Счастье - личное дело или национальный вопрос?

Прочитала в третьем номере журнала «Предупреждение плюс» (март, 2012 г.) статью «Счастье: личное дело или национальный вопрос?» и захотелось высказать свои мысли по этому поводу.

Мое первое ощущение счастья было таким. Я первой из семьи услышала о победе, об окончании войны. Бегу домой, кричу: «Мама, мама! Война кончилась!» - Счастье!!!

Вот окончила школу с серебряной медалью. Счастье? Еще какое! Поступила из маленького города в Азербайджане в институт в Москве. Счастье?! А как же!

Пять лет учебы в институте – это одни из самых счастливых лет. Недаром же есть шутливая песенка: «Студент бывает весел от сессии до сессии, а сессии всего два раза в год». Как сейчас говорит молодежь, мы «тусовались» совсем по-другому. Очень часто ходили в театры. Был случай в Большом театре, меня спрашивают подруги: «Ты видишь, Хан Гирей ушел?» «Нет» - отвечаю «Я его ноги вижу» (сидели на галерке сбоку – билеты-то самые дешевые брали). В театр оперетты ходили и вовсе без билетов, правда, после антракта. Здание было старое, душное, двери раскрывали, и мы с газетками заходили и садились прямо на ступеньки – никто нас не выгонял. А сколько посещали разных выставок! Очень часто ходили в Третьяковку, готовили рефераты, посвященные каким-нибудь художникам, и читали их там, стоя у картин, для своего кружка, но вокруг собиралась толпа из вольных слушателей. На ВДНХ (так тогда назывался ВВЦ) мы ходили особенно часто – общежитие было близко. Посещали павильоны. Просто гуляли, фотографировались – у меня был (да и сейчас еще он есть) фотоаппарат «Смена», сами проявляли пленки. Сами печатали фотографии. Ездили за город: в Абрамцево, Кусково, в Клин – в дом-музей Чайковского.  А сколько было песен! А двухнедельный турпоход по Подмосковью! Да разве можно описать, сколько было счастливых моментов за пять лет учебы!

Окончен институт. Сходили в кафе-мороженое, спели любимую «Где-нибудь в Сибири, в дальней деревушке, будет жить учитель из города Москвы…». Даже официантки, в белых накрахмаленных фартуках и кокошниках, всплакнули, провожая нас…
Приехала по распределению на работу. В школе встретили хорошо. Счастье?! А как же! – Работа по душе!

Полюбила, вышла замуж. Счастье?! А как же! Рождение сына – двойное счастье! И мужу угодила (очень хотел сына), а уж как я счастлива! Вот растет сынок – первая улыбка, первые слова, первые шаги… Счастье!
Вот родилась дочка. Опять двойное счастье: снова угодила мужу (теперь он хотел дочку). Счастье? Еще бы!!!

Работа. Мне всегда везло с коллективами. Работу приходилось менять часто, муж – военный, десантник. Работала то в массовой школе (которую сама окончила когда-то), то в колонии заключенным преподавала, то в школе глухих, то логопедом в вспомогательной школе, а то и вовсе программистом в РПТИ города Рязани. И везде – работа в удовольствие: интересно, а значит – счастье!

Но, конечно, всякое бывало, то дети болели, то другие проблемы – ведь это жизнь.
Дети растут. Моя мечта, чтобы они получили высшее образование, окончили институт. Это передалось от родителей, потому как жили они в такое время, что им не пришлось учиться – гражданская война, репрессии. И мы, их дети, росли под родительский рефрен, звучавший совсем по-ленински: учиться, учиться и учиться! И дети мои воплотили мою мечту. Это ли не счастье?

А иметь брата, который был старше меня на три года, но помогал мне иногда, это ли не счастье?
А сестра, которая на 15 лет моложе меня, и, наверное, когда-то гордилась мной: как же, сестра учится в Москве, и даже встречалась с самим Визбором. Хотя тогда, когда мы учились с ним в одном институте, даже не подозревали, кем он будет, а просто пели его туристские песни у огромного костра в Турграде. Счастье? Ну, конечно! А потом я стала гордиться своей сестрой, ведь она - доктор биологических наук, профессор! Счастье? Да, и большое!

А вот вспоминаю приезды к родителям. Папа вышел на пенсию рано, работал в горах, в геологоразведке. Стал вместе с мамой пчеловодничать. Их рассказы мой сын, а его внук, записывал на магнитофонную пленку, и теперь, когда их уже нет с нами, мы слушаем эти записи, которые вроде бы и наизусть уже знаешь, а все равно интересно, и как будто с родителями побеседовали.

Вот идет сосед мимо. Жара стоит (это же Азербайджан), папа: «Эй, Мамед, ты, что в такую жару идешь куда-то? Ну-ка, дочка, ставь самовар, в такую жару чай надо пить». Я ставлю самовар, настоящий, не электрический, чай из него особый, и очень вкусный хлеб – мама сама испекла в русской печке, которую сложил папа. И, конечно, мед на столе. И потекла беседа. Это ли не счастье?!

А появление внуков. Причем, дочкин сын рождался у меня и своего отца на глазах. Его первый крик, быстрое успокоение, когда положили его маме на грудь, мое сжатое сердце разжалось, и мы все смеемся! Какое счастье!
И таких счастливых моментов было много, из них состоит жизнь. И всякое в этой жизни бывает.

Мне сейчас 78 лет. Два года прошло, как умер муж. Горе, беда, много слез… Но рядом – дети, друзья-десантники, ученики мужа (в последние годы службы он преподавал в академии), они и меня не забывают. И это тоже счастье.

Вот такова жизнь, и это мое личное счастье, и у каждого оно свое. А как быть с национальным вопросом? Пусть думают думцы, министры, президент, чтобы у простого народа было больше счастливых моментов.


Рецензии
Если бы каждый из нас и все в своих семьях могли бы быть счастливы, то и всё общество было бы СЧАСТЛИВЫМ. Так что получается, что СЧАСТЬЕ - не только дело личное, но и национальное.
К сожалению, счастье - что птица, не всем её удаётся поймать и потому этот "национальный вопрос" так и останется вопросом только ЛИЧНЫМ.

Людмила Калачева   03.02.2014 12:02     Заявить о нарушении
Конечно, Людмила, Вы правы. Ведь общество, нация, состоят из личностей. И если бы все были счастливы, то никому не нужно было идти на майданы искать справедливость... так вот и переплетается личное и национальное...

Спасибо за отзыв,
Вера

Вера Степановна Макарова   21.05.2014 00:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.