Апостол I-го века - это еретик XXI-го века?

- Можно ли быть христианином, но при этом не быть православным? Существует ли полноценное христианство за пределами православия?

- Право, смешные вопросы задаешь, любезный! - насмешливо ответит беспристрастный наблюдатель - а можно ли быть евразийцем, но не жить в России? Китаец тоже с нашего континента! И есть ли жизнь за пределами России? Наверное, раз живут люди в Европе и Азии...

Логика подсказывает вполне очевидно: в мире существуют различные виды христианской жизни и оная никак не ограничена рамками одной конфессии. Только непредвзятых мыслителей нынче нечасто встретишь...

- Наша вера самая правильная, а у остальных только по названию! Одно дело называться, другое - быть! У них нет полноты истины, а мы ее храним уже 2 тыс. лет в первозданном виде из рук самого Христа и Его апостолов. Когда появились протестанты? 500 лет назад?! А мы были всегда!!!

Не доводилось такое слышать? Кто интересовался христианством, тем приходилось не только слышать, но и видеть схему, на которой самая правильная вера - православие, изображена в виде толстого ствола, а сбоку громоздятся квёлые ответвления или полузасохшие ветви. Железные доводы!

Нравится быть православным? Слава Богу! Только сводить весь смысл христианства к иллюстрации в виде древа либо сознательная профанация предмета, либо форма конфессионального чванства. Впрочем, я не исключаю, что часть простых православных так рассуждает чисто по инерции: как руководство сказало, так тому и быть...

Главное, из-за чего верующие называются христианами - это вера в Иисуса Христа. Имеются ли какие-то границы веры, выходя за которые, убеждения перестают соответствовать учению Христа и остается только название без содержания? Да, отступники от истинного учения называются "еретиками" и об этом неоднократно заявляется в Новом Завете. Например, Библия говорит, что Христос - Божий Сын и, значит, нельзя утверждать об его инопланетном происхождении из Альфа Кассиопеи. Другие еретики отвергают существование Христа по плоти, превращая его в привидение, типа Каспера. Атеистам все равно, а для вопросов веры подобные извращения имеют большое значение, поскольку нарушают фундамент учения.

Кого считали истинным христианином в первые века? Один из ранних христианских учителей по имени Тертуллиан, написал целый труд о еретиках, где высказывает подход Церкви к данному предмету. Там написан и символ веры первых христиан. В сжатом виде приводятся основные положения, объединяющие истинных последователей Христа:

"А Правило веры, - дабы нам уже теперь объявить, что мы защищаем, - таково: им удостоверяется, что Бог един и нет иного Бога, кроме Творца мира, Который произвел все из ничего через Слово Свое, происшедшее прежде всего. Слово это, названное Сыном Его, которое по-разному открывалось патриархам в имени Божьем, всегда слышно было в пророках, сошло, наконец, из Духа Бога-Отца и Благости Его на Деву Марию, стало плотью во чреве Ее и произвело родившегося от Нее Иисуса Христа. Затем Он возвестил новый Закон и новое обетование Царства Небесного, творил чудеса, был распят на кресте, на третий день воскрес. Вознесшись на Небо, воссел одесную Отца, послал наместником Своим Духа Святого, чтобы Он водил верующих. И приидет Он со славой даровать праведным плоды жизни вечной и небесного блаженства, а нечестивых осудить к пламени вечному, воскресив тех и других и возвратив им плоть. Это правило, установленное (как будет показано) Христом, не вызывает у нас никаких вопросов, - их выдвигают только ереси, и эти вопросы создают еретиков" ("О прескрипции (против) еретиков", п.13).

Фактически, в данном символе веры нет ничего, чего бы сегодня не признавалось большинством христианских конфессий. Здесь не заостряется внимание на важности каких-то традиций, праздников или обрядов. Уже в те времена между поместными церквями было очень много разнообразия, но никто не пытался никого перековать по своим клише. Впоследствии некоторые формулировки будут несколько конкретизированы при помощи библейского инструментария, но без существенных изменений.

Для ясности примера прошу представить следующую иллюстрацию. Предположим, какой-то апостол I-го века во время миссионерских путешествий чудом был выброшен на отдаленный остров в Тихом или Индийском океанах. Встретив аборигенов, ему удалось обратить их в христианскую веру. Обучая их десятилетиями учению Христа, жители острова решили сохранить переданную апостолом веру в целости и сохранности, не привнося в нее никаких новинок. Так прошло 2 тысячи лет...

И вот, уже в XXI веке остров был случайно найден и островитяне впервые столкнулись с мировым христианством. Я даю гарантию, что бедные туземцы с огромным трудом и по истечении немалого срока смогли бы рассмотреть в православных и католиках своих братьев во Христе. Да христиане традиционных церквей вряд ли признали бы их за единоверцев! И дело здесь совсем не в отличиях быта, одежде, технике и архитектуре.

Современные православные любят цитировать библейские тексты говорящие о необходимости сохранения первоначально переданной вере, почему-то думая, что "христианство I века = православие XXI века":

- "Подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Послание Иуды, ст.3)
- "Если бы даже мы, или ангел с небе стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Послание Галатам, гл.1, ст.8-9).

Начиная с IV века в церковь вошло огромное количество новых доктрин, традиций и обрядов, которые не были известны первым христианам. Более того, они наверняка не были бы ими приняты! Апостолы НИКОГДА не знали молитв святым, Богородице, ангелам, не было почитания мощей, икон и священных реликвий. Не было даже патриархий, митрополий и вообще, так хорошо знакомой сегодня каждому православному церковной атрибутики: иконостаса, спецодежды духовенства, нынешнего регламента богослужения и других ритуальных особенностей. Я уже молчу о ворохе всяких праздников и прочих обрядах чисто национального свойства. А ведь сюда надо добавить еще и труды сотен богословов и умопомрачительное количество канонов поместных и вселенских соборов!

- Не было - не означает, что они не нужны или вредны! - обычный аргумент от сторонников православия или католицизма - Просто христианство подобно дереву, которое постепенно вырастает и набирает полноту истины. Первое христианство - это как семя, а потом появились ростки и деревце заимело буйную крону, взметнувшись в небеса мощным древом...

Собственно, это чистой воды схоластическое пояснение отступления от апостольского учения! Тогда нужно быть честными и не прикрываться библейскими текстами о "сохранности первоначального благовествования". Надо было так и записать где-то в соборных постановлениях:

- Уважаемые, Христос и апостолы! Вы забыли нам при жизни рассказать об иконах, мощах, святых и Богородице! Вы нас учили молиться только Богу и Христу, а этого недостаточно... У нас созрела необходимость, когда одного Бога и Христа уже не хватает... Ваши богословские взгляды очень примитивны и их уже недостаточно для спасения. Ни вида в таком богослужении, ни величия... Мы без вас и монашество создали...

Напрасно апостол Павел будет оправдываться, что "не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Книга Деяний Апостолов, гл.20, ст.20). В списке его мировоззрения вышеперечисленные теологические диковинки явно не значатся. Если выразить в процентном соотношении, то на учение Христа и апостолов от правил и порядков нынешнего православия хорошо если процентов 10-20 выпадет. Тут уже не столько охраной взглядов первоапостольской церкви занимаются, сколько апологией собственных церковных устоев.

Теперь внимание! Предположим, есть много всего полезного в православных порядках. Пусть и так, но протестантам не нужно доказывать сегодня право веровать по образцу Церкви I века! Несколько поколений христиан I-III вв. умерло в вере, среди них были десятки тысяч мучеников за Христа, доказавших любовь к Богу. Неужели они неполноценные?! Неужели первохристиане угождали Богу хуже современных православных?! Или Бог хуже слышал их когда молитвы возносились только к Нему, а не через канцелярию Богородицы или святых?!

Сотнями лет православные постоянно прибавляли к первоначальному учению новые порядки и доктрины, не считая такой подход ересью. Почему же протестантам отказывают в праве вернуться к древней церковной практике на законных основаниях, обвиняя в еретичестве? В чем тут новизна? Как по мне, то 600 млн. современных протестантов на фоне 250 млн. православных прекрасно показывает жизнеспособность первых и продуктивность их методов служения.

Ведь что такое протестантство? Это возрождение духовного опыта первых христиан, уже доказавших эффективность подобного подхода взаимоотношений с Богом жизнью нескольких поколений. Способность веровать в одного Бога без многочисленных посредников всегда будет похвальней, чем постоянная зависимость от дополнительных условий. Так и умение двигаться без инвалидных колясок и костылей считается признаком прекрасного здоровья.

Православное учение формировалось под влиянием внешних и внутренних стихий. Дули на него ураганы лжеучений, воздействовала государственная власть и греховные наклонности многих поколений христиан испытывали на прочность. Под влиянием этих сил выкристализовывалась форма церковного устройства и богословия со всеми своими достоинствами и недостатками. Получившийся результат не означает, что по другому в жизни никак не может быть. Трудности на его пути вполне понятны и непрестанная борьба с ними достойна уважения, но отношения с Богом не исчерпывается лишь православным опытом.

Что-то в церковной жизни сильнее у православных, что-то у протестантов, но последние по своим взглядам все же ближе к первохристианству. Как бы там ни было, но воскресни из мертвых кто-нибудь из апостолов, ему не дадут даже службу провести в обычном сельском приходе. Как иначе? Ученики Христа совсем по другому проводили собрания. Намного проще и понятней для окружающих. Да никто бы и не поверил, что апостол не умеет на церковнославянском разговаривать! Ужас! Даже крестного знамения тремя перстами сотворить не сможет, не говоря уже о неумении разобраться в иконостасе! У евангельских христиан ход служения примерно такой же как в апостольские времена - это хорошо известно из произведений ранних учителей Церкви.

Не знаю как лучше пояснить свою позицию... Выступаю я против православия? Критикую святых, иконы, монашество и пр.? Зачем?! Не об этом разговор! Пусть люди веруют как считают нужным. Для кого-то эти атрибуты стали настолько неотъемлемой частью духовного естества, что изъятие оных может привести к полному разрушению веры.

Подобным образом в Иерусалиме местные христиане из евреев не мыслили веры в Христа без обрезания и соблюдения ветхозаветных предписаний (смотри Деяния Апостолов, гл.21, ст.20-24). Только древние руководители Церкви были мудрее современных! Никто не стал евреев силком принуждать оставить иудейские обычаи, прекрасно понимая насколько эти обычаи им милы с детских пеленок. Некоторые заблуждения подобны компьютерным "троянам": система работает слабее, но без них может вообще рухнуть. Пусть уж работает как есть.

Фактически в учении любой христианской конфессии имеются такие "трояны", которых невозможно безболезненно удалить. Нет на земле совершенных церквей. У каждого свои недостатки. Много полезного есть и в православии и в протестантизме. Лучше всего каждому человеку выбрать то, что ближе ему по душе и где его духовные потребности будут удовлетворяться наилучшим образом. Возможно там он найдет и наилучшее применение своим способностям. И если бы еще научились верующие не превозноситься друг перед другом, то было бы и вовсе отлично. Только это пожелание останется, как я подозреваю, несбыточной мечтой...

ОЧЕНЬ ПРОШУ ЧИТАТЕЛЕЙ НЕ ЗАТЕВАТЬ ЗДЕСЬ СПОРОВ О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ! Я ПИШУ СОБСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА И ЕСЛИ КТО ОЧЕНЬ ПОБУЖДАЕМ ДУХОМ К КОНТРАРГУМЕНТАМ: ПИШИТЕ У СЕБЯ НА СТРАНИЦАХ СВОИ СТАТЬИ, ПОЖАЛУЙСТА. УЖ БОЛЬНО УТОМЛЯЮТ СПОРЫ... :(

ЛУЧШЕ УЖ ПУСТЬ БУДЕТ ЭТА СТАТЬЯ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.
СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!

http://www.proza.ru/2012/10/12/1822 - статья "Взаимоотношения протестантов и православных"
http://www.proza.ru/2012/12/22/1794 - статья "Протестантство - корень всех нынешних зол?"
http://www.proza.ru/2012/10/08/1211 - статья "Почему у одного Христа много конфессий?"
http://www.proza.ru/2012/07/02/1367 - статья "Особенности распространения протестантизма"
http://www.proza.ru/2013/01/03/1400 - статья "Апостолы умели хранить единство Церкви, а мы?"
http://www.proza.ru/2013/03/25/1490 - статья "Великий пост - догмат или обычай?"


Рецензии
ВАСИЛИЙ!ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С НОВЫМ ГОДОМ!
ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ,ЗДОРОВЬЯ И ЛЮБВИ!!! ВСЕГДА!!!
КАПУСТИН

Яков Капустин   03.01.2013 15:57     Заявить о нарушении
Огромнейшее спасибо, Яков!
Могу только сказать, что и Вам от меня наилучшие пожелания во всем, от чего только зависит счастье человека! И дальнейших творческих свершений!!!

С уважением
Василий

Василий Гапонов   03.01.2013 18:23   Заявить о нарушении
Спорить, Василий, не буду, т. к. статья и дельно написана, и честно, и миролюбиво, и Боголюбиво! Вызывает печаль современное разделение христиан на "наших" и "не наших". Из-за того, что "каждый кулик своё болото хвалит", я предпочитаю не причислять себя намертво ни к какой конфессии, а хожу по всем сразу, намекая им, что все мы христиане и братья!
За что меня отовсюду и гонят! Спасибо, и да пребудет с вами Господь Иисус!

Дом Света   25.03.2013 19:03   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Дом Света!
И за внимание к теме. Конечно, все мы в чем-то по своему смотрим на одни и те же вещи и пусть Бог нам поможет во всем разобраться.

С уважением
Василий

Василий Гапонов   25.03.2013 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.