Мораль или спор с Пушкиным

                Ни одно доброе дело
                не остаётся безнаказанно…


   
    В 1988 годе, в Армении случилось землетрясение. Город Спитак лежал в руинах, и, если мне не изменяет память, погибло порядка 25.000 человек. Положение складывалось критическое, особенно в преддверии надвигающейся зимы, которая конечно не такая, как в Вилюйске, однако, в условиях горной мвовал СССР, ну и, соответственно, общественно историческая общность – "Советский народ". "Движимые непреодолимым желанием помочь братскому народу Армении", в нашем славном НИИ, организовали сбор средств, в помощь пострадавшим. Не долго раздумывая, я положил три рубля и спокойно пошёл на своё рабочее место. Видимо сумма была продиктована обычным состраданием и, отчасти, моей финансовой независимостью, т.к. я подрабатывал. Знай я о последствиях, которые вызовет сумма пожертвования, наверное, поступил бы по-другому. Забегая вперёд, скажу, что после описанного инцидента, мы с женой, по-тихому, собрали посылку, куда положили дочкину шубку, из которой она выросла, несколько упаковок детского питания и ещё что-то из предметов первой необходимости. Затем свезли всё собранное на сборный пункт, располагавшийся рядом со станцией метро "Петроградская". Зайдя в зал, мы были приятно удивлены огромными терриконами из собранных вещей и продуктов питания. В последствии, я также узнал, что мой друг Борис поступил точно так же, практически, с совпадением посланных предметов, что меня сильно согрело, вернув веру в человечество, во всяком случае, хотя бы в отдельных его представителей…
   Но всё это произошло потом, а пока ко мне подошёл парторг нашего отдела, и, в доверительной беседе, начал меня отчитывать, спрашивая, "на хрена мне это всё нужно? ". Сначала, я даже не мог понять, что он от меня хочет. На самом деле, в финансовом отношении люди сильно бедствовали. Я неоднократно наблюдал, как они занимают друг у друга небольшие суммы, перед получкой, чтобы выкупить продуктовый заказ, включавший в себя пакет гречки, сахара и банку сгущенки. Так что, на фоне безденежья, три рубля, наверное, были значительными деньгами. Однако, не выходящими за рамки серьёзности события, и уж совсем не настолько значительными, чтобы, с выкаченными из орбит глазами, выкрикивать текст - "Марк Романович! Как вы можете!? Они нас на рынке обдирают, а вы им три рубля!? "- Я возразил, что дети, женщины, да и просто пострадавшие не торгуют на рынке. И вообще, торговцы  приходят на рынок с тем, что произвели, и если ИХ выгнать с рынка, вообще останемся с одной картошкой… Реакция была, как если бы я решился поговорить с радио приёмником. Отдел из 24 человека собрал пятёрку, причём рубль дал парторг. С тех пор я ненавижу нищету.
   Всю жизнь меня кормят рассказами про жадных богатых и добрых, отзывчивых нищих. Этой теме посвящены пьесы и сериалы, книги и мюзиклы. Девушка, воспитанная с гувернёрами и говорящая на трёх языках, неизменно оказывается, спесивой дурой, или завистливой интриганкой. Душевно чистой и тонко чувствующей натурой, наоборот, крестьянка, обкусывающая ногти и сморкающаяся при помощи двух пальцев, что оставляется "за кадром". Как мне видится, в случае, если в простой среде, действительно появляется ребёнок с выдающимися качествами, обладающий какими-либо талантами, на пути такого ребёнка, как правило, появляются люди, готовые принять участие в его судьбе. Разумеется, имеют место и не реализованные таланты, но их не реализованность, с моей точки зрения, проистекает из-за недостатка трудолюбия, а не средств, для реализации. Отсутствие же упорства в достижении поставленной задачи, как мне кажется, ещё больший недостаток, чем хромота, или заикание. Статистика констатирует, что 75% вновь образовавшихся миллионеров в США, это так называемые "новые деньги", т.е. заработанные талантом выходцев из среднего класса.
   Стремление исказить реалии, мне, в общем, понятно. Оно, как бы оставляет возможность помечтать, однако, как мне кажется, сильно вредит, оставляя человека в зачарованном состоянии ожидания "сумасшедшего принца или принцессы", вместо того, чтобы прилагать усилия к "взлёту".
   А главное, всю жизнь, я ежедневно вижу примеры, противоположные идее доброй нищеты. Скажите мне на милость, где нищий человек возьмёт деньги на открытие бесплатной столовой, ночлежки, народной библиотеки. Кто сможет предоставить стипендии одарённым, но нуждающимся учащимся, подарить школе компьютерный класс, помочь больному оплатить операцию и т.д. и т.д. Я совсем не утверждаю, что бедный человек не может быть добрым. Конечно может, и есть не мало. Но несомненно, что именно нищета - зла и агрессивна. Именно в районах трущоб чаще берутся за нож и кастет. Я далёк от мысли, что "наверху" всё стерильно, но про библиотеку Моргана я слышал. И про Третьяковскую галерею тоже. А вот про благотворительный фонд гунькиных и пронькиных – нет.
   Иногда за природную щедрость воспринималась, воспитанная в СССР, взаимовыручка, без которой вообще было тяжело выжить в тех условиях. Ты не поможешь в переезде на новую квартиру – тебе не помогут… Не скажу, что взаимовыручка штука плохая, однако, я предпочитаю получать нормальную зарплату и иметь хорошо отлаженный сервис, при котором, можно не зависеть от большинства внешних проблем, и не быть должным, по возможности, никому. Именно в Израиле, большое количество работ выполняют добровольцы, чего в России, с её взаимовыручкой, не делают никогда. По этой причине я несколько занижаю ценность этой особенности характера.
   Забавно, на мой взгляд, так же утверждение Пушкина о том, что "гений и злодейство две вещи несовместные". Пушкин всё-таки был либо романтиком-утопистом, либо его утверждение следует рассматривать, как описание идеала, к которому надо стремиться. Гений и злодейство ещё как совместимы. Вся история людей – основателей государств, империй, людей сподвижников, давших своим народам толчок, позволивший опередить время – цепь нескончаемых злодеяний. Занятно, что чем значительнее подвижки, и, связанные с ними злодеяния, тем "выше стела", воздвигаемая, благодарными потомками.
    Скорее наоборот: гений и доброта чаще всего приводят обладателя таких качеств к "Голгофе". По прошествии какого-то времени пострадавший объявляется, почти всегда, святым, но предварительно, обязательно - "гвозди в руки". Причём святой мешает всем: и властям, принимать жёсткие, но порой единственно возможные решения. И облагодетельствованным им же людям, т.к., нуждающиеся в помощи, зачастую люди не с повышенным  уровнем морали, а с ослабленной волей к жизни, недостаточно сметливые, иногда с природной ленцой, но отнюдь не природные добряки. У большинства из них те же мечты, что и у "победителей" - забраться на гору повыше, и что наименее приятно, наплевать на сограждан внизу. Из того, что я замечал, большинство людей широких -"победители", либо изначально рожденные в благородстве. Именно они способны быть милосердны, поскольку, во-первых, им есть, что отдавать, а во-вторых, они не нуждаются в доказательствах собственной значимости. Зная себе цену, именно они могут позволить себе великодушие. Другое дело "неудачники" я не беру форс мажорные обстоятельства – переходил дорогу и попал под машину, или родился в Сенегале, а вывезли рабом в Америку (масса исторических примеров подтверждают мои слова). Неудачники зачастую,  ущербны по рождению. Недостаток серого вещества, или   воспитания: отсутствие упорства, неумение организовать себя и т.д.
    Иногда, по причине долгого пребывания в обществе, в качестве отверженных, такие люди гораздо более озлобленны, и вовсе не великодушны к своим согражданам. Вознесённые случаем на "гребень жизни", эти последние, отнюдь не стремятся улучшить жизнь бедолаг, какими недавно были сами, а наоборот, действуют по принципу "настрадались - хватит", теперь пострадайте ВЫ. Самые жестокие "рабовладельцы" – бывшие "рабы"…
    Причём чем сильнее развита жадность и бессердечие, тем агрессивнее становятся аргументы оправдания собственной чёрствости. Находятся десятки причин, по которым "жертва" не заслуживает внимания, или, вообще, виновата во всех смертных грехах.  Святой же продолжает "звонить в колокола", не прекращая требовать соблюдения морали от нищих духом, на что они не способны по своей сути, а посему получает "оплеухи" и от "освобождённых". Вся история века ХХ - просвещённого, наполнена примерами такого рода под завязку, а наоборот, разве что за исключением матери Терезы, что-то не припоминается…

                Посёлок Ган-Нер, Израиль
                14.11.2004

  P.S. Сегодня я проживаю в Израиле, а Боб с парторгом в США… Кто остался в "лавке", на случай землетрясения ?...


Рецензии