Кино строчкой. Музыкальные

Ниже - субъективные заметки, ни на что не претендующие, а просто рассказывающие о впечатлениях от музыкальных фильмов. Смотрел их в разные годы и с разным настроением. Была охота!

Черный лебедь (2010)

Классный фильм. Сознательное/бессознательное, белое/чёрное. Аронофски хорошо переходит грань безумия. Натали Портман чудо как хороша – глазёнки такие дьявольские, блятские. Ну, и Чайковский как «саундтрек». Отравы, конечно, полным-полно.
Жаль только, что фильм не наш, обидно. Этот танец вокруг озера лебедей получился еврейско-французско-американским. В нынешней глупой рашке умеют клепать только сериалы «про жись». Культура кинопроизводства совсем у нас потеряна.
 А жизнь идет только до тех пор, пока есть сопротивление примитивизации и энтропии. Хотя стремление к совершенству – это огромный риск.   
 А вот второй раз, когда решил пересмотреть. Почему-то не «пошло».
 
Коко Шанель и Игорь Стравинский
 Россия - Франция, 2009 год

Сначала фильм не нравится. Как музыка И.Стравинского. Потом музыка и кино становятся единым как на время чувства двух людей, значительно изменивших мир.
 
 
Экспромт
 Великобритания, Франция, США, 1991 год

Жорж Санд похожа на девку-хиппи, а Шопен в исполнении сладенького Хью Гранта весь такой хорошенький.
 Вроде неплохой фильм, но в чем-то неприятный.
 
 
Ассистентка
 Франция, 2006 год

Тончайшая психологическая драма, камерная, но очень напряженная.
 Конечно, достоверности истории мести не хватает - слишком уж много обстоятельств- совпадений.
 Но достоинств ленты и игры актрисс это не умаляет.
 Такое французы снимать еще умеют.
 "Ассистентка" своей изящной режиссурой и игрой напоминает "Кружевницу", "Шахматистку", "Пианистку"
 Музыка как отдельное действующее лицо. Браво!
 
Иберия
 Испания, Франция, 2005 год

Несмотря на обширную танцевальную панораму иберийских провинций, Саура, в основном, здесь занимается самоцитированием.
 «Иберия» - это, скорее, большая музыкальная программа. А не музыкальный фильм.
 Впечатляет танец обнаженной за плёнкой. Какая игра света!
 Звучит музыка Исаака Альбениуса.
 
Девушка из Неаполя
 Италия, 1935 год

 Романтическая история о создании знаменитой каватины, несчастной любви, соперничестве Беллини и Доницетти, музыкальной жизни Италии начала 19 века.
 Ах, хороши старые музыкальные фильмы, несмотря на всю их наивность и декоративность. Но тогда к музыке относились искреннее и живее. И не было необходимости в оперных спектаклях обряжать артистов в скафандры или устраивать стриптиз.
 Снято при Муссолини, см. год выпуска.
 

Бессмертная возлюбленная
 США, 1994 год

Недавно я слушал часть … Десятой симфонии Бетховена.
 Конечно же, их девять. Но стремление увеличить творческое наследие гения приводит исследователей и музыкантов к тому, чтобы придать целостный характер черновикам и наброскам. Это спорный опыт, но иногда получается, как, например, с реконструкцией и исполнением Десятой Г.Малера.
 Однако «реконструкции» личной жизни композитора, предложенная создателями фильма довольно приземлена и выглядит примитивной.
 
 
Танго (1998)
 Аргентина-Испания, 1998 год

Очень красиво и с большим смыслом поставлены танцы. Даже удивительно, что столь много можно выжать из танго. В чем-то у К. Сауры здесь парафраз на тему его же картины «Кармен». Но в «Танго» не только страсти-мордасти в любовных треугольниках, но и сильные чувства иного характера - ненависть к преступности и диктатуре, которые подавляют свободу человека – другие ведущие темы этого многопланового режиссера.
 

Встреча с Венерой
 США, Япония, Великобритания, 1991 год

 Замечательно! Сразу захотелось послушать «Тангейзеров».
 Интернациональный оперный театр как сумасшедший дом. Интриги, оскорбления («ты, грязный коммунистический нацист!»), наркотики, саботаж со стороны профсоюзов, конечно, любовные страсти. Исполнители главных ролей на высоте.
 
 
Мнения сторон
 Великобритания, 2001 год

Тоталитарные режимы принесли в мир зло такого масштаба, что прежние нравственные критерии оказались явно недостаточными и не всегда подходящими.
 историю про Фуртвенглера (а достоинством фильма является то, что фамилия режиссера называется, а главный герой не делается прототипом) я читал в книге Нормана Лебрехта "Маэстро Миф". Знакомые коллизии воспроизведены в пьесе-фильме. Но как решить, виновен/не виновен. Однозначного ответа нет даже в отношении столь выдающейся личности как Фуртвенглер (а Хайдеггер? - в ту же тему). Со злом сотрудничали многие, и в Германии, и у нас. Если взять музыкантов калибром значительно меньше, то вот, к примеру, юбилей "Дуни" (Дунаевского) празднуют... А вот Солженицын боролся с тоталитарным режимом, а его некоторые «власовцем» считают.
 Еще одно - люди как-то нравственно мельчают и скоро уже не будут понятны моральные коллизии, наподобие той, что представлена в «Мнении сторон». Ну, играл для диктаторов, ну и что. Потом ведь был еще Караян – он уж был членом нацистской партии. Что не помешало ему стать наиболее успешным из музыкантов в материальном отношении. А успеху «Дойче граммофона» немало поспособствовали бывшие нацисты. Про последующее уже и говорить не стоит. Сколько ловких сейчас пристроилось - где их хулители? Опять двойной стандарт.
 Еще о фильме: на мой вкус, в фильме о великом режиссере  не хватает музык   
 

Стиляги   
 Россия, 2008 год

С точки зрения правдоподобности многих сцен – конечно, чушь собачья. Но как «мЬюзикл» даже и неплохо. Особенно впечатляет исключения Мэлса из комсы под «Скованных одной цепью».
 Но больше вспоминается другая песня «Нау»:
 Гуд бай, Америка!...
 Меня так долго учили любить твои запретные плоды.
 Ради этих «плодов» все и отдали склонные к мечтательности и фантазмам совки. 
Эх,
 Сегодня он играет джаз
 (Ему любая баба даст)
 А завтра – Родину продаст!..
 И продали ни за грош... 
 
Сильва   
 СССР, 1981 год

Есть особое очарование в советских постановках классических оперетт. Ян Фрид в очередной раз показал себя мастером. А уж Виталий Соломин как был хорош!
 
 
Пусть говорят
 Испания, 1968 год

Сначала была пластинка – гибкий голубой диск в бумажном конверте: «Поет РАФАЭЛЬ. Песни из к/ф «Пусть говорят». Кино смотрел в «Балтике», возле «Василеостровской». Ни черта уже не помню, кроме того, что Рафаэль катался с девицей на открытой машине и пел «Акварели реки» и др.
 Пересмотрел: оказывается, даже действие есть и некая драма, а не только красивые виды и песенки. Мелодрамка, конечно, так себе, но её огромное достоинство, что она короткая и не превращена в бесконечный латиноамериканский сериал. Но главное, разумеется, это – голос Рафаэля – такой сильный и в то же время мягкий и нежный. Не забывается ни через двадцать лет, ни через сорок.   
 
 
Переписывая Бетховена
 США, 2006 год
Хороший фильм. Правда, не обошлось без женско-феминистских «заморочек» и непристойностей в польском стиле (чего вы хотите от Агнешки Холанд), но темы бетховенской музыки перевешивают всё. Да и Диана Крюгер показала, (то есть доказала), что она умеет неплохо играть, а не просто быть красивой куклой (как в «Трое»).
 
Лекция 21
 Италия, Великобритания, 2008 год

Бедный Бетховен!
 Современный удакам, лишенным творческой потенции, только и остается, что "стебаться" над великими и бесконечно паразитировать на выдающихся  достижениях прошлого
 
 
Бал
 Франция, Италия, Алжир, 1983 год

Пожалуй, лучший фильм Сколы.
Давным-давно однокурсница просветила: «Там ничего не говорят, а только пляшут, пляшут». Отправился на Невский, в какой кинотеатр уже не помню, но было это  более двадцати  лет назад.
 … Какие затейники эти французы. Через события в танцевальном зале рассказали полвека своей истории. И всё понятно: Народный фронт, война, оккупация, коллаборационизм, американизация-кокаколанизация, Алжир, май 68-го и т.д.
 Много танго и других латиноамериканских танцев, без вальса никак, рок-н-ролл, Пресли, битломания. Стиль «диско» - тоже уже далеко в прошлом.
  ёТанцоры уходят, танцы заканчиваются, посмотрел снова – какая ностальгия!   


Возраст любви
 Аргентина, 1954 год

Наивненькая ретрушка с красавицей-капризулей Л.Торрес в главной роли. Картину можно посмотреть даже с умилением, если забыть об ужасе последующих бесконечных сериалах латиноамериканского производства. Но как Лолита пела «Хоту» и др.!
 

Вокальные параллели
 Казахстан, 2005 год

 Старая казашка поет арию Чио-Чио Сан в интерьере юрты…
Хамдатов – больно шибанутый. Но, говорят, большой талант
 
 
Все утра мира 
 Франция, 1991 год

Хорошая кино-иллюстрация к киньяровской повести; удачно воспроизведен и дух, и содержание произведение. Да и почему бы экранизации быть неудачной, ведь П.Киньяр был соавтором сценария. Послушать игру на виола де гамба.
  Что касается «статичности», то ведь это не боевик с погонями. Главное и в книге, и в фильме - музыка. Противоречие между очарованием барочной музыки и ее ограниченностью, попытки гениального музыканта вырваться за пределы. Но все эпохи ограничены рамками имеющихся возможностей, все утра мира проходят, но живет тяга к новым.   
 Я почему-то думал, что Сент-Коломб – это придуманный персонаж. Но, нет, можно послушать его музыку. Нашел его пьесы для виолы-де-гамба.
 
Великий Карузо
 США, 1951 год

... мило, наивно, музыкально.
 Наверно, лучший фильм с Марио Ланца
 
 Фадо
 Португалия - Испания, 2007 год

Благодаря фильму Карлоса Сауры популярность фаду в других странах возрастет. Есть что-то очень притягательное в этих печальных, протяжных напевах. В фильме можно увидеть запись репетиции знаменитой Амалии Родригеш (ее у нас пропагандировал Мастер Чэнь). Самое «вкусное – поближе к концу. Впечатляет сцена при свечах, когда певцы один за одним встают, и как бы передают друг другу эстафету. А с каким удовольствием они поют. У них есть и голос, и искренность, чего напрочь лишена целлулоидная попса, всякие дурацкие «фабрики» и америкосские «мегазвезды».
 Первоначально зрелище воспринимается как какая-то далекая туземная экзотика: если Португалия и играла свою роль в большой Истории, то это было так давно. Сейчас эта страна на краю Европы не очень часто вспоминается. Не нам, в общем, чета.Но если напрячь память, то окажется, что по ВВП на душу населения мы так и не сравнялись с этой действительно беднейшей старой Евросоюза. Кроме того, португальцы сумели в своей стране избавиться от авторитарного режима (в фильм вмонтированы кадры о «революции гвоздик» 1975 года), в отличие от тех де «дорогих россиян». В общем, гордиться нам особенно нечем, кроме размеров территории и жестокости, и неизвестно еще, где больше экзотики.
 А фаду – и сопровождение, и вокал, и танцы – действительно интересное искусство. Как пишут в таких случаях: «через исполнение фаду раскрывается душа португальского народа».   
 
Рэй (2004)
 США, 2004 год

Рэй Чарльз примиряет меня с джазом…  Впрочем, это №примирение» пошло от Мураками
 

Хористы
 Франция, Швейцария, Германия, 2004 год

Хороший фильм. Конечно, может показаться излишне сентиментальным, но для эпохи дегуманизации такие чувства – редкость.
 
 
Героическая
    Драмы, Мюзиклы, Исторические фильмы, Биография
  Великобритания, 2003


Посмотрим.


Рецензии