Попрошайки Петербурга
Итак, самый распространённый типаж - это «инвалиды в метро». Обычно это люди лишенные конечностей, как правило, наряженные в камуфляжную форму, ползущие по движущимся в туннеле вагонам. Речь их заучена и невнятна, звучит речетативом, прорываясь сквозь грохот колёс отдельными словами, а пассажиры к калекам почти безучастны и подают неохотно.
«Блаженные». Отличаются от более благополучных сограждан неадекватным поведением или действиями, внешнии видом или речью. Учитывая, что критерии "адекватности" всегда находятся в рамках конкретного социума, зачисление того или иного попрошайки в эту когорту субъективно по определению.Типичный пример такого рода лишенцев - неопределённого возраста женщина, перемещающаяся по разным станциям метро, неуклюже переминающаяся с одной ноги на другую и монотонным голосом распевающая унылые песни на однообразный мотив. Ей подают часто, но мелкими купюрами и монетками.
«Бабульки». Эта категория весьма многопланова - от благообразных старушек в чистых платочках, до откровенных ведьм с торчащими в разные стороны космами и колючими злыми глазками. Старухи промышляют разнообразно- одни поют народные песни, восседая на табуреточках в людных местах, другие имитируют продажу путеводителей и схем метро в переходах, третьи попросту стоят с протянутой рукой. По моим наблюдениям, лучше всего идут дела у чистеньких аккуратных бабушек, скромно подпирающих стены метро. Похоже, что у всех имеется постоянная клиентура и на промысел старушки выползают в одно и то же время, исключительно в «часы пик».
«Музыканты». Самая разношерстная категория: от мальчиков в концертных фраках до группы назойливых оборванцев с гитарами в подземных переходах. На полу открытый футляр от инструмента, в нём скудная горсть мелочи и парочка купюр среднего достоинства, таким подают под настроение и совсем немного. Складывается впечатление, что большинство из них оттачивает своё мастерство на публике или просто тусуются, попутно зарабатывая на пиво. Больше всего мне запомнился музыкант с целым набором инструментов, этакий человек-ансамбль. Он ехал в вагоне, расположившись возле нерабочих дверей, и играл одновременно на гитаре, маракасах и губной гармошке. Всё это сильно громыхало из стоящей на тележке огромной колонки, подключенной к усилителю. Идея конечно замечательная и ехать веселее, но дядька не учел того, что пробраться к нему в людской толчее было невозможно, поэтому его потенциальными спонсорами могли быть только люди из ближайшего окружения.
«Люди с собачками». Они могут быть с кошками, хомяками и даже с морскими свинками или живыми карпами. Стараниями журналистов эта группа почти исчезла с улиц Петербурга, потому что граждане наконец задумались, а куда, собственно, говоря потом деваются те самые котятки и щеночки, которым они подавали на пропитание.
«Пацаны возле ларьков». Сейчас их стало значительно меньше, быть может, выросли, а может, уехали на юг, где «тепло и яблоки». Таким я, как правило, покупаю еду, пусть деньги им подают ленивые. Но, в общем-то, эксплуатация темы детей весьма развита среди попрошаек. Одно время появились на автомобильных перекрёстках таджикские мужчины с целыми выводками детей, которые облепляли остановившиеся на красный свет автомобили. Однако, подобный бизнес, возглавляемый восточным мужчиной, оказался явно чуждым нашему менталитету и, кроме раздражения, ничего не вызывал. Возможно, поэтому он быстро исчез как разновидность, вероятнее всего переехал в смежную сферу попрошайничества.
«Алкаши и БОМЖи». С этими проще всего - опухшее не обезображенное интеллектом лицо, грязные донельзя руки, покрытые коростой ноги. Их просьбы подать на «кусок хлеба» оставляют граждан безучастными, коммерция идёт из рук вон плохо, поэтому их планида - утилизация пивных банок и бутылок из помоек и урн. За редким исключением, эти люди неназойливы и пугливы, живут в своём кругу и практически не пересекаются с внешним миром.
«Честные алкаши». Отличаются от предыдущей группы наличием сознания и отдают отчет происходящему. Их жертвами становятся мужчины, понимающие толк в выпивке. Как правило, эти парни честны и незатейливы, их просьба дать денег на выпивку подкупает прямотой и откровенностью, а неистребимый корпоративный дух собутыльничества заставляет руки тянутся в карман за деньгами.
«Откровенные идиоты». Эта группа товарищей не отличается «умом и сообразительностью» - обычно дебелые тетеньки детородного возраста с расписанными шариковыми ручками кусками картона в руках. Тексты однообразны и занудливы, что-то типа «подайте Христа ради, потому что кушать хочется». Эталоном может служить женщина неопределенного возраста в переходе с Гостиного двора на Невский проспект. Лет шесть она стоит с понурым лицом, теребя в руках помятую картонку с надписью «мама умерла». Я ни разу не видел, чтобы ей кинули хотя бы медный грош. В принципе оно и понятно - жертвователей нужно уважать и проявлять хотя бы толику интеллекта, как это делает целая группа следующих персонажей.
«Креативщики». Эти люди весьма изобретательны - они могут у вас попросить денег в магазине или в кафе под предлогом, что им не хватило на компот, а деньги на пластиковой карте «вот только что закончились». Креативщики предложат помыть машину, поднести вещи и с удовольствием примут от вас «откупные» за то, чтобы они отстали. Самый уникальный экземпляр из этой когорты мне повстречался на входе в метро «Петроградская». Это было существо неопределенного пола, облаченное в белое плюшевое трико с розовыми вставками, с одной подогнутой ногой, опирающееся на костыли. Лицо этого персонажа было скрыто под белой маской с прорезями для глаз. Жутковатый вид попрошайки заставлял ускорять шаг, и почти каждый клал в протянутую белую рукавицу свою толику денег.
«Стационарные инвалиды и одиночки». Обычно сидят на прикормленных местах, подают им нечасто и мелочь. Делают это, скорее всего, из уважения к их долготерпению и усидчивости. Самый древний персонаж - непонятного возраста женщина, лица которой я никогда не видел, она - всё время стоит на коленях и судорожно отбивает поклоны Невскому проспекту. Когда я её встречаю, меня искренне поражает железное здоровье, позволяющее в течение десятилетия биться головой об асфальт.
«Светофорщики». Эти люди работают в часы пик на крупных магистральных перекрёстках. Пока машины стоят в ожидании сигналов светофора, попрошайки успевают пройтись вдоль водительских окон со своими предложениями о предоставлении им вспомоществования. Водители подают бумажными купюрами, хотя и не очень часто.
«Попрошайки сигарет и жетонов». Это неумирающая группа, кучкующаяся возле входа в метро и на трамвайных остановках. Я даже не знаю, как этих людей охарактеризовать - они есть везде, в любом коллективе. В моём понимании - это элементарные жлобы, потому что готовы попрошайничать сигареты даже возле табачного киоска.
«Новая генерация» - явно домашние мальчики и девочки, попрошайничающие на остановках общественного транспорта «на обратный билет». Подают таким часто, но половозрелые взрослые тетеньки и дяденьки норовят за свои деньги прочитать им лекцию о вреде подобной привычки. Такими детками неплохо было бы заинтересоваться их собственными родителями. Я думаю, многие из них были бы поражены коммерческими талантами своих отпрысков.
Ну и конечно, «цыгане», а то куда же без них. Это неумирающий уличный бизнес, рассчитанный на знание гражданами околоцыганского мифотворчества. Работают цыгане группами около 10 человек на оживленных пешеходных зонах. Попрошайничество лишь малая толика их талантов, в основном это гадание и элементарное мошенничество в среде запуганных мистикой обывателей. Но этот бизнес уже выходит за рамки статьи, поэтому на том и остановимся. А уж подавать этим людям или нет - это дело сугубо личное и лежит в рамках частного желания индивидуума.
Свидетельство о публикации №212122700056