Новогодний подарок

Последнюю зиму перед школой Галя жила в деревне у дедушки и бабушки. Она часто болела, и минувшим летом родители привезли её в деревню на парное молоко и свежий деревенский воздух, чтобы девочка могла окрепнуть и закалиться. А когда пришла пора уезжать в город, то Галя уезжать не захотела, она очень любила и дедушку, и бабушку, и соседку Дусю, которая частенько угощала её пирожками со свеклой – такими вкусными и сладкими. Галя стала часто плакать, плохо спать, а дедушка с бабушкой тоже сильно к ней привязались, никаких хлопот Галя им не задавала, потому что была девочкой тихой и спокойной, ласковой и послушной. Посовещавшись на семейном совете со стариками, родители решили оставить Галю в деревне до следующего лета. Решением этим все были очень довольны.

Дедушка работал в городе на стройке, он приходил домой только на выходные дни. А бабушка работала в колхозе, зимой работы было очень мало, и она почти целыми днями могла находиться с Галей, но бабушка и уходила на работу, то Галя не скучала. Она обычно, если дома была одна, устраивалась на свое любимое место – широкую лавку под окном, и, прижавшись спиной к тёплым кирпичикам протопленной печки, подолгу сидела у окна, наблюдая за тем, что происходит на улице.

Сегодня бабушку позвали утром на работу, надо было перебирать картошку на овощехранилище, дедушка вечером должен был вернуться из города, а пока Галя была одна. Она пообедала, бабушка оставила ей на столе накрытые полотенцем в тарелке её любимые картофельные блины и большую кружку молока. Галя устроилась на своё тёплое местечко под окном и стала смотреть на улицу. Из окна были видны две большие старые липы, росшие около деревенской церкви. На улице никого не было видно, но вот сосед Семён на санках провёз к своему дому охапку сена. Сушёные травинки сена оставили за санками на снегу след. Вот Дуся пошла с вёдрами за водой на колодец. Дуся – бабушкина соседка и Галина крёстная мать. Дуся знала, где находится Галя, когда остается дома одна, она оглянулась на окна бабушкиного дома и, заметив Галю в окне, улыбнулась ей и помахала рукой. Галя ей ответила и подумала, что раз Дуся уже вернулась домой, то и бабушка скоро придёт.

Улица долгое время была пустынной, Галя заскучала. Была пустынной и дорога, которая уходила за деревню, и по которой обычно возвращался из города дедушка. На улице начало смеркаться, а дедушки ещё не было. Галя слезла с лавки, открыла дверь в горницу, там поблёскивала игрушками маленькая ёлочка, которую они с бабушкой нарядили ещё вчера. Приближался Новый год, осталось несколько дней до его прихода. В горнице было прохладно: печку там не топили, тепло было лишь на кухне, где находилась сейчас Галя, и где они спали с бабушкой на русской печке.

Галя стояла и думала, чем бы ей ещё заняться, когда на дворе закудахтали куры, забегал в утеплённой закуте поросёнок. Галя поняла, что пришла бабушка, сейчас она даст корм скотине и войдет в избу.

Бабушка была очень усталая, она весь день работала на овощехранилище, перебирая картофель и другие овощи. Бабушка предложила Гале поужинать и лечь отдохнуть, а дедушка придёт, постучит в дверь, тогда и встретить его. Галя согласилась. Наскоро поужинав, Галя с бабушкой легли спать на заранее протопленной русской печке. Там на кирпичах были разостланы овчины и старые тулупы, спать было очень тепло и удобно. Вообще от русской печки веяло добром и уютом. Бабушка как легла, так сразу и уснула, а Галя спать не могла. Она всё ворочалась с боку на бок, поджидая дедушку и прислушиваясь ко всем шорохам в доме и на улице. Стало уже совсем темно. На столе по-прежнему светит моргаска (самодельная, из консервной банки и фитиля, лампа), еле-еле освещая комнату.

За окном гудел сильнее, чем днём, ветер, в окно стучали мёрзлые ветки рябины, на чердаке было слышно, как шуршит сено – это, наверное, не очень плотно закрыто чердачное окно, и туда тоже проникает ветер, за обоями шуршит где-то мышь. Галя сильнее прижалась к бабушке, которая крепко спала, похрапывая, девочке стало грустно, она вспомнила, что скоро в феврале ей исполнится уже восемь лет и следующей осенью она пойдёт в школу, а это значит, что из деревни от дедушки и бабушки ей придётся уехать.

Как ни прельщали Галю родители южными чудо-ягодами – виноградом, арбузами, ей же нравилось рвать смородину с кустов, растущих в палисаднике у бабушкиного дома, а в овраге за деревней собирать малину и ежевику. Галя полюбила холодные снежные зимы и сугробы почти до самой крыши, катание с высоких склонов оврага на санках и ещё нравилось вот так, как сейчас, лежать с бабушкой на русской печке, на тёплых кирпичиках. Скоро всего этого у неё не будет.

Она представила себе, как её дедушка сейчас тёмной ночью идёт со станции в деревню по заснеженной дороге, идёт один, даже днём зимой там редко ходят люди. А вдруг на него нападут волки, бабушка как-то рассказывала ей, что иногда очень голодные волки подходят близко к деревне в надежде поживиться ягнёнком или ещё чем-нибудь. Не так давно из одного дома ночью волки увели собаку, вроде бы она ночью визжала и лаяла, но хозяева не обратили на это должного внимания, а утром собаки на месте не оказалось, зато во дворе было много следов, похожих на собачьи.
Гале стало жалко себя, жалко дедушку и бабушку, жалко пропавшую собаку Жучку, и она потихоньку заплакала. С печки через не полностью задёрнутые шторки в окне было видно чёрное небо и большие яркие звезды. Девочка сильнее прижалась к бабушке, обняла её и заснула.

Проснулась Галя внезапно, будто кто разбудил её, она прислушалась: бабушка по-прежнему спала, а из сеней доносился какой-то шорох, будто кто-то в темноте искал ручку двери, потом за ручку дёрнули один раз, потом ещё, а потом раздался стук в дверь. «Это же дедушка», – успела спросонья подумать Галя, когда бабушка закрывала дверь, то закрыла её и на щеколду, а щеколду можно открыть только изнутри.

Галя кубарем скатилась с печки, сунула ноги в валенки, стоящие около печки, накинула на плечи бабушкину шаль и, спотыкаясь об половики, побежала к двери. Щеколда была сильно задвинута, и Галя не могла ее открыть. Услышав шум, проснулась и бабушка, она встала и открыла дверь, правда, по порожкам печки бабушка так же быстро как Галя спускаться не могла. Галя мысленно торопила её, ведь дедушка все ещё стоит в сенях, а там холодно.

Наконец-то и дедушка вошел в избу. Он был в овчинном тулупе, валенках, в мохнатой шапке, а на всём этом лежал снег, на бровях и ресницах дедушки лежал иней. Галя сначала отпрянула от этого большого, пахнущего холодом и улицей, человека, но вот на неё из-под белых заиндевевших бровей весело глянули знакомые веселые дедушкины глаза, и Галя, окончательно убедившись, что это её любимый дедушка, даже не дав ему раздеться, бросилась на шею. Но тут что-то совсем рядом пискнуло, на груди у дедушки под тулупом что-то шевельнулось. Галя испуганно отстранилась: «Ой, дедушка, что это у тебя?».

Загадочно улыбаясь, дедушка достал что-то из-за пазухи и поставил на пол. Это был маленький бело-рыжий котёнок.

Дедушка сказал: «Вот принёс тебе живой подарок, будет вместе с нами встречать Новый год». Он рассказал, что как только он вышел на станции из автобуса, на котором приехал из города, так сразу и услышал слабый писк из-под скамейки на автобусной остановке. Сначала он подумал, что ему это показалось, кто же будет пищать здесь в такой мороз, и он хотел уже уходить, но писк жалобный и тихий повторился. Заглянув под скамейку, дедушка и заметил котёнка, наверное, он оказался здесь недавно, иначе бы он замёрз. Дедушка положил котёнка под тулуп за пазуху и пошёл с ним в холодную вьюжную ночь, а котёнок пригрелся и больше не пищал.

Оказавшись в незнакомой тёплой комнате, он стоял и принюхивался к новым запахам и пугливо шевелил ушками, прислушиваясь к незнакомым голосам. Бабушка налила ему в блюдце молока, которое он с аппетитом вылакал своим маленьким розовым язычком. Когда Галя снова полезла на печку спать, то котёнка она взяла с собой. Так котёнок стал жить в доме дедушки и бабушки, а Галя брала с собой спать не только своего старого друга одноухого игрушечного зайца, но ещё и котёнка.

Через некоторое время маленький котёнок превратился в большого рыжего красавца-кота, и прожил у них много лет. Кошки в деревне живут свободной жизнью, и кот, названный Рыжиком, тоже сам выбирал себе маршруты прогулок. Вскоре в деревне стали появляться то тут, то там, рыжие и рыже-чёрно-белые котята.


08.12.2012
А. Осока


Рецензии
Алла, Вы затронули сразу две моих любимых темы: деревня и животные. Можете почитать мои рассказы с этой тематикой. Спасибо Вам, мне всё очень понравилось.

Эльвира Гусева   26.12.2012 20:58     Заявить о нарушении
Здесь пока что отвечает не Алла Александровна, а сын.
Эльвира, большое спасибо, и за приглашение тоже, обязательно почитаем. Всё автору передал.
Между прочим, в рассказе - живой дух времени, это реальная жизнь послевоенной деревни в центральной России, самое начало 50-х годов...

Алла Осока   27.12.2012 13:38   Заявить о нарушении
Я начала публикацию своей книги "Без мамы"..., если хотите, почитайте, думаю Вам понравится. С наступающим Новым годом!

Эльвира Гусева   27.12.2012 13:45   Заявить о нарушении