ХХ-Интервью про глобальные проблемы и исправление

Вопрос /далее В.\: У вас много тренингов, связанных в том числе с зависимостями. Отчего у людей возникают зависимости?


Марк Сандомирский /.М.С./: Давайте уточним: зависимости от чего? Зависимости бывают разными: алкоголь, наркотики либо что-то другое. 

Рост распространенности зависимостей в сегодняшнем российском обществе  имеет общие черты с развитыми странами. Однако есть и отличия. Те факторы социальной эпидемии зависимостей, которые можно отнести к глобальным - это в первую очередь заметная инфантилизация современной российской молодежи.

Роль инфантилизации как фактора риска зависимости проявляется во-первых безответственным, неразумным отношением к своему здоровью и благополучию. Если молодые люди не ценят собственное здоровье, как дети - не задумываются о том, что могут его потерять, и ведут себя соответственно.
Во-вторых,  инфантилизация прокладывает дорогу к зависимости благодаря потребительскому, опять же "детскому" отношению к жизни. Если жить ради удовольствия - значит, потреблять можно всё, что приносит удовольствие, включая "химию", психоактивные вещества, обманывающие мозг, заставляющие его неестественным путем расходовать "молекулы удовольствия" - эндорфины. И как ребенок, не задумываться о последствиях ("я хочу сегодня, я хочу сейчас")

Глубинные же причины любой зависимости связаны с инфантильностью эмоциональной, и проявляются в том, что молодежь не умеет уживаться с собственными эмоциями. Человек зрелый должен научиться поддерживать душевное равновесие - находить компромисс со своими чувствами, приспосабливаться к реальностям жизни, преодолевать стрессы, разочарования. А сегодняшние молодые люди, увы, демонстрируют эмоциональную некомпетентность, незрелость. Это идет с детства: они не умеют различать свои эмоциональные состояния.
Исследования, которые проводились многими психологами, в томи числе моими учениками, показали: у современных подростков и молодежи обеднен "язык чувств". Я имею в виду язык в прямом смысле слова. Широко известны психологические тесты, которые представляют собой "словарь эмоций". Респондентам дают большой список слов и просят отмечать те слова из списка, которые по их мнению имеют отношение к эмоциям: (а) к чувствам, когда-то пережитым ими самими; (б) испытываемым другими людьми, но отсутствующим в лиичном опыте. Чем меньше слов человек выбирает для описания чувств, тем менее он эмоционально компетентен. Проще говоря, тем меньше понимает, что такое живые человеческие эмоции. И чем больше сокращается словарь эмоций, тем больше склонность человека к зависимостям и риск развития психосоматических болезней.

М.С.: Система массовой психологической поддержки в нашем обществе сегодня остро необходима. Это так называемая система социальной психотерапии, о необходимости которой говорю я и многие мои коллеги, задумывающиеся об такой стороне жизни общества, как душевное здоровье.
   В общем-то все глобальные социокультурные и социально-экономические проблемы, о которых мы уже упоминали (затяжной экономический кризис, рост депрессии, тотальная аномия в обществе, кризис семьи и т.д.), порождают так называемые социальные эпидемии: алкоголизм и наркомании, агрессивность и преступность (сюда, думаю, надо добавить также отклоняющееся, антисоциальное поведение подростков), деструктивные секты и терроризм. Все это - печальные последствия душевного нездоровья общества. И для решения таких проблем обществу нужна массовая психологическая помощь, социальная психотерапия.
   Такая психологическая помощь, предназначенная для решения проблем не только отдельных страждущих, но и общества в целом, должна организовываться в принципиально ином формате, нежели существующая клиническая психотерапия и коммерческая психологическая психотерапия. Дело не только в бесплатности и общедоступности социальной психотерапии, но и в ее принципиальных организационно-методологических отличиях от психотерапии общепринятой.
   Обычно, когда произносится термин "психотерапия", имеется в виду психологическая помощь сугубо "локальная" по социальному охвату, по адресности  (как индивидуальная, так и групповая), или микросоциальная, корпоративная (работа психолога в организации). Эта традиционная психотерапия, которая у нас все еще до сих пор с трудом пробивает себе дорогу к признанию, на Западе давно стала неотъемлемой частью культуры общества. Конечно, она осуществляет важную миссию, помогая отдельным людям - но не может помочь обществу в целом справиться с его застарелыми проблемами, с его "болезнями", в силу высоких трудозатрат и  низкой пропускной способности.
   Если же задуматься о состоянии психологической помощи в России, то оказывается, что сегодня она востребована обществом гораздо меньше, чем в действительности ему нужна. Вот к примеру цифры, недавно приведенные одним из ведущих специалистов, профессором М.М. Решетниковым на конференции психологов, психотеравтов и психоаналлитиков Урала (ноябрь 2012). В России сегодня насчитывается примерно 600 000 врачей и всего 40 000 дипломированных психотерапевтов и медицинских психологов. При том 40% проблем со здоровьем, по поводу которых люди обращаются в лечебные учреждения, на самом деле психосоматические либо психопатологические, то есть страдающим этими расстройствами пациентам необходима психотерапевтическая помощь.
   Причины того, почему пациенты обращаются "не по назначению", много - но важнее обратить внимание на то, что если бы они вдруг вознамерились прийти к психотерапевтам, те не смогли бы справиться с таким "девятым валом" страждущих. Ибо описанные выше цифры показывают заложенную в системе профессиональной помощи диспропорцию, вследствие которой десятки миллионов людей не смогут получить реальную помощь из-за малой численности специалистов. Учитывая то, что десятки миллионов людей нуждаются в подобной помощи, при использовании сложившихся технологий и организационных схем, это бы означало, что половина населения должна стать психологами и психотерапевтами, а вторая - их клиентами. И время от времени должна происходить ротация, когда первая и вторая половина меняются местами...
  Конечно, это всего лишь антиутопия. Реальным же решением подобной проблемы в масштабах общества и является массовая или социальная психотерапия. Такой подход означает, что люди массово обучаются навыкам психологической самопомощи и взаимопомощи в кризисных ситуациях: семейные проблемы, потеря близких, безработица, трудности адаптации и т.д. Обучаются на волонтерской основе, при участии специалистов - на базе самоорганизации населения, создания крупных сообществ, создания социальных проектов и т.д.
   И в дальнейшем начинают функционировать волонтерские сообщества психологической взаимопомощи, где люди общаются, поддерживая друг друга. Только немногим из их участников нужна профессиональная психотерапия в полном объеме. Для основной же части нуждающихся в помощи достаточно массовых "помогающих психотехнологий", опирающихся на их собственные действия (саморегуляция, самопомощь, взаимопомощь). К сожалению, у нас сих пор это направление почти не развито - об этом пока только по большей части говорят и мало что делают.
   Значимость массовой психологической помощи для российского общества традиционно недооценивается - между тем, в недалеком будущем она может стать одним из факторов его выживания. В будущем, когда мы весьма вероятно столкнемся с серьезными экономическими проблемами (упадет спрос на энергоресурсы, бюджет станет совсем "дырявым", жизненный уровень населения упадет по сравнению с нынешним, еще не достигшим кризисного "дна"), неизбежно обострятся и проблемы  социальные. Рост напряженности и агрессии, межэтнический и межконфессиональный раскол общества, гонтмахеровский сценарий кризисных городов и разнокалиберные попытки передела собственности - все это вполне возможно (а кое-что даже высоковероятно) и чревато социальным регрессом, "откатом" к началу 90-х годов.
  Но психологический регресс, нарушение психического состояния общества может оказаться существенно хуже, чем два с лишним десятка лет назад. Ведь стрессоустойчивость социума подорвана: разрушена идентичность, демонтирована система ценностей, прервана цепь социального наследования и "выбиты" из жизни целые поколения. Одни "выбиты" социально и психологически - я имею в виду "потерянное" поколение сегодняшних 40-50-летних, так и не нашедших своего места в жизни. Другие были "выбиты" физически - поколение тех, кто к моменту слома прежнего общества перешагнул 50-60-летний рубеж и фактически "лишился жизни". В том смысле, что они потеряли свою прежнюю жизнь, свои идеалы, преставления о ней - а новой жизни так и не нашли. Не удивительно, что они начали уходить из жизни ускоренными темпами: как будто незримой рукой в 90-х было "выкошено" старшее поколение, по сути - его же собственной рукой.
   Сегодня можно признать, что в 90-е в стране происходила национальная катастрофа, тогда началось сокращение населения страны, фактически вымирание; тогда возник "российский демографический крест" - преобладание смерти над рождаемостью. До сих пор демографическая структура российского общества напоминает послевоенную (Н. Эберштадт), где "выбиты" мужчины среднего возраста, и продолжительность жизни мужчин на 12 лет меньше, чем женщин.
   А происходит это не только из-за социально-экономических проблем, а потому что, как показано психологами питерской школы (М. Коновалова), культура общества, ментальность общества такова, что россияне недостаточно приспособлены к тому, чтобы справляться с психологическими трудностями жизни, неопределенностью, неуверенностью в завтрашнем дне, той же размытостью ориентиров и т.д. И они болеют чаще, они страдают зависимостью, они досрочно уходят из жизни.
  Если не будет создана, причем достаточно быстро, действительно реальная система ресоциализации "проблемных" слоев общества, их массовой психологической поддержки, социальной адаптации и реабилитации, наше общество может не выдержать давления социальных стрессов - развалиться, дезинтегрироваться. Это один из достаточно вероятных кризисных сценариев. Либо другой вероятный сценарий кризиса - общество пойдет по пути регресса, скатывания к социальной архаике. В многонациональной стране это неизбежно чревато обострением межнациональных противоречий, становящихся каналом для "слива" социальной напряженности и приводящих к взрывному росту агрессивно-националистических, точнее национал-экстремистских настроений, социальным эксцессам на этой почве, и в конце концов, опять же, демонтажу общества и его развалу.

В.: Да не дай Бог. Ваши пожелания новому поколению. Мы можем резюмировать и сказать следующее, что необходимо воспитывать и давать образование, как молодому поколению, так и всем возрастным категориям. Показывать и давать правильную модель поведения?

М.С.: С одной стороны, необходимо повышение психологической культуры общества,  такое народное психологическое просвещение, или самообразование (при его описании приняты термины psychoeducation - для тех, кому мотивом просвещения служит поиск решения серьезных психологических проблем, и psychoedutainment - для движимых простым любопытством, жаждой знаний). Но с другой стороны, еще и обязательное вовлечение людей в волонтерскую деятельность, направленную на помощь другим людям, но в то же время и на проработку личных задач. Необходимость этого обусловлена деятельностной природой личности; лучше всего помочь самому себе в  решении психологических проблем человек может, помогая другим.
  Кому и в чем помогать? Людям со сходным жизненным опытом и близкими проблемами.  В ряду последних можно упомянуть:
-помощь подросткам и молодежи в преодолении возрастных трудностей и кризисов;
-работа с пожилыми людьми, помощь пожилым в преодолении кризисов второй половины жизни;
-социальные проекты для молодых матерей, испытывающим трудности с детьми, помощь семьям;
-помощь тем, кто страдает заболеваниями, возникающими на почве стресса (психосоматическими),
-работа с людьми, страдающими болезненными зависимостями, и членами их семей;
-психологическая реадаптация хронически безработных;
-другие проблемы различных групп/ сообществ, связанные с социально-психологической адаптацией.
   Для решения этих проблем в масштабах общества и необходимы долгосрочные социально-психологические проекты, направленные на массовое просвещение людей, обучение навыкам психологической самопомощи, создание групп взаимной психологической поддержки, как офлайновых, так и онлайновых сообществ. Если здоровые силы общества будут объединяться для реализации подобных программ, это сможет стать реальным путем совершенствования общества в целом.

\сокр\


Рецензии
бОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ АЛКОГОЛЬНО-СЕКСУАЛЬНО-ДЕНЕЖНО ЗАВИСИМЫЕ. ОДНИ- БОЛЬШЕ, ДРУГИЕ -МЕНЬШЕ. ЭТО БИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ , ВСЕ ВМЕСТЕ.

НАДО МЕНЯТЬ МНОГОЕ И САМИ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, И ВОСПИТАНИЕ.

Наивный   29.12.2012 20:52     Заявить о нарушении