От 2-х до 5-ти. Катины разговоры

                2000 год

5 ноября
Сегодня Катеньке 2 года. Я разговариваю с Олей по телефону, а Катя сидит на горшке. Я слышу её голосок: «Дай телефончик». Кричит мне в трубку: «Баба Зина! Сидим и какаем – всё в порядке!».

16 ноября
Опять на горшке. Просит Олю: «Бабе позвоним».
Наш разговор по телефону:
–Я описалась и обкакалась. Мама ругается.
–Конечно, мама ругается. Ты ведь уже большая девочка, а на горшочек не просишься.
Ай, как нехорошо!
Переводит разговор на другую тему:
–А мама меня облила водой. Холодная, холодная.
–Что ты говоришь?! Ты замёрзла?
–Ой-ой! Замёрзла!!!
–Дай телефон маме.
–Мама – на.
–Оля, ты что – её холодной водой обливала?
–Да нет. Она обманывает. Я её спросила: «Хочешь, я тебя холодной водой оболью?». А она мне: «Нет, не хочу». Вот болтушка!

18 ноября.
Катенька у меня в гостях. Смотрит на Димину картину «Дорога к солнцу» и спрашивает:
–А это кто там бегает?
–Это папа бежит к солнцу.
–Катин папа?
–Катин.

Берёт с полки самую толстую книгу. Оказалась Библия. Несёт на кровать: «Сейчас читать буду». Открывает, перелистывает:
–А про что здесь написано?
–Про Иисуса Христа.
Закрывает.
–Поставь на место.
Ставит на полку. Переносит остальные книги на кровать и теряет к ним интерес.

Уронила глиняную свистульку-петушка и отбила ему гребень. Говорю ей: «Ай, как ему больно. Петушок плачет». Она его обнимает, прижимает к груди, потом целует и укладывает на подушку спать.

Вечером после купания сидит на кровати в моей ночной рубашке, смотрит на подол и довольная говорит:
–Принцесса.
–Да, Катя принцесса, – вторю ей.
–А где принц?
–А принца ещё нет. Вот подрастёшь немного, станешь девушкой, и приедет к тебе
принц на белом коне.
Задумалась.

19 ноября
Звонит Оля и рассказывает: «Катя попросилась на горшок и сказала при этом: «Чтобы ты не ругалась». А когда сделала свои дела, говорит: «Ну, похвали меня».

11 декабря
Катенька сосчитала до десяти.



                2001 год

21 января
Катенька показывает ладошкой то на себя, то на меня и приговаривает: «Я – ты,
я – ты, я – ты…». 

7 февраля
Катя «похозяйничала» на моём алтаре. Я навожу порядок, а она стоит рядом. Я рассказываю ей сначала о Серафиме Саровском, потом о распятии Иисуса Христа. При Его имени она погрозила пальчиком и проговорила: «Защищает, чтобы враги не сглазили». Откуда это – не знаю. Рассказываю о Деве Марии, как она плакала перед Распятием и не могла помочь своему Сыну. Катенька обняла мою голову своими ладошками и, глядя мне прямо в глаза, проговорила с чувством: «Не плачь… Злые дяди …» и ещё несколько слов, из которых я поняла только «на кресте».   

28 – 29  марта
Катенька у меня в гостях «с ночевой». Играет в глиняные свистульки. Держит петушка и спрашивает: «А где спица?». Понимаю, что она вспомнила «Сказку о золотом петушке». Подаю ей остро заточенный карандаш: «Вот спица! Вот спица!» – радостно восклицает она и пытается насадить петушка на острие карандаша, но петушок  всё падает. Я помогаю ей и, вращая петушка вокруг оси, кричу «петушиным» голосом: «Где враги?! Где враги?!». Она делает испуганное лицо, смотрит в ночное окно и восклицает:
–Ой, смотрите, что делается!
-Что делается?
–Враги сломались!
–Что же будем делать?
–Чинить будем врагов – они добрые.

На следующий день, когда приехал Дима, она, продолжая игру,  кричит уже для него, глядя с испугом в окно:
–Ой, что там делается!
–Что делается?
–Враги сломались. Сейчас будем чинить.
–Нет, чинить врагов не будем. Они сами чинятся… к сожалению, – говорит папа.
–Не будем чинить врагов, – соглашается дочка.

А утром, едва проснувшись: «Мамочка заболела. Сейчас поеду её полечу и паблетку ("т" не выговаривает) ей дам». Сползая с кровати: «А где у тебя холодильник? Я кухать ("ш" тоже не выговаривает) хочу. Где продукты?». Бежит на кухню.

Стоит тихо у журнального столика, перебирает игрушки-свистульки и неожиданно:
–Серёжка противный.
–Какой Серёжка?
–Брат мамин. Он злой: меня выгонял.
–Куда выгонял?
–В комнату. «Не привози-и-и её с такими ногтями!» (передразнивая его).
Немного погодя, переодевая её, я случайно зацепила её ногтём, и она с той же интонацией: «Больше не привози-и-и её с такими ногтями!»

Уезжая, говорит мне: «Не плачь, я тебя с собой возьму».

2 мая
Мы с Катенькой на даче. Катя сорвала маргаритку. Я сетую: «Ну вот, теперь она      умрёт». Она круглит глаза, а в них – лукавые смешинки: «Как Кощей Бессмертный?». И с заговорщицким видом, выпячивая нижнюю губу, говорит: «Замок Кощея Бессмертного разрушился. Пойдём к нему в гости». Нужно сказать, что её любимые  сказочные персонажи Баба-Яга и Кощей Бессмертный. А больше всего её потряс эпизод, когда Иван-царевич обломил кончик иглы и Кощей Бессмертный умер, а его замок разрушился. Вероятно, сорванная маргаритка ассоциируется у неё с обломанной иглой.

По небу часто пролетают самолёты, довольно низко (недалеко Шереметьевский аэропорт), и каждый раз Катя кричит: «Мой папа летит!». И тут же, показывая ладошкой на землю, прибавляет: «Приземляйся, приземляйся ко мне».

Когда втихаря делает что-то запретное ( в воде ли возится грязной или в холодильник лезет без спросу), а я её застаю «на месте преступления», она, глядя мне прямо в глаза, говорит: «Спокойно» и при этом останавливающим жестом выставляет вперёд ладошку.

За завтраком бросает в молоко чёрные сухарики, мешает ложкой и восклицает: «Напиток замечательный! Полезный!». Я смеюсь и в тон ей: «Молоко с чёрным хлебом – напиток замечательный!». Она хохочет и повторяет: «Молоко с чёрным хлебом – напиток замечательный!». И опять заливается смехом. Вообще её всегдашняя реакция на новое слово – смех, пока не повторит его несколько раз, чтобы привыкнуть.

На ясном солнечном небе увидела половинку белой прозрачной луны: «Ой! Луна прилетела!».

26 авгута
Мы с Катей на даче. Оля уехала в Москву. Катя проснулась ночью и, увидев меня вместо мамы, – в крик: «Уходи-и-и! Уезжай в свою Москву! Мама-а-а, мамочка-а-а!».
Выбежала в коридор, стала рваться на улицу: «Открой дверь!». Поняла, что дверь заперта, побежала на кухню, упала на пол и зарыдала. Что только я ни пыталась делать и говорить – всё бесполезно. В отчаянии я расплакалась вместе с ней. Сижу в кресле, плачу и приговариваю, что вот, мол, у тебя мама есть и папа, а у меня никого, и даже Коленьку у меня отняли и спрятали. И тут случилось невероятное: она, вся в слезах и соплях, затихла и, сидя на полу, стала меня утешать: «Коля живёт в своей квартирке. Он приедет к тебе».
Потом мы сидели с ней при свечах (она у меня на коленях) и разговаривали. Я вытирала сопли ей, она  –  мне. Потом что-то ели. Я сказала: «Что-то мы с тобой раскуролесились». Она рассмеялась на это, новое для неё, слово. Повторяла его и каждый раз опять заливалась смехом. Угомонились мы где-то около пяти утра. На следующий день Катенька рассказывала Оле: «Колю спрятали. А мы вместе остались и вместе плакали».

8 октября
Оля читает молитву Оптинских старцев. Катя внимательно слушает, а потом говорит:
–Мама, попроси матушку, чтобы она мне крылышки починила.
–Ты ведь и сама можешь об этом попросить.
–Нет, я не умею молиться.

1 ноября
Я сделала Катеньке лук из прутика, который она принесла с гулянья. Радости не было предела: «Лук! Лук!» А когда выпустила «стрелу» (кисточку с засохшей от клея щетиной) кричала: «Получилось! У меня получилось!». Схватила куклу и, обняв её,
повалилась на диван с криком: «Принцесса! У меня получилось!». И так несколько раз с неиссякаемым энтузиазмом.

Разговаривает с солнцем, дождиком, с разными предметами. Куклу-мальчика, с которой когда-то играл Коленька (и потому она зовётся Колей), она особенно любит, называет «мой сыночек». Говорит ему, заглядывая в лицо: «Коленька, маму слушайся. На дорогу один не бегай. Ладно? Ладно?». Уходя домой, целует его: «Не грусти, Коленька, мой дом близко».

2 ноября
Обедаем. Коленька сидит перед ней на столе. Видно, вспомнив, что я ей говорила
о Коле на даче в ту памятную ночь, смотрит на меня внимательно и спрашивает:
–А где Коля?
–Спрятали.
–Куда? В лесу? Да?
–В лесу.
–Я его спасу (бежит в комнату к фотографии, где Дима с Колей). Коля, я тебя
спасу! А кто его спрятал? Дядьки?
–Нет, тётки.
–У-у-у, какие…(размахивает кулачком). Как дам! Ба-бамс! А мне папа меч купит, и
я их победю (опять смотрит на фотографию). Не грусти, папа, я их победю.

Любит прятаться. Спрячется в комнате за креслом и кричит оттуда: «На кухне я!».
Иду на кухню: «Где же Катя? Та-а-к. Под столом – нет. За дверью – нет». Возвращаюсь в комнату: «Ну, где же Катя?». И только тогда подаёт голос: «Я здесь».
Когда за ней приходят родители – сигнал в домофон – мечется по квартире: «Спрячь меня!». Однажды не успела спрятаться, а Оля уже на пороге. Расплакалась горько, навзрыд. Пришлось Оле выходить в коридор и снова звонить в дверь. Только, когда Катя спряталась, я открыла дверь и спрашиваю: «А где наша Катя?». Оля удивлённо спрашивает: «Где же моя доченька?». Катя выдерживает паузу и, выглянув из-за кресла, заплаканная, но довольная, кричит: «Я зде-е-сь!».

Рисуем красками. Учу её не мазать по одному месту, а закрашивать белые места.

Очень любит танцевать. Уже давно – ещё двух лет не было. Просит: «Одень мне юбочку». Я повязываю ей вокруг пояса какую-нибудь тряпицу или платок ажурный (это уже на плечи, как тогу римскую), и она кружится, глядя, как  эта «юбочка» развевается.

Говорит о себе в мужском роде: «Я пришёл, я гулял». Поправляю её: «Я пришла – ты же девочка». «Нет, я мальчик».

Гуляем в парке Дружбы. Нашла палку:
–Это ружьё. Скажи мне: Катя, ты мой самый охотник.
–Катя, ты мой самый охотник.
Тут же делает сосредоточенное лицо, насупливает брови и «руки в боки» огромными  шагами  направляется вперед. Это так смешно, что я не выдерживаю и просто «укатываюсь» со смеху. Залезает в кусты: «Волк, ты где? Я тебя не боюсь!» и ширяет палкой между веток.

4 ноября
Завтра Катеньке три года. Уже три года! Весь день я была в центре. Искала ей в подарок лук со стрелами. Ни в ЦУМе, ни в Детском мире не оказалось. Дикие, бессмысленные «телепузики» – пожалуйста! А лука нет. Купила видеокассету  балета «Лебединое озеро» с Майей Плисецкой. Смотри, Катюня, красоту, вкушай гармонию.

5 ноября
Утром звонит Катя:
–Баба Зина, у меня день рождения. Поздравляй меня.
–Катюня, а ты ещё не родилась. Я тебя после трех часов буду поздравлять. Как
 лучше: ты ко мне приедешь или мне к тебе придти?
–Ты приезжай.
–Ну ладно.
После гуляния и обеда стали смотреть «Лебединое озеро». Конец первого действия. Кате пора спать. Что тут началось! Слёзы, рёв: «Хочу смотре-е-ть! Хочу лебединое озеро-о-о!». Еле уложили.

Звонит Оля, рассказывает: Катя носится по квартире, ищет волшебника:
–Волшебни-и-к,  аву-у-у! Ты где? У тебя есть крылья?».
Оля (за волшебника):
–Есть.
–У меня тоже есть крылья. Я тоже волшебник.
–Катя, а волшебник злой. Ты тоже хочешь быть злой?
После некоторого раздумья:
–Я тигр. У меня есть лапы (становится на четвереньки). Смотри, волшебник, какие
у меня лапы. Только хвост отвалился.
По телефону я слышу  мелодию маленьких лебедей. Катя мчится к телевизору.
Оля продолжает: «Что она тут вытворяет! Крутится на одной ноге, другую закручивает за первую. Подпрыгивает. Кружится и сама себе хлопает».
Вот так: не принц и не лебедь её привлекли более всего, а злой волшебник – пополнение к её прежним любимцам: Бабе-Яге и Кощею Бессмертному.

13 ноября
Говорит Диме: «Я буду лётчиком. Буду водить самолёты, машины, ракеты, экскаваторы, мерседесы. Сама буду водить».

Разговор с бабой Лялей:
–Пойду помечтаю.
–О чём же?
–О папке. Он меня любит.
После паузы, со вздохом: « И я его люблю».

Рассказывает мне: «Серёжка улыбается и говорит: «Пора обедать». А я ему говорю «Рано ещё обедать». А он говорит: «Пора обедать». А я  ему говорю: «Рано ещё обедать». А он говорит… и т.д. Одно и то же – раза четыре. Это уже рассказ с прямой речью.

5 декабря
Вчера Катюня была у меня – сама попросилась. И сердце моё растопилось нежностью. Наша любимая игра последнее время – в Василису Премудрую. Катя – Иван-царевич, я – Баба-Яга и по совместительству  Кощей Бессмертный. А Василису Премудрую «играет» кукла, которая раньше была принцессой. Игра наша может продолжаться немыслимо долго, прокручиваясь по одному и тому же сценарию с некоторыми вариациями. Но главный мотив – освобождение Василисы Премудрой из темницы Кощея Бессмертного героем-воином Иваном-царевичем.
Иван-царевич (Катя) во всеоружии: лук и стрелы в колчане (сшили из тряпочки), на ремне (поясок от старого платья) через плечо. Меч остался дома, поэтому вместо меча она в азарте размахивает Василисой Премудрой и ещё в ход пускает кулачок, такой маленький-маленький, но крепко сжатый. Всё это в комплексе с насупленными бровями производит на Кощея Бессмертного (то бишь на меня) такое устрашающее впечатление, что он под ликующие возгласы Ивана-царевича ретируется с воплями:
«Ой, боюсь, боюсь!». После небольшой передышки Иван-царевич делает Кощею царский подарок: отдаёт Василису Премудрую со словами: «На, женись». Я хватаю куклу, трясу её и со зверским выражением  воплю: «А-а-а, попалась! Вот теперь сиди в темнице!». Засовываю её под плед на диване и удовлетворённо завершаю: «И никто тебя не спасёт, даже Иван-царевич». И всё начинается сначала…

Катя стоит на журнальном столике с согнутыми в локтях ручками (кулачки к плечам) и, напрягая бицепсы а заодно и надувая щёки, произносит:
–Я сильный.
–А умной быть не хочешь?
–Нет.
–А сильной?
–Да, хочу.
–А доброй?
–Хочу.
Вот такая у нас иерархия ценностей на сегодня.

20 декабря
Перед отъездом в Финляндию к Санта Клаусу Катя у меня в гостях. Взяла листок
с напечатанным моим стихом, насупила бровки и с умным видом стала читать: «Письмо к Санта Клаусу. Дорогой Санта Клаус, очень милый, очень вежливый, очень лысый. Я получила приглашение полетать с красным носом и серебряными копытцами…» Остановилась, потому что я не смогла сдержаться  и рассмеялась по поводу «очень лысого» Санта Клауса. Она, глядя на меня, тоже смеётся. Потом:
–Поедем с нами к Санта Клаусу?
–Да кто ж меня возьмёт?
–Я тебя возьму.
–Ну, спасибо тебе, моя сладкая девочка.
–Смотри, у меня носик светится.
И, сморщив нос, показывает его мне. Я смеюсь и целую её в носик.
–Нет, ты потрогай, какой он горячий. Как у Рудольфа (персонаж мультфильма).
Я трогаю пальцем и отдёргиваю руку, как будто обожглась. Она радуется.



                2002 год

3 января
Катя написала первое слово «ПАПА».

10 января
У меня в гостях Катенька: «Когда у меня вырастет совсем живой конь, мне подарят копьё».

Неожиданно, глядя на окно: «Ну зачем же ты мухов убила? Ведь они хорошие. Их не надо убивать…не надо убивать». А за окном зима, и никаких мух и в помине нет. Фантазёрка.

«Давай платье одевать. Давай? И я сразу превращусь в Василису Премудрую».

«Давай я буду Иван-царевич, а ты мой конь. (Я становлюсь на четвереньки и превращаюсь в коня). Ну, давай, поехали. Пое-е-ехали-и-и! А где мои острые стрелы? А где мой лук? Ну что ж, отправляемся в путь. В путешествие. Я сейчас покажу. Вот лук. Натя-я-я-гиваешь». Целится в меня. Я протестую:
–Нельзя в меня стрелять.
–Я хочу тебя победить. Давай мы колчан сначала сделаем для моих стрел. Поехали
 за колчаном. Поехали-и-и! Ну, что ж, пошли, конь, охотится. Лито (ещё один персонаж мультика) меня не узнает, такого Ивана-царевича.

«А меня зовут мальчик Лито, который в яранге. И меня никто не узнает».

Рассказывает мне о новогоднем подарке под ёлкой:
–Я посмотрела в окошко, а там никого нет. Папа говорит: это, наверное, Дед Мороз.
Я посмотрела под ёлочку, а там канотавр в коробочке.
–А он что стал делать?
–Вот так (щёлкает зубами).

13 января
Вчера мы втроём (Оля, Катя и я) были на концерте фольклорного ансамбля Покровского в Литературном музее «серебряного века». Это первый Катин выход в театр (если не считать театра зверей около двух лет назад). Я тоже впервые увидела «вертеп». Ещё летом на даче я рассказывала Катеньке про рождение Христа, про вифлеемскую звезду. Помню, её больше всего потрясло избиение младенцев царём Иродом. Теперь мы всё это увидели в исполнении кукол. Когда царь Ирод с лохматой бородой приказал своим солдатам идти в Вифлеем, Катенька прижалась ко мне: «Он нас убьёт. Пойдём домой». Я успокоила её: «Он не настоящий». А когда появилась смерть в виде скелета с косой, я ей говорю: «Смотри – Кощей Бессмертный». Она заулыбалась ему, как старому приятелю: «Ой, какой Кощей скелетный». Тут голова Ирода покатилась с плеч, и Катенька совсем успокоилась. А когда начались хороводы да пляски, тут уж ей стало весело. И совсем разошлась, когда началось смешное представление: вышла лошадь с деревянной головой, а под попоной, как обычно, два мужичка, согнувшиеся друг за другом. «Мне нужен конь, мне нужен конь», – всё повторяла она и рвалась на площадку (сцены не было). А потом она кружилась под песни и всё смотрела на своё широко раздувающееся платьице. Да всё в одну сторону кружилась,  я даже заволновалась: не упала бы. А она хлопала в ладошки со всеми вместе и радовалась. Потом фотографировалась с артистами. И совсем не устала.

19 января
Сегодня три года, как крестили Катеньку. Она была у меня до позднего вечера. Шили ей кокошник, чтобы она была настоящей Василисой Премудрой. Украсили «драгоценными камнями» (хорошо, я не выбросила свою старую бижутерию – как знала, что пригодится). Катя любовалась на себя в зеркале, приговаривая: «настоящий кокошник», и улыбалась своему отражению. Для неё «настоящий» – самая высшая похвала.

Играем в школу. Катя раскрашивает в прописях картинки. Я, учительница, ставлю ей пятёрки, потом перехожу в другую комнату, превращаясь при этом в бабушку, а Катенька, довольная, приходит ко мне и раскрывает прописи: «Сейчас, бабушка, покажу». Я хвалю её и целую. Она сияет от удовольствия.
Уже пытается писать буквы. Её первые «путевые заметки» родились так. Она сидит на журнальном столике (это её корабль) и отправляется в путешествие. Я спрашиваю: «Ну что ты видишь?». Она  в растерянности. Подсказываю:
–Лес видишь?
–Да, вижу!
–Ну, что ж, записывай: лес.
Пишет буквы, которые я ей говорю: л, е, с. Оказалось, как писать букву е, она ещё не знает. Показываю. Так исписала целый лист.

Вечером, когда пришли родители, Катя предстала перед ними в «бальном» платье (моя ночная рубашка, перетянутая поясом) с большим бантом на груди (шарф, продетый через проймы и стянутый впереди, чтобы рубашка не падала). Катенька кружилась и выделывала пируэты на одной ножке. Дима млел от удовольствия, Оля смеялась. Это надо было видеть.

27 января
Мы с Катенькой на даче. Как же здесь здорово! Укладываемся спать. Я одеваю ночную рубашку. Катя  куролесит, прыгая по кровати:
–Бабушка, давай поделимся: ты мне свои сиси отдашь, а я тебе свои.
–Как это? Что же мне отрезать их? Это ведь больно.
–Ничего, ты потерпишь.
Я смеюсь, она тоже заливается.

28 января
Чудесный день! Небо чистое, светит солнце, на ветвях снег. Катюнька спит – умаялась. До обеда в саду «летали» с ней на крылатом единороге (кривом стволе яблони) в космос. Побывали на Венере. Кого мы только там не встретили: крокодила, петуха, ежей, улитку, лешего, мышку, лягушку, и уже не помню, кого. Со всеми она переговорила («всеми» была я).
У нас здесь не жизнь, а сплошная игра с перерывами на сон. Даже горшок у нас не горшок, а карета. Катя, оказывается, хохотушка ещё та. Рассказываю ей о Кощее Бессмертном. Она спрашивает:
–А почему Кощей Бессмертный Василису Премудрую в темницу посадил?
–А потому что она его в мудрости перещеголяла.
Что тут началось! «Перещеголяла... перещеголя-я-ла!» и хохочет – новое слово.

11 февраля
Опять на даче. Льёт дождь, а нам хорошо. Вчера под вечер приезжал Дима. Устроили для него концерт. Катя в нарядном платье, с кружевной наколкой в волосах танцевала самозабвенно, кланялась, как настоящая артистка. Щёки горят, глаза сияют. Мы хлопаем, кричим «браво», она опять кланяется, прижимая руку к груди. Фотографировали новым фантастическим аппаратом, на котором тут же можно просмотреть все снимки.

Играем в Робин Гуда (это теперь любимый её «мультик»). Она (Мэри) – мне (Робин Гуду): «Когда я вырасту, ты на  мне женишься? Только обязательно». Грозит мне пальчиком. Я использую эту ситуацию (она не убрала после рисования карандаши):
«Не-е-т. Пойду искать себе другую невесту – работящую. Мне не нужна ленивица и неряха». Срабатывает моментально: карандаши убраны. «Робин Гуд, смотри – я работящая».

Лезет под свой столик достать тетрадку. Зацепила книжки. Они падают на пол.
«Ой, какой грохот свалился на меня!».

Приклеивает на альбом наклейку со словом «Раris». Спрашиваю:
–В Париж собралась?
–Да. А там танцуют?
–Танцуют.
–Я тоже хочу танцевать в Париже! А там кто живёт?
–Французы.
Хватает в обнимку свою любимую огромную жёлтую корову, кружится и говорит: «Как будто в Париже».
Корова таращит круглые глаза и улыбается.

Разбросала все фломастеры и карандаши по полу. Я опять хочу воспользоваться прежним приёмом: «Я, Робин Гуд, иду искать себе другую девушку». Но не тут-то было. Она поспешно берёт азбуку и начинает с умным видом изучать буквы. Я опять повторяю присказку о Робин Гуде. Говорит с досадой: «Ну, сейчас, дочитаю до дна». Тогда я решительно встаю и делаю вид, что ухожу искать другую девушку. Она торопливо засовывает карандаши и фломастеры в коробку, кряхтит, сопит и говорит: «Ну, иди, посмотри».

Оля рассказала: Катя из машины увидела изображение Георгия Победоносца на гербе Москвы и закричала: «Ой, мама, смотри – молитва на коне!».

Спрашивает меня:
–По чему можно стучать?
–По камню.
–А ещё по чему?
–Не знаю.
–По барабану. И, например, по забору… по калитке. По всему можно стучать.
–А по голове?
–Не можно.
–Ну, вот, а говоришь – по всему.

Уже в постели. Засыпаем. И вдруг:
-Бабушка, а скоро весна?
–Скоро. Вот кончится февраль и наступит март. А март – весенний месяц.
–И ты умрёшь?
–А ты хочешь, чтоб я умерла?
–Да не-е-ет. Ты что? Забыла? Ты же не бабушка. Ты же Робин Гуд!
–Ах да! Я и забыла. Я же Робин Гуд.
–Эх ты, стрикашка.
Я расхохоталась, она тоже. И ещё долго повторяла: «Эх ты, старика-а-а-шка». И всё никак не могла угомониться.

15 февраля
Весь день у меня была Катенька. Всё спрашивает, не умру ли я. Успокаиваю её, что даже если и умру, то душой буду рядом с ней. Личико её сморщивается, глазки влажнеют:
–Не-е-ет, не хочу, чтоб ты умирала.
–Не буду, не буду. Хотя все, в конце концов, должны умереть. Но я не умру, пока
ты мне не разрешишь.
На том и порешили.

23 февраля
Мы с Катюней опять на даче. Привезли её с соплями позавчера, а сегодня нос уже чистый, правда, горлышко сипит. Но играем в Робин Гуда. А в перерывах лечимся.
Готовлю полоскание для горла. Мой Робин Гуд  подходит ко мне (Я – Крошка Джон)
с густным-прегрустным видом, в руках платье. Я спрашиваю:
–О чём грустишь, Роб?
–О Мэри.
–Не грусти. Она тебя ждала всё это время, пока ты плавал в океане.
–Нет, я её больше никогда не увижу (вытирает глаза платьем). Она потерялась.
А лицо – грустнее не бывает. Поразительное перевоплощение.

27 февраля
Катя звонит мне:
–Бабушка, смотри – у меня кнопка.
–Где?
–Ну, смотри - вот здесь.
Оля в трубку: «Она Карлсон».
–А-а-а. Ты Карлсон? А пропеллер у тебя есть?
–Тр-р-р-рх.

6 марта
Я ещё в ванной, а Катенька уже звонит:
–Дровосек, как твои ножки?
–Болят, мой дорогой Страшила.
–А ты приходи потихонечку. Я тебе палочку свою дам, тебе легче будет ходить.
Меня заливает волна умиления:
–Страшила, мой золотой! Давай завтра, я завтра к тебе приду.
–А я тебе шапку склеила. Она расклеится, Дровосек.
–А ты осмотри её внимательно, если где расклеилась – подклей. Ладно?
–А ты приходи к нам и переночуешь у нас.
Я чуть не плачу от огорчения, что день у меня сегодня забит до предела.
–Завтра, миленькая моя, завтра. А ты на дачу хочешь?
–Я в своей кроватке хочу.
–Ну, ладно, я завтра обязательно к тебе приеду, золотая моя.
Слышу в трубке чмоканье – это она посылает мне воздушный поцелуй. Я ей отвечаю троекратно.


28 февраля
Со слов Оли.
–Мама, зачем телепузиков сделали?
–А это плохие дяди и тёти придумали, чтобы детишки оставались глупыми.
–Я не глупая девочка.(Обращаясь к телепузикам) Я умная, а вы глупые. Я знаю буковки (перечисляет). И цифры знаю: ноль. (Неожиданно чихает) Ой, простите, телепузики, – у меня насморк.

10 июля
Оля с Катенькой гуляли в парке Дружбы. У пруда сели на берегу и перекусили. Катя – умиротворённо: «Ну вот, сидим на бережку и смотрим, как течёт тихая вода».

Катя у меня в гостях:
–Я к папе пойду работать.
–А что ты там будешь делать?
–Деньги зарабатывать.
–Э-э-э, деньги – это следствие. Сначала надо уметь что-то делать.
Задумалась, но ненадолго. Тут же переключилась на другое. Смотрит на  фотографию
Димы с Колей:
–Это мой папочка.
–А с кем он, знаешь?
–С Колей. А я его видела.
–Это когда же?
–А помнишь, когда он стоял и смотрел на нас? Ты тогда обрадовалась? Ты чуть в обморок не упала.
–Мне было больно. Ведь мне не разрешают к нему подходить.
–Я, когда вырасту, буду с Колей дружить.
–Хорошо. Я мечтаю об этом.
–Я приведу его когда-нибудь к тебе.
–Хорошо. Я буду ждать.
–Только ты не умирай.
Я рассмеялась.

26 июля
Катя пытается завязать мне на шее какую-то ленточку. Спрашиваю:
–Что за ленточка?
–Это мне Иисус Христос подарил.
–Да-а-а???
–Он сказал, чтобы я тебе  её подарила.
–Когда же он тебе её дал?
–Давно. Так и сказал: «Подари бабе Зине».
–Так ты его видела?
–Видела.
–И какой он? Как выглядел?
–В шляпе.
–В какой шляпе? Какого цвета?
–Монастынского.
–Какого? Монастынского? Нет такого цвета.
–Храмового.
И я понимаю, что она говорит о золотом нимбе, а «монастынский» означает монастырский.

30 июля
Мы с Катей на даче. Я болею. Нет сил ни шевелиться, ни разговаривать. Катя участливо: «Бабушка, принести водички?». Несёт. «Бабушка, давай я тебе животик поглажу». Гладит. Потом поворачивается к иконке, крестится и тихо говорит: «Господи, помоги бабе Зине, папе, маме и бабе Поле». «Ты моё утешение, – шепчу я ей.

31 июля
Приезжал Дима. Мы с ним повздорили. При Кате. Я заплакала, он вышел на улицу.
Катя серьёзно: «Папа не правило делает!». Когда Дима вернулся, она опять убежденно:
«Папа, ты делаешь не правило!». В это время звонит Оля по сотовому. Катя кричит в телефон: «Мама, папа делает не правило!». Я, растроганная, целую её. Моя миленькая!
Утверждает справедливость. 

1 августа
Рассказываю Кате сказку о белочке с волшебными орешками: если загадаешь желание и разгрызёшь орешек, то желание исполнится. Спрашиваю:
–А какое у тебя самое заветное желание?
–Превратиться в птицу.
–А зачем?
–Чтобы в небо летать.

–Бабушка, расскажи мне про дракона.
–Про какого? Про самого, что ни на есть завалящего?
Смотрит на меня растерянно: незнакомое слово «завалящий». Объясняю.
–Не-е-ет. Про самого-самого страшного.
–Ну тогда про Левиафана. (Расписываю ей «страшным» голосом, какой он огромный и ужасный).
–А можно я у него буду хозяйкой?
–???
–Ну, у него же нет хозяйки. Он один-одинёшенек.

Катя сочиняет нараспев стихотворение по принципу "что вижу - то пою". Еле успеваю записывать:

Цветочки растут прямо по часам.
А клубника словно краснеет.
А шторки ветер сдувает от счастья.
А картины все вылетают в окно.
А сумки все плясать.
А коровы замычали.
А шкатулки закрутились
сплясать с банками.
А прялки у девиц отпрялись
и стали плясать.
А печка со своими дровами схватилась
и стала бегать, бегать.

–Бабушка, ты знаешь, что я тебе куплю? Башмаки… хрустальные.
–Куда же я в них буду ходить?
–Ты поедешь в них в Париж. (С радостным криком) И тебя там никто не узнает!

Вечером выловили в нашем пруду мёртвую лягушку. Катя запричитала: «Бедненькая, бедненькая лягушка… Я её сейчас буду лечить». Долго носила маленьким стаканчиком из дальней бочки воду и старательно поливала её «живой» водой. Когда поняла, что лягушка не оживёт, засыпала её землёй. На холмик набросала травы и сверху воткнула соцветие розового флокса. А потом, стоя над могилкой с серьёзным видом, вдруг перекрестилась и поклонилась.
Наутро бежит ко мне с радостным криком:
–Бабушка, бабушка, лягушка ожила!
–Как ожила?
–Она уже в пруду! Я раскопала землю, а её там нет. Вон она плавает!
–Вот какой ты хороший доктор: не даром ты её вчера лечила.

5 августа
Утро. Катенька проснулась. Спрашиваю:
–Какой же тебе сон снился?
–Мне?
–Да, тебе.
–Как будто я катаюсь на лошади и управляю сама.

11 августа
Сегодня воскресенье. Проснулись, а за окном солнышко. Весело. Говорю Катеньке:
–С праздником тебя, золотая моя. С Воскресением Христовым.
–Это мой праздник.
–Это праздник всех, кто любит Его.
–А я тебя люблю. Надо Иисусу Христосу сказать.
–О чём?
–Что я тебя люблю. (В пространство) Иисус Христос, я тебе сейчас расскажу одну историю.
–Рассказывай, рассказывай (это я – из пространства).
–А меня в пупок кто-то укусил. Когда я на травке вчера кувыркалась, меня кто-то укусил в пупок.

С утра пьём чай. Катенька ещё непричёсанная, в пижамке. Я в халате. Говорю ей:
«Сейчас взбодримся и будем наряжаться. Сегодня мы не работаем. А на завтрак  у нас будет кофе-глиссэ».
У Кати свой кофе – из цикория. Она очень гордится, что пьёт кофе, как папа, и от радости говорит почему-то: «Иисус Христос, я тебя люблю. Только в холодильник не заглядывай. Там «фумитокс» лежит – это яд».

Пишу на кухне. Катя в комнате одевается. Появляется в трусах и в майке наизнанку и гордо останавливается передо мной: «Вот, я сама оделась. Запиши – пусть мои внуки узнают».

8 ноября
Уже третий день Кате четыре года. Она у меня в гостях. Учимся писать. Хвастает:
–Я могу написать «мама»(пишет задом наперёд).
–У тебя получилось «амам».
–Ну, это я перестаралась… А мама с папой до сих пор ругаются.
–И что же они не поделили?
Задумалась:
–У них в сердечке что-то плохое.

20 ноября
Рассказала Оля: Катя баловалась и перевернула на себя корыто, полное белья. Вылезает из-под вороха и бодрым голосом успокаивает: «Мама, я жива».

21 ноября
Звонит Оля и по телефону рассказывает мне: Катя говорит: «Бабушка Зина у меня самая мудрая, самая умная и она всё знает». Катя  кричит мне в трубку: «Ты самая мудрая! Вечером ко мне придёт учитель. Я такую красивую песню сыграла. Я строителям сыграла. Они у нас были дома. Они уже ушли».

1 декабря
Мы с Катей на даче. Рисую ей злого пирата. Она – ему:
–Перестань быть таким злым.
–А я не умею быть добрым (это я – за него).
–А ты делай всякие добрости и рисуй.

2 декабря
Катя вынимает из холодильника баллончик со взбитыми сливками и радостно восклицает: «Вот с чем мы будем есть блинчики! Ура – я нашла способ! Видишь, какая я способительная?».

7 декабря
Мы опять с Катей на даче. Говорит:
–Я хочу, чтобы дремассированная птичка села мне на пальчик.
–Какая?
–Дремассированная.
–Может, дрессированная?
–Да, дрессированная.

Катя загадывает мне загадку:
–Угадай: ухо, а всё пятнистое. Что это такое?
–Не знаю… Сдаюсь.
–Ухо жирафа.

Катя пишет письмо Новому Году и приговаривает: «Слушайся бабушку Зину, потому что она очень мудрая. Если сделаешь что-нибудь нехорошее, то она может тебя наругать».



                2003 год

2 января
Катенька у меня в гостях:
–А папа уезжает от нас: он полюбил другую женщину.
Сердце у меня замерло и, покачиваясь, стало медленно тонуть. И тут же, спохватившись, я стала  ей говорить:
–Катюнечка, моя золотая, мы тебя все-все любим, и папа тебя очень любит. Он тебя
никогда не бросит, что бы ни случилось… Кто тебе это сказал? Мама?
–Нет, папа.
–А ты что?
–А я немного поплакала.

10 февраля
На той неделе Катенька была у меня в гостях. За чаем она говорит мне:
–А Бога никогда не было и нет.
–Кто тебе это сказал?
–Папа.
–Знаешь, Катенька, много чего люди раньше не знали и думали, что нет –
электричества, например. А сейчас все знают, что электричество есть. Или радиация – её не видно, а она есть.
Сейчас позвонила Оля и рассказывает, что в субботу ( это уже после нашего разговора с Катей) едут они в машине и Катя говорит Диме:
–А знаешь, папа, Бог всё-таки есть. Я это чувствую.
–Ну, что ж, если тебе так легче жить, пусть будет.

Катя – Оле:
–А баба Зина занимается китайской гимнастикой и йогой. Она у нас баба-йога.
А индейцы плохие или хорошие?
–Хорошие.
–А они ведь стреляли.
–Они свою землю защищали, которую англичане хотели отобрать. Как у нас –
фашисты.
–А они с лопатами приходили?

11 февраля
    
КАТИНО СТИХОТВОРЕНИЕ

Солнце светит,
А земля такая горячая,
Что люди прижгутся к ней.

14 февраля
–Мама, а мы теперь сиротЫ ? (с ударением на «ы»).
–Нет, доченька, сирота – это когда родители умирают, а у тебя и папа, и мама живы.

17 февраля
Катя говорит мне по телефону:
–А хочешь, я тебе песенку спою?
–Хочу.
–(Поёт): А я люблю тебя по-деревенски… А я люблю тебя по-деревенски… А я
люблю тебя по-дереве-е-енски-и-и-и.
Я смеюсь. Оля – мне в трубку: «Я спрашиваю её: откуда ты знаешь эту песню? Кто тебе её пел? А она мне: «Ну, мама, у меня же свои мысли в голове».

Оля пьёт боржоми от изжоги. Просит Катю принести ей бутылку. Катя: «Мама, у тебя что – гария?». Очевидно, по ассоциации: жечь – гореть.

22 февраля
Сегодня Катя ночевала у меня. Утром за ней приехал Дима. Она подаёт ему книжку с былинами: «Подари эту книжку Коле. Пусть он знает о наших русских богатырях. А мы, когда вырастем, будем с ним вместе в институте учиться». Я интересуюсь:
–В каком же институте вы будете учиться? На кого вы будете учиться?
–На старых нищих.
–Ну, для этого большой науки не надо.
Дима бурчит, одевая ботинки: «Влияние бабы Зины чувствуется».

6 марта
Мы с Катей на даче. Рассказываю ей об Александре Македонском и его библиотеке. Катя с энтузиазмом:
–Я, когда вырасту, я у тебя все книги перечитаю, как Александр Македонский.
И у мамы все книги перечитаю.
–А у мамы есть книги?
–У меня есть. Много. И тогда я буду настоящей поэткой. Да, бабушка? А ты рада
будешь?
–Очень.
–Покупай мои книжки, когда я вырасту. Там у меня будет и пятая часть, и вторая, и
третья.

8 марта
Одеваю Катю на улицу, прилаживаю ей оленьи рога – она будет северным оленем:
–Иди удиви дядю Пашу.
–Не оленье это дело – удивлять. Я по снежным горам буду бегать.

15 марта
Катя вечером, уже в постели, просит рассказать на ночь страшную историю. А мне хочется заняться переводами сонетов Рильке. Говорю ей:
–У меня язык уже устал: я с тобой весь день говорю, говорю. Язык уже не работает.
–У тебя чернила кончились на языке?

20 марта
–Ба, у нас есть, что поесть?
Выставляю еду на стол.
–Ну, мы с голоду не проголодаемся.


    КАТИНА ПЕСЕНКА

Катичка гуляет по поляночке.
Собирает она цветочки.
Всё поле и растёт, и растёт.
Зима такая крепкая.
Бабушка моя милая,
я тебя очень сильно люблю.
Скоро я, скоро, скоро я
приеду на дачу.
Полярное солнце светит.
Скоро мы окажемся на небе
и папе письмо напишем.
Надо учиться в школе,
наша наука придёт.
Скоро мы приедем
на нашу милую дачу.
Никак не дождусь.

Дрова в печке прогорели, а я и не заметила - прозевала. Катя: «Бабушка, смотри – в печке всё  сгорело». Я похвалила её. Она: «Видишь, какая я непрозевательная?».

21 марта
Катя: «Я предпочитаю быть на небе маленькой. У меня будет дудочка. Я буду играть, а люди будут думать: откуда такой слых?».

22 марта
Катя рисует на тряпочке фломастерами узор и называет его северным сиянием.
Я ей на бумаге показываю, какое оно на самом деле бывает. Но её собственный узор
ей нравится больше: «Ба, я так красиво рисую. Ничто не поможет исправить меня… Ничто не может исправить меня: ни северное сияние, ничто».

28 марта
–А у бабы Поли пальцы, знаешь какие?
–Какие?
–Не такие, как у тебя. А вот такие (показывает на ножках пальцами в разные
стороны). Врач даже хотел их отрезать.
–Это не выход из положения: ведь новые пальцы не вырастут.
–Это вход.
–???
–Это вход в положение.

30 марта
–Когда я вырасту, то буду стихи сочинять об Иисусе Христе и книжки писать.
И буду ему посылать на стреле. А он что будет делать?
–Радоваться.
Смеётся.
–А  если я буду целую ночь думать об Иисусе Христе, у меня появится нимб?
–Это не так быстро бывает.
–А если долго-долго?
–Тогда, может, и появится. Только его никто видеть не будет.
–Сколько же нужно ждать, чтобы у человека появились крылья?

1 апреля
Одеваю Катю на улицу. Ей уже жарко: «Ну, давай скорей выпускивай меня, я уже отжарИлась (с ударением на  и)».

3 апреля
Катя посмотрела мультфильм о пиратах: «Бабушка, как хорошо, что ты своего Димочку родила не в эти времена. Вот бы он поплыл, и его разграбили. Ты бы плакала… Я своего папочку очень люблю».

28 сентября
У меня в гостях Катя. Рассказывает мне, какая у неё есть энциклопедия рыб.
Спрашиваю:
–А там есть аквариумные рыбки?
–Нет, там только морные рыбы.
–Морские?
–Да, морские. Там есть такая рыба, как кружок, и вся в колючках.
–А-а-а, рыба-ёж?
–Да. А есть ещё ёж сушный.


КАТИН РАССКАЗ

25 миллионов лет жил старик под ёлкой.
И ничего ему не приносили.
Но тут белочка принесла ему орех, когда он спокойно лежал.
Он хохотал, когда белочка щекотала его по лицу: «Переста-а-нь!»

Оля рассказала, что Катя кружку Эйсмарха назвала «чашкой насморка».

27 октября
Катенька ночевала сегодня у меня, и, похоже, что в последний раз. Минут через 15 после того, как её забрал Дима, он позвонил и с еле сдерживаемым раздражением наложил табу на тему об Иисусе Христе в наших разговорах с Катей. А Катя не хотела почему-то в этот раз уезжать от меня. Я даже подумала, не случилось ли у них дома что. Позвонила Оле. «Нет, у нас всё в порядке»,– говорит. Я сказала ей о Димином запрете.
– Знаете, Зинаида Николаевна, мне тоже не нравится, что вы с ней об этом говорите.
– ?... А почему вы крестик с неё сняли?
– Я считаю, что совсем не обязательно, чтобы ребёнок носил крестик.
– А зачем крестили?
– Это другое дело.
– Ну вот, когда она начнёт сквернословить, курить и пить, вы об этом вспомните.
– Зинаида Николаевна, воспитание моего ребёнка не ваша проблема!
– Ну, хорошо… Тогда до свидания.

    Последняя ниточка, связывающая меня с Москвой, оборвалась. Господи, убереги девочку!

5 ноября
Сегодня Катеньке 5 лет. На телефонные поздравления:
– Ой, совсем зазвонили меня.

13 ноября
Катенька у меня в гостях. Сидим обедаем: «Если бы меня кто-нибудь съел, то я бы стала очень-очень большой какашечкой».

10 декабря
Звонит Катюня:
–Бабушка, а ты знаешь, что я дома одна?
–Как одна?
–Да, ни мамы, ни Ванюшки, ни Лены (няня) дома нет. Наконец-то, я могу насладиться
одиночеством!

26 декабря
Звонит Катя (радостно):
– Бабушка, хочешь я тебе скажу новость?
– Хочу. Я люблю новости.
– А я попку сама вытерла. Сама-а-а. И даже вымыла.
– Ну, ты совсем самостоятельная девочка. Молодец! Хорошая новость.

 28 декабря
Сижу с Катенькой и Ванечкой на Б. Академической. Дима с Олей уехали за подарками.
Разговор с Катей:
– Бабушка, ну,  когда мы будем жить в деревне?
– Когда домик купим.
– И корову заведём (мечтательно). 
– А, может, козочку?
– Бр-р-р…
– А ты козье молоко-то пробовала?
– Нет.
– Знаешь, какое полезное? И вкусное. А козий сыр какой полезный!
– Ну, уж нет!

Что-то последнее время её стала интересовать тема замужества.
– Бабушка, а ты знаешь, как делается русская свадьба?
– Как?
– Жена надевает венок мужу на голову, а муж надевает венок жене. Бабушка, а богатыри сейчас есть?
– Не знаю. Попрятались где-то. А, может, ещё не родились. А вот Ванечка у нас, смотри, какой богатырь – Иван-царевич!
– Ты что?! Как же жениться? – он же братик. На братике нельзя жениться.
– Замуж выходить.
– Да, замуж выходить нельзя. А что – богатырёв нет разве?
Сидит на стуле, расправляет юбочку и улыбается такой затаённой (не без доли кокетства) улыбкой:
– Это их дело – девушек спасать. Это мужское дело – девушек спасать.

Теперь понимаю, почему она мне по телефону радостно сообщила, что она теперь каждый день носит платьица. Ах ты, моя крошечка, найдёшь ли ты своего богатыря?

Поёт песенку (экспромт). Я записала, что успела (с купюрами).

КАТИНА ПЕСЕНКА

Мой любимый соловей,
Я тебя прощаю.
Я тебя поймаю рукой.
Нежные перья падают
Прямо мне в руки.
Нет ничего на свете
Ценней любви, дружбы и свободы,
Кроме любви и счастья,
Кроме любви и счастья,
Кроме любви и счастья.
И всё, что я пела,
Не забудьте навсегда.
Я вырасту большой,
Пойду за черникой,
За водой и травами.
И моё сердце бьётся
Дождаться кого-то вдали,
Кто заседал в кустах?
Я никого не боюсь.
Дерутся мечами русскими
С врагами России.
Я собираю грибы
И хожу за водою.

– Ну как, хорошо? Хорошая песенка?
– Очень!
– Русская песенка? Я люблю русские песенки.

Вернулись родители. Катя к Диме с вопросами о богатырях. Дима (с иронией) что-то о том, что в деревнях русские богатыри все перепились. Катя возражает, что богатыри в кустах заседают. Дима с готовностью соглашается: «Да и в кустах заседают». Катя понимает, что он насмешничает, и уходит в другую комнату со словами: «Шутки твои глупые».
Я говорю: «Девочка мечтает о русском богатыре, и в этом нет ничего плохого». На это Оля: «Это она при вас мечтает о русском богатыре, а без вас собирается замуж за английского Дерока». Конечно, я знаю, что Катенька девочка далеко не простушка. Понимает, кому что нравится, и, если можно употребить здесь это слово,«подыгрывает», наверное. Мне задаёт вопросы об Иисусе Христе, об ангелах, о русских богатырях. С родителями говорит о троллях, Питере Пене, Дероке и прочем мусоре. Ну, что делать? Вместит ли она всё это?

29 декабря
Катенька у меня в гостях.
– Бабушка, как ты думаешь, богатырь меня примет в жёны?
– Нужно говорить «возьмёт в жёны»
– Да, возьмёт?
– А почему бы нет?
– Я тоже так думаю. Только я стесняюсь. Я такая стеснительная. Может, когда я вырасту, я не буду стесняться? Лучше в лесу построить домик. Тогда богатырь меня там за кустами найдёт. И волк испугается. Стены как затрещат! А как меня богатырь назовёт при первой встрече?
– Невестой.
– Нет, при самой первой встрече.
– Девицей красной.
– Да. Красный цвет самый главный. А ты как думаешь, кто меня спасёт?
– От кого?
– От медведя.
– А ты думаешь, кто тебя спасёт?
– Я думаю – никто. А ты как думаешь?
– А я думаю – богатырь.
– Ты правильно думаешь.

КАТИНЫ ПЕСЕНКИ

Первая встречная встреча.
 
Ветер дует плавно над лесом,
И гуляет там кто-то
В платьице шелковом.
И кто-то за спиной её скачет.
Кругом листва и лес,
Берёзы, дупла.
И вдруг там кто-то шевелится
И говорит мне:
– Эта ведь берёза и мир к тому,
Чтобы человеку понравилось.
И кто-то ведь гуляет
и собирает траву и чернику.

Вторая встречная встреча

Мы встретились с тобой
В лесу шелковом.
Листья дымят себе.
И они сказали мне,
что любовь важнее всего.
И потому весь мир щебечет:
И птички, и листва,
И трава щебечет.
И кто-то за спиною…
Спасает он меня.
А первая наша встреча
Вот из чего она вышла –
Из любви.


– Бабушка, а как ты думаешь, Иисусу Христу понравилось моё стихотворение?
– Думаю, что да.
– А что больше всего понравилось?
– Что важнее всего – любовь. Он ведь сам есть Любовь. Бог есть Любовь.
– А как ты думаешь, как будут звать богатыря, который меня спасёт?
– Не знаю. А как?
– Я его назову Красная девица и Богатырь.



                2004 год

21 февраля
     Катенька у меня в гостях.
– Бабушка, а когда закончится наш век, век людей?
– Сроков нам, Катюня, знать не дано.
– А по моему, через пятьдесят годов.
– Ну, ты доживёшь до этого. А меня уже не будет.

КАТИНЫ РАССКАЗЫ

Про волка и лису
    
Где-то там в лесу бродит волк, а с ним лиса.
Ищут пищу – зайчатину.
Вскоре к ним присоединились волчья стая и лисья стая.
Лиса пошла в курятник, а волк пошёл в стадо овец.
Но моя собака, пастушья бернская, отогнала волка.
Я с моей козой Катей помогла собаке.    
А лиса попала вот куда.
Мы решили лису обхитрить.
Мы кур всех из курятника выгнали и поставили овец и мою козу Катю.
Они лису-то и забодали.
Лиса выскочила, вся драная, вся испуганная,
перепрыгнула через забор и побежала, куда глаза глядят.
 

Про цветочек василёчек и его жену ромашку

Однажды утром в поле рос цветок и ждал свою жену ромашку.
А муж василёк –весёленький, весёленький.
Ромашка плавная такая.
И, наконец, под вечер ромашка раскрылась, но очень испуганная,
потому что какой-то человек обернулся и хотел сорвать её.
Она была полунапуганная-полурадостная, потому что ведь я её спасла.
Я не разрешила мальчишке трогать этот цветок,
потому что это жена теперь василёчечка.
И ромашка увидела василька.
И они сделали свадьбу.
 
16 мая
Сегодня Ванечке годик. Позвонила. Слава Богу, у них всё в порядке. Они на даче в Берёзках. Катюнечкин звонкий голосочек услышала: «Бабушка, я на лошадке галопом катаюсь. Бабушка, я на двухколёсном велосипеде научилась кататься. Пока». Все новости – за секунду. Моя золотая!      
 
19 июля
Слава Богу, я опять в деревне! Привёз меня Дима, и Катенька с нами. Восторгалась:
«Ой, как красиво! Бабушка, у тебя настоящая деревня!». И бегала возле дома по траве, которая после скашивания опять выросла за три недели, что меня не было. А там, где не косили, она выше Катеньки на голову.

Сейчас, когда Катя приезжает ко мне в деревню (а это случается редко), трава ей по пояс.

    



 







 




 


Рецензии
Зинаида, спасибо за Ваши рассказочки. Читаю и пишу о детях с удовольствием. Заходите ко мне. Приглашаю на "Искринские истории", истории о детях. С уважением.

Елена Ляхова   08.03.2016 23:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.