Поэзия в современной России

Вообще, для меня странно размышлять на тему поэзии,  а тем более поэзии в современной России. Я бы даже острожно добавил, что поэзия не может быть ни современной, ни устаревшей. Она вечна (Как говорил Воланд: «Рукописи не горят»). Настоящие стихотворные произведения всегда актуальны и будут таковыми. Что касается поэзии в России, на мой взгляд, её великая эпоха прошла, а новая великая пока ещё не началась и неизвестно начнётся ли. Это происходит оттого, что в поэзии нужна потребность. Как, к примеру, существует спрос на жанры фэнтези и фантастики в прозаической литературе. Кстати, стоит заметить, что некоторым тормозом развития поэзии являются вопросы прибыли. Роман можно экранизировать, снять по нему сериал, поскольку это целостное произведения, со сборником стихотворений этого сделать, не получиться, да и стихи часто на совершенно разные темы. Кроме того, я считаю, что для появления подобных известных произведений и авторов в поэзии нужны определенные условия. Ведь большинство великих поэтов возникли и сложились именно в некие переломные моменты человеческой истории. Во время революций, войн, восстаний, «перестроек» или, наоборот, в Эпоху Возрождения, когда люди хотели и слышали слова, находящие отклик и ответную реакцию в их душах, призывающие к чему. Владимир Маяковский был «певцом революции», Сергей Есенин первоначально принявший революционный дух, затем в своих стихах переживал о судьбах русской деревни, Евгений Евтушенко и Джон Леннон жили в шестидесятые, времена расцвета свободы, Виктор Цой требовал перемен в конце восьмидесятых. В век Интернета для этого достаточно написать в какой-нибудь социальной сети короткое сообщение. Но в две тысячи одиннадцатом – двенадцатом годах в период политических волнений, митингов  в Москве и в целом по стране снова стали слышны голоса новых, молодых поэтов. Россия «проснулась ото сна». Например, московская поэтесса Вера Полозкова, даже приезжала к нам в Екатеринбург с концертом. Прошли различные «литературные прогулки». Не стоит забывать и о литературных сайтах, блогах на которых сотни тысяч людей делятся своим творчеством. Это говорит о том, что некий процесс возрождения поэтической мысли в новой России идет. В то же время, по-настоящему, новых, ярких литературных событий в поэтической области я не замечаю. Всё происходит, либо за счет автора, либо никак. Издательствам не выгодно печатать стихи. И этого автора знают строго в определенном кругу знатоков. Другое дело, что современная поэзия более популярна в качестве песен (Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев). Но и рок-н-ролл в нашей стране нынче находится где-то в подполье,  в отличие от зарубежных стран.
Однако остается надежда, что не все так плохо. Наша земля полна талантами. У России есть гениальная поэзия прошлого, а значит перспектива её развития в будущем. Потому что «большое видится на расстоянии» и «умом Россию не понять» в неё можно лишь поверить. В этом, мне кажется и состоит главная цель современной российской поэзии.

2012 г.


Рецензии