Портреты гитаристов 3. Александр Винницкий

               
          "ВЕСЬ МИР ТВОРЮ Я ЗАНОВО!"


          Как известно, джаз подразделяется на американский (“классический”) и латиноамериканский (“латинос”). Отдельные музыканты делают попытку соединить оба стиля, достичь их органическое единства. В итоге они создают новые направления в джазовом искусстве.
         К числу таких первооткрывателей принадлежит гитарист, композитор и аранжировщик Александр Винницкий – человек, который вполне соответствует девизу Леонида Мартынова, вынесенного мною в качестве заголовка статьи.


         Вехи жизни

         Сразу же хочу оговориться, что его жизненная стезя не была усыпана розами. Александр родился в Омске в 1950 году. Еще подростком он полюбил джаз. Играл на трубе и гитаре, часто под магнитофонные записи. Позднее начал организовывать различные джазовые и танцевальные ансамбли. Одновременно учился по классу гитары в Омской музыкальной школе и институте имени Гнесиных в Москве. Несколько лет он был музыкальным руководителем Омского театра драмы, сочинил музыку к семи спектаклям.
         Вскоре Александр Винницкий переехал в Москву, где началась совместная творческая работа с известной российской певицей Еленой Камбуровой, с которой сделал запись альбома “Да осенит тишина” для фирмы “Мелодия”. В 1991 году он выпустил свой первый сольный альбом “Зеленый тихий свет”. Последующие десять лет гитарист отдал концертной деятельности и композиции. Александру Винницкому аплодировали в Москве, Вильнюсе, Киеве, Санкт-Петербурге, он – желанный гость на фестивалях в Бельгии, Германии, Польши. Мало-помалу его имя стало известным в Европе и Америке.


         Особенности творческого метода

         Как на практике осуществляется синтез традиционного джаза с латиноамериканской музыкой, можно было услышать на концерте Винницкого в Гродно, организованном Областной филармонией при содейтсвии гитариста Дениса Асимовича, сумевшего привлечь спонсоров: минчанина Андрея Звежинского и гродненца Анатолия Ерошени.
         Каковы принципы художественного мышления Александра Винницкого? Что представляет из себя творческий метод композитора? Не могу не поддаться соблазну сравнить его структуру с удивительным самоцветом, искусстно отшлифованной уральской яшмой.
         Начнем с желтой прижилки, так сказать, с солнечного мира детства. Яркими образами и незатейливыми чувствами отличаются два Детских джазовых альбома, например, такие пьесы из них, как “Чапа”, “Мальчик катается на веселом козлике”, “Что-то случилось в волшебном лесу”, “Карусель”. Все это милые, забавные миниатюры.
         Следующий слой яшмы – лазоревый мир лирики. Она в своей основе элегична: где-то возвышенна и благородна, где-то задумчива, печальна. Здесь Винницкий находится в родной для себя стихии, и вполне мог бы присоединиться к словам поэта-земляка Леонида Мартынова:

                Я без оглядки со всего разбега
                Всегда кидался в лирику, как в реку.

         У Винницкого есть собственные лирические пьесы и обработки популярных мелодий других авторов. Это прежде всего “Зеленый тихий свет”, “Джаз-ария”, посвященная Элле Фицджеральд, “Жду известий”, исполнение которой московский гость предварил теплыми словами в адрес своего друга Дениса Асимовича. Рядом с ними стоят аранжировки песен знаменитого бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима. Особенно интересна транскрипция его песни «Великая любовь».
         Затем следует розово-красный пласт чувствительности, чей эмоциональный диапазон простирается от тихой меланхолии до жгучей страсти. Каких только оттенков душевных переживаний мы не найдем в Фантазиях на еврейские темы, и в первую очередь в обработке широко распространенной песни «В моих глазах ты прекрасна»!
         От испепеляющего вожделения один шаг до черного мира ритма. Почему черного? Да потому, что биение своего сердца мы слышим в полной темноте ночи! Мгла не поглотит нас, пока мы ощущаем, как по нашим жилам пульсирует кровь. Эти непрерывные удары сродни ритму ливерпульского джаз-рока в пьесе «Мерси-мерси». Надо заметить, что тема Жобима «Какой нерешительный» звучит в бразильском ритме босановы, а пьеса «Желтый верблюд» – зажигательной самбы.
         Артист порой сознательно отделяет мелодию от сопровождения, заставляя звучать гитару, как два различных инструмента, а также выделяет и подчеркивает каждый голос, превращая ее чуть ли не в целый оркестр. Это требует от гитариста Винницкого широко дирижерского кругозора, тонкого ощущения тембров, тщательно выверенных штрихов, рельефной контрастности динамических оттенков, способности держать под контролем все детали общего целого. В данном случае он выступает в качестве представителя классического искусства.


         Визитная карточка

         Как человек, наделенный незаурядным талантом, он лучше других понимает, что гитара – универсальный и мобильный инструмент. Она быстро усваивает новые веяния «сложных» и «легких» жанров, мгновенно приспосабливает джаз к изменившимся условиям жизни. Винницкий досконально изучает музыку разных народов и континентов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов.
         Александр Винницкий – это романтик, путешественник, первопроходец в джазе. В нем еще очень много восторженности интеллигента, жившего в заснеженной сибирской глуши. Если он и не «Джек Лондон из Омска», как в советское время называли Леонида Мартынова, то уж по духу, по эстетическим воззрениям он весьма близок к этому поэту, поскольку обоим свойственна лирика, столь же проникновенная, как голубизна весеннего неба над водами Иртыша. Порыв души, встрепенувшейся от долгой зимней стужи, Леонид Мартынов выразил в следующих сроках:

                И ветер веет
                Над прекраснейшим из челноков,
                Этим вот, в котором я и ты
                Будем плыть на фоне облаков.


Рецензии