Коляда и древо Богородицы

Начало движения Солнца по новому кругу славяне отмечали празднованием Рождества Коляды.

В этот Святдень они должны были "обряды справно творить, в погремки стучать - Новый Год встречать".

Заблаговременно готовили они дрова для костра, еловый лапник для красного кута, бубенцы, свечи, скатерти, факелы, зерно, солому, рушники, льняной плат с начертанным на нём знаком (чиром) Коляды.

А начиналось Празднество с обряда "Жданки".

Все яства выставляли на стол так, чтобы в центре образовалась горка, отсюда произошло выражение "пир горой".

Хозяин дома, приседая, прятался за этой "горой", и обращался к чадам своим, сидевшим напротив:
 
- Зрите ли меня, детушки?
- Не зрим, батюшка! – отвечали ему.
- Так дайте, боги, чтобы и на будущий год не зрели! - говорил глава семейства.
 
Затем он произносил слова "пищесвятия"...

К трапезе должен был явиться Полазник, ведающий о Коляде.

Полазник входил в шапке волохатой, в вывороченной мехом наружу шубе.
Он изображал хозяина леса - медведя...

Хозяйка учтиво подносила гостю блюдо с пирогами да чарочку.

Отведав угощения, гость рассказывал о себе, что Отец ему - Бык, бог  Велес,
а Мать - Корова Земун, богиня Макошь, а первый Брат - бог Ра Красно Солнышко.

Затем Полазник "Коло замыкал" - благословлял на новое "Коло" солнечного года дом и домочадцев, благополучно проживших уходящее лето (год), после чего  хозяин позволял "братчину зачинать - "Гору" размётывать".

Затем добры молодцы отправлялись с Полазником в лес, за Бадняком, так называлось обрядовое СУХОЕ дерево, которое украшали лентами. Вокруг Бадняка собравшиеся вели хоровод "противосолонь" (против солнца), оставляя на сухих ветвях его свои невзгоды. Бадняк этот отправлялся в костёр, вокруг которого  хоровод вели уже  "посолонь"  - "по солнцу".

После сжигания Бадняка ряженые отправлялись с факелами колядовать, прославляя новорожденного Коляду.

А волхвы тем временем совершали в лесу Духовные радения, чтобы перед Рассветом возжечь Огненный Коловрат, и, прославляя Новое Солнце, запустить его с холма, приговаривая:

День-Солнцеворот!
Катись на огород,
С огорода -
На красно угорье,
Подымись над нашим подворьем!
РАЗГОНИ, СВАРОГ, потемь,
ВЕРНИ НА РУСЬ КРАСНЫЙ ДЕНЬ!

Для празднования Святодня пращуры наши не рубили ели, еловый лапник брали они, чтобы украшать свои дома.

В лесу они рубили засохшее дерево, называемое ими "Бадняк", они украшали его лентами,
а затем сжигали в обрядовом костре, как символ уходящего года.

. . .

Солнцеворот* знаменует начало нового движения светила по Годовому Колу.
Юный бог Коляда растёт и крепнет вместе с новым сронцем.
Бог Коляда - первая ипостась бога Ра - великого бога Солнца.
От слова "Коло" произошло имя бога Коляды.

Рождество Коляды празднуется с 24 декабря по 6 января.
Это мистическое время - пора сказок и поверий, когда Младенец Коляда, начиная свой разбег, рискует быть захваченным магией Зимы, превращающей его в буйного Волчонка.

Но в феврале солнечному Отроку становится невыносимой маска подрастающего хищника. Его лучи становятся всё ярче, растворяя чуждый его природе серый убор.

К Весеннему равноденствию Коляда становится самим собой, обретая истинно солнечный статус - он становится Ярилой, богом яркого Солнца!

В канун же Солнцеворота волхвами Руси творятся ритуалы ночного бдения в лесу, у древа Макоши - вековой сосны (ели), во славу Рождества Сына Её украшается древо золотыми, серебряными и красными лентами, игрушечными солнцем, месяцем и звёздами, символами Космоса.

В память о предках на ель крепятся фигурки ангелов и птиц, а к нижним ветвям - орехи, яблоки и коврижки, угощение для птиц и зверюшек.  Вековая ель, дерево Богородицы, символ вечной жизни, и рубить её  нельзя.

Рубить ёлки к Новому году на Руси повелел Пётр I. Прибыв с Германии, он издал указ: "Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года... учинить украшенія  древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ… а стоять тому украшенію Генваря по 7-й день".  В Лето 7208 (1700 год н.э.) древний календарь эпох - Коляды Дар  был запрещён Петром, его указом были упразднены все старые календари народов Руси.
 
Пирамидальная ель с верхушкой устремлённой ввысь, древо Богородицы, является прообразом Лестницы духовного восхождения. Всё чаще новогодние праздники украшаются искусственными елями, и это благое дело сохраняет жизнь вечнозелёных лесных красавиц. Духи леса благодарны человеку за его выбор - выбор в пользу родной Природы.

С детства известна нам песня о новогодней ёлочке, в которой :

"Везёт лошадка дровеньки,
На дровнях мужичок.
СРУБИЛ ОН НАШУ ЁЛОЧКУ
ПОД САМЫЙ КОРЕШОК".
(Р.Кудашева)

Хорошо бы вместо таких песен учить детей тому, что важно человеку бережно относиться к родной Природе, беречь свой мир.
 


Солнцеворот* (древнерусское название Солнцестояния) — астрономическое событие, при котором Солнце в полдень находится на максимальной (летний солнцеворот) или минимальной высоте (зимний солнцеворот) над горизонтом. Солнцеворотом (поворотом солнца) такое положение называется потому, что начиная со следующего дня убывание или прирастание дня меняется на противоположное: солнце «поворачивает» от зимы к лету или, напротив, от лета к зиме. Солнцеворот происходит дважды в год: летний 20-21 июня и зимний 21-22 декабря.


Рецензии
Ирина!
Доброго Вам здоровья!

Прочитал Ваш сказ о еле и наших православных и древних славянских традициях...
И сразу вспомнил своего учителя по жизни, который прошел большую жизненную школу и который говорил мне, что срубленное дерево и сорванный цветок это не красота жизни, а оборванное или срубленное растение символ смерти...

Ваш рассказ жизнеутверждающий и его даже нельзя назвать публицистикой, так как в нем смысл бытия и обычного человеческого повествование, как будто я сижу перед Вами, а Вы мне говорите то, что я сейчас прочитал...

Вы внесли в Рождество праздничные и лирические нотки...

Дома имею искусственную изумительную ель и рад ее наряжать не губя цвет жизни!

СпасиБо Вам!

Константин Царенко   27.12.2021 23:09     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Константин!
Рада пониманию и поддержке!
Спасибо!

Ирина Юрская   22.12.2023 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.