26. Самолёт-шпион

На снимке пилот американского самолёта-шпиона Френсис Гарри Пауэрс. Только в 2011 его наградили Серебряной звездой и признали национальным героем США. На допросах в СССР он признался, что был шпионом, но никакой важной информации не выдал.

1 мая 1960 года над Уралом был сбит американский самолет-шпион У-2. Вообще-то американские самолеты уже несколько лет беспрепятственно летали над территорией Советского союза. Свой первый полет над СССР U-2 совершил ещё 4 июля 1956 года. Ни советские самолеты, ни зенитная артиллерия, ни ракеты долго не могли их сбить. Во-первых, потому что они летали на очень большой высоте, а во-вторых, потому что знали, где у нас находятся зенитные батареи и ракеты.

Да, я помню, мне было очень неприятно и даже немного жутко, что американские самолеты спокойно и беспрепятственно летают над нашими головами, фотографируют все, что хотят и даже могут разбомбить все, что хотят. И не из-за головотяпства каких-то там чинов, а из-за военно-технического бессилия нашей страны.

И вдруг в газетах прошла скупая информация, что какой-то самолет-шпион сбит. Американцы, которым было известно только то, что самолет не вернулся из полета, объявили, что их самолет – разведчик, изучавший погоду, пропал где-то на границе с Турцией.

Впоследствии стало известно, что в их самолете под креслом пилота был заложен большой заряд взрывчатки, так что самолет должен был в случае чего разлететься на куски, даже если бы пилот успел катапультироваться.

Вот, что официально заявило НАСА для печати: «Один из самолетов типа «У-2» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, предназначенных для научно-исследовательских целей и находящихся в эксплуатации с 1956 года для изучения атмосферных условий и порывов ветра на больших высотах, пропал без вести с 9 часов утра 1 мая (по местному времени) после того, как его пилот сообщил, что он испытывает затруднения с кислородом и находится над озером Ван в районе Турции».

И вот тут Хрущев устроил настоящее цирковое представление.

Подождав 4 дня и предоставив американцам возможность высказаться, Хрущев, выступая 5 мая, на сессии Верховного совета СССР, объявил, что пропавший самолет не исследовал вовсе погоду, а был самолетом-шпионом и что он был сбит советской ракетой с первого выстрела в районе Свердловска, т.е. в самом центре страны на Урале. Больше ничего им сказано не было, и американцы никак не могли подумать, что у Хрущева есть еще какие-нибудь аргументы. А они у него были. Он просто схитрил, не сказав, что пилот самолета жив и допрашивается.

В Вашингтоне продолжали настаивать на том, что самолет летал над Турцией, хотя и допускали, что он мог сбиться с курса и нарушить советско-турецкую границу. Они были, прежде всего, озабочены тем, чтобы их версия воздействовала в нужном направлении на общественное мнение других стран.

Это была крупная ошибка американцев. Теперь Хрущев снова выступил. 7 мая на сессии Верховного совета СССР, которая еще продолжалась, он «разоблачил лицемерие США» и пригрозил Америке «показать кузькину мать». Но, главное, он сообщил, что пилот самолета-шпиона жив и находится в плену. Затем Хрущев проинформировал и о маршруте самолета, и об его задании по аэрофотосъемкам.

Это была огромная пропагандистская победа Хрущева, потому что американское правительство было публично выставлено лжецом, а СССР продемонстрировал свое миролюбие и правдивость. Конечно, и силу тоже. Ведь самолет был сбит ракетой. Значит, такие ракеты у СССР есть.

Эйзенхауэр ничего не оставалось делать, как принять всю ответственность за полеты на себя, и теперь Хрущев отменяет намеченный было визит в СССР американского президента.

А встреча в верхах, которая все же состоялась в мае и, в принципе, могла привести к разрядке напряженности между СССР и США, окончилась провалом.

Лидеры двух великих держав не доверяли друг другу. Хрущев заявил о недопустимости шпионских полетов над советской территорией, а Эйзенхауэр признался, что одобрял разведывательные полеты самолетов У-2 над территорией СССР для сбора военных данных о советских ракетах. Правда, теперь он дал указание прекратить такие полеты.
На снимке пилот самолёта-шпиона Гарри Пауэрс

Пилота американского самолета Френсиса Гарри Пауэрса, который вопреки указания ЦРУ, не взорвал самолет и не принял яд, тем же летом судили в советском суде и дали 10 лет. Но через полтора года его обменяли на арестованного в Америке знаменитого (конечно, впоследствии) советского разведчика Рудольфа Абеля (Уильям Фишер), полковника госбезопасности, который всю войну проработал в немецком абвере и выдал массу немецких агентов, засылавшихся к нам.

В 1977 году Пауэрс погиб в авиакатастрофе, управляя вертолетом. Ходили слухи, что его «убрали» американские спецслужбы.

И еще одно. Как ни прискорбно признавать, но задолго до Матиаса Руста, который умудрился залететь на своем лёгком самолёте в Москву и посадить его аж возле Кремля в 1986 году, иностранные самолеты – и не любители, а разведчики – беспрепятственно летали над территорией Советского Союза с запада на восток и с севера ни юг. И не только из-за головотяпства военных чинов, но, прежде всего, и из-за военно-технического бессилия нашей авиации и ракетных войск.

На мой взгляд (нынешний) Хрущев, отказавшись от встречи с Эйзенхауэром, упустил исторический момент, когда можно было договориться о разрядке напряженности.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2012/12/27/120]


Рецензии