Эссе о сути эссе

                По словарю С.И.Ожегова: ЭССЕ - прозаическое
                сочинение небольшого объёма и свободной композиции
                на частную тему, трактуемую субъективно и неполно. 

          
               Литературный жанр выбирается автором осознанно или спонтанно?
В ранней юности я попыталась писать роман, но оказалось, что мне не интересно сочинять чужую жизнь. Позже несколько раз начинала записывать события собственной жизни, но мне всегда было интереснее просто жить, осмысливать происходящее и в беседах делиться мыслями с близкими людьми. И вся моя профессиональная деятельность была связана с  устным общением. Выйдя на пенсию и утратив постоянную аудиторию,  я ощутила потребность «свой мозг освобождать от продуктов мышления» - в письменной форме. Да простят меня читатели сайта ПрозаРу.

               В процессе писания я подспудно искала определение жанра своих текстов. Понятие эссе отложилось в моем сознании еще в институте, да так и осталось в словарном толковании - из-за не востребованности. А вот сейчас захотелось получить мастер-класс у опытного человека. И случилось! Недавно вышла в интернете на  виртуальную библиотеку Михаила Эпштейна:  http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html

               Этот мудрец очень заинтересовал меня своими идеями. Читаю и мысленно дискутирую с автором. Но дойдя до раздела «Эссеистика», смирено погрузилась  в изучение важной для меня темы. И, как обычно, прочитав заинтересовавшую меня книгу, - выводы для себя сделала в очень сжатой форме, только для памяти, решив для себя, что использую метод литературной компиляции.
 
               Михаил Эпштейн не должен быть в претензии ко мне, если я правильно поняла его замечательную идею, изложенную в трактате «Книга книг»: 
http://www.emory.edu/INTELNET/kniga_knig.html

               Итак, вот мои тезисы  по его книге «Законы свободного жанра.  Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени».       http://www.emory.edu/INTELNET/es_essayism.html

               Эссеистика упорно противится сколь-нибудь четкому обозначению своей специфики, выступая скорее как некая наджанровая система, включающая самые разнообразные философские, исторические, критические, биографические, автобиографические, публицистические, моральные, научно-популярные сочинения.

               В глубине эссе заложена определенная концепция человека, которая и придает связное единство всем внешним признакам жанра:
 
   •    Небольшой объем текста философской направленности.

   • Наличие конкретной темы и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

   • Свободная композиция. Эссеист становится мастером "сочинений на свободную тему".

   • Склонность к парадоксам.  Поскольку эссе во многом состоит из суждений,
        где одно и то же лицо выступает в качестве мыслящего и мыслимого,
        парадоксы тут возникают на каждом шагу.

   • Ориентация на разговорную речь, непринужденный и фамильярный тон.

   • Предмет эссе предстает не в именительном, а в предложном падеже,
        рассматривается не в упор, как в научном сочинении, а сбоку, служит
        предлогом для разворачивания мысли, которая, описав полный круг,
        возвращается к самой себе, к автору.

   • Многожанровость и даже междисциплинарность - не только право, но и долг
        эссеистического творчества. Эссе держится как целое именно энергией
        взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в
        понятийный,  из отвлеченного - в бытовой.

                Главное для эссеиста - та культурная многосторонность, которая позволяла бы ему центрировать в своем личном опыте все разнообразные сферы знания, выводить их из профессионально завершенных и замкнутых миров в непосредственно переживаемую и наблюдаемую реальность. В эссе ближнее - быт, oкружение - рассматривается с философской дистанции, а дальнее - прошедшие эпохи, художественные стили, философские идеи - с позиции житейской.
 
                Эссе сформировалось именно в эпоху Возрождения, благодаря тому перевороту, который поставил человеческую индивидуальность в центр мироздания. Основал этот жанр французский философ Мишель де Монтень в своих "Опытах".

                Эссеизм - это интегративный процесс в культуре, движение к жизне-мысле-образному синтезу, в котором все компоненты, исходно наличные в мифе, но давно уже разведенные дифференцирующим развитием культуры, вновь сходятся, чтобы "опытно", экспериментально приобщиться друг к другу, испытать сопричастность к некоему еще не обозначенному, не выявленному целому.

                Своеобразие эссеизма и его значение в культуре Нового времени определяется тем, что это культура глубокой и прогрессивно растущей специализации. Ядро этой культуры постоянно и ускоренно делится, образуя все новые независимые организмы. Уже не "две культуры" (научная и художественная), как представлялось Ч. Сноу в конце 5О-х годов, но множество микрокультур, культурных провинций образуются на месте прежней "общечеловеческой" культуры.

                Эссеизм выполняет миссию сплочения, но на основе самого драгоценного обретения Нового времени - утвержденного Ренессансом достоинства отдельной человеческой личности.

                Эссеизм – особое качество всей культуры, влекущейся к цельности, к  срастанию  ее самОй  с внекультурной  бытийственностью. Эссеизм есть внутренний двигатель культуры Нового времени.
 
                Ну, а развивать эту тему, как советует автор Книги книг, я, конечно же, не готова. Сравнила то, что вычитывала в словарях моих студенческих лет об эссе, с информацией из Википедии, и почудилось, что писал её сам Михаил Эпштейн:

                «Эссе; (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).

                В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы».

                Отвечаю на свой вопрос в заголовке статьи: "Жанр выбирается или рождается духовной потребностью?". Духовная потребность поделиться с людьми своими плодами размышления естественно облекает их в соответствующую форму. И не стоит заботиться о внешней оригинальности, а внимательнее прислушиваться к своим творческим импульсам.

                Сама я чутко прислушиваюсь к «голосу» Духа Божьего, пребывающего во мне, и понимаю, что Он всегда выводит меня к нужному колодцу, где я почерпну порцию воды живой – истины. Сегодня это – относительная истина об эссе.


Рецензии
Интересное сочетание исторической основы, литературного содержания и искреннего желания поделиться с читателем своим личным опытом. Почему именно живое эссе как отдельный жанр так популярно сегодня? Может быть, дело в том, что именно в таком формате максимально полно раскрывается свобода творчества и самовыражения, которых никогда не бывает много... Спасибо Вам, Екатерина Яковлевна!
С глубоким уважением и самыми добрыми пожеланиями, Антон Валуев

Антон Валуев   04.06.2019 15:33     Заявить о нарушении
Так радостно встречать на ПрозаРу доброжелательных и мудрых людей. Спасибо, Антон.

Да хранит вас Бог в этом сложном мире. - Е.Я.

Екатерина Истоомина 2   04.06.2019 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.