О балаганном искусстве

Балаганные развлечения попали в эту страну, как клопы и венерические заболевания – из Европы. Они мигрировали сюда вместе с толпами лишенцев, искателей и беглецов по разным причинам, но с единой целью – попробовать то же на новом месте.
Местным индейцам в те далекие годы было не до балаганных развлечений – их заботили проблемы выживания в шкурах на голое тело в морозные зимы в Дакоте или Мантане.
Балаганное искусство расцвело и процветало потому, что общество не было еще достаточно богатым, чтобы по-меценатски вложиться и возродить институт театра на европейский лад.
Но оттянуться, все равно, людям хотелось не только с многостаночницами в салунах, а и с членами своих семей по воскресеньям.
Тут то и появились бродячие цирки. Работал в них тогда, в основном, темный элемент, не поладивший с законами на другом берегу океана. Поэтому и номера выступлений имели  ярко выраженный силовой или надувательский характер, что вполне соответствует философии цирка в сыром виде, основанной на низменном и близком к звериным инстинктам – исполнители наделенены силой, ловкостью и смекалкой, которым простые люди могут только позавидовать.
Говорят, что первый цирк шопито был устроен в украденном у местных гигантском коммунальном вигваме. Индейцы сами и не доперли тем вечером, что сидят в своей палатке, внезапно пропавшей прошлой ночью.
Балаганные актеры-фокусники частенько бывали членами одной шайки, которые еще до выступления определяли, кто из зрителей будет жертвой предстоящих фокусов. Фокусник, к стати говоря, был совсем не главным исполнителем, а скорее разводящим. Обычный трюк с пропажей и возвратом карманных часов сопровождался еще и уводом еще чего-нибудь ценного в долопатниковое время. Чтобы принести разнообразие из Европы и Африки стали завозить диких зверей, которых первое время даже не дрессировали, потому что никто толком не умел этого делать, а держали в клетках для показа их зрителям во время кормлений в антрактах. Кроме животных из Европы завозились гибкие китайцы, уродцы и гимнасты.
Между тем далеко не все могли быть циркачами-исполнителями, а до производственных процессов было еще далеко, так что людям приходилось по-серьезному ломаться и тужиться за еду и кров.
При цирках пригрелись и первые кулибины, которые постепенно ввели в цирковой реквизит и механическую оснастку.
Они же были праотцами «американских гор».
От них пошла цирковая семейственность по механической части. Они же брали в свои номера исполнителей.
Со временем семейные качели- карусели поставили на отдельные от цирка колеса и стали таскать по городишкам для развлечений на ярмарках.
И до наших дней существует этот бизнес.
У Луна пакров на колесах все поделено на зоны, как у сынов летенанта Шмидта, и два раза в год наш автопаркинг около железно-дорожной станции закрывается на 5 дней для установки одних и тех же аттракционов и сопутвующим им обжоркам. 
Дети простолюдья под конвоем нетрезвых родителей по-прежнему развлекаются на открытом воздухе и оставляют там достаточно денег. Хозяева такого парка, в принципе, одна и та же семья в несколько поколений. Это и есть их семейный бизнес. Они живут закрытым кланом, но берут иногда женщин для браков со стороны.  По-моему у них есть профсоюз.


Рецензии