Портреты гитаристов 4. Фабио Занон

ЧАРУЮЩАЯ ПЕСНЬ ЛЮБВИ


          Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее трепетные звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее хрупкую красоту, кто согласует порывы своего сердца с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством.
          На этот концерт в зале Гродненской областной филармонии собралась элита белорусского гитарного искусства. Далеко не каждого артиста приветствует добрый десяток лауреатов международных конкурсов. В числе слушателей я приметил Яна Скрыгана из Минска (четырехкратный лауреат), Дениса Асимовича и Владимира Захарова из Гродно (оба – двукратные лауреаты), лауреатов Наталью Липницкую и Павла Шамшуру (Минск), Сергея Разуваева, Андрея Ситкова, Александра Якушева (Гродно). Особое место в когорте именитой публики занимал Евгений Гридюшко, гитарист-виртуоз, хорошо известный у нас в республике и за ее пределами, и кроме того старший преподаватель Белорусской академии музыки.
          Кто же удостоился такой редкой чести?
          Фабио Занон.
          Это магическое имя в мире гитары. Занон относительно молод, хотя успел снискать всемирную славу. Его игра – эталон классического совершенства, в ней гармонично сочетаются красота, изящество, утонченность.
          Фабио Занон родился в Бразилии. Секреты гитарного искусства искусства постигал на родине и в Италии. Вскоре он стал лауреатом множества международных конкурсов, в том числе и самых престижных – в Испании и Соединенных Штатах Америки.
          Чтобы описать исполнительскую манеру выдающегося гитариста, надо владеть пером не хуже, чем тот – шестью струнами. Задача непосильная!
          Инструмент в руках Фабио словно шепчет: если хочешь узнать, чем живет твое сердце – вслушайся в звуки гитары. Музыка в его интерпретации дарит нам миг высшего наслаждения, когда мы, изумленные, прозреваем и видим, как создается чарующая Песнь любви и счастья.
          Сотни едва уловимых оттенков прекраснейшего из наших чувств передает артист. Кто ни разу не растворялся в неге блаженства после безумия страсти, тот не поймет язык его нежнейшей лирики. Аудитория помимо своей воли попадает в плен благоуханных созвучий, характер которых можно выразить букетом эпитетов: поэтично, сентиментально, мягко, томно, знойно, расслабленно, изысканно… Так был сыгран  Долермандо Рейс.
          Тонкий аромат источают более строгие  аккорды, которые я определю так: просто, спокойно, сдержанно, отстраненно, филигранно, отточено до мелочей… А это уже Доменико Скалатти.
          Гитара поет особенно взволнованно, когда она раскрывает поэзию романтических переживаний. Импульсивность и экспрессия у Фабио Занона тесно переплетены с грустной задумчивостью. Его откровенные признания ласкают душу красивым бархатным звуком. Мы отдаемся свободно пульсирующему ритму, внимаем глухому рокоту баса. Мы явственно ощущаем терпкий аромат тропических орхидей, улавливаем дыхание океанского прибоя, впитываем в себя великую латиноамериканскую скорбь, которая витает, подобно дымке, в пронзительной синеве бразильского неба… Такими перед нами предстают Эйтор Вила-Лобос и его младший современник Франсиско Миньони.
          Кажется, будто музыка «Аппассионаты» Ринальдо Миранди омывает нас теплыми морскими водами, в которых преломляется мягкий солнечный свет. Даже Большой полонез Яна Бобровича гитарист играет неторопливо, сдержанно, без гордой шляхетской воинственности – скорее по-итальянски, чем по-польски.
           …Публика вновь и вновь вызывала на сцену маэстро. Он выходил и щедро одаривал ее своим вдохновением. Похоже, от столь горячего приема в нем с новой силой затрепетала арфа любви. Лишь самая ласковая женщина способна на такие чувства, какие ведомы Фабио Занону: это не печаль по утраченному счастью, а заполняющая душу весенняя свежесть, это неукротимое буйство вечно молодой жизни, это голос Вселенной. Как писал бразильский поэт Олаво Билак, «лишь только тонкий, нежный слух влюбленных поможет разгадать наречье звезд». Да, именно такое любовное признание-исповедь слышалось в пьесе «Луиза» Карлоса Жобима!
          Без всяких преувеличений скажу: игра несравненного Фабио Занона останется в моей памяти навсегда, как на всю жизнь запомнились мне титаническая страстность Святослава Рихтера и брызжущие каскады радости Эмиля Гилельса. Подлинное искусство незабываемо. 


Рецензии