Вера и Разум. Современная интерпретация

С моей точки зрения, невозможно всю специфику, сложность когнитивных процессов человека ограничить только какой-то одной выделенной ипостасью познания: например, рациональной, эмоциональной, религиозной и т.д. Даже если кто-то (представители средневековой схоластики, китайские цензоры или представители советских партийных номенклатуры и идеологии) пытается эти ограничения на любознательную личность наложить, рано или поздно все эти попытки рассыпаются в прах.

Самое первое, с чего необходимо начинать анализ указанной диалектической проблемы, – это вариации терминологической путаницы, которая при переходе человечества к так называемой информационной эре не только не исчезла, но и в большой степени усугубилась. Например, сплошь и рядом малообразованные, «тёмные» люди (те, кого современные философы обозначают категорией «обыватели») не видят и зачастую, к сожалению, в упор не хотят видеть разницу между Верой в возвышенно-религиозном Её смысле и повседневным доверием. С их точки зрения, вера так же, как и доверие, базируется на наибольшей вероятности осуществления тех событий, которые кто-либо обещает, подразумевает (в том числе и с помощью не всегда вербализуемых намёков) или прогнозирует. Иначе говоря, очень часто доверие основывается на простейшей индукции: если десять случаев происхождения чего-либо были однотипными, то и одиннадцатый, формально подобный предшествующим, скорее всего, будет таким же. Исходя из этого, к Богу (несмотря на то, что мало кто открыто оспаривает Его Сверхприроду, метафизические качества) относятся почти так же, как к человеку, с которым, согласно советскому стереотипу, можно или, наоборот, крайне опасно «идти в разведку».

На мой взгляд, суть Веры состоит, в отличие от доверия, в том, что Она должна стремиться и хотя бы временами приближаться к некому Абсолюту. Или ты веришь, или нет, – какой-то рационализированной (в современной интерпретации читай: «конъюнктурной»), подлежащей строго экспериментальному апробированию середины здесь нет и быть не может. Вполне естественно в этой связи вспоминается библейским мотив, согласно которому «невозможно (нельзя) одновременно служить двум господам». Или Бог, или дьявол; соответственно, третий вариант, пытающийся «успеть» и там, и там – это бессмысленные и вредные для судьбы мытарства. Вера – это своеобразный прыжок в ничто, а вернее, в неизведанное, ещё непознанное (или познанное далеко не до конца), это в библейском смысле умение ходить по воде. Как только наступают сомнения, пытаются отвоевать личностное психическое пространство какие-то страхи, комплексы и т.д., вера испытывается на прочность, как будто бы закаляется как хорошая сталь. Вера апробируется через сомнения, и только серьёзная культурная мотивация способна развить и углубить первую. Не лишён смысла тот пример, который тиражируется сейчас во многих популярных СМИ – так называемый «эффект Плацебо». Человек достигает чего-то принципиально значимого для него и для общества только тогда, когда не просто доверяет своим уже имеющимся способностям, навыкам, талантам, но когда именно ВЕРИТ в грандиозный смысл того, что он сам, с помощью Божьей, свершает; а временами – даже вопреки всем реальным или пресловутым обстоятельствам, косному общественному мнению и т.д.

Однако, жить только одной Абсолютной Верой в принципе невозможно: как минимум, потому, что живём все мы в мире ОТНОСИТЕЛЬНОМ, а не абсолютном. Вера необходима нам для того, чтобы раскрыть и описать какие-то фундаментальные свойства и характеристики человеческой души, общества, культуры; а всё конъюнктурное многообразие ситуаций цивилизационного типа или открытие природных закономерностей требует уже вмешательства разума и, соответственно, более-менее конкретных и предметных знаний. Зачем верить в то, что любое тело, подброшенное вверх, под воздействием силы земного притяжения впоследствии в любом случае упадёт вниз? Это можно просто проверить (пропустить веру) и твёрдо знать. Во всяком случае, до тех пор, пока земные условия нашего существования не изменятся настолько принципиально, что сила тяготения перестанет быть какой-то определяющей доминантой. С другой стороны, такие до сих пор популярные суетные вопросы, как «в N-ый раз бутерброд упадёт маслом вверх или вниз?», вообще лишены какого-либо серьёзного мировоззренческого значения и смысла. Исключительно потому, что любые возможные ответы на них не влияют на нашу жизнь мало-мальски принципиально; исходя из них, мы точно не отыщем своего предназначения в этом мире.

С моей точки зрения, гармония между верой и знанием, откровением и разумом, религией и наукой не только возможна, но и крайне необходима для полноценного развития каждой конкретной личности и общества в целом. Несмотря на бурное прогрессивное развитие современных технологий, далеко не всегда и не все они способны помочь нам стать счастливыми, разумными, добрыми, гуманными, мыслящими, находящими смысл своей жизни. Можно подчеркнуть: СПОСОБНЫ помочь, а не помогают, то есть они представляют собой лишь одну из тех групп способов, которые возможны для использования человеком. Полноценные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия точно не высчитываются арифметически, и их нахождение во многом зависит как раз таки от плодотворного союза разума, способного анализировать, обобщать, прогнозировать, рассчитывать (многим в России не понаслышке знакомо выражение «сводить концы с концами») и Веры, которая позволяет человеку даже в условиях жесточайших современных кризисов не только выживать, но и насыщенно жить, вопреки всякой рациональной логике. Вера позволяет нам любить, а не сойти с ума (в деструктивном смысле слова) от своей любви помогает Разум; разум способствует витально ориентированному планированию, а Вера – решает нестандартные пограничные ситуации; Разум на идейном уровне напоминает нам о том, что «все люди – братья», а Вера, пусть и не всегда с помощью красивых слов и благородных жестов, – учит Истинному Состраданию.

Что касается взаимодействия религии и науки, то все виды возникающей по их поводу полемики, на мой взгляд, лишены какого-либо смысла, абсурдны. И религия, и наука суть лишь известные нам институциональные формы, оболочки развития Веры и Разума; формы далеко не единственные и, к сожалению, далеко не всегда эффективные. Банально, но факт: кто-то постоянно посещает церковь, но не верит, а кто-то другой, наоборот, изредка там появляется или не появляется вообще, но свою веру развивает через конкретные высоконравственные поступки. Кто-то изобретает грандиознейшие технические объекты, однако далеко не всегда может найти этому разумное обоснование для массового применения. Нужны ли нам многочисленные небоскрёбы, супермаркеты, шоу-бизнес и т.д.? Я уж не упоминаю об изощрённых камерах пыток, попытках повернуть реки вспять, нейтронных бомбах … Для того, чтобы определить степень разумности указанного перечня цивилизационных объектов и явлений, далеко не обязательно быть академиком.

Подытоживая, следует отметить, что, несмотря на многочисленные кризисные явления культуры и цивилизации, на попытки идеологических, геополитических и прочих врагов России навязать ей абсолютно нигилистические деструктивные настроения, на самом деле, не следует, грубо говоря, «с места в карьер» приниматься за переустройство (всё чаще трактуемое как примитивная деформация) современного общества. В определённой степени различные традиционные формы религии и науки на сегодняшний день себя исчерпали или близки к некому символическому дну, однако это означает не необходимость от скоропалительного отказа от таковых вообще, а настоятельность историко-хронологических изменений, требующих от нас очередной переоценки ценностей, расширения своего мировоззрения, выработки новых принципиальных стратегий жизнеопределения и жизнедействия. Нужно не отказываться от опыта наших предшественников, а вырастать из него к чему-то более эффективному и целесообразному. Не случайно большое количество людей проявляет последние годы настойчивый интерес к разнообразным ранее считавшимся эзотерическим знаниям, как к некому условному синтезу официально признанных религий и господствующей по сей день парадигмы науки. Исходя из этого, особенно важными становятся, например, проблемы полноценной фильтрации всех доступных знаний (на фоне бурно расцветающих шарлатанства и дилетантизма) и их полноценной апробации. Разумеется, ни одна из проблем подобного рода не может быть решена без высоконравственной мотивации, без «холодного» разума и крепкой Веры в гуманистически и общепланетарно ориентированные идеалы и ценности.



25.12.2012


Рецензии
Вера и доверие - это
зрячесть и незрячесть,
Фотография и рентген,
информация и знание,
И т.д.
Поэтому и фильтры
и базар - разные...

Солнца Г.И.   10.05.2013 13:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.