Задаток

    У моего двоюродного брата Юры, лучшего друга звали Саша. Я всегда несколько удивлялся этой дружбе, корнями  уходящей в детство (дружили ещё отцы). Было несколько странно наблюдать эту парочку. Сашка говорун, искрящийся любитель похвастать, с хорошо поставленной речью, моментальной реакцией и т.д. Юра, наоборот - молчун, как дядя Яша, не интеллектуал, при этом, неизменный авторитет компании. У него были свои достоинства – уже в семнадцать лет, мог ладошкой накрыть суповую тарелку. Решения принимал взвешенные, никогда не отступая… Почти всегда, кивком головы,  утверждал  или "заворачивал" решение спорного вопроса. Будучи половинкой, выбирающей  невыигрышную, еврейскую само-идентификацию, ему приходилось биться вдвойне, что он и делал, по моему, даже с удовольствием… Мог броситься на парня, сжимающего в руке отвёртку… Были прецеденты. Но это было позже  моей истории. Общего, было, пожалуй, то, что оба не боялись ни черта, вызывая у меня сегодняшнего, чёткую, ассоциацию с мальчишками - героями фильма "Однажды в Америке"…
   Сашка не таился. Запросто мог рассказать, как любили с Юркой вытащить из карманов отцов 3-5 рублей, когда те, придя, с работы, домой, и, оставив пиджаки на спинках стула, шли мыть руки. До сих пор не знаю, были эти проделки не замечены, или входили, как часть "воспитательного процесса", а может, им просто, спускали с рук… Скорее всего - третье, т.к. оставляли пиджаки далеко не фраера, а настоящие "акулы" у которых в карманах всегда лежало "пара медячков", и в них мечтало порыться уйма народа, зачастую довольно искушённого, иногда "профессионально подготовленного" – в погонах… Так что, если бы папашки позволяли себе гулять "с открытым ртом", почти наверняка, всё бы закончилось большой бякой.
    Как-то Саша рассказал историю, как продал, точнее сказать взял задаток, за продажу чужого дома!!! А дело было так: они с Юркой, на даче, играли в мяч около какого-то, солидного вида, особняка. Дом был угловой, так что одна стена, выходившая в переулок, была глухая. Хозяева, по неизвестной причине отсутствовали, поэтому пацаны, спокойно могли стучать в стенку. И тут, проходивший мимо мужчина, на свою беду, спросил, как  ему найти дом N? Сашка показал, но показал как-то так, что мужчине захотелось поболтать с "молодняком" (ему редко удавалось встречать столь любезных ребятишек, с хорошо поставленной речью). А на вопрос чей это дом, в стенку которого они колотят мячом, без тени сомнения ответил -"Его…"-, пальцем указав на кузена. Опасаться прокола ему было нечего, т.к. Юра смолоду был немногословен – "надувал щёки", квалифицированно.  -"Как это его дом? "- занервничал мужчина. -"Да так… , у него родители погибли в аварии…"-. -"Дела… А что же он будет делать с таким большим домом? "- Похоже мужик был редким дураком или подлецом, а скорее всего и тем и другим, одновременно. -"Да нечего делать. Будет продавать. Деньги очень нужны, похороны, да и вообще…"- (слышали бы отцы, наверное выдрали бы). -"И покупатель есть? "- -"Да есть какой-то… Вроде говорили с опекуном. Завтра должен прийти…"- Мужик перевёл взгляд на Юрку. Юрка слегка кивнул… Заканчивался "первый тайм"…-"А за какую цену? "- -"Да, по-моему, за десять тысяч…"- За неделю, до этого, Сашка слышал разговоры старших, обсуждающих достоинства дома. Так что, ориентируясь  в  цене,  снизил  её  вдвое.  Мужик,  аж  взвился. -"Парень, да ты не торопись, я двенадцать дам…"- Юрка опять мотнул головой. -"Он не против, надо только с опекуном говорить…"- с некоторой грустью, в голосе, расшифровал кивок, юный "Бендер". Ему тоже было явно жалко дома, с которым связывало столько воспоминаний… -"Знаете что, ребята, давайте  я вам дам задаток  – 25 рублей, а вы поговорите с опекуном. Ну а вечером зайду, часов в семь не поздно? "- Братишка опять изобразил на лице согласие, и взял четвертной билет. Мужчина сразу заторопился и ушёл "до вечера"…  "Прозвучал финальный свисток"…"Динамщикам" было тогда всего по 14 лет. Постучав мячом ещё какое-то время, друзья пошли по своим делам. 25 рублей были в 1968 г. большие деньги, и надо было ещё найти им достойное применение. Правда, вечер пропал… На улицу, после семи,  лучше было не выходить…

                Псёлок Ган-Нер,Израиль
                12.12.2004       

P.S. После окончания института, Сашин отец устроил его работать, зам. директора, в магазин "Швейных машин" на улице Рубинштейна. Затем, после того, как в магазине обнаружили "левак", работал директором базы втор.сырья, какого-то района.
    Ему было безразлично чем руководить… Думаю, будь он военный, его бы часть, входила в осаждённый город всегда первой, даже, если бы для этого, пришлось "объегорить" весь магистрат. Почти уверен, что никто бы не пострадал…
   Где он сегодня, не знаю, но ни секунды не сомневаюсь, что не сидит, как "ходорковские", и  не разыскивается, как "березовские"… Хитёр был – чертяка… Ни секунды также не сомневаюсь, что Родины не покинул. Слишком много там ещё бродит  народу,  желающего, как в сказке, решить свои проблемы по "Щучьему велению…". Вот, вот, осталось ждать совсем немного, когда какой-нибудь ГЕРОЙ, обнаружит способ, как из воздуха, делать счастье - для всех! Обнаружит, и тут же начнёт, своё знание дарить людям… Ну, в крайнем случае, ему придётся "помочь" захотеть... Главное, чтобы хватило терпения…


Рецензии