Космогенезис 1. 1

 Космогенезис 1.1  Абсолютность.
Как известно Теософия есть синтез науки, религии и философии. Но философия это наука. Поэтому Теософия это синтез науки и религии. Меня интересует Теософия как наука. Для того чтобы называться наукой Теософии нужна теоретическая система, основанная на четких понятиях и определениях. Также эта система должна быть представлена в виде модели. Теософия занимается сбором и анализом информации полученной от сущностей, уровень развития которых, значительно превосходит уровень развития обычного человека. Была предпринята попытка систематизировать информацию полученную, из теософских и не теософских источников. По мере поступления новой информации и ее анализа эта система не раз претерпевала изменения, и надеюсь этот ее вариант не последний.
Космогенезис является основой теософии. Пролог к «Тайной Доктрине» (Т.Д.) является основой космогенезиса. В Прологе указаны три основных положения. Рассмотрим один из них - Абсолютность.
Как  утверждает  «Тайная Доктрина» в основе всего лежит: «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими выражениями и уподоблениями. »   …   \Т.Д. Пролог \
«… Это скорее  Бытийность, чем Бытие – Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение.
Это Бытие символизировано в Тайной Доктрине под двумя аспектами. С одной стороны – Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны  - Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. …  Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание; символом достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. …» \Т.Д. Пролог \
Итак, существует  Точка отсчёта – это Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, Единая Реальность или Абсолютность.   (См. схему 1)
Абсолютное Абстрактное Пространство и Великое Дыхание – это два аспекта Абсолютности.
Абсолютность может находиться в пассивном или активном состоянии. Рассмотрим, что происходит, когда Абсолютность переходит из пассивного состояния в активное.
«Рассматривая эту метафизическую триаду, как Корень, из которого исходит всё проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. Это есть fons et origo Силы, так же как и всего индивидуального Сознания, и снабжает руководящим разумом в обширной задаче космической Эволюции. …» \Т.Д. Пролог \
«Как Пре-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях дифференциации». \Т.Д.,т.1, Пролог \
Пре-Космическая Мысле-основа это энергия Великого Дыхания.
Эта энергия:
1. Есть корень каждого индивидуального сознания.
2. Руководит космической эволюцией.
«… С другой сторон, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы». \Т.Д. Пролог \
Пре-Космическая Корень-Субстанция – это энергия Абсолютного Абстрактного Пространства в период активности Абсолютности.
Эта энергия:
1. Является субстратом Материи в различных стадиях дифференциации.
2. Лежит в основании всех объективных планов Природы.
Пре-Космическая Мысле-основа вместе с Пре-Космической Корень-Субстанцией составляют Первый Логос Абсолютности.
Первый Логос Абсолютности это:
1. Первый этап в развёртывании Абсолютности.
2.    Активное состояние Абсолютности.
Нужно отметить, что Первый Логос Абсолютности не является сущностью.
Сгустки энергии (Дух), исходящие из Пре-Космической Мысле-основы, соединяются со сгустками энергии (Материя), исходящими из Пре-Космической Корень-Субстанции, и условно называющимися большими элементарными энергиями. В результате этого соединения образуется Дух-Материя или Жизнь.
Вся совокупность Жизней называется ЕДИНОЙ  ЖИЗНЬЮ, Всемирной Жизнью.
«…Оккультист принимает откровение, как исходящее от божественных, но, всё же, конечных Существ, проявленных Жизней, но никогда не от Непроявленной ЕДИНОЙ  ЖИЗНИ; …» \Т.Д. т.1, Пролог. \.
«XXVIII. Перво-Начальное Существование, – которое, пока оно находится в этом состоянии бытия, может быть названо ЕДИНОЮ  ЖИЗНЬЮ, есть, как уже объяснено, тончайшая фильма для творческих и формировочных целей. Она проявляется в семи состояниях, которые с их семеричными подразделениями образуют Сорок – девять Огней, упомянутых в священных книгах. …»\Т.Д. т.1,ч.1, «Несколько Оккультных Афоризмов.»\.
«Эзотерическая Философия учит, что всё живёт и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь, как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей; или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Представление о Всемирной Жизни является одной из тех древних концепций, к которым возвращается человеческий разум в настоящем столетии, как последствие освобождения его от антропоморфной Теологии». \Т.Д. т.1, ст.1, п.9.\
Вообще то Жизнь в какой-то мере можно назвать «копией» Абсолютности.
Из Пре-Космической Корень-Субстанции исходят сгустки энергии, которые условно можно назвать меньшими элементарными энергиями. Только к ним можно применить термин Материя. Именно из них будет формироваться «кольцо-не-преступи» сущности.
Жизнь  одевается в оболочку из меньших элементарных энергий, образующих ее «кольцо-не-преступи», и в итоге мы имеем сущность. «Всемирный Дух» - это, по всей видимости, и есть сущность высокого уровня развития. Совокупность сущностей образуют Природу.
Сущность – это Жизнь плюс «кольцо-не-преступи».
Существо – это сущность плюс форма.
«Пуруша (санскр.). «Человек», небесный человек. В другом аспекте – Дух, то же, что Нараяна.  «Духовное Я». »\Т.С.\
«Пракрити (санскр.). Природа вообще, в противоположность Пуруше – духовной природе или Духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества».  ( «Тайная Доктрина» I, 197.)» \Т.С.\
Таким образом, Пракрити – это природа вообще, а Пуруша тоже природа, но духовная.
Пракрити – это сущности, входящие в состав формы. Пуруша - это сущность, развивающаяся через эту форму. Все они состоят из двух аспектов Абсолютности.
Очень часто термин Жизнь заменяется термином Дух это не совсем верно т. к. Жизнь это Дух-Материя. Сущности, которые развиваются в форме, иногда не правильно называют Дух, а сущности, которые входят в состав формы неправильно называют Материя.
Второй Логос Абсолютности есть второй этап развёртывания Абсолютности. Он не является сущностью.
  Из Пре-Космической Мысле-основы исходит энергия  и образует Космическую Мысле-основу или Дух. Космическая Мысле-основа это энергия, которая руководит космической Эволюцией. Термин Космическая Мысле-основа это единственный термин, который можно заменить термином Дух.
Из Пре-Космической Корень-Субстанции исходит энергия, которую можно назвать Космическою Корень-Субстанцией. По всей видимости Космическая Корень-Субстанция руководит процессом создания планов и форм на этих планах.
Сущности, которые закончили процесс развития по планам, начинают формировать планы и создавать формы на них из сущностей очень низкого уровня развития для сущностей более высокого уровня развития. Условно назовем их Великими Сущностями.
 Великие Сущности из сущностей формирует семь подпланов Первого сверхвселенского плана и каждый подплан, кроме седьмого, ещё на семь. Далее на монадическом подплане Великие Сущности формируют семь центров, используя 7+49 Сущностей. Великие Сущности формируют тела этих 56 Великих Сущностей. Великие Сущности формируют плотное тело чрез 49 Сущностей, таким образом на седьмом подплане Первого сверхвселенского Плана образуется 49 Вторых сверхвселенских планов. Каждая из 49 Сущностей формирует свои семь подпланов и далее  свои семь центров и т.д.  Поскольку число вселенных неизвестно - то неизвестно и число сверхвселенских планов.
Рассмотрим вращение Колёс.
«… Орбитальное движение Солнечной системы в небесах вокруг своего космического Центра сейчас начинает осознаваться, а общее медленное перемещение нашего созвездия рассматривается в качестве приемлемой гипотезы. Учёные пока не учитывают в своих расчётах тот факт, что вокруг космического Центра наша Солнечная система вращается вместе с шестью другими созвездиями, в большинстве своём превосходящими её; только одно из них приблизительно равно нашей системе. Космический Центр, в свою очередь, оказывается частью большего колеса, – и так далее, пока глазу просветлённого видящего не откроется движение всего Небесного свода. Все созвездия, рассматриваемые как одно целое, побуждаются к движению в одном направлении. »         \ Т.о К.О.стр.1084.\
«Колесо вселенной, или совокупность всех звёзд и звёздных систем.
Космическое колесо, или группа из семи созвездий. Такие колёса группируются по:
а). Своим размерам;
б). Своей вибрации;
в). Своему цвету;
г).  Своему влиянию друг на друга.
Согласно эзотерическим книгам, космические колёса подразделяются на сорок девять групп, каждая из которых содержит миллионы семеричных созвездий. В целях их изучения Адептами каждая группа обозначается определённым символом, и эти сорок девять символов воплощают всё, что можно знать о размерах, качестве, вибрационной активности и цели этих грандиозных форм, посредством которых обретают  Свой опыт великие Существования. Чоханам высокой степени известны сорок девять звуков, сообщающих качеству аспекта сознания этих великих Существ, сознание  Которых настолько же шире сознания нашего Солнечного Логоса, насколько сознание человека шире сознания кристалла. …
Системное колесо, или атомная жизнь индивидуальных созвездий. Они, в свою очередь, подразделяются на 343 группы, также известные Адепту под сочетаниями символов, образующими слова, каждое из которых – благодаря своей идеографической природе сообщает Адепту сущностно важную информацию. …» \Т.о К. О.стр.1085.\
«… Всегда нужно помнить, что наша базовая концепция – это идея огненной энергии, силовых центров, приведённых в движение и активно вибрирующих под действием пульсации ещё больших центров. Каждая форма построена из огненных атомов, или энергетических жизней, через посредство больших жизней и удерживается в целостной форме внутри ещё больших оболочек, которые относятся к меньшим, как Макрокосм к Микрокосму. …» \Т.оК.О.стр.946\.
Используя выше приведённый материал и руководствуясь схемой 5 \Т.о К.О. стр.344\, можно составить следующую схему (см. схему 2) развёртывания Вселенных. Развёртывание Первого сверхвселенского плана уже разбиралось выше. Остальные планы формируются Сущностями, которые являются проводниками трех энергий Монады  (Воля, Любовь-Мудрость, Активный Интеллект) выше стоящей Сущности.
Поскольку количество Вселенных не известно то и количество сверхвселенских планов также не известно. Предположим, что на N-ом Сверхвселенском плане на его монадическом подплане Сверхвселенскими Сущностями формируются 7 сверхвселенских Логоса, причём каждый содержит 7 Вселенских Логосов. Для каждого Вселенского Логоса Сверхвселенские Сущности формируют семь центров на Буддхическом подплане и сами в них работают. Эго Вселенского Логоса формирует на ментальном плане Каузальное тело. Энергия Эго Вселенского Логоса и энергия 7 Сверхвселенских Логосов, работающих в семи центрах Вселенского Логоса на монадическом подплане Вселенского плана или на физическом подплане N-ого сверхвселенского плана, организует 7 сверхкосмических Логосов, каждый из которых, содержит ещё 7 Сверхкосмических Логосов. Для каждого Сверхкосмического Логоса более продвинутыми Сущностями формируется 7 центров, в которых эти более продвинутые Сущности работают. Эго Сверхкосмческого Логоса на ментальном подплане Вселенского плана формирует Каузальное тело. Эго Сверхкосмического Логоса и семь продвинутых сущностей продолжают процесс формирования на физическом подплане Вселенского плана или Первого Сверхкосмического плана, но т.к. нам не известно число Сверхкосмических Логосов то и не известно число сверхкосмических планов. Поэтому на N-ом Сверхкосмическом плане          формируется 7 Сверхкосмических Логосов, каждый из которых, содержит ещё 7 Космических Логоса. Для каждого  космического логоса Сверхкосмическими сущностями формируются 7 центров, в которых работают 7 Сверхкосмических Сущностей. Третий Логос Космического Логоса формирует семь подпланов Космического плана. Надо отметить, что на физическом подплане N-ого Сверхкосмического плана 49 Космических Логоса формируют 49 Космических планов или 49 своих физических тел.
Когда семь подпланов Космического плана готовы, то на монадическом подплане его формируются семь Логосов созвездий, в каждом из которых, 7 Системных Логосов. Их формируют 7 Сверхкосмических сущностей и Эго Космического Логоса. Для каждого Системного Логоса формируются 7 центров Системного Логоса. У нашего Солнечного Логоса в Его центрах работают 7  Риши Большой Медведицы, которые, по всей видимости, по уровню развития превосходят наш Солнечный Логос. Для Них это самый низ  в нисхождении в Материю.
Третий Логос Системного Логоса формирует 7 подпланов Системного плана. На физическом подплане Космического плана образуется 49 Системных планов. На монадическом подплане системного плана Семью Ришами Большой Медведицы и Эго Системного Логоса формируются семь центров, в которых работают 7 планетарных Логосов. Это их самое глубокое нисхождение в Материю. Эго семи Планетарных Логосов располагается на четвёртом подплане ментального космического плана, а Монада, следовательно, на монадическом космическом плане. Планетарные Логосы формируют семь центров на буддхическом системном плане. В этих центрах формируются девять планетарных схем с девятью Планетарными Логосами. Каждый Планетарный Логос имеет семь цепей в каждой цепи 7 Глобусов. В некоторых цепях глобусы могут располагаться таким образом: глобусы А и G располагаются на высшем ментальном системном плане, глобусы В и F на низшем ментальном системном плане, глобусы С и Е на астральном системном плане. И глобус Д на физическом системном плане.
Сущности, начиная с человеческого уровня, развиваются через принципы.
Сущность отражается на низший план и образует Монаду. Монада также двойственна (Дух-Материя). Монада отражается на низшие планы как принципы: Атма, Буддхи, Манас, Кама-манас, Прана, Кама, физический принцип.
 «… Вот почему индусы говорят, что Вселенная есть Браман и Брама, ибо Браман пребывает в каждом атоме Вселенной; ибо Шесть Принципов в природе исходят - как различные дифференцированные аспекты – из Седьмого  и Единого, Единой Реальности во Вселенной, как космической, так  и микрокосмической. …» \ Т.Д. Пролог. \
Во времена Е.П.Б. считалось, что Монада и Атма вместе образуют седьмой принцип, поэтому шесть принципов исходили из седьмого. Позднее А. Безант ввела планы, и Монада расположилась на монадическом плане, а Атма на атмическом плане. Таким образом, семь принципов стали исходить из Монады.
Духовный аспект Монады (здесь имеется ввиду Монада человека) отражается и образует сознание. Атма – это сознание на атмическом плане. Буддхи – это сознание на буддхическом плане.
 «… так и Махат, первородный от Джнана (Гнозис), Знание, Мудрость или Логос – есть призрак, отображённый Абсолютным Ниргуна (Парабраманом), Единой Реальностью, не имеющей ни атрибутов, ни качеств, тогда как для некоторых ведантистов Махат есть проявление Пракрити или же Материи. »\Т.Д.т.1,ч.1,ст.3,п.1\
 Здесь речь идет о Буддхи Солнечного Логоса. Буддхи – это отражение духовного аспекта Монады. Монада является  отражением сущности. Все сущности относятся к Природе. Буддхи не относится к материальному аспекту Монады. Буддхи не относится к форме, так как она относится к сущности, которая развивается в этой форме. Очень часто под Материей подразумеваются сущности, входящие в состав формы, а под Духом подразумевается сущность, развивающаяся через эту форму. Такое деление сущностей носит относительный характер. Например, человек по отношению к своему физическому телу есть Дух, а по отношению к своему Планетарному Логосу, в состав формы которого он входит, он есть Материя.
«Махат именуется Владыкою в Первичном Творении и в этом смысле он есть Всемирное Познание или Божественная Мысль; но «тот Махат который был рождён первым, называется (впоследствии) Эго-измом, когда он рождается, как (само чувство) «Я», что является, как сказано, Вторичным Творением. …», т.е., когда Махат развивается в ощущение Само-Сознания – Я,- тогда он принимает название «Эгоизм», что, переведя на наш эзотерический язык, означает – когда Махат преображается в человеческий Манас (или даже в Манас конечных богов) и становится Самостью. …»\Т.Д.т.1,ч.1,ст.3,п.7\
Во времена Е.П.Б. манас иначе называли Эго. А. Безант и А. Бейли разделили эти понятия. Манас как был, так и остался принципом. Эго стало индивидуальной Душой. Эго есть отражение Монады и как Монада она тройственна. Раньше считалось, что Буддхи создает Манас, а сейчас Буддхи является отражением Любви-Мудрости Монады и Манас является отражением Активного Интеллекта Монады.
«Махат (санскр.) Буквально, «Великий». Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пураничесуой философии – первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготии или чувства «я есмь я» (в низшем манасе)». \Т.С.\
«Маха Буддхи (санскр.) Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити, или семь «природ», или планов перечисляются, начиная с Махабуддхи вниз». \Т.С.\
«Махат или Маха-Буддхи, согласно Вайшнавам, есть, однако, Божественный Разум в активном действии или как говорит Анаксагор, «Устанавливающий и Управляющий Разум был причиною всего сущего».  \Т.Д.т.1,ч.2,отд.13\
Применительно к человеку этот принцип играет важную роль в создании и развитии индивидуальной души человека, которую иначе называют Эго-измом, эготией, Самостью.
Манас – это сознание на манасическом плане, кама-манас – это сознание на четвертом подплане манасического системного плана, кама – это сознание на астральном плане, физический принцип – это сознание на физическом плане.
Отражение материального аспекта Монады – это Прана. Прана может быть атмической, буддхической, манасической, кама-манасической, камической, физической.
 «Принципы, базовые дифференциации, сущностные качества, или типы энергий, на которых созданы все вещи; они обусловливают отличия природы всех форм». \Т.о К.О.сн.34\
Из принципов только Прана принимает некоторое участие в создании формы на том или ином плане. Остальные принципы только развиваются через форму.
«Принципы. Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено всё. Мы применяем этот термин для обозначения семи отдельных  и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и в человеке. Отсюда также семь аспектов их проявления в человеке – божественный, духовный, \интеллектуальный, \ психический, астральный, физиологический и просто физический».  \Т.С.\
Здесь под принципом подразумевается то, что отражается от Монады и плюс форма, в которую происходит отражение. Форма от Монады никак не может отражаться. Форма создается из сущностей соответствующего плана. Сначала на плане Девами подбирается постоянный атом, затем вокруг него создается тело и только после этого в форму происходит отражение принципа. Принцип это «Я» форма это «не-я». Более подробно об этой точке зрения можно узнать в «Человеке 1».
Сущности, начиная с человеческой, развиваются через Монады, представленные триадами Воля, Любовь-Мудрость, Активный Интеллект.
Имеет место такое развёртывание: Жизнь – Сущность – Монада – Душа – Личность. Более подробно в «Человеке 1».
Получается, что Космическая Мысле-основа руководит развитием сущностей, а Космическая Корень-Субстанция руководит созданием планов и форм через которые происходит развитие сущностей. Эти два типа энергии присутствуют в сущности и развиваются через сущности и по другому развиваться не могут. Меньшие элементарные энергии Пре-Космической Корень-Субстанции нисходят и восходят в составе сущности как «кольцо-не-преступи» сущности. Затем они становятся большими элементарными энергиями и опять нисходят и восходят в составе сущности как материальный аспект сущности. Энергия Пре-Космической Мысле-основы или Дух нисходит и восходит в составе сущности как духовный аспект сущности. (Смотри модель)
Из нисходящих сущностей создаются планы и формы на этих планах.
Порядок развёртывания планов. На каждом плане развёртываются семь подпланов, на каждом седьмом подплане разворачиваются 49 более грубых планов, каждый из которых, имеет 7 подпланов. На каждом седьмом подплане формируются 49 ещё более грубых планов и так далее до семи системных планов, которые являются семью подпланами седьмого космического физического плана.
Сущности, начинающие нисхождение по планам, очень сильно отличаются от Великих Сущностей, закончивших восхождение по планам, количеством и качеством этих двух основных типов энергий. По всей видимости, Великие Сущности распадаются и энергии уходят в не проявленное состояние.
Таким образом, Абсолютность Сама Себя обеспечивает энергией, необходимой для развёртывания Вселенных, и Сама Себя совершенствует.
Таких теоретических систем может быть много.





Литература.
Т.Д. – «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватская,  редакционно-издательский центр «ТОК». Смоленск, 1994.
Т.о К.О. «Трактат о Космическом Огне» Алиса А.Бели, «Навна-3» Москва 2002.
Т.С. – Теософский словарь Е.П. Блаватская, Москва, «Сфера», 1998г.



 
 


 
 


 

 
 
 


Рецензии