Река времени 50. Весна-лето 1967г. Обнинск. Истра

Незадолго до окончания нашей стажировки на стенде Физико-энергетического института, снова приехала Лида. Она уже начала работать над дипломным проектом и сделав определённый задел, сочла возможным приехать ко мне.

  Она приехала в субботу, а в воскресенье с утра я должен был идти на стенд, для несения суточной  вахты. В этот день, на экипаже, для незадействованных на службе офицеров и их семей была запланирована экскурсия в г. Москву. И Лида поехала на эту экскурсию без меня.

У нас до сих пор хранится сильно почерневшая от времени фотография с датой на обратной стороне, позволившей мне точно привязать по времени, 23 апреля, тот её, почти пятидесятилетней давности визит. На ней еще можно разглядеть  на переднем плане Люду Зайцеву  и Славу Щербакова с женой и сыном, А за их спинами мою Лиду. Остальные в группе уже плохо определяются.

Следующий день был у меня выходным, и мы пошли с женой гулять по окрестностям Обнинска. Весна была в полном разгаре, снег уже почти весь сошёл и лежал только в затемненных местах, по канавам. Нежно зеленели серёжки  берёз, на солнечных пригорках желтели первые цветы мать-и-мачехи, смолистый запах источали полураскрытые листочки тополей.

Мы пошли по аллее через светлый  лес, начинающийся сразу же за улицей Красных Зорь, миновали  усадьбу «Бугры» бывшую дачей художника Кончаловского, прошли мимо кладбища «На Кончаловских гора»  и перейдя через железнодорожный переезд вышли на Киевское шоссе, идущее в этом месте вдоль железной дороги.

По обочине дороги пройдя вдоль, тянувшегося слева, живописного песчаного карьера, солнечный склон которого,  украшен зелеными куртинами свежей травы, и желтыми пятнами цветущей мать-и-мачехи, направились к показавшейся вдали красивой белоснежной церкви  с  луковичными куполами, - храму  деревни Спас-Загорье.

Прошли мост через Протву и,  постелив на зеленую травку, взятую для этой цели, подстилку,  сели отдохнуть на подветренной насыпи, сбегающей к полотну железной дороги.

Погода была великолепная, настроение ещё лучше, и, наверное, не одна блюстительница нравственности, из пробегающих мимо нас электричек,  неодобрительно качала головой, глядя на забывшую обо всем пару, расположившуюся на солнечном косогоре.

Отдохнув, продолжили свой маршрут. Но, для того, чтобы  подойти поближе к церкви, пришлось сойти с обочины Киевского шоссе и по грунтовой дороги направится к центру Спас-Загорье. Осмотрев белокаменную церковь, двинулись в сторону находящегося неподалеку невзрачному зданию,  с заинтересовавшей нас вывеской «Столовая».

Обычные макароны с котлетами, может быть, не показались нам такими уж вкусными, если бы  не прилагающийся к ним салат из соленых лисичек. Но все в комплексе, а главное, приправленное ощущением счастья, было так вкусно, что сохранилось в памяти до сих пор.

Сразу после майских праздников Лида уехала в Ленинград заканчивать дипломное проектирование, а нас, электриков, Андрея Вижунова, Володю Кириченко и меня, в начале июня,  направили в командировку  в филиал Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики, расположенный в г Истра.

Директором ВНИИЭМ  в то время был академик Иосифьян А.Г. , а военпредом, на которого мы замыкались до создания на базе филиала Истринского учебного центра ВМФ, был капитан 2 ранга В. Бабад, выпускник электротехнического факультета ВВМИОЛУ им. Дзержинского, однокашник  М.С. Туганова, о котором я уже не раз писал в своих воспоминаниях. Мы отметили у военпреда командировочные удостоверения, и Бабад отправил нас устраивать свой быт, определив, что следующее утро мы приступим к занятиям.

Нас поселили в гостинице ВНИИЭМ, в которой для нужд нашего учебного центра были отведено несколько  однокомнатных квартир, без кухни, но с раковиной и туалетом. В одной поселились мы с Володей Кириченко, а другую занял наш босс, Андрей Вижунов.
Гостиница располагалась у склона, спускающегося к, текущей под ним, быстрой речке Истре, в которой в теплое время года можно было купаться.

Правда, когда из Истринского водохранилища, находящегося в 10 километрах выше течения, сбрасывают воду, то купаться холодно, температура придонных слоев не выше12 градусов. А когда слив закрыт, то для плавания слишком мелко.
Но мы взяли за правило, делать на берегу физзарядку, а потом хотя бы, окунаться. Сохранилась фотография, где мы, на берегу Истры, после водных процедур, яростно растираемся полотенцем.

На следующее утро, по удобной пешеходной дорожке, идущей прямо  от гостиницы, мы направились во ВНИИЭМ.
Эта дорожка, существенно скрашивала нам нашу жизнь в Истре, ибо не надо было идти по пыльным улицам или ожидать перегруженный автобус. А, с удовольствием, прогуляться   пару километров, по гладкому полотну, бегущему среди цветущего разнотравья,  наслаждаясь пением птиц.

Филиал ВНИИЭМ, огромная промышленная площадка, обнесённая высоким забором, представлял собой крупное научно-производственное предприятие, занимающееся разработкой и производством военной и космической техники. Промышленный пейзаж, открывающийся при приближении к филиалу, украшали ажурные вышки ветряных электростанций, представляющих  еще одного направления   деятельности организации.

Первую половину дня мы оформляли все необходимые документы для работы с секретами и разбирались, с чего нам лучше начинать. А после обеда в заводской столовой, капитан 2 ранга Бабад повёл нас в 14 цех, в котором нам предстояло провести большую часть служебного времени.

Хорошо помню, что наше первое  посещение филиалом ВНИИЭМ произошло, когда, второй день, между Израилем и арабскими государствами шла война, которую, впоследствии, назвали «шестидневной».
 В. Бабад, как мне тогда казалось, пожилой еврей, и, как оказалось, отличный специалист и добрейшей души человек, уверенно предсказал, что война долгой не будет. Я попытался спорить, но уже на следующей нашей встрече вынужден был признать, что ошибся.


14 цех был специально создан для испытания всего комплекса электрооборудования  созданного во ВНИИЭМ для 705 проекта.
Была собрана реальная лодочная электроэнергетическая система со всеми источниками, приемниками, соединяющими линиями (кабельными трассами, шинами,  проводами), органами управления, защиты, контроля и сигнализации.

Одной из особенностей электроэнергетики 705 проекта было применение в ней в качестве основного рода тока, тока частотой 400 Гц. Это позволяло увеличить скорости вращения роторов электрических машин, и, следовательно, открывало путь к уменьшению  массо-габаритных показателей двигателей и генераторов. При увеличении частоты тока, так же резко уменьшались габариты всех трансформаторов и магнитных усилителей.

Однако, у советской промышленности не было опыта создания такого корабельного оборудования . Правда, частоту 400 использовали в авиации, но мощность корабельных машин должна была быть во много раз большей.
 Увеличение энергонасыщенности электрических машин приводило к необходимости решать вопросы теплосъема. Поэтому, большая часть двигателей на 400 Гц стали выполнять с принудительным водяным охлаждением статоров.

Еще одна проблема, которую решили во ВНИИЭМ, уменьшение до приемлемого уровня индукционного нагрева конструкций титанового корпус, по которому проложены кабельные трассы с током частотой 400 Гц.
Варианты решения, воплощенные в конкретные образцы, можно было увидеть и потрогать руками.

На всех проектах атомных лодок есть обратимые преобразователи - спаренные электрические машины переменного и постоянного тока.
Главное их назначение, питаясь от аккумуляторной батареи, давать переменный ток для  самых неотложных нужд, когда ядерные реакторы, неожиданно, выведены из действия.

Когда мы прибыли во ВНИИЭМ, там уже стояли опытные образцы полупроводниковых обратимых преобразователей, которые проходили доводку и испытания. Эти образцы предназначались для лодок будущего,  а нас они интересовали только как новейшие, перспективные технические решения.

Военпред представил нас руководителям 14 цеха, и те определили, что,  мы должны сдать экзамен на допуск к работе в электроустановках до 1000 вольт.

Для этого мы должны будем изучить по техническим описаниям оборудование стенда, до уровня достаточного для участия в настройке техники. И, конечно же, изучить все требования по технике безопасности при работе с электрооборудованием напряжением до 1000 вольт.

Три недели мы  изучали  устройство электрооборудования стенда и соответствующие инструкции по технике безопасности и 12 июля, как значится в сохранившемся удостоверении за номером 945, мы успешно сдали экзамен.

Дальнейшее освоение специальности на стенде  ВНИИЭМ проходило у нас следующим образом. По прибытии на службу знакомились с планами  монтажных работ и испытаний на эти и следующие сутки. Если работы представляли для нас интерес, то мы участвовали в них, чаще, конечно, в качестве наблюдателей.

Если таких работ не запланировано,то брали в секретной части необходимые документы и готовились к тем из испытаний, которые нас интересовали, и изучали технику и  отчёты по уже проведенным испытаниям.

С бытом во время командировки тоже всё, более – менее, определилось.
Завтракали мы в номере гостиницы, обычно молоком или кефиром. Когда  раздобыли электрический чайник, стали готовить чай с бутербродами.

 Вначале, обедали в столовой ВНИИЭМ. Но очереди в обеденный перерыв там были такие большие, что, через некоторое время мы стали  ездить в ресторан Истра, где в дневное время за рубль можно было хорошо пообедать.

Ужинали обычно, дома, чаще всего молочными продуктами или бутербродами. Колбаса в Истринских магазинах была не всегда, а сыр, творог, масло и яйца можно было купить без проблем. Иногда вечером ходили ужинать в ресторан, позволяя себе немножко расслабиться.

Иной раз  посещали музыкально-танцевальные вечера в Истринском Дворце культуры. И чтобы почитатели нравственности не домыслили лишнего, официально заявляю, что ходили исключительно для того, чтобы послушать музыку.

Еще об одной местной достопримечательности мне бы хотелось рассказать. Об архитектурном памятнике середины 17 века , находящемся совсем недалеко от ВНИИЭМ,  Ново-иерусалимском монастыре.
Собственно сама площадка ВНИИЭМ находится у железнодорожной станции Новый Иерусалим. И, хотя официально, называется Истринским филиалом института,  находится от железнодорожной платформы Истра значительно дальше.

В те годы  монастырь  не функционировал, а на территории архитектурного памятника работал Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Музей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря  был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие столетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году нацистами.

К 1967 году, его уже почти  полностью воссоздали. В  кельях расположили экспозиции музея. Осталось воостановить основную архитектурную доминанту — исполинскую ярусную звонницу XVII века.

История  монастыря тесно связана с  его основателем,  Патриархом Никоном. Здесь он прожил более восьми лет,  воплощая свой замысел  создания в Подмосковье  подобия  Святых мест Иерусалима.

Прежние топонимы изменили на новые, взятые из евангельских текстов.  Монастырский холм был  прозван Сионом. К востоку от него располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор.  Реки Истра была переименована в Иордан.

Сионский холм был очищен от леса,  и на нём построена  теплая церковь во имя Воскресения Христова. Вокруг монастыря вырыли ров и над этим рвом поставили деревянную стену с восемью башнями.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима.  Например, каменный Воскресенский собор создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.
В северном приделе Воскресенского собора  находится могила его основателя — патриарха Никона.

В конце 17 века было завершено возведение каменной ограды. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества, составляет около  километра,  при высоте в девять метров и  толщине  до трёх метров. Верхняя часть стен снабжёна двумя рядами бойниц: для дальнего боя и  обороны основания крепости.

На изломах стены и над воротами  поставлены восемь башен, получивших палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Дамасская, Иноплеменничья, башни Давида, Варуха, Ефрема.

Внутри стен монастыря, от входных ворот к Воскресенскому собору, идет дорожка, вдоль которой растут, посаженные в ряд туи, похожие на кипарисы Святой земли. Мы внимательно осмотрели экспозицию музея, рассказывающую о строительстве монастыря и его долгой истории.

В  его жизни были и пожары с разрухой  и запустением, и  годы процветания от  благодеяний, жалуемых Российскими монархами.
 Не менее интересной оказалась прогулка по тропке, бегущей  вдоль крепостных стен монастыря.  Почти прямо от тропы  сбегает вниз крутой, заросший лесом, склон холма.

У подножья холма, обтекая его с трех сторон, течет Истра, называемая здесь Иорданом. Более пологая западная часть склона холма представляет собой парк, носящий библейское  название Гефсиманский сад. На берегу реки, с северной стороны Гефсиманского сада находилось почитаемое верующими место омовений Иордань.

За месяц нашей командировки во ВНИИЭМ, мы два воскресенья провели с выездом на природу. По туристской карте-схеме, приобретённой в Москве по пути на Истру, я рассмотрел, что до Истриннского водохранилища от нас не больше 10 километров по дороге проходящей возле монастыря.

Я уговорил Володю Кириченко и в одно из воскресений мы пошли на разведку. Разведка оказалась удачной, дорога не утомительная, идущая по живописным местам. А редкое автомобильное движение, позволяло в пути чувствовать себя вольготно.

Примерно через два часа, мы подошли к плотине, перекрывающей течение Истры, и не переходя через неё, пошли вдоль берега водохранилища. Уже через полкилометра, водохранилище превратилось в широкое озеро, так и звавшее остановиться на его берегу. Мы подыскали местечко по симпатичнее и, разложив принесённые с собой покрывала, легли загорать, благо время подходило к 12 часам.
Солнце припекало, и через полчаса захотелось выкупаться. Что мы с удовольствием и исполнили.
Через три часа, съев принесённые с собой бутерброды, отправились в обратный путь.

Следующий выход на Истринское водохранилище оказался серьезнее.
К тому времени наша компания увеличилась. В командировку во ВНИИЭМ прибыли два старших инженера Женя Тихонов из экипажей Пушкина, И Витя Исаков из экипажа Аббасова.  Эти экипажи были сформированы тремя годами раньше  нас, поэтому эти офицеры были здесь уже не в первый раз и уже успели освоить достоинства Истринского водохранилища.

Поэтому эту вылазку хорошо продумали заранее. Намариновали шашлыков, взяли в ателье проката рюкзаки и две палатки и решили начинать мероприятия с субботы. Женя Тихонов пригнал на Истру мотоцикл и мы добирались до места стоянки хитрым образом. Он поехал первым, взяв с собой Витю Исакова. А мы, Андрей Вижунов, Володя Кириченко и я пошли по шоссе пешком. Тихонов высадил Исакова у места назначения и поехал нам навстречу. Взял Андрея и повёз его. Таким хитрым образом за менее чем полчаса все мы были на месте.

На этот раз нашим местом оказался берег Кутузовского залива водохранилища. Почти напротив того места противоположного берега, где мы с Володей Кириченко отдыхали прошлый раз.
Это место было выбрано потому, что в спортивном лагере, расположенном рядом, можно было взять напрокат лодки и даже покататься на водных лыжах. Чем мы, конечно, на следующий день воспользовались.

Женя Тихонов давно освоил этот вид спорта и демонстрировал нам своё мастерство. До этого, мне не представлялся случай опробовать водные лыжи. Но всё оказалось проще, чем я предполагал. Во всяком случае, у меня получилось скольжение за катером с первого раза.

В память об отдыхе на берегу Истринского водохранилища у меня сохранилась фотографии,  на одной из которой мы заняты приготовлением на костре, а на другой поеданием, шашлыка.

В конце июля, по окончанию срока командировки мы убыли в Обнинск для продолжения занятий по программе учебного центра.
На заставке "Во дворе Ново-Иерусалимского монастыря"
Продолжение:http://proza.ru/2013/01/06/2164

 


Рецензии
Читала с удовольствием.Как приятно вспомнить молодость! Пиши, братишка,перелистывай страницы прожитой жизни.Хорошо, что есть что вспомнить. Твоя сестра.

Людмила Москвич   29.12.2012 00:53     Заявить о нарушении