Паразиты и чиновники

  В минувшую субботу в министерстве здравоохранения КР состоялось заседание    глав     санитарно-эпидемиологических служб Кыргызской Республики, на котором обсудили  кризисную ситуацию в данной отрасли. Наряду с высшими руководителями Минздрава на этом мероприятии присутствовали члены правительства.

Школы и детсады остались без надзора 

Главный врач ЦГСЭН Карасуйского района Ошской области  сказал в своем выступлении, что  на обширный регион,охватывающий Карасуйский, Узгенский и Ноокатский районы, в котором проживает 700 тысяч человек, приходится всего 15  работников Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности при правительстве КР, из них всего трое являются санитарными врачами. Это крайне мало.  Они просто физически неспособны контролировать  санитарное состояние  300  средних школ и 150 детских садов. Растут показатели желтухи, туберкулеза, всевозможных паразитарных заболеваний. Специалист напомнил, что  паразитарные заболевания, даже если речь заходит о сравнительно не опасных для здоровья их видах, резко отрицательно сказываются на общем состоянии организма, способствуют развитию многих хронических болезней, что  крайне негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
По словам директора Жумгальского ГСЭН  Б. Орузбаковой, по  Нарынской области почти в 4 раза выросли показателя роста заболеваемости гепатитом среди детей. В детских садах практически 60 процентов детей страдает тем или иным забоеванием.  Раньше в поселке  Минкуш  служба санитарно-эпидеомиологичекого надзора работала вместе со службами экологического контроля, были преусмотрены специалисты-радиологи, которые проводили исследования  почвы, грунтовых вод, продуктов питания на предмет контроля уровня радиактивной опасности. Сегодня эти функция наряду со многими прочими расформированы и жители поселка Минкуш крайне недовольны, что их бросили на произвол судьбы. А сотрдуники ЦГСЭН не могут им помочь, потому что их лишили такого права.   

Отравления на Кумторе и Чичкане как следствие пагубных псевдореформ

Глава  Каракольского ЦГСЭН сообщил о тои, что причины массового отравления на Кумторе  так и остались неизученными до конца. Всего  в этом году  там  пострадали 358 человек. А ведь это  непосредственный результат непродуманного разделения единой  отрасли на две отдельные структуры.  Когда все службы лабораторного контроля  и опытные специалисты  остались в ЦГСЭН, но  у них отобрали все рычаги влияния. передав их вновь созданной структуре при правительстве, у которой  нет ничего этого, но появились полномочия по контролю, и которая вынуждена все начинать сначала.  А что делать  200  специалистам ЦГСЭН? Все они чрезвычайно озабочены  такой сложившейся ситуацией.
По мнению специалистов лишь по счастливой случайности в этом году удалось избежать вспышек массового заболевания на Иссык-Куле.  Это неминуемо произошло бы, если бы летний сезон продлился еще на какие-то 15-20 дней. Фактически, уверяют эксперты, вспышки были на кыргызском взморье, но они остались незамеченными.
На берегу Иссык-Куля в сезон работает 150 пансионатов и до 400 передвижных торговых точек  питания - киосков, ларьков, юрт. Понятно, что вновь созданная инспекция  при правительстве, располагая всего 4-5 специалистами и не имея транспортных средств, не может  осуществлять контроль этого огромного числа хозяйствующих субъектов.    
В результате, если прежде каждый год обследовалось здоровье 6 тысяч работников сферы обслуживания и питания, то в прошлом году  от силы только 2 тысячи  из них. Уже не говоря об экологическом  контроле, проверке состояния канализаций, водоснабжения, уборки и утилизации мусора - все эти  работы полностью приостановлены. Но если так дело обстоит  с пансионатами, где в сезон отдыхают сотни тысяч человек с надеждой поправить здоровье,  то что же говорить о школах и детсадах. 
Никто не знает, что происходит в данное время со здоровьем отохнувших на Иссык-Куле. Они все разъехались  по стране и всему региону.  Но есть некоторые косвенные данные, которые позволяют оценить происходящее.
Так вот показатели заболеваемости болезнью Боткина выросли повсеместн в стране в 3-4 раза, а на Иссык-Куле  -   в 7 раз.  Это ли не есть доказательство того, что наш главный курортный регион превращается в очаг распространения опасных заболеваний? Много ли будет приезжать туристов к нам, если эта информация  станет доступной каждому?    
Главный санитарный врач Джалал-Абадского областного ЦГСЭН У. Жоробаев сообщил, что на роль санитарных врачей в новой областной структуре предусмотрено всего 4 человека. В результате теперь  служба санитирно-эпидемиологического контроля  в области, где проживают около миллиона граждан,  практически сведена на нет.
Особенно плачевная ситуация складывается по точкам общепита на трассе «Бишкек-Ош», проходящей по живописному ущелью Чичкан. 
По словам Д. Курбаналиева, главного санитарного врача Токтогульского ЦГСЭН, раньше, до принятия известного постановления правительства Омурбека Бабанова, которое фактически отстранило их от исполнения функциональных обязанностей, они осуществляли контроль деятельности более чем пятидесяти придорожных кафе и десяти прочих предприятий, работающих вдоль реки Чичкан.  По этой дороге ежедневно проезжают от 10 до 15 тысяч автомашин, и все пассажиры останавливаются пообедать или поужинать в этих кафе. Сегодня нет никакого контроля, а вновь созданная структура не может организовать его, потому что дел невпроворот и в городах Джалал-Абаде, Таш-Комуре. В результате, никто не следит за качеством приготовления пищи, не проводит даже эпизодически обследование здоровья обслуживающего персонала - кто там работает и в каких условиях. Перекусивший в дорожном кафе на Чичкане, может подхватить туберкулез,  эхиноккоз,  гепатит А или иное заболевание, но не узнает, что это произошло с ним на Чичкане, потому что отсутствует контроль, осуществяемый ЦГСЭН.         
- Мы слишком долго закрывали глаза на то, что творится в нашей системе, - сказал в своем выступлении Ниязбек Мамасадыков, главврач Бишкекской ГСЭН. - Мы наделялись, что правительство осознает и поймет неправильность и абсурдность принятого в начале этого года решения и отменит его. У нашей службы отняли все рычаги влияния, при этом за нами осталась ответственность за состояния здоровья  граждан.
Тем не менее, мы пытались конструктивно взаимодействовать со вновь создаваемой структурой, понимая, что здоровье граждан является высшим приоритетом. Но такое противостояние и абсурдное раздвоение бывшей единой службы  не может продолжаться долго. Хотим мы того или нет,  показатели работ санитарно-эпидемиологических служб резко ухудшились, иначе и быть не могло  И вот теперь, поскольку мы отвечаем  за  санитарно-гигиеничекое состояния в столице, вице-мэр Бишкека уже объявил о том, что собирается  наказать нашу структуру за неэффективную работу. Но как можно работать вообще в такой ситуации? Сегодня в нашей структуре трудятся 170 человек, 65 из них уже подлежат сокращению, а некоторые наши  важнейшие службы хотят отнять у нас и передать новой  структуре.

Мнение оппонентов

Толон Исанов, директор  Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности при правительстве КР, сказал, что новая структура создавалась из необходимости улучшения работы санитарно-эпидемиологических служб.  Многие надеялись, что если  эта организация перейдет под контроль правительства, это приведет к улучшению ее финансирования, повышению заработной платы сотрудников. Коррупция также была на высоком уровне в работе прежней структуры.
Да, нам сегодня работать очень непросто, не хватает специалистов. Мы не против объединения с ЦГСЭН, но под управлением госинспекции.  А возникающие проблемы можно и нужно решать через регламент взаимодействия. 
Выступивший следом заместитель  директора Госинспекции  Самат Алиев  пытался   поддержать своего руководителя, чтобы служба ЦГСЭН  была полностью переподчинена новой структуре, и начал было говорить, что так обстоит дело в Англии, однако был остановлен возмущением собрашихся в зале санитарных врачей со всех уголков Кыргызстана: «Чего вы добиваетесь? Полного развала санитарно-эпидемиологической службы!»       

Выступление Таирбека Сарпашева
- Мы с пониманием относимся  к озабоченности работников санэпидемслужбы Кыргызстана, и будем  решать этот вопрос. Мы признаем, что оно оказалось поспешным  и непродуманным. Тут оппонируящая сторона заявила, что  подобная система существует в развитых странах мира, -  в частности, в Англии.  Однако даже  в Англии эти реформы начались только в начале 2000 годов.
Мы же живем в совсем других условиях, уровень производства и  жизни у нас в несколько десятков раз уступает тамошнему. В таких условиях проводить скоропалительные реформы, да еще в  столь жизненно важной сфере как санитарно-эпидемиологическая служба, где речь идет о защите здоровья наших граждан, было не просто недопуствимым, но и может иметь весьма негативные последствия, о чем  свидетельствует абсолютное большинство выступлений.
В связи с этим мы уже подготовили соответствующее обращение ко вновь сформированной правящей  коалиции в стенах парламента, чтобы все функции, которые были утрачены санэпидемиологической службой после известного постановления правительства в февраля прошлого года, были вновь возвращены им обратно. Я думаю, мы добьемся успеха  в Жогорку Кенеше, и  в новом кабинете правительства с пониманием отнесутся к этим требованиям. Однако я просил бы, чтобы вы также проявляли гражданскую активность и смело отстаивали свои убеждения и в то же самое время  умели выслушивать мнение противоположной стороны и считаться  с ним. Несмотря на то, что, как мы говорили выше, нам не следует копировать бездумно опыт других стран,  проводить какие-то скоропалительные реформы и постановления, пришло время всем меняться в лучшую сторону.  Чтобы мы работали ради народа и страны, а не  своего собственного кармана, групповых, партийных или прочих интересов. 
Я думаю,  все у нас получится и где-то уже в конце января будущего года в Жогорку Кенеше и правительстве будет выработана  новая общая позиция по данной проблеме, которая разрешит их. За два года, прошедшие после последних парламентских выборов, мы уже сформировали не одну правящую коалицию, произошла смена правительства.  Что бы там ни говорили наши противники, мы  существуем и функцианируем в условиях реальной демократии и парламентаризма, учимся на ходу исправять ошибки, и это замечательно. Честно говоря, в этом плане Кыргызстан ушел на 20-30  лет вперед от своих соседей, где все застыло и неподвижно, где все решения принимаются только сверху.
Но в то же самое время, уважаемые  коллеги и товарищи, демократия требует большой личной ответственности каждого гражданина страны. Только  путем  активизации и постоянного наращивания человеческого фактора  мы сможем  победить коррупцию, протекционизм, клановость, местничество во всех сферах жизни, в том числе и при принятии жизненно-важных решений и постановлений правительства.            

Ала-Тоо Express


Рецензии