5. Драматург, воин и террорист И. С. Шур

И.С. Шур - автор пьесы «Диплом на звание человека», которую пытался поставить в Академгородке зимой 1959-1960 гг. Ямпольский, артист новосибирского ТЮЗа, или (точно не помню) «Красного факела».

Шур Исаак Соломонович (17 (30) декабря 1913 - 13 февраля 1976). Писатель, драматург, член Союза писателей (1962). Родился в г. Смоленске. В 1930 с родителями уехал на Сахалин, куда был сослан его отец, меньшевик, не отказавшийся ни от взглядов, ни от товарищей.

В 1938-1939 Шур был арестован, как «террорист – прогрессивист» (такой ярлык был навешен органами на эту группу людей), но (удивительно дело!)оправдан по суду. В 1940 окончил Ленинградскую лесотехническую академию. Работал на Байкале, на Севере, Кубани, Кавказе.

Участник Великой Отечественной войны. На фронт ушёл добровольцем, командовал батареей тяжелых гаубичных орудий. Был награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны II степени, Красной звезды и медалью "За отвагу".

Потом работал в министерстве лесной промышленности. С 1957  г. жил в г. Кирове. Сначала работал на комбинате «Кирлес», а потом на Кировском телевидении главным редактором кинопроизводства.

После войны начал литературную деятельность. Написал несколько десятков пьес. Его первая пьеса была поставлена в 1955 г. Особенно большим успехом пользовались две пьесы: «Диплом на звание человека» и «Заводские ребята». Каждая из них обошла более 100 театров нашей страны.  Кировскому ТЮЗу за спектакль «Письма к другу» (по пьесе И. Шура и А.Лиханова) была присуждена премия Ленинского комсомола (1967). Скончался Шур в г. Кирове в 1976 г.

Эти сведения об Исааке Соломоновиче Шуре изложены в «Энциклопедии земли Вятской», в томе «Знатные люди».


дело «террористов – прогрессивистов»

А вот история о том, как из Шура хотели сделать "врага народа", но не сумели.

В 1934 году Исаак Шур поступил в Московский лесотехнический институт, но вскоре это учебное заведение перевели в Ленинград, и Шур стал студентом Ленинградской лесотехнической академии. Вместе с другими студентами он жил в общежитии. В одной комнате жило 8 студентов и среди них – сводный брат Льва Николаевича Гумилева – Орест Николаевич Высоцкий.

Их отец, Николай Гумилев, блестящий русский поэт начала двадцатого века, был расстрелян в 1921 году, как участник «Таганцевского заговора» против советской власти.

Супруга Николая Гумилева, великая русская поэтесса Анна Ахматова, и их сын, Лев Гумилев не отреклись от своего мужа и отца, за что в течение многих лет подвергались преследованиям.

Лев Гумилев арестовывался 4 раза и, в общей сложности, провел в тюрьме 19 лет. Через много лет Л. Н. Гумилев скажет о своих арестах: «В 1935 я сидел – за себя, в 1938 – за папу, а в 1949 – за маму».

В 1938 году он был студентом Ленинградского университета, занимался научной работой, подавая большие надежды (впоследствии он стал создателем нового направления в истории – этнологии). Причиной ареста Л. Гумилева в 1938 году стало его пререкательство с преподавателем университета Л.В. Пумпянским, который глумился над его отцом, поэтом Н. Гумилевым. Профессорского доноса оказалось достаточно для ареста Л. Гумилева. Гумилев и группа студентов университета обвинялись «в участии в молодежной антисоветской террористической организации ЛГУ и в подготовке террористического акта против А. А. Жданова».

Был арестован и сводный брат Льва Гумилева – Орест Высоцкий, студент Лесотехнической академии. Так возникло второе дело - «террористов – прогрессивистов». По нему проходили слушатели Лесотехнической академии. Оба дела вела одна и та же бригада следователей, возглавляемая Бархударьяном. Были арестованы все 8 студентов, проживавших в одной комнате с Орестом Высоцким. И среди них - Исаак Шур.

Недавно появились в печати материалы, связанные с арестом Исаака Шура, найденные в Российском государственном военном архиве. Стало известно, что

Исаак Шур провел в печально знаменитой ленинградской тюрьме №1 («Кресты») и в здании НКВД на Литейном проспекте 1 год и 9 месяцев. Там он подвергался всевозможным пыткам и издевательствам, т.к. отказался оговорить себя, подписать ложные показания.

Шур сидел в одиночной камере, подвергался «конвейерному» допросу, который продолжался двое суток без перерыва. Следователи сменяли друг друга каждые 8 часов, подследственный не имел ни минуты передышки. У Шура были сломаны ребра, выбиты зубы, невыносимо болел затылок…  Но он твердо стоял на своем – невиновен.

Во время следствия 180 студентов Лесотехнической академии вызывались на допрос в качестве свидетелей, и только трое дали нужные для НКВД показания. Но этого оказалось мало. Весь арсенал пыток не заставил Исаака Шура поставить свою подпись под тем, чего не было, оговорить себя и своих товарищей.

Мужественно вела себя и Александра Тузлукова, жена И. Шура, учившаяся вместе с ним в академии. Она не поддалась нажиму секретаря комитета комсомола И. Воронова (будущего заместителя министра лесной промышленности СССР), который предложил ей выступить на открытом комсомольском собрании и отречься от любимого человека как врага народа и осудить его.

Потом уже стало известно, что следователь обещал Шуру арестовать жену, если тот не подпишет протокол с признанием своей вины.


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/10/09/132 


Рецензии