не от доброты душевной это делается, а с целью разоружения и деморализации, как в годы Великой войны слухи о «прямом кабеле в Берлин».
Да и нам не надо верить недобрым слухам о нашей доброте. Когда не верили – всех побеждали. Я не могу без восторга смотреть кадры военной хроники, на которых тысячи и тысячи орудий и «катюш» бьют по логову фашистского зверя. Вот это – ДОБРО!
Видел как-то чудом уцелевшее фото свое прабабки. Горе и страдание на лице от постоянных мучений, страдательной жизни  в стране, где были слишком «добрыми» с теми, с кем не следовало. Но даже с этого плохонького фото глядит «разбойный взгляд из-под платка». И можно поверить, что такая, если надо, поднимет супостата на вилы.
А  - нынешние? Тьфу!
НЕ ТО сейчас! Всего боятся! Перед всеми трясутся! Чернота и бюрократия, мнение закатывающихся – страшнее кошки зверя нет! Играют, с подачи врагов своих, в какую-то «толерантность» (а надо развивать оборонное сознание, перед угрозой нашествия, которое уже началось!). Пакостно-то как! Возводят не пьедестал убогих, так называемых «святых». Да, не Серафим Саровский и Ко нам нужны, а Стеньки Разины, новые и побольше. Или еще. Канонизировали бесхребетного подкаблучника, сдавшего страну «бесам» без особого сопротивления, тогда как, нужна реинкарнация хороброго Святослава, перед которым все дрожали,  и  призыв нового Коловрата Евпатия, способного биться за гранью поражения и смерти.
Кстати, здесь встает вопрос и о Вере, и о символах, и о молитвах, и о чувствах. Лишние люди (воистину!) стали все-таки господствующим типом, навоспитывали себе подобных. Сплошная «ирония судьбы». Но и более ранний призыв «возлюбить врагов своих» забывать не следует. Вот он – источник гнили! Пока сильны были с этим как-то справлялись, но сейчас крест на теле будет означать скорый крест на национальной могиле. Посмотрите, куда толкают народ жрецы «возрожденного православия». Опять к кроткому подчинению, незлобивому терпению и доброму невежеству.
Не умею, но молюсь, поэтому как могу, какому-нибудь черному Перуну и прочим богам нашим: «Помогите нам!». «Спасите от «доброты»! Враги одолевают Русь и скоро победят окончательно. Вместо вождей Рода наверху жалкое и подлое ворьё. Людишки, выжившие после противоестественного отбора, покорно смирились со скорым концом. Дайте нам силы преодолеть все это!  «Дай повоевать от души!» - как поется в песне Харчикова на стихи Марины Струковой. Они поют, а вокруг смеются: кто же хочет в быдлорашке воевать за свою свободу, за продление  жизни рода русского; все ведь «добрые». Только над своим жалким существованием трясутся. Доброты к Роду в их душонках места не найдется никогда.
Где же взять силы, энергию? Погибнем ведь скоро.
«Подай безоружному нож!»
Боги, Родные наши, подарите нам напоследок Ненависть!


Рецензии