Книга совмещений

Мудрец рёк:


Глава 1

1. "Я, познавший простор и узость бытия, говорю.
2. Отвергающий противоположности суть пустота. Хочешь ли ты быть ею?
3. Принимающий лишь одну из противоположностей суть глупец. Хочешь ли ты быть им?
4. Принимающий обе противоположности суть звено нейтральное. Хочешь ли ты быть звеном?
5. Лишь разумно совмещающий противоположности суть мудрец. Царь царствующих и наставник достойных.
6. Но пытаться объединить совмещаемое это как пытаться смешать огонь с водой, день с ночью, а чашу с налитым в неё напитком. Кто не калека, торит путь свой обеими ногами. Так не будь же калекой на голову.
7. Посмотри на мир, если ты не слеп. И тебе станет ясно, как всё устроено, если ты не глуп.
8. Видишь ли ты вокруг себя один грязный тон или же чистейшее одноцветие? Вот и не создавай их в своих мыслях и делах и не привноси в свою жизнь. Ибо в истинном всё на своих местах.


Глава 2

1. Не выбирай между разумом и чувственностью, но совмести их численно и по месту.
2. Нет для человека более мерзкой муки, чем всё чувствовать, но ничего не понимать. Но возможна равная ей, когда всё понимает, но ничего не чувствует. Вот и не отвергай нужного тебе.
3. Не отвергай страсти трепетной и ярой. Ибо питает жизнью душу твою. Зачем живёшь ты на свете, если не ради жизни? Неужто ли ради дел твоих?
4. Но страсти и делам твоим в пользу, когда так подобает. Трудна работа, коль окоченели руки. И плоха жизнь, коль очерствела душа. Вот лишь знай меру, нето придёшь к худу.
5. Не отвергай разума гибкого и точного. Ибо указывает тебе верный для тебя путь. Ибо проводник твой и мерило всего. Ибо нет путей, изначально истинных или ложных. И лишь применив ум твой, отличишь, как сможешь, родственное и чуждое.
6. Зачем пребываешь ты среди жизни, если не чтобы вкушать её? А всякое чувство твоё ты способен воспринять лишь сознанием твоим, кое суть ум твой, меряющий качество жизни твоей. И лишь посредством ума твоего обретаешь ты настоящее единство.
7. И разве нет у тебя целей ясных и устремлений точных? Так разве мог бы ты без разума помыслить их? И возможно ли не путём разума прийти к желаемому? А если и возможно, то какова достоверность сего и при каких затратах твоих? И наличен ли пусть малейший прок от чувств твоих без пусть тихого гласа разума твоего?
8. Ум твой он как еда, основа жизни твоей. А чувства они как приправа, обогащение жизни твоей. Все возможные состояния твои исходят от действия их на разум твой, вызывающий их все в том виде, в коем они предстают. Разум - царь, чувства - придворные, мысли - слуги, а желания - рабы. Так должно быть,- тогда истинное совершенство человеческое. Жалок царь без придворных и жалки придворные без царя, и жалки все они при победном бунте рабов. На царя равняйся, если хочешь быть себе царём. И не отвергай подданных его. И поклонятся они тебе, и приумножат мощь твою, и приведут на трон,- дабы упал ты с него или вознёсся, когда твой час настанет.


Глава 3

1. Не выбирай, создавать ли иль рушить, а выбирай, что и когда создавать или рушить. Не будь чрезмерно прост в суждениях твоих и делах твоих, дабы не быть глупцом. Но не будь и чрезмерно замысловат в них, дабы не запутаться и не уподобиться глупцам.
2. Отвергни ложную идею, что будто бы сотворение всегда благо, а разрушение всегда худо. Отвергни, ибо беспросветно глупа она. Ибо создание одного бывает разрушением для иного, а крушение разрушающего есть сохранение ныне сущего и открытие пути для создания нового.
3. Много совершили и добра, и зла, творя. И много совершили, руша. И приносили дела те иным радость, а иным печаль.
4. Не осуди мудрость сущего личной глупостью твоей. Ибо первым же и пострадал бы. Не отрекайся от разрушения и меча смерти, ибо отрёкшись ты не смог бы одолеть врага твоего, но враг твой одолел бы тебя.
5. Не отрекайся и от произрождения нового, ибо отрёкшись ты не смог бы даже помыслить ничего. И когда дерево распилишь, то доски появятся. Довелось бы тебе ничего не делать, дабы не произрождать. Но тогда ты был бы мёртв. Так же, как отрёкшись от разрушения.
6. Не создавай и не разрушай ничего того, о чём точно пожалел бы в будущем. Не совершай деяния сего, как бы ты ни хотел.
7. Но, по мере возможности, создавай и разрушай всё то, о чём твёрдо поклялся в прошлом. Непременно поступай так всегда, когда сама истинная мудрость не повелевает тебе иное. И пусть воля твоя будет тверда, словно камень.
8. Не пренебрегай мудростью даже в мелочах, но живи естественно. Лишь дела делай по расчётам, да и то не все. Так жизнь твоя лучшей тебе будет. Уточняй истинную цену всего, что для тебя важно, и так сопоставляя разумом, делай свой мудрый выбор, взвешивая на весах души.


Глава 4

1. Не выбирай, действовать или бездействовать. Выбирай, что, когда и как делать, чего и когда не делать, и чего никогда не делать.
2. Выбирай всё так, чтобы мочь выполнить свой выбор. И знай, что всё относительно и небеспричинно.
3. Живи размеренно. Истинно выбирай, когда торопиться и когда медлить. Внимай ритму сущего, но больше чти свой ритм.
4. Не теряй осторожности, доколе можешь и доколе жив. Ибо муки не спят, а тебе и такое доводится.
5. Не перепутай, когда быть милостивым, а когда грозным. Коль разум слаб, то и сила порой не во прок тебе, но и во вред. Не обманись ни слабостью, ни силою,- ни твоею, ни друзей твоих, ни врагов твоих.
6. Знай, что всё в твоей жизни закономерно, но всей её сложности ты никогда не просчитаешь и не постигнешь. Подчини точным расчётам самое главное для тебя и надейся, что необоримая внешняя сила, действие которой ты не способен предвидеть, не вмешается туда.
7. Прими как неизбежное, что вокруг тебя много тайн, истины которых тебе неизвестны. Истинно возжелай торжества случайности в событиях мелких, ибо это в тысячу крат лучше неизбежной предопределённости в событиях главных. Но знай также, что от теней и той, и той тебе в жизни никуда не укрыться. Лишь точным мудрым выбором твоим, который суть посредине их, выше их и вне их, можешь ты ограничить действие их.
8. Совмести должное совместить и добавь твой верный выбор из несовместимого. В этом и заключена высшая мудрость совмещений..."


И внимали разумные, черпая для себя прок, и насмехались глупцы, навлекая на себя худо…


2010 г.


Рецензии