C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 3

         Батю немного развели, прайс подразумевал только планер, а с моторами игрушка тянула уже за два лимона. Но и эта цифра смертельной не была - главным оставалась надежность аппарата и его простота. Полный курс программы обучения рассчитан был на 42 часа, хотя Денис себя прекрасно чувствовал за штурвалом уже после 20-ти, а опытным пилотам и 5-ти хватало. Завод "Гидроплан" клеил эти аппараты уже давно и постепенно доводил конструкцию до совершенства. Если немного парню повезет, то, возможно, обеспечит   предприятие заказами (да и сам в накладе не останется). По зимнему времени летать приходилось с лыжами, но они на аэродинамику почти не влияли, главное, что, снимая крылья, аппарат всего за полчаса переводился в транспортное положение и хоть за машиной его буксируй. Но до того самолетик ещё на месте как модельку собрать надлежало, и, поговорив на заводе, нашёл он опытного мастера на командировку согласного, так что обратную дорогу в их купе еще один мужик храпел. Но по прибытии  не удивлялся, что собирать аппарат в тайгу, да ещё и через пещерку потащились, вопросов лишних не задавал, а вот дело своё знал туго и даже гарантию дал на 6 месяцев. Хотя и батя на условия труда расстарался, даже дизель-генератор в амбар, у озера построенный, приволок. Ведь это не только свет, но и электроинструмент работающий, да и прочие незамечаемые жителю третьего тысячелетия бытовые мелочи. Вот   сделано было всё, чтоб пришлый разницы не почувствовал.
    Пока зимник стоял, натаскали из ТОГО "света" горючки, хотя и на месте эти вопросы решать возможно, и наверняка цена на нефть тут пока еще не взбесилась. Хотя, ближе чем в Штатах бензин наверняка не заказать, но и это не страшно. Тем более, что и так для вояжа туда дела накопились, тот же Голливуд навестить. А вот маслам замены уже не подобрать - любит заграница когда её балуют, правда и отвечает тем же,  австрийский мотор - вещь надёжная.
        Может нынче, если в этой области залидируем, то и в дальнейшем планку опускать стыдно будет. По крайней мере, взятый прозапас ROTAX тоже в Ригу решил отправить - пусть инженер Каллеп и его там курочит, глядишь и тут превзойдём супостатов, а то всё балетом только хвастаемся. 
        Какого же было моё удивление, когда  прибыв во Владик, я упомянутого эста, у деда ещё загостившимся, встретил. Оказывается, и не подумалось даже, что Транссиб то официально ещё не пущен и по нему только рабочие поезда пока курсируют, а первый пассажирский в июле пройдёт. Вот и маялся будущий фанатик авиации, когда в замазанных мазутом вагонах строителей, когда на лошадках перекладных, как и триста лет назад, до края земли добираясь. Не вознаградить за подвиг человека было нельзя, и скопировал я ему все имеющиеся у меня чертежи по У-2 с комментами и пояснялками. Пусть творит - в Риге смежных производств масса, на том же "Проводнике" ткань прорезиненную взять возможно, да и прочих вкусняшек полно,  а мне тут даже как добыть спицу для колеса, голову ломать бы пришлось. Значит и в себестоимость всё это в гораздо меньшую выльется.  В конце-концов и у этого самолётика крылья точно так же в транспортное положение переводятся, и аппарат по железной дороге прекрасно к театру военных действий подвезти возможно. А чтоб человек в чудо Икара поверил, в довершение надумал его первым в небо свозить. Разумеется, наплетя перед тем, что за фантастические деньги в далёкой стране по большому блату сей аэроплан купить удалось. Когда же собеседник сумму уточнил, то я не моргнув глазом тут же счёт показал - два миллиона четыреста тысяч рублей (правда, дату пальцем прикрыл). Так что ценностью передаваемого имущества и информации партнер проникся.

          Мимоходом заметив про себя, что сегодня 27 января (9 февраля - по новому) 1903 года, и до нападения японцев на нашу эскадру в Порт-Артуре и на "Варяг" в Чемульпо времени осталось ровно год. Отчасти к событию сему уже подготовился, но сделать за оставшийся год предстояло много больше. Хотя и приятное с полезным совмещать не возбранялось. Например, в "золотых" своих деяниях и обрусевшему чухонцу поучаствовать позволить, а ящики с двигателями ведь в Ригу и без него малой скоростью ехать могут - железные они, что с ними сделается (если не разворуют. Но зачем?). Попросил я купца, чтоб он пару управляющих под будущие прииски выделил, да транспортом обеспечил, который до казачьей станицы довезет. А дальнейшую доставку организаторов золотодобычи на место я уже на себя беру. Пара троек донесла до станицы резво, там приказчиков оставил, с наказом одному на следующее утро по дороге на версту вперед пройти и меня там ждать, а второму  проделать тоже, но уже через неделю. А я, дед и инженер проехали ещё  до отвилки, где дальше только ножками добираться возможно, после чего кучера домой отпустили, а сами к заветному месту направились. Родители встретили и гостя, и нас, разумеется, радушно. Передохнули мы у них с дороги, а утром отвел я механикуса в ангар и тот задохнулся от увиденного. Когда же аэроплан на лёд озера вытащили и взлетели, то и вовсе тот от восторга дышать перестал. Правда длилось это недолго, лететь то было совсем близко, а то могло ведь и летально кончиться. Приказчик же, что нас но дороге ожидал, хоть и не робким человеком был, но в кабину самолёта полез, крестясь постоянно, зато, когда я его за полчаса домчал до места, к которому по земле он бы неделю пробивался, достоинство техники оценил сполна. С видом триумфатора топнул я унтом по снегу и сказал: "Здесь копать надо!". А сам достал из кабины "SHTILL" и скоренько навалил леса на строительство избушки, а правильнее сказать "Здания администрации прииска Счастливый". Поскольку, растопив кострами землю, и полуметра не вскрыв, уже золотоносная порода пошла. А кержак с чухонцем как дети возрадовались первому найденному самородочку, что на счастье Каллепу подарен и был. Потом, все втроём брёвна до кучи сволокли, и принялся таёжник себе сруб тесать. Оставил я ему распечатку с карты, где указано было, как к людям выбираться (прочим припасом он сам заранее озаботился), и улетел я с эстом за следующим управляющим. На этот год запланировано было всего два прииска открыть - жадничать ни к чему, да и дел других пока полно. Что и было успешно произведено. И от той лёгкости, с какой обнаруживались просто под ногами лежащие несметные богатства, эстонец балдел запредельно. Чувствовалось, что приток адреналина у него прям зашкаливает.

        Когда на озеро вернулись и аэроплан стали в ангар-амбар заталкивать, по глазам видно было, как сожалеет человек, что волшебная сказка к концу подошла. Ну совсем не хотелось уроженцу запада то ли со мной, то ли с самолётом, а может с самой эйфорией романтики, здесь на востоке в атмосфере витающей, расставаться. Потому и предложил я ему ещё погостить, ну и помочь в чём, если пожелает. Тут как раз дед меня в очередной раз удивил. Он, оказывается, в предыдущую свою "ходку на волю" прознал, что расположенным неподалёку от "батиного" бывшего прииска, полигоном по уничтожению устаревших боеприпасов его бывший летёха командует (когда сам дед уже в батянях-комбатах пребывал). Офицерство есть явление кастовое и бывшие однокашники, однополчане и т.д. помочь своему всегда рады.  Доросший уже и сам до подпола бывший подчинённый командиру обрадовался безмерно, а когда дед намекнул, что у сына на руднике с  взрывчаткой проблемы образовались, вызвался неприятность эту устранить - и в конце зимы вновь появиться посоветовал. Планировалось уничтожение ФАБов. Вот дед, воспользовавшись предложением, и подогнал на заимку "Газель" в кузове которой дюжина "поросят" по центнеру разлеглась. Разумеется, в разумных пределах отблагодарив сострадательного военного (может ещё когда обратиться придется). Так нам теперь с инженером (у которого, кстати, и руки не из ж... росли) соображалку включить пришлось, как под эти бомбы приспособить подвески нашего самолетика, на которые изначально дополнительные бензобаки вешать думано было. В компе картинка такая имелась, но и сочиненное уже  в железе воплотить тоже дело непростое. Разумеется, с задачей справились и собой остались довольны.
        Для полной подготовки самолета к выполнению задуманного не доставало только прицела. Ведь настроен я был на своём легкомоторном аппарате ни много ни мало, как атаковать эскадру адмирала Того. Все его крейсера, миноносцы и даже посыльное судно "Чихая" (за название)! Расчёт был на внезапность и неготовность противника к отражению нового вида оружия. Причем желательно было самому даже случайной пули не схлопотать - лодке дырки ни к чему. А максимально близко сблизить несовместимое возможно было только ночью, ибо днём мой "штурмовик" даже из арисаки собьют. Так что от стандартного бомбового прицела ОПБ-1 для Пе-2 отказаться пришлось. Но третье тысячелетие породило уже такую массу всяческих локаторов, приборов ночного виденья и компов, что оставалось только изыскать умненькую голову, которая бы сумела все это "на коленке склеить" и создать в кустарных условиях аппаратуру, ночью позволяющую атаковать не хуже чем днём. И таковая обнаружилась. Так что к исходу лета "ночной прицел" мне был обещан и до того срока мог я немного расслабиться. Ну, разве что иногда на симуляторе в "Историю пикирующего бомбардировщика" поигрывать.
         Пока же заспешили мы в "цивилизацию", только-только до распутицы во Владик вернуться успев. И тут везуха, до того галопом скакавшая, несколько споткнулась. Бывший генерал-губернатор от дел отошел, а заменивший его и.о. - генерал-майор Смирнов своего чиновника для особых поручений поставил, "нашего" ходатая по миру пустив. И пошла гулять русская забава с завораживающим именем VOLOKITA. Но наслаждаться ею я купцу первой гильдии предложил - пусть свой процент с месторождений и на этом поприще поотрабатывает, чтоб служба медом не казалась.
          Мне же требовалось и в институте хоть изредка появляться - ибо если повестки из военкомата не ожидать, так не значит, что и наглеть возможно. Здорово меня на первом курсе спасало своё незаконченное высшее в ТОЙ жизни, да и той же жизнью в голову вбитый китайский. Так что обучение проистекало практически экстерном, но видимая за моей спиной тень купца-мецената все очень облегчала. 
Очень на курсе со мной сблизиться возжелал один романтический подпоручик из Порт-Артура,  сюда на учёбу откомандированный. Он заметкой в газете о моих воздухоплавательных наклонностях и так в полной заинтригованности пребывал, а как прослышал, что у меня изобретатель из Риги гостит, так и вовсе всячески услужить стал пытаться. Прознав, что мы начала навигации дожидаемся, чтоб в Америку отплыть, порекомендовал в Артур проехать - там льда не бывает, и пароходная линия через океан круглогодична. Как раз по делам службы и он нынче в гарнизон отозван, и компанию нам в железнодорожном вагоне составит с удовольствием. Так что вскоре понес нас поезд в Желтороссию. А по прибытии в Порт, новый наш знакомец уладил все с пароходными билетами, а остающиеся до отправления судна четыре дня предложил у него погостить. Хоть и тесновато получалось пребывание, но кормить клопов в местной гостинице перспектива радовала много меньше. На сколько служба позволяла, старался Юрий Николаевич (так звали офицера) наш досуг скрасить - перезнакомив практически со всеми своими сослуживцами, причем к их вящей радости - ибо скучна и однообразна лямка гарнизонная и каждому свежему лицу здесь рады. Инженер,  получив такую массу свободных ушей, чуть ли ни с лекциями выступать начал. О техническом прогрессе и светлом будущем, когда космические корабли забороздят .... . А слушали то его как! Ну и моя скромная особа иногда появлялась из-за спины оратора, чтоб свои пять копеек вставить. Так что ещё до нашего отплытия организовалось в Артуре "Общество друзей авиации и дирижаблестроения", в которое и нас включили, 25 копеек с каждого на членские взносы слупив. В свою очередь, твёрдо пообещал я к Святкам непременно прибыть в сей чудный град вновь и наглядное пособие с собою прихватить, только для него бы потребно было обществу сарай какой побольше вблизи воды (хоть даже у мелководья - чтоб подешевле обходилось) заарендовать, и ещё пять рублей на это дело добавил. Инженер же, научную библиотеку Общества заложил - свой обожаемый журнал "Воздухоплаватель" пожертвовав.
       Вот так, смахивая скупые слёзы радости и провожаемые криками "Виват!"  и "Все в космос!" ступили мы на борт парохода, который скоренько нас до Американской земли домчал.

       Составил мне компанию инженер и в ревизии моей фирмы в Голливуде, придя в восторг и от взрывоподобного развития предприятия и произрастающих на его территории цитрусовых. Вновь я прибыль (и весьма уже не малую - фильмы штамповались как пирожки) пожелал не выбирать и ею свой основной капитал в бизнесе увеличить. Но, помня полные тоски и скуки глаза артурцев, попросил уже округлившегося от хорошей жизни бывшего фотографа, подобрать легкого на ногу человека, который бы демонстрацию синемотографических картин там организовать сумел - пора уже нашей компании и азиатский рынок захватывать начинать. Ну и желательно, чтоб человек этот не только кино крутить умел, а так же и сам его съёмкой занимался. Ибо специфика того региона всегда зрителю интересна будет. Аппарат и киноленту я будущему документалисту, разумеется, оплачу - пусть не экономит, да и ещё бы одного кинооператора к осени попросил подыскать, а в комплекте к нему и шхуну какую с экипажем здесь в Америке заарендовать для меня. Пусть к закрытию навигации во Владивосток подплывают, очень даже интересно кино получиться может. И непременно чтоб бочек 50 бензину с максимально высоким октановым числом прихватили.
           Затем заехали на Винчестер - о заказе справиться. Руководство усиленно просить стало патент продать, но я не моргнув запросил миллион, и все отпали. Я же подумал, что за такую машинку запросил точно не достаточно, а жадные люди русское чудо явно недооценили. Погодите! Придет время - ещё оцените. Один ствол я выбрал и Каллепу подарил, а прочие велел в Голливуд доставить. На собственную компанию! Пусть потом вместе со шхуной во Владик отправят! (вот так!).
         Последним в программе был Кливленд, где "Кваньтунскую Магнитку" (или тогда ещё Гэри-тку) спроектировать обязались. Очень уж мне не терпелось Артуру Мак Ки гонорар за тяжкий труд копирования вручить. Но выданную ранее предоплату шотландец проел, а на привязку проекта по месту опять средств изыскать не мог и в сроки не укладывался. Пришлось договор пересмотреть. Денег на экспедицию я добавил, при условии, что отбудут проектировщики на место прямо завтра - в моём присутствии, тогда за летний сезон шанс уложиться имеется. А закончить проект к новому году пообещали, как всегда включив пункт о форс-мажоре в случае войны и пр. стихийных бедствий, ну и штрафных санкциях в случае срыва сроков. Демонстрируя сердитость я впредь пообещал держать их на телеграфном контроле!
          Вот так - с чувством выполненного долга вновь вступили мы на палубу парохода, но уже на Атлантическом побережье американского континента. Чтобы считать можно было, что совершаем кругосветное путешествие (кстати, так и много быстрее получалось).

      Добравшись до Англии, пути наши с полюбившимся инженером разошлись. Он настраивался через Германию (чтоб с тамошним моторостроением ознакомиться) до Риги добираться, а мне же на судно (пусть и грузовое, но и мы - не баре) напрямую на Питер идущее, попасть удалось. Перед расставанием, разумеется, попросил я уже ставшего другом чухонца увиденное в секрете держать, а работу над двигателем проводить максимально скоро. Да и по созданию летательного аппарата команду энтузиастов собрать - ведь в том, что как птица лететь возможно, инженер самолично убедился. Я же, своё материальное вспомоществование при этом предложил. Фёдор Георгиевич, в свою очередь, пообещал справиться о возможности моего участия в развитии завода. Ведь предоставление действующих образцов и чертежей, уже являлось огромным вкладом, который переоценить трудно, а тут еще и деньгами добавить намеревался.
    В столицу же меня понесло не из слепой веры добравшись до доброго батюшки-царя глаза ему открыть и страну его руками от бед отвратить. Один Дальний Восток накопил в себе уже такую массу противоречий и проблем, что иного пути как только разрубить этот Гордиев узел, более не существовало. А ведь ещё и внутренний враг в стране крепчал.
Но и не отметиться также было нельзя - уж очень был велик соблазн потом заявить: "Я же предупреждал!". А лучшей возможностью получить аудиенцию у монаршей особы было преподнесение в дар государю какой-либо своей фильмы - как-никак являлся ведь лидером американской (да без ложной скромности и мировой) киноиндустрии. Действительно, и кино прокрутить удалось, и беседой с Е.И.В. Николаем 2-м впоследствии удосужиться. Но, разумеется, поверхностной и в общих чертах. Государь поинтересовался моим житьём, удивился нашей с дедом романтической историей, поощрил воздухоплавательные наклонности и стремление экспериментировать в этой области уже на территории его империи, велел адъютанту разобраться с заморочками по легализации открытых "дедом" приисков. А вот стремление к индустриализации Желтороссии всячески поощрил, и даже всяческое содействие пообещал, прознав, что проект металлургического комбината под Порт-Артуром уже вскорости закончен будет. Я же, как и положено, в припадке благодарности пообещал в случае надобности и живота (и всего его содержимого) не пожалеть на благо монархии. Так и расстались, весьма друг-другом довольные. Что бы впоследствии "победители" не говорили о царе, а человек он был крайне деликатный и обходительный.


Рецензии