Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 3
Пока зимник стоял, натаскали из ТОГО "света" горючки, хотя и на месте эти вопросы решать возможно, и наверняка цена на нефть тут пока еще не взбесилась. Хотя, ближе чем в Штатах бензин наверняка не заказать, но и это не страшно. Тем более, что и так для вояжа туда дела накопились, тот же Голливуд навестить. А вот маслам замены уже не подобрать - любит заграница когда её балуют, правда и отвечает тем же, австрийский мотор - вещь надёжная.
Может нынче, если в этой области залидируем, то и в дальнейшем планку опускать стыдно будет. По крайней мере, взятый прозапас ROTAX тоже в Ригу решил отправить - пусть инженер Каллеп и его там курочит, глядишь и тут превзойдём супостатов, а то всё балетом только хвастаемся.
Какого же было моё удивление, когда прибыв во Владик, я упомянутого эста, у деда ещё загостившимся, встретил. Оказывается, и не подумалось даже, что Транссиб то официально ещё не пущен и по нему только рабочие поезда пока курсируют, а первый пассажирский в июле пройдёт. Вот и маялся будущий фанатик авиации, когда в замазанных мазутом вагонах строителей, когда на лошадках перекладных, как и триста лет назад, до края земли добираясь. Не вознаградить за подвиг человека было нельзя, и скопировал я ему все имеющиеся у меня чертежи по У-2 с комментами и пояснялками. Пусть творит - в Риге смежных производств масса, на том же "Проводнике" ткань прорезиненную взять возможно, да и прочих вкусняшек полно, а мне тут даже как добыть спицу для колеса, голову ломать бы пришлось. Значит и в себестоимость всё это в гораздо меньшую выльется. В конце-концов и у этого самолётика крылья точно так же в транспортное положение переводятся, и аппарат по железной дороге прекрасно к театру военных действий подвезти возможно. А чтоб человек в чудо Икара поверил, в довершение надумал его первым в небо свозить. Разумеется, наплетя перед тем, что за фантастические деньги в далёкой стране по большому блату сей аэроплан купить удалось. Когда же собеседник сумму уточнил, то я не моргнув глазом тут же счёт показал - два миллиона четыреста тысяч рублей (правда, дату пальцем прикрыл). Так что ценностью передаваемого имущества и информации партнер проникся.
Мимоходом заметив про себя, что сегодня 27 января (9 февраля - по новому) 1903 года, и до нападения японцев на нашу эскадру в Порт-Артуре и на "Варяг" в Чемульпо времени осталось ровно год. Отчасти к событию сему уже подготовился, но сделать за оставшийся год предстояло много больше. Хотя и приятное с полезным совмещать не возбранялось. Например, в "золотых" своих деяниях и обрусевшему чухонцу поучаствовать позволить, а ящики с двигателями ведь в Ригу и без него малой скоростью ехать могут - железные они, что с ними сделается (если не разворуют. Но зачем?). Попросил я купца, чтоб он пару управляющих под будущие прииски выделил, да транспортом обеспечил, который до казачьей станицы довезет. А дальнейшую доставку организаторов золотодобычи на место я уже на себя беру. Пара троек донесла до станицы резво, там приказчиков оставил, с наказом одному на следующее утро по дороге на версту вперед пройти и меня там ждать, а второму проделать тоже, но уже через неделю. А я, дед и инженер проехали ещё до отвилки, где дальше только ножками добираться возможно, после чего кучера домой отпустили, а сами к заветному месту направились. Родители встретили и гостя, и нас, разумеется, радушно. Передохнули мы у них с дороги, а утром отвел я механикуса в ангар и тот задохнулся от увиденного. Когда же аэроплан на лёд озера вытащили и взлетели, то и вовсе тот от восторга дышать перестал. Правда длилось это недолго, лететь то было совсем близко, а то могло ведь и летально кончиться. Приказчик же, что нас но дороге ожидал, хоть и не робким человеком был, но в кабину самолёта полез, крестясь постоянно, зато, когда я его за полчаса домчал до места, к которому по земле он бы неделю пробивался, достоинство техники оценил сполна. С видом триумфатора топнул я унтом по снегу и сказал: "Здесь копать надо!". А сам достал из кабины "SHTILL" и скоренько навалил леса на строительство избушки, а правильнее сказать "Здания администрации прииска Счастливый". Поскольку, растопив кострами землю, и полуметра не вскрыв, уже золотоносная порода пошла. А кержак с чухонцем как дети возрадовались первому найденному самородочку, что на счастье Каллепу подарен и был. Потом, все втроём брёвна до кучи сволокли, и принялся таёжник себе сруб тесать. Оставил я ему распечатку с карты, где указано было, как к людям выбираться (прочим припасом он сам заранее озаботился), и улетел я с эстом за следующим управляющим. На этот год запланировано было всего два прииска открыть - жадничать ни к чему, да и дел других пока полно. Что и было успешно произведено. И от той лёгкости, с какой обнаруживались просто под ногами лежащие несметные богатства, эстонец балдел запредельно. Чувствовалось, что приток адреналина у него прям зашкаливает.
Когда на озеро вернулись и аэроплан стали в ангар-амбар заталкивать, по глазам видно было, как сожалеет человек, что волшебная сказка к концу подошла. Ну совсем не хотелось уроженцу запада то ли со мной, то ли с самолётом, а может с самой эйфорией романтики, здесь на востоке в атмосфере витающей, расставаться. Потому и предложил я ему ещё погостить, ну и помочь в чём, если пожелает. Тут как раз дед меня в очередной раз удивил. Он, оказывается, в предыдущую свою "ходку на волю" прознал, что расположенным неподалёку от "батиного" бывшего прииска, полигоном по уничтожению устаревших боеприпасов его бывший летёха командует (когда сам дед уже в батянях-комбатах пребывал). Офицерство есть явление кастовое и бывшие однокашники, однополчане и т.д. помочь своему всегда рады. Доросший уже и сам до подпола бывший подчинённый командиру обрадовался безмерно, а когда дед намекнул, что у сына на руднике с взрывчаткой проблемы образовались, вызвался неприятность эту устранить - и в конце зимы вновь появиться посоветовал. Планировалось уничтожение ФАБов. Вот дед, воспользовавшись предложением, и подогнал на заимку "Газель" в кузове которой дюжина "поросят" по центнеру разлеглась. Разумеется, в разумных пределах отблагодарив сострадательного военного (может ещё когда обратиться придется). Так нам теперь с инженером (у которого, кстати, и руки не из ж... росли) соображалку включить пришлось, как под эти бомбы приспособить подвески нашего самолетика, на которые изначально дополнительные бензобаки вешать думано было. В компе картинка такая имелась, но и сочиненное уже в железе воплотить тоже дело непростое. Разумеется, с задачей справились и собой остались довольны.
Для полной подготовки самолета к выполнению задуманного не доставало только прицела. Ведь настроен я был на своём легкомоторном аппарате ни много ни мало, как атаковать эскадру адмирала Того. Все его крейсера, миноносцы и даже посыльное судно "Чихая" (за название)! Расчёт был на внезапность и неготовность противника к отражению нового вида оружия. Причем желательно было самому даже случайной пули не схлопотать - лодке дырки ни к чему. А максимально близко сблизить несовместимое возможно было только ночью, ибо днём мой "штурмовик" даже из арисаки собьют. Так что от стандартного бомбового прицела ОПБ-1 для Пе-2 отказаться пришлось. Но третье тысячелетие породило уже такую массу всяческих локаторов, приборов ночного виденья и компов, что оставалось только изыскать умненькую голову, которая бы сумела все это "на коленке склеить" и создать в кустарных условиях аппаратуру, ночью позволяющую атаковать не хуже чем днём. И таковая обнаружилась. Так что к исходу лета "ночной прицел" мне был обещан и до того срока мог я немного расслабиться. Ну, разве что иногда на симуляторе в "Историю пикирующего бомбардировщика" поигрывать.
Пока же заспешили мы в "цивилизацию", только-только до распутицы во Владик вернуться успев. И тут везуха, до того галопом скакавшая, несколько споткнулась. Бывший генерал-губернатор от дел отошел, а заменивший его и.о. - генерал-майор Смирнов своего чиновника для особых поручений поставил, "нашего" ходатая по миру пустив. И пошла гулять русская забава с завораживающим именем VOLOKITA. Но наслаждаться ею я купцу первой гильдии предложил - пусть свой процент с месторождений и на этом поприще поотрабатывает, чтоб служба медом не казалась.
Мне же требовалось и в институте хоть изредка появляться - ибо если повестки из военкомата не ожидать, так не значит, что и наглеть возможно. Здорово меня на первом курсе спасало своё незаконченное высшее в ТОЙ жизни, да и той же жизнью в голову вбитый китайский. Так что обучение проистекало практически экстерном, но видимая за моей спиной тень купца-мецената все очень облегчала.
Очень на курсе со мной сблизиться возжелал один романтический подпоручик из Порт-Артура, сюда на учёбу откомандированный. Он заметкой в газете о моих воздухоплавательных наклонностях и так в полной заинтригованности пребывал, а как прослышал, что у меня изобретатель из Риги гостит, так и вовсе всячески услужить стал пытаться. Прознав, что мы начала навигации дожидаемся, чтоб в Америку отплыть, порекомендовал в Артур проехать - там льда не бывает, и пароходная линия через океан круглогодична. Как раз по делам службы и он нынче в гарнизон отозван, и компанию нам в железнодорожном вагоне составит с удовольствием. Так что вскоре понес нас поезд в Желтороссию. А по прибытии в Порт, новый наш знакомец уладил все с пароходными билетами, а остающиеся до отправления судна четыре дня предложил у него погостить. Хоть и тесновато получалось пребывание, но кормить клопов в местной гостинице перспектива радовала много меньше. На сколько служба позволяла, старался Юрий Николаевич (так звали офицера) наш досуг скрасить - перезнакомив практически со всеми своими сослуживцами, причем к их вящей радости - ибо скучна и однообразна лямка гарнизонная и каждому свежему лицу здесь рады. Инженер, получив такую массу свободных ушей, чуть ли ни с лекциями выступать начал. О техническом прогрессе и светлом будущем, когда космические корабли забороздят .... . А слушали то его как! Ну и моя скромная особа иногда появлялась из-за спины оратора, чтоб свои пять копеек вставить. Так что ещё до нашего отплытия организовалось в Артуре "Общество друзей авиации и дирижаблестроения", в которое и нас включили, 25 копеек с каждого на членские взносы слупив. В свою очередь, твёрдо пообещал я к Святкам непременно прибыть в сей чудный град вновь и наглядное пособие с собою прихватить, только для него бы потребно было обществу сарай какой побольше вблизи воды (хоть даже у мелководья - чтоб подешевле обходилось) заарендовать, и ещё пять рублей на это дело добавил. Инженер же, научную библиотеку Общества заложил - свой обожаемый журнал "Воздухоплаватель" пожертвовав.
Вот так, смахивая скупые слёзы радости и провожаемые криками "Виват!" и "Все в космос!" ступили мы на борт парохода, который скоренько нас до Американской земли домчал.
Составил мне компанию инженер и в ревизии моей фирмы в Голливуде, придя в восторг и от взрывоподобного развития предприятия и произрастающих на его территории цитрусовых. Вновь я прибыль (и весьма уже не малую - фильмы штамповались как пирожки) пожелал не выбирать и ею свой основной капитал в бизнесе увеличить. Но, помня полные тоски и скуки глаза артурцев, попросил уже округлившегося от хорошей жизни бывшего фотографа, подобрать легкого на ногу человека, который бы демонстрацию синемотографических картин там организовать сумел - пора уже нашей компании и азиатский рынок захватывать начинать. Ну и желательно, чтоб человек этот не только кино крутить умел, а так же и сам его съёмкой занимался. Ибо специфика того региона всегда зрителю интересна будет. Аппарат и киноленту я будущему документалисту, разумеется, оплачу - пусть не экономит, да и ещё бы одного кинооператора к осени попросил подыскать, а в комплекте к нему и шхуну какую с экипажем здесь в Америке заарендовать для меня. Пусть к закрытию навигации во Владивосток подплывают, очень даже интересно кино получиться может. И непременно чтоб бочек 50 бензину с максимально высоким октановым числом прихватили.
Затем заехали на Винчестер - о заказе справиться. Руководство усиленно просить стало патент продать, но я не моргнув запросил миллион, и все отпали. Я же подумал, что за такую машинку запросил точно не достаточно, а жадные люди русское чудо явно недооценили. Погодите! Придет время - ещё оцените. Один ствол я выбрал и Каллепу подарил, а прочие велел в Голливуд доставить. На собственную компанию! Пусть потом вместе со шхуной во Владик отправят! (вот так!).
Последним в программе был Кливленд, где "Кваньтунскую Магнитку" (или тогда ещё Гэри-тку) спроектировать обязались. Очень уж мне не терпелось Артуру Мак Ки гонорар за тяжкий труд копирования вручить. Но выданную ранее предоплату шотландец проел, а на привязку проекта по месту опять средств изыскать не мог и в сроки не укладывался. Пришлось договор пересмотреть. Денег на экспедицию я добавил, при условии, что отбудут проектировщики на место прямо завтра - в моём присутствии, тогда за летний сезон шанс уложиться имеется. А закончить проект к новому году пообещали, как всегда включив пункт о форс-мажоре в случае войны и пр. стихийных бедствий, ну и штрафных санкциях в случае срыва сроков. Демонстрируя сердитость я впредь пообещал держать их на телеграфном контроле!
Вот так - с чувством выполненного долга вновь вступили мы на палубу парохода, но уже на Атлантическом побережье американского континента. Чтобы считать можно было, что совершаем кругосветное путешествие (кстати, так и много быстрее получалось).
Добравшись до Англии, пути наши с полюбившимся инженером разошлись. Он настраивался через Германию (чтоб с тамошним моторостроением ознакомиться) до Риги добираться, а мне же на судно (пусть и грузовое, но и мы - не баре) напрямую на Питер идущее, попасть удалось. Перед расставанием, разумеется, попросил я уже ставшего другом чухонца увиденное в секрете держать, а работу над двигателем проводить максимально скоро. Да и по созданию летательного аппарата команду энтузиастов собрать - ведь в том, что как птица лететь возможно, инженер самолично убедился. Я же, своё материальное вспомоществование при этом предложил. Фёдор Георгиевич, в свою очередь, пообещал справиться о возможности моего участия в развитии завода. Ведь предоставление действующих образцов и чертежей, уже являлось огромным вкладом, который переоценить трудно, а тут еще и деньгами добавить намеревался.
В столицу же меня понесло не из слепой веры добравшись до доброго батюшки-царя глаза ему открыть и страну его руками от бед отвратить. Один Дальний Восток накопил в себе уже такую массу противоречий и проблем, что иного пути как только разрубить этот Гордиев узел, более не существовало. А ведь ещё и внутренний враг в стране крепчал.
Но и не отметиться также было нельзя - уж очень был велик соблазн потом заявить: "Я же предупреждал!". А лучшей возможностью получить аудиенцию у монаршей особы было преподнесение в дар государю какой-либо своей фильмы - как-никак являлся ведь лидером американской (да без ложной скромности и мировой) киноиндустрии. Действительно, и кино прокрутить удалось, и беседой с Е.И.В. Николаем 2-м впоследствии удосужиться. Но, разумеется, поверхностной и в общих чертах. Государь поинтересовался моим житьём, удивился нашей с дедом романтической историей, поощрил воздухоплавательные наклонности и стремление экспериментировать в этой области уже на территории его империи, велел адъютанту разобраться с заморочками по легализации открытых "дедом" приисков. А вот стремление к индустриализации Желтороссии всячески поощрил, и даже всяческое содействие пообещал, прознав, что проект металлургического комбината под Порт-Артуром уже вскорости закончен будет. Я же, как и положено, в припадке благодарности пообещал в случае надобности и живота (и всего его содержимого) не пожалеть на благо монархии. Так и расстались, весьма друг-другом довольные. Что бы впоследствии "победители" не говорили о царе, а человек он был крайне деликатный и обходительный.
Свидетельство о публикации №212122800536