Молодая поросль

   Когда-то давным, давно, в анкете, было принято писать из какого сословия ты будешь? Раньше, я никак не мог понять: если все равны, зачем это делается? Сегодня, по прошествии многих лет, я очень отчётливо это понимаю. Всегда гордясь своими родителями и никогда от них не дистанцируясь, я, находясь в обществе потомственных интеллигентов, много раз чувствовал, как, иногда,  мне не хватает ерунды, для того, чтобы "плавать" в этой среде легко и свободно. То, что ребята знали с детства, как само собой разумеющееся, я силился понять, тратя время и силы. Обычный отказ в завуалированной форме, я воспринимал, как "приглашение к танцу"… Однажды даже поехал на собеседование, по поводу работы, бился, сколько хватило сил, стараясь показать себя, а потом сильно переживал, не понимая, что сорвалось, ещё не начавшись…
     Что же говорить о сыновьях моего дяди Якова и их друзьях. Зная, что в нашем мире, надо иметь какие-нибудь "бумажки", кузены, по инерции, закончили какие-то техникумы и даже послужили в армии. До сих пор помню, как чуть не умер, на проводах младшего. Почти не воспринимая алкоголь, я попал под патронаж его ближайших друзей, и "не справился с управлением"… Помню, очень отрывочно, тосты "За тёплую шинель и лёгкие сапоги !", "За новобранца!"… Потом провал… Потом, толпа, "комом" выкатившаяся на тротуар, потом кого-то били, просто так, "из любви к искусству", потом такси и тазик, перед кроватью, куда меня выворачивало часов десять… Главное парень, который меня привёз, был практически трезв, не пропустив, как я, половину тостов. Очень учтиво извинился перед мамой и, на том же такси, уехал. Единственный раз в жизни, я выключился на пару часов - совсем…
    После армии, дядюшка определил обоих в ювелиры… Подстать были и товарищи. Все они были директорами различных магазинов. Не было такого пятна, на изнанке жизни, которое вызвало бы у них удивление.
    Помню, мне надо было купить какую-то зап.часть, к швейной машинке. Машинку мне продал друг брата, работавший то ли директором, то ли замом, в единственном магазине швейных машинок, на улице Рубинштейна. Как он выразился -"Даже без полтинника сверху…"- Приехав, я попросил -"Саша, продай мне пожалуйста ….."- , на что Саша, ответил очень любопытно. Высунувшись из кабинета, крикнул на весь магазин -"Люблю я этих евреев(сам, ну чистый  испанец!), всё норовят с чёрного хода! Вон лежит свободно…"- В магазине было, хоть шаром покати, но та, необходимая финтифлюшка – была… Кроме трёх продавщиц и меня, в магазине не было никого. Чтобы мне не было сиротливо, вскоре после меня, туда подъехал мой двоюродный брат. Затем, мы втроём вышли на тротуар. День был весенний – середина мая. Стояла удивительно солнечная, для Ленинграда, погода. А эта сторона  улицы, в три часа дня,  при "обстреле" солнечными лучами, была наиболее уязвима. Поэтому мы стояли и жмурились от удовольствия, редкого в Питере. Моё наслаждение было двойное, я снова попал в совершенно незнакомый мир… Нам с Юрой, так звали кузена, было по 26 лет, но, несмотря на то, что я был уже женат и имел ребёнка, а он нет, разговоры, для меня, были диковинными. Во всяком случае, я не мог вставить  практически, ни одного  слова. Все женщины, проходящие мимо, в возрасте до 30-32 лет, получали "квалифицированную" оценку, по статям, как лошади на ипподроме. Причём  больше трети из них, как явствовало из разговора, были "опробованы" или кузеном, или Сашей, либо обоими. За проходящими дамами, пошли актрисы Малого Драматического Театра, располагавшегося на противоположной стороне улицы, метрах в 50-и от магазина. Большинство из состава труппы, также получили свою оценку, причём в данном случае, (наверное, это возбуждало братишку с другом, больше) сравнивалось качество минетов. Говорили спокойно, явно не обращая внимание, какое это произведёт на меня впечатление… По моему, стыдно было мне одному… Неожиданно, к магазину подъехали "жигули", из которых вышел весьма расторопный молодец, вытащил из багажника ящик какого-то заморского пива (на дворе стоял 1978-1979 год), и отрапортовал, что пиво просил передать имярек, и отчалил. Из "скупки золота", тоже находившейся метрах в сорока, вышел вальяжного вида мужчина, и поравнявшись с нами спросил -"Саша, я позвоню от тебя, а то что-то мой барахлит"-, "Да ради бога, Володенька, положи пятёрочку под телефон, и звони на здоровье…"- Пять рублей - был мой дневной заработок, посему я сообразил, что это шутка. Я вовсе не кретин, но правильно анализировать речь,  всё же был не в состоянии. Всё было настолько непривычно, что бравада, а что истинное отношение, вымысел и реальность, всё мешалось в моей бедной голове. У себя в КБ я "пахал", будь здоров, и получал гроши, а здесь – пустой магазин, солнце, девочки, пиво и безграничная, с виду, свобода… С экономической точки зрения, место выглядело мёртвым: ни товара, ни покупателей. Но магазин, определённо, жил своей, самостоятельной жизнью.    Мир, в очередной доказал, что устроен несколько иначе, чем я себе это представлял. И было жутко сладко и, одновременно, страшно "подглядывать в щёлочку", наблюдая этот неизвестный мир. А вдруг, все, что я вижу, и есть жизнь. Конечно, мне нравилась моя работа, в части  элемента творчества. Но огромное количество рутины, безденежье, отсутствие уважения в обществе… Страшно было не удержаться от соблазна… А вдруг, я просто привык "тянуть лямку"? Вдруг все мои самоограничения, вся моя предыдущая - праведная жизнь – обман, направленный на то, чтобы МЫ - "правильные", обеспечивали свободу ИХ -"неправильных"?
    Мне тоже хотелось курить сигареты "More", стоя в лёгком, полосатом пиджаке, скроенном из какой-то дерьмовой, тентовой ткани, и стоящим, как мой шерстяной,  пригодный для всего, кроме солнечного дня в центре Питера, после которого, можно было отправиться домой, а можно в "Метрополь" с дальнейшим продолжением где угодно… Человека, получающего пять рублей в день, искушать свободой опасно… Наверняка, я ничего бы и не сделал, имея в кармане 30-40 свободных рублей – нищета она и есть нищета. Но одно дело не сделать, а другое не иметь ни малейшей возможности…
  Наверное Исаак Бабель был прав, сказав устами одной героини -"Дайте нам держаться своей бранжи…"-(branch – ветка). Параллельные миры не должны пересекаться, иначе может произойти катастрофа, не большая, персональная…
               
    
                Посёлок Ган-Нер, Израиль. 
                10.12.2004

P.S.  Как-то в садоводстве, один из друзей брата – Миша, решил, из уважения, к нему, показать мне вкус жизни. -"Сегодня, я поработаю банщиком…"- Вообще-то, Миша был директором магазина электротоваров, на Московском проспекте. Мне было крайне неудобно. За мной не прислуживали, во всяком случае, не в двадцать шесть лет, и не парень моих лет. Затем был финский пар (сухой), "удар" ледяной водой, русский пар, с веником и поддачей пара разбавленным пивом. А затем он вымыл меня сначала очень грубой мочалкой и, вслед за этим, голой рукой. Удивительное наслаждение, особенно, если это не рука кузнеца или землекопа. Я действительно, как бы побывал в незнакомом мире…
    Через пару месяцев Миша смог начать новую жизнь, улетев  в Рим, с "продолжением" в США. Я отнёс это совпадение, за дар свыше, как плату за доброе дело. Ещё через три месяца Юра рассказал мне, что Михаил, в Ладисполе, сошёлся с хозяйкой гостиницы, служившей перевалочным центром, и, вскоре, уже устраивал вновь приезжих, на работу! Видимо в этих ребятах, действительно, было что-то, чему нельзя было научиться, просто посещая высшее учебное заведение…Что-то эдакое, что давным, давно, в анкетах, писалось "купеческого сословия"…


Рецензии