Ностальгия по СССР. О спектакле Квадратура круга

             
Я задумался над термином  vintage-комедия, то есть винтажная комедия. Что он значит? Vintage в Википедии трактуется как предмет обихода прошлого в современной интерпретации. Ага, тогда это можно понять так: старинный водевиль Валентина Катаева в современной постановке Михаила Полякова. 
Валентин Катаев -- классик советской литературы, основатель и первый главный редактор журнала «Юность», автор популярной повести «Белеет парус одинокий» -- и  вдруг водевиль «Квадратура круга», написанный в 1928 году. Эпоха военного коммунизма закончилась, в разгаре Новая Экономическая Политика (НЭП). Новая советская мораль, борьба молодежи с мещанством, сексуальная революция. А тут -- водевиль во «французском стиле» без идеологических заморочек. 
Комната в общежитии, которую делят Василий (Марат Камалиев) и Абрам (Евгений Пономарев). У Абрама -- книги в стопках и странная конструкция для спанья -- «кОзлы», у другого самодельный топчан и пусть обшарпанный, но настоящий кухонный стол. На двоих общее: комната, украшенная транспарантами с популярными для того времени лозунгами и освещаемая голой пыльной лампой и... мечта о девушке.
Абрам берет в жены товарища по идеологической работе Тоню (Ирина Полыгалова), а Василию просто нравится Людмила (Лиана Токарева), которая возгорается любовью к тому и соглашается на брак, узнав, что у того есть жилая площадь. Оба парня в один день идут в ЗАГС, становятся мужьями и озабочены только тем, что им надо сообщить о своих женах соседу.
И вот приходят жены. Тоня -- в юбочке и в тенниске, со стопкой книг -- вот и все её приданное. А у Людмилы все есть: и одежда, и еда, и даже чудо технической мысли тех лет -- примус! Тоня -- товарищ, ей чуждо мещанское обрастание: ни еду приготовить, ни на базар сходить Абраму её не заставить - они книгу читает, растет так сказать идеологически. Василия воротит от еды и поцелуйчиков Людмилы, а Тоня такая соблазнительная!
И вот в результате как бы случайных действий пары меняются партнерами. Хороша, естественна в своей женственности и желании просто жить Лиана Токарева. Она купается в своей роли, наслаждаясь ею. Тоня у Полыгаловой -- это засушенный цветок из гербария. Старорежимные мещанские чувства она уже отвергла, а новых нет, и вот она действует в какой-то эмоциональной блокаде. Способен ли разбудить её чувства к жизни Василий, я и не знаю, не понял.
Другие действующие лица вожак Флавий (заслуженный артист РФ Николай Макаренко), поэт Емельян (Василий Микульский) «пионерская бригада» гостей (Татьяна Артемчук, Иван Ручнев, Алексей Чупин) -- необходимые штришки прошедшей эпохи. Некоторые критики, писавшие об этой постановке в других театрах, напоминают читателям, что именно этому поколению предстоит пройти частые чистки, репрессии, войны. А я смотрел, как они жили, смеялись и любили во времена, что ушли безвозвратно, строили планы на завтра, и не могли знать, что завтра была война.


Рецензии