Cавланут

               

    Не помню, писал я вам, любезный моему сердцу читатель, или нет, но любимое слово израильтян - "савланут", что означает терпение. Этим "совланутом" местные обычно "кормят" всех вновь прибывших, которые ехали в еврейскую Америку, а попали куда-то …ну  в общем не совсем туда. На земле предков, евреи исполняют роль буров, а арабы аборигенов, причём иногда довольно наглых, начинающих кричать про свою незавидную долю, всякий раз, когда их останавливает полицейский за превышение скорости, или что-нибудь в этом роде...
   Времена былинные, начала двадцатого столетья, когда в Израиль приезжали махровые "сионюги", надо признать давно прошли. Да и тогда идеалистов, сказать по правде, было не густо. Большой наплыв идейных, был ещё в далёкие послевоенные годы, когда правду жизни, намертво впечатывали в сознание, вместе с татуированным номером на руке. Лично был знаком со старичком, отказавшимся ехать во Францию, на хлеба барона Ротшильда. Причём, по указанию барона, специально приставленный к тогда, ещё мальчику, человек, должен был покупать всё, на что, переживший Освенцим доходяга, указывал пальцем. Когда я беседовал с этим человеком, вырастившим в Израиле целое родословное дерево, я всё пытался понять, какой силы должны быть убеждения, чтобы выбрать такой путь в возрасте 12-14 лет? Я "просматривал" всю свою жизнь, пытаясь вспомнить хоть кого-нибудь похожего на него, но аналога так и не нашёл.
   Большинство же тех, кто приезжал в Израиль позже, предварительно изрядно потели над вопросом Израиль или США? А  решившиеся всё-таки на репатриацию, процентов на тридцать отчаливали за океан в ближайшие 2-3 года.
   Что касается алии (репатриации) 90-х, то она процентов на девяносто являла собой, по-моему, продукт умело разработанной совместной операции двух-трёх объединившихся спец. служб. Во всяком случае, мой знакомый, в прошлом экономист, никак не мог объяснить появление в бюджете России, весьма солидной суммы, взявшейся как бы ни откуда. По этой или какой другой причине, но население Израиля за 5-6 лет увеличилось на один миллион человек. По началу всё выглядело крайне дружелюбно. Первыми на приезд "русских" отреагировали торговцы с рынка, выучившие числительные на языке Толстого и зазывающие покупателей довольно дикими текстами, типа – Ельцин, хорошо, два шекеля, картошка - . А где-то на втором году, борясь за клиента, на русском языке "заговорил" банкомат банка "Апоалим". Как-то со мной даже приключилась весьма весёлая история.
   Стою я значит за денежкой, из банкомата, а тут передо, мной какой-то парень тоже из России. Соответственно, на его магнитную кредитку банкомат начинает писать по-русски. Стоящая за ним женщина, в возрасте, начинает нервничать, спрашивая – Ма зе? - (Что это такое?) Мне бы её успокоить, но у меня игривое настроение, и я начинаю ей вполне спокойно, от чего она начинает зеленеть, объяснять – Смотрите, госпожа, нас в очереди стоит четверо. Двое говорят по-русски, и один понимает. Таким образом, счёт 3:1. Так кто должен учить язык? – Начни я ей говорить про тяжёлую репатрианскую долю, и что мы сирые, нуждаемся в помощи, она бы успокоилась, и даже нас всех простила бы, но настроение у меня явно не то. Удивительно спокойно, с налётом нагловатости, я перевожу бедняжку в разряд "внутренней эмигрантки". Женщина явно не блещет умом, отчего стабильный вокруг неё мир, рушится прямо на глазах… Не моргнув глазом с магическим "савланут", я предлагаю ей разобраться в тексте, написанном на экране… Еле дождавшись денег, взбешённая марокканка (еврейка из Марокко) почти убегает, призывая в свидетели Всевышнего и всех граждан двигающихся во встречном направлении. Но т.к. время близится к полудню, на улице жарко, то прохожие отказываются принять проблему банкомата как личную. Что касается Создателя, то "лик его" непроницаем. Ну в самом деле, не могут же небеса на всякую мелочь отзываться по серьёзному. Так на все наши "Помпеи" "Везувиев" не хватит. Да и потом, так ли уж велик мой грех? Не правильнее было бы подумать, что мы оба чуть-чуть неправы. Не замечали вы, как меняется настроение людей, когда выясняется, что не они готовы вам подарить "старый свитер", а скорее вы можете выступать в роли дарителя… Гораздо приятнее, снисходительно потрепать по плечу выходца из Эфиопии, который ещё вчера сходил с трапа самолёта, с написанным на лбу номером, чем беседовать с профессором медицины, всё время сомневаясь, кто кого не понимает?
"Совланут" №2
    На третьем году жизни в Израиле, мы решили всей семьёй поехать на экскурсию по "Тверианскому морю", сиречь озеру Кинерет. На теплоходик набилось около 120-130 человек, и так получилось, что коренных израильтян оказалось человек семь-восемь. Представить тяжело, но бывает. Зачем они полезли на этот речной трамвайчик, одному богу известно, хотя в своей стране, почему бы и нет? На их беду экскурсовод оказался тоже русскоговорящий, а как известно, власть не дают, власть берут… Короче, после двух первых фраз, на иврите, экскурсия пошла на русском языке. Мужественно просидев полтора часа и поняв из всего путешествия несколько слов, а так же "промычав Катюшу", старожилы стали сгружаться на пирс, заметно смелея по мере продвижения к суше. Вообще-то у "русских" в Израиле репутация не очень… У местных есть поговорка "Собака, та что лает, не кусает…" Действительно, старожилы большие любители покричать, помахать руками и публично подвергнуть сомнению репутацию родственниц оппонента, по женской линии. "Русские" наоборот, выслушав первых пару слов, без шума и пыли, засаживают сомневающемуся насчёт чистоты нравов, "в пятачину", что как правило, делает дальнейший диалог невозможным, за отсутствием одной из сторон. В Мале Адумим - районе Иерусалима, одно время даже существовал "кодекс чести", позволяющий нападать на "русских" парней, при соотношении 3:1. Такое соотношение считалось равноценным. Ну так вот, слезает один такой "герой" на причал и начинает возбухать, благо путешествие кончилось, и его топить уже никто не станет. Применение же горячо любимого заклинания "совланут", привело к тезису о вонючих "русских", после чего моя дочурка пошла на "таран". Я еле успел что-то вскрикнуть, и она остановилась. К тому времени она у меня уже год занималась чем-то, что требовало покупки боксёрских перчаток, а экзамен на "пояс" предусматривал проникновение в помещение, дверь в которое закрывал тоже, облачённый в перчатки, боец.
   Короче говоря, нам обоим крепко повезло, т.к. стоматология в Израиле занятие не дешёвое и, как везде, малоприятное, а насилие, жёстко наказуемо, и имеет далеко идущие последствия.
   После описанных мной случаев, я сильно уверовал в лечебные свойства, столь любимого местными, слова "совланут", решив, что оно имеет сугубо индивидуальное воздействие, напрямую зависящее от искусства "лекаря", и способно как успокоить, так и, при необходимости, возбудить…
                Ган-Нер, Израиль,
                19.05.2007, 
 


P.S. Написав эти строки, я вдруг вспомнил шалость, из далёкой юности. У меня был необыкновенно спокойный приятель. Спокойный настолько, что мне пришлось "перекрестить" его из Феликса в Фелимона. Так вот, заходя в метро, мы ещё с одним шутником, подхватили Феликса с обеих сторон, слегка приподняли, отчего он несколько потерял устойчивость, и приговаривая – Феленька, ну успокойся, ну с кем не бывает? Ну выпил, держи себя в руках …- начали его мотать из стороны в сторону, продвигая к турникету. Не прошло и десяти секунд, как наш флегматик, забился птицей в клетке. А т.к. он был к тому же спортсмен, то мы полетели в разные стороны. Только чудом, дежурная, сражённая достоверностью образа, пропустила нас к эскалатору…


Рецензии