Эх, мороз, мороз!

               
                "Безумство одержимых наказуемо".Рябых В.Г.

История  на первый взгляд проста, но непредсказуемость последствий не позволяет  отнести её к тривиальной жизненной ситуации. И объективную оценку ей может дать только тот, кто однажды был близок к подобному.

Не будьте слишком строги к описанию и оценке  событий, которые предшествовали случившемуся, поскольку существует косвенная взаимосвязь между ними. Я поверил в это, убедившись на собственном примере. В жизни индивидуума, если он искренне служил высшему своему предназначению, чаша весов судьбы его должна быть, как минимум,  в равновесном состоянии. Во все времена философы пытались найти чёткую формулу составляющей человеческого бытия «причинность – следствие». Судите сами.

 В бурные  и жестокие 90-е судьбы наши проходили крутые виражи с выбросом к пределам допустимого и довольно часто за его границу, отделяющую мир реальный от фантастического, в котором оказывался каждый из нас. В первом случае людей с природным оптимизмом она награждает тем, что мы называем «подарком судьбы».  Граница между этими состояниями очень тонка и призрачна. Её смещение в одну из сторон не случайно, оно зависит от воли человека к жизни, а определяющий фактор – её морально-нравственная основа.

 В частности, наши  судьбы – моей и  моего сына распорядились своеобразно – вычеркнули нас из рядов учёной братии, создававшей могущество Отчизны. Может с тех времён пошло такое «звучное» слово – братан, поскольку мы все оказались на одном иерархическом уровне.

 Нам, как и большинству в стране, был предоставлен шанс на выживание – опробовать массу самых разнообразных профессий, о которых раньше думалось на бытовом уровне. Безусловно, мужчины, должны уметь делать то, что могли наши предки: копать землю, строить, перевозить разные грузы, торговать. Ну, и  уметь владеть оружием, правда для разных целей – защиты или разбоя. В последнем случае этот вид деятельности стал весьма популярным в нашем столетии 90-х годов, особенно на российских дорогах. Нам он как-то не приглянулся, поскольку в этом случае на чашу весов наших судеб пришлось бы класть совесть и нарушалось равновесное состояние – «дал-взял» в нежелательную для нас сторону. Кто был пошустрее и циничнее, у тех судьбы сложились иначе. Они поделили богатства страны меж собой, присвоив из её объёма и ту часть, которая принадлежала «низшим», не умеющим вырвать кусок из рук другого. Им было наплевать на равновесие «добро-зло», им нужно было это сейчас, без оценки последствий. Эта категория «находчивых» официально объявила себя успешными бизнесменами, чиновниками, олигархами. Может на конкурсной основе с учётом прогрессивности нововведённой социально-общественной системы, так называемой, демократии? Увы!   

После апробации многочисленных ремёсел, гарантирующих «кусок хлеба»,  в конечном итоге судьба  своим капризом определила нас в путешественники. Дальнобойщиками – предпринимателями стали колесить мы по широким  просторам родной страны, по длиннющим её дорогам – заснеженным и цветущим, морозным и жарким, с безработными парнями – бандюганами, затаившимися вдоль бесконечных трасс в поисках жертвы и несовершеннолетними девочками с весело-грустными глазами, продающими «удовольствие» за кусок хлеба. Среди представительниц прекрасного пола не было ни дочерей, ни внучек наших правителей. Ситуация, пожалуй, пострашней самых тяжёлых времён, переживаемых Россией. Судьба? А что же на другой чаше весов, для обеспечения равновесия в этом бренном мире, чтобы он не рухнул? Благоденствие, которое состоится вот-вот, только надо чуть потерпеть и повременить? Увы, оно оказалось призрачным.

В характере большинства оптимистов живёт дух бродяжничества со стремлением искать что-то новое, нестандартное, выходящее за рамки повседневного их жизненного уклада. Но этот путь очень часто  сопровождается авантюрными  поступками самоутвердиться в своих собственных глазах. Путь многих в 90-х – многолетний этап приключенческих сюжетов, часто очень жёстких. Наш сюжет  -  реальный, словно взятый из какого-то мистического мира, с границами от возможного до  невероятного, испытаний духа в условиях надрыва человеческих чувств. Сколько было нежелательных встреч и неожиданно приятных эпизодов, непредсказуемых событий, открывающих в людях – у одних низость,  у других  благородство.

Наша Отчизна вступила в новую эпоху с чёрной полосой  тяжелейших испытаний для её детей – моих соотечественников. Если  раньше у экспроприаторов был лозунг -  «Грабь награбленное!», то у нынешних реформаторов – «Грабь собственный народ!».   Мы, как представители народа с наивным убеждением порядочности поступков, не могли стать исключением и вместе со своим народом разделили нашу общую боль и стыд в силу нашей ментальности, сложившейся на нравственной основе и морали, привитыми за прошедшие годы любовью к Родине.  С нами оставалось одно богатство - подвиги наших отцов и дедов в созидательном труде и их воинской доблестью. Разве мы смогли бы сейчас выстоять, как выстояли они в Великую Отечественную? 
 
Друзья, великое дело – друзья, скромно скинулись «кто, сколько мог» на то, что можно было приобрести в нашем родном автопроме, к тому же прямо с конвейера, и что по паспорту называлось грузовиком – с протекающей системой охлаждения, с сочащимся маслом из всех щелей, скрежещущей коробкой передач, полугнилым металлом кузова. О работоспособности других составляющих этого железного монстра и говорить стыдно! Зато своя, и вроде бы новенькая. На убогом по своему конструктивному решению и безобразному исполнению отечественном грузовике надо было отправляться в дали-дальние за тысячи километров от родного дома. Что поделаешь! А какое могло быть качество продукции даже на знаменитом Горьковском автозаводе в то время?   Это чудо техники, сходящее с конвейера, среди бедолаг-водителей называлось «ГАЗоном». У него никогда не работали все цилиндры, а их было восемь, вследствие чего это железное чудище оставляло позади себя специфический запашок, не отдавшего свои рабочие калории, бензина.

Трасса Москва – Самара и обратно. Летом и зимой, днём и ночью. По узкой, построенной ещё в сталинские времена 47-го года, опасной дороге, перегруженной донельзя, с плохим дорожным покрытием, раздавленным большегрузами. «Русский экстрим» для дальнобойщиков – холод и гололёд. Было грустно смотреть как перед тобой, вдруг, «приплясывая» на гладкой ледяной дороге, делает кульбит какой-нибудь неосторожный «Жигулёнок», задирая в сугробе кювета «лапы» кверху. И грузовики тоже, но реже. Всё-таки страшно на нём рисковать, а потом кувыркаться, да и профессионалы за рулём. Зима в России – фактор жизненный и весьма серьёзный. В Западной Европе  морозов и гололёда нет. Но там готовы к холоду, а мы нет. На русский «авось» не нужно автономного отопления для сохранения жизни работяги-дальнобойщика. Был свидетелем как на зимних дорогах, вставшие на прикол  водители с обездвиженной отечественной техникой, жгут костры из «резины», то есть колёс, а в иных тяжёлых ситуациях тем, что под рукой, вплоть до товара. И не просто согреться, а  выжить. Если кто-то и придёт на помощь, то только из тех, кто также колесит по дорогам, рискуя оказаться в подобной ситуации. Взаимопомощь!
 
И вот однажды в зимнюю пору при полной луне и космической стуже, середь ночи мы встали. Наш грузовик замер на дороге – длинной чёрной полосе, уходящей в Никуда, среди белого фантастически красивого безмолвного пространства. Тишина, на шоссе никого!  Два часа ночи. Двигатель заглох и стремительно остывает. Брыкается – не заводится. Наотрез отказывается! Как только не уговаривали мы нашу рабочую лошадку сдвинуться с места – ни словом, ни делом: дальше ехать отказывалась, несмотря на всевозможные манипуляции по запуску двигателя.
 
Краем глаза охватываю неописуемую картину русской природы и подсознанием ощущаю её неповторимую ни в одном уголке Земли прелесть: огромная луна на чёрном  звёздном небе, искристый снег на елях,  застывших от неимоверной стужи.  Красотища! Пройтись бы  в тулупе с любимой женщиной под руку и наслаждаться в объятиях Космоса под его звёздным куполом. Какая жалость: на этой замечательной палитре, расписанной природой, по-прежнему ни души! Кроме нас. Полное уединение. Радоваться бы, но некогда – надо выбираться во чтобы то ни стало. Нужна помощь, а её ждать неоткуда.

Нет, ужас не охватывал нас от сознания ближайшего будущего – приближения  к Вечному. Только собранность и крайняя, до предела человеческих сил, его возможностей, напряжённость в поиске выхода. Секундная стрелка, как метроном, там, где то в глубине подсознания, неумолимо ведёт счёт, завершая орбиту времени, отпущенного тебе судьбой, разделяя прошлое от, казалось бы, уже известного ближайшего будущего.

 Двигатель совсем остыл и превратился в груду железа – угрюмого и неподвижного. Ветер слабый, но своим холодом чувствительный для наших рук. Он даже не шелохнёт застывшие ели. А нас пронзает, скрючивает пальцы, они непослушны и подчиняются только нашей воле, стремлению выжить. Выжить, во что бы то ни стало! Нам обязательно надо вернуться к моим внукам – детям моего сына, который рядом со мной. Что ж! – так испокон веков: мужики уходят в поход, в неизвестность, а женщины с детьми и надеждой ждут их домой живыми и невредимыми.

 Мысль лихорадочно, торопясь опередить события, перебрасывается от одной крайности к другой: бороться, пытаясь завести двигатель, или плюнуть на все усилия, попытаться развести костёр. А из чего? Грузовик железный – не горит, товар – стеклянные бутылки с  шампанским. Увы, его можно только пить – оно не полыхает жарким огнём. Бензин вспыхнет и выгорит в мгновенье с звучным фейерверком. Нет, костёр не получиться. Смеяться или плакать!

 Наше стальное чудовище никак не хочет просыпаться и везти нас дальше, согревая своим теплом. Это чудо техники так же скукожилось от холода, наверное, как и мы. У него из восьми свечей только пять дают искру, запасные свечи уже использованы при попытке завести двигатель, вода в системе охлаждения покрыта ледком. Шанс через полчаса совсем заморозить двигатель до его полного разрушения. Какой там тосол! У этого аппарата с «рождения» охлаждающая жидкость била фонтаном из всех дыр, по-другому не назовёшь, и никакими ухищрениями её нельзя было остановить. Да и у воды есть своё преимущество, правда относительное. Перед запуском авто её можно заливать зимой  тёплой  в радиатор и облегчать, тем самым, запуск двигателя. Постоянно возишь с собой канистру с водой – доливаешь. Аккумулятор!? Ведь это не вечный двигатель. Он покрутит-покрутит стартёр и выдохнется, перестав к тому же давать полноценную искру на  свечи.

В голове молниями проносятся мысли, самые разнообразные – из настоящего, прошлого...  Даже такое необычное, оставшееся из далёкого детства: - «Аллес капут махен» - как отвечали  удручённо военнопленные немцы в 1949 году на наши наивные  мальчишеские вопросы: « - Ты за кого, Ганс, за Сталина или за Гитлера?». Нам, уличным пацанам так понравилось это выражение, что мы его часто употребляли в своих играх, особенно в баталиях – русские против немцев. Выражение «прилепилось» и осталось в памяти.  В переводе означало – «…всем будет капут». Ситуация, по существу, сходная – полный «капут»! Бросить попытки, отдаться на волю случая с предсказуемым исходом или «напрячь мозги» и не сдаваться. Нет, оставалась только одна клокочущая кипятком мысль – дать железному коню жизнь! Хотя здравый смысл по объективным показателям – шанс нулевой.

От холода загустело масло в двигателе и рукояткой уже тяжелее проворачивать коленвал. Чревато! Аккумулятор еле тянет стартёр, на свечах слабая  искра. Да и как заводить рукояткой, когда наш монстр и в летнее время то, да с полным набором  свечей, отказывался подчиняться.

Поневоле поверишь в мистику и станешь язычником, и появляется мысль обратиться к потусторонним силам, к Всевышнему, о котором люди обычно в будничной ситуации и не вспоминают, но когда «припечёт», обращаются к нему с мольбой о помощи. Как правило, просят, и редко, особенно в нынешнее время, предлагают. Как-то в диалоге с батюшкой одного прихода, очень умного священнослужителя, услышал от него, что люди в основном просят: - Господи, помоги мне!..  – Дай мне, боже… - Прости грехи мои… - Господи, помилуй! -  Но почти не говорят - на возьми!  А что можешь предложить ты? Поступки во благо – да, именно так! И нельзя просить постоянно, навязчиво – ищи решения сам. Только в критической ситуации, в надрыве, стоя на грани, ты можешь обратиться за помощью. Мысленно. К кому? К тому, кто создал этот мир, в котором ты живёшь?

Мы ни в чём не провинились – зачем же нести этот крест-наказание?! Да и немало в своей жизни мы совершили положительного. За что нас так? К тому же нас дома ждут! Но кто поможет? Великий Космос, ниспославший космическую стужу, или  иной эзотерический персонаж? Обращаются, как правило, к Всевышнему. К какому, к кому? Ведь у каждого свой Бог.

Я решился. Просто, втихаря от сына, мысленно, обратился к Великому Космосу.  Попросил спокойно, отдавая отчёт своим словам:

               - Великий Космос, отпусти нас восвояси. Ведь я Твой искренний поклонник  звёздам Твоим, бесконечной глубине пространства, загадочности Твоих объятий.  Я хочу и дальше, но пока только в этой жизни, а не в другой,  наслаждаться прекрасным Миром, созданным Тобой.   Ведь мы – дети твои. И помощники тоже. Я стремился и впредь буду делать это – помогать Тебе совершенствовать Мир гармонии.

Страха не было за себя. Была боль за оставшихся дома. Какая судьба ждала бы их в дальнейшем после нас? В стране по тем временам и с мужским «населением» в доме не всем удавалось выжить.   

Судьба сделала крутой вираж. Двигатель заработал. От рукоятки. С выжатым сцеплением, без поддержки стартёра, на 5-ти свечах. Провернуть с застывшим маслом в картере? Это физически не реально! Но это так. Почему он, вдруг, завёлся в таких условиях – до сих пор осталось для нас загадкой. Может  Великий Космос  внял моей просьбе-мольбе язычника, верящего в его влияние над нами, оценил  наши усилия и стремление к жизни, зауважал нас  и дал нам шанс – выдал энергетический импульс нашему железному коню. И то, в чём я признаюсь сейчас, не считаю предосудительным. Я не открываю Твою тайну, Космос. Ты создал эту планету, а значит, все процессы на ней подвластны Тебе. Я признаю Твоё могущество, верю в него, и реально оцениваю наши скудные познания о Тебе. И, возможно, своим вниманием Ты уравновесил чашу весов наших судеб. 

Мы проехали  километров  около десяти на первой передаче, прогревая двигатель на оборотах. Заработали остальные цилиндры. Начало поступать тепло в кабину, стали и сами отогреваться, нас перестало трясти от озноба. Мы вернулись!
 
На посту ГАИ удивлённый «дядя гаишник», завёрнутый в тулуп, торчал только его красный нос, остановил нас и доброжелательно посоветовал нам:  дескать, мы очень рискуем в такой мороз… надо остановиться…  затаиться… греться. А где греться то? У паяльной лампы в кабине? Добрый дядя из ГАИ сообщил-проинформировал нас также, что на соседнем посту в сотне километров  сгорела  фура – обогревались открытым огнём от паяльной лампы. Так от неё и угореть можно!  Что и случалось довольно часто в пути с некоторыми бедолагами-дальнобойщиками. Паяльная лампа была популярна по простоте пользования, но опасна. Представитель ГАИ в тёплом  тулупе сообщил также, что на термометре «–32» град.! Великолепно! 

Причиной замерзания двигателя у нас стало его переохлаждение из-за отвалившейся от дорожной тряски теплозащиты радиатора – панели, закрывающей его от края до края. Стандартный защитный кожух радиатора украли с первых же дней приобретения нашей железной лошадки. Набегающий поток морозного воздуха, проходящий через незащищённые соты радиатора, сделал своё чёрное дело. Впоследствии мы стали скрупулёзно внимательными к креплению теплозащиты. И сильные морозы почти перестали быть для нас экстримом.

Прошло с тех пор немало лет, а случай этот, необычный, помнится до сих пор – память не отпускает. Но до сих пор объяснения логического, происшедшему, не найдено. Можно строить различные гипотезы, даже самые невероятные, но утверждать, как достоверное, увы! Наш мир порождал и порождает сказки, легенды, фабула которых построена на, якобы, реальных фактах, взятых из жизни. Или желаемых. А почему не может быть и такой, может быть, несколько необычной, версии о происхождении всего сущего? И всё же позволим.

Мы никогда не познаем всех тайн Космоса, который создал этот фантастически сложный мир. Одну из самых главных – жизнь, строение живых существ, растений в невероятном многообразии видов.  Мир не существовал бы в том виде, каким мы видим его, если бы Космос не «отслеживал» равновесное состояние в нём. Во всех аспектах, в том числе и по результатам деятельности человека. И здесь не может быть исключением принцип «дал-взял» для равновесного состояния. И может быть такие понятия, как «ад», «рай» подсказка человечеству Космосом для соблюдения условий равновесия: брак или качество. Человек своими поступками даёт повод для селекции своего вида: на уничтожение вида, как неудавшегося в эксперименте, и отправляет его в корзину с названием «ад». Или его продолжения, пролонгации, реинкарнации, как более совершенного, отвечающего «представлениям» Космоса о гармонии, созданного им мира.   

Возможно наша эпопея - частный случай с положительным решением, просто потому, что мы в своей жизни не нарушали законов Космоса. На чаше весов,  для  положительного исхода, с нашей стороны «тяжеловесом» был принцип - живи по совести! Живи так, чтобы твоё окружение получало положительную энергию даже от одного твоего присутствия рядом.  Не делай зло! Примитивный вариант, не отвечающий критериям равновесного состояния, построен по логике - бери за горло ближнего! Но этот принцип -  у биовида с искривлённой, больной психикой, не совместимой с понятием гармонии Космоса. А потому – это брак, от которого не застрахован сам Создатель Мира - Космос, или это его сознательная проба в проведении поиска оптимума, вследствие чего бракованный вид и отправляется в корзину с надписью «ад». Оптимальный вариант, или, как возможный с рациональными характеристиками, передают в базу данных с надписью «рай», откуда его сущность, под названием душа, впоследствии формируется в новом облике с целью дальнейшего совершенствования биовида.

Эра динозавров и мамонтов на планете Земля, с окружающим их своеобразным растительным миром, возможно, не вписалась в некоторые критерии Космоса о гармонии, создаваемого им мира. Существа с примитивным, казалось бы, уровнем мышления – только пожевать, не совсем отвечали требуемому – развиваться интеллектуально. Хотя равновесие в природе соблюдалось: ели друг друга, чтобы утолить голод, но не истребляли  «корм» полностью, чтобы не обрушить экологию дома-Земли, приютившей их на просторах Вселенной. Следующая эра, с заселением преобладающих по биовиду существ – человеком, оказалась, пожалуй, ошибкой. Человек, с задумками интеллектуального существа, оказался ненасытным людоедом, истребляющим себе подобных на пространствах своего дома-планеты в объёмах, не сопоставимых с логикой его выживания его самого.

ЭПИЛОГ.
Подумал-поразмышлял автор этих строк – что же принести в качестве «жертвенного барашка» на алтарь Космоса для создания более устойчивого равновесия чаши своих весов в его мироздании? Пожалуй, самым целесообразным, правда, амбициозным, подарком было бы создание защиты от «дедушки Мороза» для тех, кто в пути, что и было благополучно проделано. Нами была разработана, созданы образцы, апробирована автономная система отопления кабины, независимая от тепловых показателей основной «печки» двигателя – работает он или умер – ты в тепле. А значит, в экстремальной ситуации можешь выжить. Аналог известных импортных образцов, но в отличие от них запускается и работает от - 40 град. Цельсия. Патент, пожарный сертификат. «Один в поле не воин» – гласит известный постулат, как напоминание для авантюристов, предполагающих решать серьёзные проблемы в одиночку, тем более с «дырявым» карманом. Еврей Максим из Израиля с готовностью ухватился за идею производства отопителя в его стране с горячими песчаными бурями, где никто не верит в холода ниже +10 градусов, и продавать в моей родной России. После раздумий верх взял мой «ура-патриотизм» - не позволил принять постыдное, казалось мне, решение. Как это так, ракеты космические делали, а это-то, не осилим что ли?! Может зря не делаем сами? А ведь образец «переплюнул» импортные по своему основному критерию – запуску с низких  магаданских температур. За что и сказали  «спасибо» дальнобойщики из Тюмени.

Но это уже другая история, с оттенком мистики – «очевидное-невероятное» в моём любимом Отечестве под названием Россия. 

Великий Космос, моя совесть спокойна! Я отблагодарил Тебя, как сумел, за шанс жить дальше и помогать Тебе в непростом деле – построении Мира в гармонии.

  Рисунок автора -  члена Союза художников РФ.       РУЛЕВОЙ


 


Рецензии