Портреты гитаристов 2. Валерий Живалевский

“Гитара – моя любовь, мечта и смысл жизни…”

         - Чудесный и дивный свет гитары открывается каждому, кого хоть раз встревожили ее волнующие звуки, кто приложил усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто сумел соотнести порывы собственной души с тем гимном жизни, какой она творит с необычной деликатностью и благородством. Это я понял тогда, когда ближе познакомился с учащимися-гитаристами Гродненского музыкального училища. Они обожали свою струнную волшебницу, восхищались ею. Среди них был Валерий Живалевский. Теперь он – доцент Белорусской академии музыки, энтузиаст, подвижник старинного инструмента. Я попросил его рассказать, каково положение гитары в республике на сегодняшний день.

          - Валерий Серафимович, сложилась ли в Беларуси своя национальная гитарная школа?

          - Давайте сначала определимся, что такое вообще национальная музыкальная школа, что должно составлять ее основу. По моим соображениям, в первую очередь, нужно иметь все ступени музыкального образования: начальную, среднюю, высшую. Необходимы квалифицированные кадры: преподавательские, исполнительские, композиторские. Особое внимание следует уделить репертуару, который состоял бы из национальных произведений. Нельзя обойтись без учебных пособий, хрестоматий, справочников, научно-методических работ. Это совсем не означает, что всемирный опыт не нужен. Но когда разговор идет про отечественную музыкальную школу, необходимо иметь и что-то свое, специфическое. Убежден, что подобного вида литература должна издаваться на белорусском языке.
          А теперь давайте посмотрим, как обстоят у нас дела с вышеперечисленными пунктами.
          Классическая гитара с точки зрения музыкального образования – это совсем молодой инструмент. Например, в Белорусской консерватории его стали преподавать только в 1977 году. К тому же, он почему-то был причислен к кафедре струнных народных инструментов.
          Одним из пионеров гитарного искусства можно считать Петра Адамовича Кроткого. Его творческая деятельность началась в конце 30-х годов. После войны он нередко выступал как солист. В 1959 году был принят на заочное отделение Минского музыкального училища. С его именем связано открытие в 1963 году класса гитары в одной из столичных музыкальных школ.
          С этого момента гитара стала распространяться по всей стране. Она появилась в музыкальных учебных учреждениях Гродно, Гомеля, Бреста и других городов. Однако уровень ее преподавания часто не соответствовал современным требованиям. Так, в 1999 году из 11 музучилищ республики только в пяти работали дипломированные гитаристы (Минск, Гродно, Брест, Могилев, Молодечно), в остальных класса гитары либо просто не было, либо педагог имел иную музыкальную специальность. К сожалению, в Академию музыки до последнего времени принимался всего один студент. И только в 2000-м учебном году были предусмотрены места для трех гитаристов.
          Существование гитарной школы невозможно без квалифицированных исполнителей. В этом смысле Беларусь выглядит неплохо. У нас есть несколько лауреатов международных конкурсов.
         
          - Кто они?

          - Это студент II курса академии музыки Ян Скрыган. Он лауреат I премии престижных конкурсов в польских городах Тыхи, Криница и российском городе Череповец. Это гродненец Владимир Захаров, который не раз был в заветной тройке победителей (Краков, Гданьск). Это еще один гродненец Денис Асимович, удостоенный звания лауреата в Кракове и Кринице. Нужно также назвать жительницу Минска Наталию Липницкую и могилевчанку Юлию Лонскую. С сольными концертами периодически выступает Евгений Гридюшко. Его виртуозное исполнение обыкновенно вызывает в Москве настоящий фурор!
          Многие выпускники-гитаристы нашей Академии музыки одерживали победы на республиканских и международных соревнованиях.

          - Вы говорили о том, насколько важно иметь национальный репертуар.

          - Да, верно. Тут проявили себя не столько белорусские композиторы, сколько гитаристы. Оригинально пишет Владимир Захаров. В Италии вышел его авторский сборник. Александр Власенков, который закончил магистратуру Лондонской академии музыки, выпустил два компакт-диска, где есть его собственные произведения. Хочется также отметить творчество выпускника Академии Дениса Асимовича. Созданная им партита “Иисус Христос” станет, без сомнения, хрестоматийной. Пишут музыку для гитары Владимир Мальганов, Сергей Плужников, Игорь Кузьмицкий, Игорь Шошин, Александр Леднев. Словом, репертуар заметно обогащается. Десятки гитаристов  участвуют в этом процессе.
          Отпечаток большого таланта имеют произведения для гитары лауреата Государственной премии Беларуси, композитора Галины Гореловой. Ее пьеса “Мирский замок” – самая популярная на сегодняшний день. Она стала своего рода визитной карточкой белорусских гитаристов за границей. Когда Галина Горелова несколько лет тому назад создала Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов, - это было событие исключительной важности, ибо во всей мировой музыке не очень много произведений такого масштабного звучания.
          Не прошел мимо гитары и былой выпускник Гродненского музучилища Евгений Поплавский. Его балет “Дети лунного света” построен так, что гитара в нем солирует. В творческом багаже Виктора Войтика (опять-таки уроженца Гродненщины!) есть развернутая пьеса для гитары и струнного квинтета “Эолова арфа” – необычайно интересная, в авангардном стиле вещь, которую я записал на Республиканском радио.
          Нельзя не вспомнить Александра Литвиновского – автора гитарного произведения “Интавалатура” (вариации на тему в старинном стиле). Вячеслав Кузнецов создал довольно необычное произведение для гитары и оркестра по мотивам романа Германа Гессе “Игра в бисер”, тоже в авангардном духе. Воспитанник Гродненского музучилища Николай Колешко написал сонату для гитары соло. Его перу принадлежит интересное музыкальное полотно по мотивам христианских сюжетов для гитары, флейты, скрипки и виолончели.

          - Слушая Вас, приходишь к выводу, что картина в целом вызывает оптимизм: есть педагоги, отличные исполнители, есть национальный репертуар.

          - Ну, бить в литавры еще рановато! Перед нами стоит задача не менее важная: издать эти произведения, собрать их вместе. Что-то, безусловно, уже увидело свет. Это первый сборник, датированный 1985 годом - “Вместе с гитарой”. Потом появились такие сборники, как “Альбом юного гитариста”, “Гитара в ансамбле”, “Белорусская гитарная музыка” (все три под моей редакцией).
          К ним необходимо причислить пять авторских сборников: один – Владимира Кондрусевича, два – Владимира Захарова и два сборника Игоря Шошина. Таким образом, имеем девять публикаций, чего явно недостаточно.
          Если же говорить о научно-методических пособиях, то тут мы находимся, по сути, на нулевой отметке. Конечно, очень плохо, что в Беларуси нет нотного издательства. Наши композиторы вынуждены печатать свои произведения главным образом за пределами республики. Мне рассказывали, что в советское время партийное руководство предлагало Союзу композиторов основать собственное издательство.
          Однако тогдашние музыкальные руководители отказались: им, видите ли, престижнее печататься не где-то в глуши, а в Москве и Ленинграде! Эту нишу в некоторой степени пробует заполнить Белорусский институт проблем культуры, хотя его усилий недостаточно. Те ноты и учебные программы, которые он издает, - капля в море.

          - Ведь, нужны еще и монографии по истории гитары и ее “старшей сестры” – лютни.

          - Лично я занимаюсь это проблемой с 1989 года. Мною написан ряд артикулов о гитаре и лютне. Их публиковали в белорусской печати, в частности, журнал “Родное слово”.

          - И вот теперь я хочу поставить вопрос ребром: так есть ли в Беларуси национальная гитарная школа или же ее нет?

          - Белорусская гитарная школа уже родилась, но она еще молода. Если мы не остановимся, не испугаемся трудностей, - у нее прекрасное будущее.

          - Не буду скрывать: в моей памяти осталась Ваша талантливая игра. Она отличалась импульсивностью, стремлением к полному самовыражению. Когда в Вашей интерпретации я слушал Вилла-Лобоса, то ощущал дыхание океанского прибоя, до меня доносились ритмы бразильского карнавала и одновременно охватывала безмерная печаль… Расскажите, как Вы стали гитаристом?
          Впервые я познакомился с гитарой в девятилетнем возрасте. И вот до сих пор гитара – это моя любовь, это мечта и смысл моей жизни. С отдельными сольными концертами я стал выступать еще тогда, когда занимался в Гродненском музыкальном училище. Я исполнял, как классику, так и собственные произведения.
          Не посчитайте за лесть, однако без Вашей помощи, Виталий Константинович, без Вашей педагогической и моральной поддержки я, наверное, так и остался бы гитаристом-любителем, бренчал бы на плохеньком инструменте во дворах и в подъездах. Вы открыли мне глаза, заставили поверить в свои силы и уже почти двадцать лет мы сотрудничаем и дружим.
          Начало моей регулярной концертной деятельности приходится на 1983 год. В то время я был студентом консерватории. Вместе с домристом Николаем Марецким принял участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Наш дуэт имел успех, мы получили II премию и звание лауреатов. Потом осуществили гастрольную поездку по городам бывшего Советского Союза.
          Параллельно я наладил творческие связи с известными музыкантами: гобоистом Александром Приходько, гитаристом Евгением Гридюшко, художественным руководителем ансамбля “Классик-авангард” Владимиром Байдовым.
          Как солист выступаю с 1989 года, когда закончил ассистентуру-стажировку Московского института имени Гнесиных и приехал в Минск работать преподавателем консерватории. За несколько лет я дал не меньше ста концертов, в которых исполнял старинную лютневую и гитарную музыку, произведения белорусских композиторов. К моему сожалению, профессиональная болезнь правой руки не позволяет мне сейчас играть на сцене. Остается посвятить себя педагогике и творчеству.

          - Вы преподаете в Белорусской академии музыки больше десяти лет. Какие результаты?

          - Отмечу, что до этого я успел поработать педагогом в музыкальной школе и студии, в общеобразовательной школе с музыкальным уклоном, в Гродненском и Минском музучилищах, в Белорусском университете культуры и искусства. За годы преподавания в академии музыки выпустил 13 студентов – немного, казалось бы, тем не менее, это отличные музыканты.

          - Как Вы оцениваете свое композиторское творчество?

          - Мной написано около 50 произведений для гитары. Хотелось бы выделить Элегию памяти публициста Сергея Полуяна, Сюиту на темы неизвестных авторов XVI-XVII столетий, Прелюдию, Фугатто и Аллегро, созданные под впечатлением от музыки немецкого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса, цикл Литвинских фантазий на белорусские темы, которые посвящены Владимиру Короткевичу.
          Кроме того, следует упомянуть Прелюдии и Фантазию для гитары, где выражено мое восхищение гениальным Эйтором Вилла-Лобосом!.. Вы, надеюсь, не случайно вспомнили его? Удивляет, сколько много сделал этот человек для становления бразильской национальной музыки!

          - Спасибо, Валерий Серафимович. Из нашей беседы я понял, что белорусская гитара развивается довольно быстро и что у нее отличные перспективы.


Рецензии