Я бы так не смог

Когда подбираю рассказы про мудрецов и праведников для своих видео-уроков, понятное дело, всегда руководствуюсь принципом – чтобы это было хорошей и нравоучительной иллюстрацией к материалу, который даю на соответствующий недельный раздел.
Но есть во всем этом тайный умысел. А именно: тот или иной вычитанный мной из книг эпизод примеряю к себе – смог бы я так поступить или мне "слабо"? Понятно, что иногда эталон запределен: все-таки то были великие цадики и люди, обладавшие необычайной высокой сердечной щедростью. За ними даже нечего тянуться. Просто знай о таком случае, удивляйся возможностям человека – вздыхай и старайся хотя бы приблизиться.
Но случается, что ничего запредельного и недостижимого в том или ином их поступке нет. И я так смог бы. Если бы знал, что именно так и надо. Просто в голову не приходило. А теперь спасибо, что они научили.
А есть третий вид "раввинских историй". Праведный человек поступил просто и красиво – и я так, вроде бы, смог. Но потом задумаюсь и понимаю – нет, эта планка не по мне. По крайней мере, сегодня. Но поступать надо именно так – в этом нет сомнений. Так что попробую тянуться к этой высоте, стараться и пытаться.
** **
Перед вам конспекты двух историй последнего типа. Взяты с моих видео-уроков на недельный раздел Вайхи. Даю в том виде, как они были записаны на листах прямо перед уроком. На экране – посмотрите сами – листы лежат передо мной. А теперь эти тексты на вашем экране, можете прочесть.
** **
Раби Шрага Файвл Гибралтар. После Второй мировой войны был назначенным раввином от Джойнта сначала в южной Италии, затем в северной.
В 1948 году приехал в Израиль, чтобы навестить родных и подыскать себе жилье, куда собирался перебраться в дальнейшем.
Его сын рассказывает, как они с отцом шли по улице Тель-Авива (это еще до переезда верующих в Бней-Брак), и вдруг рядом остановился один разносчик рыбы, от которого за версту разило рыбой. Он бросил свой ящик с рыбными тушками на землю и кинулся к раввину с приветствием: шалом алейхем, раби!
Раби тоже буквально бросился к нему – и они стали обниматься и хлопать друг друга по плечам. Один в строгой раввинской одежде, при шляпе, второй – в огромном резиновом фартуке, весь в чешуе, плавниках, крови и прочей грязи от даров моря. Но главное – запах, который "благоухал" на всю улицу.
Вот они стоят, обнимаются, смотрят с радостью друг на друга. Со стороны выглядит, будто два старинных друга или родственника встретились после долгой разлуки. Но рав, как он потом признал, видел этого еврея впервые в жизни. Тот, должно быть ошибся. Или посетил один из уроков раввина – и решил, что учитель его тоже запомнил. Так случается.
Итак, они не спеша и громко беседовали, задавали друг другу вопросы – где и кем ты теперь работаешь, как оказался здесь и пр. Рав расспросил его о семье – как они живут, о родителях. Все это длилось не меньше получаса. Потом они тепло распрощались.
Сын сказал отцу: "Завидую твоему умению радушно разговаривать с незнакомыми людьми".
Рав ответил: "Это не сложно, когда любишь евреев. Самое трудное – перенести запах рыбы".
У рава была дикая аллергия на рыбу, и от одного ее запаха его тошнило и выворачивало. А тут выстоял, как ни в чем ни бывало.
(С урока "Улыбка")
** **
Рав Рефаэль Толидано.
Был далеко не богачом. Все время помогал, кому мог. Временами его семья переживала тяжелые периоды, но никто у них не унывал.
Однажды его жена просила дать ей денег на починку зубов.
Он спросил: "Болят ли?"
Сказала, что нет. Пока нет.
Предложил: "Тогда, пожалуйста, подожди неделю, сейчас у нас нет денег".
Она согласилась.
И в тот же день пришел к раввину один нищий. Они долго разговаривали. И во время беседы рав заметил, что тот все время закрывает рот рукой. Почему? Оказывается у него испорчены передние зубы.
"Из-за этого мне многие не дают цдаку. Не всем нравится вид человека с плохими зубами".
Рав говорит ему: "Тогда почини их. Это твоя профессия – собирать деньги. С плохими зубами много не насобираешь".
"Но у меня нет денег на зубы", – сказал нищий.
"Тогда я тебе дам". – Пошел и принес.
После его ухода жена спросила раввина: "У жены для тебя нет денег, а для посторонних людей есть?"
Он ответил: "Профессия этого человека – ходить по домам. А ты, слава Б-гу, не выходишь из дому. Тебе нет спешки зубы чинить. Через неделю я найду тебе деньги. А ему кто поможет?"
** **
Только не спрашивайте меня, почему рав сделал добро чужому человеку за счет своей жены. Она тоже была праведницей. И рассказ – не только о высоком уровне раввина, но и ее тоже.
(С урока "Цдака от всего сердца".)


Рецензии