Эх, мороз, мороз!
"Безумство одержимых наказуемо".Рябых В.Г.
История на первый взгляд проста, но непредсказуемость последствий не позволяет отнести её к тривиальной жизненной ситуации. И объективную оценку ей может дать только тот, кто однажды был близок к подобному.
Не будьте слишком строги к описанию и оценке событий, которые предшествовали случившемуся, поскольку существует косвенная взаимосвязь между ними. Я поверил в это, убедившись на собственном примере. В жизни индивидуума, если он искренне служил высшему своему предназначению, чаша весов судьбы его должна быть, как минимум, в равновесном состоянии. Во все времена философы пытались найти чёткую формулу составляющей человеческого бытия «причинность – следствие». Судите сами.
В бурные и жестокие 90-е судьбы наши проходили крутые виражи с выбросом к пределам допустимого и довольно часто за его границу, отделяющую мир реальный от фантастического, в котором оказывался каждый из нас. В первом случае людей с природным оптимизмом она награждает тем, что мы называем «подарком судьбы». Граница между этими состояниями очень тонка и призрачна. Её смещение в одну из сторон не случайно, оно зависит от воли человека к жизни, а определяющий фактор – её морально-нравственная основа.
В частности, наши судьбы – моей и моего сына распорядились своеобразно – вычеркнули нас из рядов учёной братии, создававшей могущество Отчизны. Может с тех времён пошло такое «звучное» слово – братан, поскольку мы все оказались на одном иерархическом уровне.
Нам, как и большинству в стране, был предоставлен шанс на выживание – опробовать массу самых разнообразных профессий, о которых раньше думалось на бытовом уровне. Безусловно, мужчины, должны уметь делать то, что могли наши предки: копать землю, строить, перевозить разные грузы, торговать. Ну, и уметь владеть оружием, правда для разных целей – защиты или разбоя. В последнем случае этот вид деятельности стал весьма популярным в нашем столетии 90-х годов, особенно на российских дорогах. Нам он как-то не приглянулся, поскольку в этом случае на чашу весов наших судеб пришлось бы класть совесть и нарушалось равновесное состояние – «дал-взял» в нежелательную для нас сторону. Кто был пошустрее и циничнее, у тех судьбы сложились иначе. Они поделили богатства страны меж собой, присвоив из её объёма и ту часть, которая принадлежала «низшим», не умеющим вырвать кусок из рук другого. Им было наплевать на равновесие «добро-зло», им нужно было это сейчас, без оценки последствий. Эта категория «находчивых» официально объявила себя успешными бизнесменами, чиновниками, олигархами. Может на конкурсной основе с учётом прогрессивности нововведённой социально-общественной системы, так называемой, демократии? Увы!
После апробации многочисленных ремёсел, гарантирующих «кусок хлеба», в конечном итоге судьба своим капризом определила нас в путешественники. Дальнобойщиками – предпринимателями стали колесить мы по широким просторам родной страны, по длиннющим её дорогам – заснеженным и цветущим, морозным и жарким, с безработными парнями – бандюганами, затаившимися вдоль бесконечных трасс в поисках жертвы и несовершеннолетними девочками с весело-грустными глазами, продающими «удовольствие» за кусок хлеба. Среди представительниц прекрасного пола не было ни дочерей, ни внучек наших правителей. Ситуация, пожалуй, пострашней самых тяжёлых времён, переживаемых Россией. Судьба? А что же на другой чаше весов, для обеспечения равновесия в этом бренном мире, чтобы он не рухнул? Благоденствие, которое состоится вот-вот, только надо чуть потерпеть и повременить? Увы, оно оказалось призрачным.
В характере большинства оптимистов живёт дух бродяжничества со стремлением искать что-то новое, нестандартное, выходящее за рамки повседневного их жизненного уклада. Но этот путь очень часто сопровождается авантюрными поступками самоутвердиться в своих собственных глазах. Путь многих в 90-х – многолетний этап приключенческих сюжетов, часто очень жёстких. Наш сюжет - реальный, словно взятый из какого-то мистического мира, с границами от возможного до невероятного, испытаний духа в условиях надрыва человеческих чувств. Сколько было нежелательных встреч и неожиданно приятных эпизодов, непредсказуемых событий, открывающих в людях – у одних низость, у других благородство.
Наша Отчизна вступила в новую эпоху с чёрной полосой тяжелейших испытаний для её детей – моих соотечественников. Если раньше у экспроприаторов был лозунг - «Грабь награбленное!», то у нынешних реформаторов – «Грабь собственный народ!». Мы, как представители народа с наивным убеждением порядочности поступков, не могли стать исключением и вместе со своим народом разделили нашу общую боль и стыд в силу нашей ментальности, сложившейся на нравственной основе и морали, привитыми за прошедшие годы любовью к Родине. С нами оставалось одно богатство - подвиги наших отцов и дедов в созидательном труде и их воинской доблестью. Разве мы смогли бы сейчас выстоять, как выстояли они в Великую Отечественную?
Друзья, великое дело – друзья, скромно скинулись «кто, сколько мог» на то, что можно было приобрести в нашем родном автопроме, к тому же прямо с конвейера, и что по паспорту называлось грузовиком – с протекающей системой охлаждения, с сочащимся маслом из всех щелей, скрежещущей коробкой передач, полугнилым металлом кузова. О работоспособности других составляющих этого железного монстра и говорить стыдно! Зато своя, и вроде бы новенькая. На убогом по своему конструктивному решению и безобразному исполнению отечественном грузовике надо было отправляться в дали-дальние за тысячи километров от родного дома. Что поделаешь! А какое могло быть качество продукции даже на знаменитом Горьковском автозаводе в то время? Это чудо техники, сходящее с конвейера, среди бедолаг-водителей называлось «ГАЗоном». У него никогда не работали все цилиндры, а их было восемь, вследствие чего это железное чудище оставляло позади себя специфический запашок, не отдавшего свои рабочие калории, бензина.
Трасса Москва – Самара и обратно. Летом и зимой, днём и ночью. По узкой, построенной ещё в сталинские времена 47-го года, опасной дороге, перегруженной донельзя, с плохим дорожным покрытием, раздавленным большегрузами. «Русский экстрим» для дальнобойщиков – холод и гололёд. Было грустно смотреть как перед тобой, вдруг, «приплясывая» на гладкой ледяной дороге, делает кульбит какой-нибудь неосторожный «Жигулёнок», задирая в сугробе кювета «лапы» кверху. И грузовики тоже, но реже. Всё-таки страшно на нём рисковать, а потом кувыркаться, да и профессионалы за рулём. Зима в России – фактор жизненный и весьма серьёзный. В Западной Европе морозов и гололёда нет. Но там готовы к холоду, а мы нет. На русский «авось» не нужно автономного отопления для сохранения жизни работяги-дальнобойщика. Был свидетелем как на зимних дорогах, вставшие на прикол водители с обездвиженной отечественной техникой, жгут костры из «резины», то есть колёс, а в иных тяжёлых ситуациях тем, что под рукой, вплоть до товара. И не просто согреться, а выжить. Если кто-то и придёт на помощь, то только из тех, кто также колесит по дорогам, рискуя оказаться в подобной ситуации. Взаимопомощь!
И вот однажды в зимнюю пору при полной луне и космической стуже, середь ночи мы встали. Наш грузовик замер на дороге – длинной чёрной полосе, уходящей в Никуда, среди белого фантастически красивого безмолвного пространства. Тишина, на шоссе никого! Два часа ночи. Двигатель заглох и стремительно остывает. Брыкается – не заводится. Наотрез отказывается! Как только не уговаривали мы нашу рабочую лошадку сдвинуться с места – ни словом, ни делом: дальше ехать отказывалась, несмотря на всевозможные манипуляции по запуску двигателя.
Краем глаза охватываю неописуемую картину русской природы и подсознанием ощущаю её неповторимую ни в одном уголке Земли прелесть: огромная луна на чёрном звёздном небе, искристый снег на елях, застывших от неимоверной стужи. Красотища! Пройтись бы в тулупе с любимой женщиной под руку и наслаждаться в объятиях Космоса под его звёздным куполом. Какая жалость: на этой замечательной палитре, расписанной природой, по-прежнему ни души! Кроме нас. Полное уединение. Радоваться бы, но некогда – надо выбираться во чтобы то ни стало. Нужна помощь, а её ждать неоткуда.
Нет, ужас не охватывал нас от сознания ближайшего будущего – приближения к Вечному. Только собранность и крайняя, до предела человеческих сил, его возможностей, напряжённость в поиске выхода. Секундная стрелка, как метроном, там, где то в глубине подсознания, неумолимо ведёт счёт, завершая орбиту времени, отпущенного тебе судьбой, разделяя прошлое от, казалось бы, уже известного ближайшего будущего.
Двигатель совсем остыл и превратился в груду железа – угрюмого и неподвижного. Ветер слабый, но своим холодом чувствительный для наших рук. Он даже не шелохнёт застывшие ели. А нас пронзает, скрючивает пальцы, они непослушны и подчиняются только нашей воле, стремлению выжить. Выжить, во что бы то ни стало! Нам обязательно надо вернуться к моим внукам – детям моего сына, который рядом со мной. Что ж! – так испокон веков: мужики уходят в поход, в неизвестность, а женщины с детьми и надеждой ждут их домой живыми и невредимыми.
Мысль лихорадочно, торопясь опередить события, перебрасывается от одной крайности к другой: бороться, пытаясь завести двигатель, или плюнуть на все усилия, попытаться развести костёр. А из чего? Грузовик железный – не горит, товар – стеклянные бутылки с шампанским. Увы, его можно только пить – оно не полыхает жарким огнём. Бензин вспыхнет и выгорит в мгновенье с звучным фейерверком. Нет, костёр не получиться. Смеяться или плакать!
Наше стальное чудовище никак не хочет просыпаться и везти нас дальше, согревая своим теплом. Это чудо техники так же скукожилось от холода, наверное, как и мы. У него из восьми свечей только пять дают искру, запасные свечи уже использованы при попытке завести двигатель, вода в системе охлаждения покрыта ледком. Шанс через полчаса совсем заморозить двигатель до его полного разрушения. Какой там тосол! У этого аппарата с «рождения» охлаждающая жидкость била фонтаном из всех дыр, по-другому не назовёшь, и никакими ухищрениями её нельзя было остановить. Да и у воды есть своё преимущество, правда относительное. Перед запуском авто её можно заливать зимой тёплой в радиатор и облегчать, тем самым, запуск двигателя. Постоянно возишь с собой канистру с водой – доливаешь. Аккумулятор!? Ведь это не вечный двигатель. Он покрутит-покрутит стартёр и выдохнется, перестав к тому же давать полноценную искру на свечи.
В голове молниями проносятся мысли, самые разнообразные – из настоящего, прошлого... Даже такое необычное, оставшееся из далёкого детства: - «Аллес капут махен» - как отвечали удручённо военнопленные немцы в 1949 году на наши наивные мальчишеские вопросы: « - Ты за кого, Ганс, за Сталина или за Гитлера?». Нам, уличным пацанам так понравилось это выражение, что мы его часто употребляли в своих играх, особенно в баталиях – русские против немцев. Выражение «прилепилось» и осталось в памяти. В переводе означало – «…всем будет капут». Ситуация, по существу, сходная – полный «капут»! Бросить попытки, отдаться на волю случая с предсказуемым исходом или «напрячь мозги» и не сдаваться. Нет, оставалась только одна клокочущая кипятком мысль – дать железному коню жизнь! Хотя здравый смысл по объективным показателям – шанс нулевой.
От холода загустело масло в двигателе и рукояткой уже тяжелее проворачивать коленвал. Чревато! Аккумулятор еле тянет стартёр, на свечах слабая искра. Да и как заводить рукояткой, когда наш монстр и в летнее время то, да с полным набором свечей, отказывался подчиняться.
Поневоле поверишь в мистику и станешь язычником, и появляется мысль обратиться к потусторонним силам, к Всевышнему, о котором люди обычно в будничной ситуации и не вспоминают, но когда «припечёт», обращаются к нему с мольбой о помощи. Как правило, просят, и редко, особенно в нынешнее время, предлагают. Как-то в диалоге с батюшкой одного прихода, очень умного священнослужителя, услышал от него, что люди в основном просят: - Господи, помоги мне!.. – Дай мне, боже… - Прости грехи мои… - Господи, помилуй! - Но почти не говорят - на возьми! А что можешь предложить ты? Поступки во благо – да, именно так! И нельзя просить постоянно, навязчиво – ищи решения сам. Только в критической ситуации, в надрыве, стоя на грани, ты можешь обратиться за помощью. Мысленно. К кому? К тому, кто создал этот мир, в котором ты живёшь?
Мы ни в чём не провинились – зачем же нести этот крест-наказание?! Да и немало в своей жизни мы совершили положительного. За что нас так? К тому же нас дома ждут! Но кто поможет? Великий Космос, ниспославший космическую стужу, или иной эзотерический персонаж? Обращаются, как правило, к Всевышнему. К какому, к кому? Ведь у каждого свой Бог.
Я решился. Просто, втихаря от сына, мысленно, обратился к Великому Космосу. Попросил спокойно, отдавая отчёт своим словам:
- Великий Космос, отпусти нас восвояси. Ведь я Твой искренний поклонник звёздам Твоим, бесконечной глубине пространства, загадочности Твоих объятий. Я хочу и дальше, но пока только в этой жизни, а не в другой, наслаждаться прекрасным Миром, созданным Тобой. Ведь мы – дети твои. И помощники тоже. Я стремился и впредь буду делать это – помогать Тебе совершенствовать Мир гармонии.
Страха не было за себя. Была боль за оставшихся дома. Какая судьба ждала бы их в дальнейшем после нас? В стране по тем временам и с мужским «населением» в доме не всем удавалось выжить.
Судьба сделала крутой вираж. Двигатель заработал. От рукоятки. С выжатым сцеплением, без поддержки стартёра, на 5-ти свечах. Провернуть с застывшим маслом в картере? Это физически не реально! Но это так. Почему он, вдруг, завёлся в таких условиях – до сих пор осталось для нас загадкой. Может Великий Космос внял моей просьбе-мольбе язычника, верящего в его влияние над нами, оценил наши усилия и стремление к жизни, зауважал нас и дал нам шанс – выдал энергетический импульс нашему железному коню. И то, в чём я признаюсь сейчас, не считаю предосудительным. Я не открываю Твою тайну, Космос. Ты создал эту планету, а значит, все процессы на ней подвластны Тебе. Я признаю Твоё могущество, верю в него, и реально оцениваю наши скудные познания о Тебе. И, возможно, своим вниманием Ты уравновесил чашу весов наших судеб.
Мы проехали километров около десяти на первой передаче, прогревая двигатель на оборотах. Заработали остальные цилиндры. Начало поступать тепло в кабину, стали и сами отогреваться, нас перестало трясти от озноба. Мы вернулись!
На посту ГАИ удивлённый «дядя гаишник», завёрнутый в тулуп, торчал только его красный нос, остановил нас и доброжелательно посоветовал нам: дескать, мы очень рискуем в такой мороз… надо остановиться… затаиться… греться. А где греться то? У паяльной лампы в кабине? Добрый дядя из ГАИ сообщил-проинформировал нас также, что на соседнем посту в сотне километров сгорела фура – обогревались открытым огнём от паяльной лампы. Так от неё и угореть можно! Что и случалось довольно часто в пути с некоторыми бедолагами-дальнобойщиками. Паяльная лампа была популярна по простоте пользования, но опасна. Представитель ГАИ в тёплом тулупе сообщил также, что на термометре «–32» град.! Великолепно!
Причиной замерзания двигателя у нас стало его переохлаждение из-за отвалившейся от дорожной тряски теплозащиты радиатора – панели, закрывающей его от края до края. Стандартный защитный кожух радиатора украли с первых же дней приобретения нашей железной лошадки. Набегающий поток морозного воздуха, проходящий через незащищённые соты радиатора, сделал своё чёрное дело. Впоследствии мы стали скрупулёзно внимательными к креплению теплозащиты. И сильные морозы почти перестали быть для нас экстримом.
Прошло с тех пор немало лет, а случай этот, необычный, помнится до сих пор – память не отпускает. Но до сих пор объяснения логического, происшедшему, не найдено. Можно строить различные гипотезы, даже самые невероятные, но утверждать, как достоверное, увы! Наш мир порождал и порождает сказки, легенды, фабула которых построена на, якобы, реальных фактах, взятых из жизни. Или желаемых. А почему не может быть и такой, может быть, несколько необычной, версии о происхождении всего сущего? И всё же позволим.
Мы никогда не познаем всех тайн Космоса, который создал этот фантастически сложный мир. Одну из самых главных – жизнь, строение живых существ, растений в невероятном многообразии видов. Мир не существовал бы в том виде, каким мы видим его, если бы Космос не «отслеживал» равновесное состояние в нём. Во всех аспектах, в том числе и по результатам деятельности человека. И здесь не может быть исключением принцип «дал-взял» для равновесного состояния. И может быть такие понятия, как «ад», «рай» подсказка человечеству Космосом для соблюдения условий равновесия: брак или качество. Человек своими поступками даёт повод для селекции своего вида: на уничтожение вида, как неудавшегося в эксперименте, и отправляет его в корзину с названием «ад». Или его продолжения, пролонгации, реинкарнации, как более совершенного, отвечающего «представлениям» Космоса о гармонии, созданного им мира.
Возможно наша эпопея - частный случай с положительным решением, просто потому, что мы в своей жизни не нарушали законов Космоса. На чаше весов, для положительного исхода, с нашей стороны «тяжеловесом» был принцип - живи по совести! Живи так, чтобы твоё окружение получало положительную энергию даже от одного твоего присутствия рядом. Не делай зло! Примитивный вариант, не отвечающий критериям равновесного состояния, построен по логике - бери за горло ближнего! Но этот принцип - у биовида с искривлённой, больной психикой, не совместимой с понятием гармонии Космоса. А потому – это брак, от которого не застрахован сам Создатель Мира - Космос, или это его сознательная проба в проведении поиска оптимума, вследствие чего бракованный вид и отправляется в корзину с надписью «ад». Оптимальный вариант, или, как возможный с рациональными характеристиками, передают в базу данных с надписью «рай», откуда его сущность, под названием душа, впоследствии формируется в новом облике с целью дальнейшего совершенствования биовида.
Эра динозавров и мамонтов на планете Земля, с окружающим их своеобразным растительным миром, возможно, не вписалась в некоторые критерии Космоса о гармонии, создаваемого им мира. Существа с примитивным, казалось бы, уровнем мышления – только пожевать, не совсем отвечали требуемому – развиваться интеллектуально. Хотя равновесие в природе соблюдалось: ели друг друга, чтобы утолить голод, но не истребляли «корм» полностью, чтобы не обрушить экологию дома-Земли, приютившей их на просторах Вселенной. Следующая эра, с заселением преобладающих по биовиду существ – человеком, оказалась, пожалуй, ошибкой. Человек, с задумками интеллектуального существа, оказался ненасытным людоедом, истребляющим себе подобных на пространствах своего дома-планеты в объёмах, не сопоставимых с логикой его выживания его самого.
ЭПИЛОГ.
Подумал-поразмышлял автор этих строк – что же принести в качестве «жертвенного барашка» на алтарь Космоса для создания более устойчивого равновесия чаши своих весов в его мироздании? Пожалуй, самым целесообразным, правда, амбициозным, подарком было бы создание защиты от «дедушки Мороза» для тех, кто в пути, что и было благополучно проделано. Нами была разработана, созданы образцы, апробирована автономная система отопления кабины, независимая от тепловых показателей основной «печки» двигателя – работает он или умер – ты в тепле. А значит, в экстремальной ситуации можешь выжить. Аналог известных импортных образцов, но в отличие от них запускается и работает от - 40 град. Цельсия. Патент, пожарный сертификат. «Один в поле не воин» – гласит известный постулат, как напоминание для авантюристов, предполагающих решать серьёзные проблемы в одиночку, тем более с «дырявым» карманом. Еврей Максим из Израиля с готовностью ухватился за идею производства отопителя в его стране с горячими песчаными бурями, где никто не верит в холода ниже +10 градусов, и продавать в моей родной России. После раздумий верх взял мой «ура-патриотизм» - не позволил принять постыдное, казалось мне, решение. Как это так, ракеты космические делали, а это-то, не осилим что ли?! Может зря не делаем сами? А ведь образец «переплюнул» импортные по своему основному критерию – запуску с низких магаданских температур. За что и сказали «спасибо» дальнобойщики из Тюмени.
Но это уже другая история, с оттенком мистики – «очевидное-невероятное» в моём любимом Отечестве под названием Россия.
Великий Космос, моя совесть спокойна! Я отблагодарил Тебя, как сумел, за шанс жить дальше и помогать Тебе в непростом деле – построении Мира в гармонии.
Рисунок автора - члена Союза художников РФ. РУЛЕВОЙ
Свидетельство о публикации №212122901467