Общее впечатление от книги Сьюзен Коллинз Голодные

«…Сила приносит свободу.
Побеждай и станешь звездой,
А может, обретешь покой…»

Александр Елин. «Колизей»

   Вы знаете, что будет с нашими потомками в будущем? Анализировали  ли вы события, происходящие сейчас, с тем, что может произойти потом? Каким будет будущее? Что ждёт наше общество там, за временным поворотом на новый этап развития? А будет ли этот этап?...
   Я прочитала книгу Сьюзен Коллинз совсем недавно. Об этой книге вообще мало кто знал, до того как по её мотивам сняли одноименный фильм «Голодные игры». В наш век технологий и культурной бедности, литература из высокого увлечения любого уважаемого себя человека, превратилась в редкое развлечение. Мы больше не самая читающая страна. Но вернусь к книге. Я отнеслась к этому произведению легкомысленно. Прочитала на одном порыве, не утруждая себя проникновением в сюжет, в мотивы действий персонажей. А надо было… И вот почему.
   Завязка сюжетной линии происходит в Панеме – государстве, место которого географически можно определить как территорию Северной Америки. Столицей этого государства является Капитолий. Очень богатый город. Его роскошь почти во всех направлениях граничит с вычурностью и безвкусицей. Люди одеваются слишком пёстро, красят волосы в слишком яркие цвета, отбеливают или наоборот затемняют кожу слишком сильно, так, что люди перестают выглядеть как… люди. Впечатление о Капитолии всего одно слово – «слишком».
   Столица процветает. Этой пестроты бы никогда не было, если бы город страдал от экономического кризиса. Капитолий – это недосягаемая территория. Здесь никогда не смогут жить те, кому обязана столица свое вычурной роскошью. Это люди, живущие в дистриктах.
   В Панеме двенадцать дистриктов. Каждый из них занимается каким-то определенным видом промышленности, в соответствии с климатическими и географическими условиями. Казалось бы, эта модель экономики удачна. Разделение страны на районы, стекание общего дохода в столицу. Всё это было бы замечательно, но если вы резко переместитесь из Капитолия в какой-либо дистрикт, вы решите, что ослепли. Гротескная роскошь смениться серыми пустыми улицами, люди, уставшие и отощавшие, никогда не подарят вам мысль о легкой жизни. Вот цена жизни Капитолия – кровь, пот, смерть… И публичная казнь – это ежегодные голодные игры.
   На момент начала произведения прошло семьдесят четыре года с проникновения этих игр в самые страшные кошмары жителей дистриктов. Молодые люди от двенадцати до семнадцати лет уже больше половины века должны были расплачиваться за «тёмные времена», в назидание дистриктам за их неповиновение. «Темные времена» не что иное, как революция, восстание дистриктов против Капитолия, против власти. Но ничего не вышло. И теперь, каждый год дистрикты должны посылать трибутов – парня и девушку на верную смерть. Голодные игры – жесточайшая борьба за выживание для трибутов и доводящее до мурашек удовольствие для капитолийцев.
   Кровавое шоу, из-за которого ломаются жизни, калечатся судьбы и погибают люди, на семьдесят четвертом году своего существования уже перестало быть жестоким поучением. Всего лишь забава. Всего лишь игра.
   Взаимоотношения героев книги лишь на первый взгляд кажутся простыми. Китнисс Эвердин – главный персонаж. Эта девушка из двенадцатого дистрикта, вызвавшаяся добровольцем на голодные игры вместо избранной на жатве (выборе трибутов посредством жребия) её сестры – Прим. У Китнисс трудная жизнь. И, тем не менее, как признается героиня читателям, она живет несколько лучше других, поскольку умеет охотиться и зарабатывать деньги на продаже свежей дичи. Её мать занимается врачеванием и шитьём, но ни то, ни другое не приносит достаточное количество денег для жизни. Прим – всего лишь школьница, иногда помогающая матери в лечении больных. В этой семье нет мужчины. Любимый муж и отец давно погиб в угольной шахте, там, куда до сих пор рано утром уходят все мужчины двенадцатого дистрикта. Именно залежами угля и его добычей славиться этот дистрикт.
   Вторым избранным трибутом от двенадцатого дистрикта стал Пит Мелларк. Он жил немного лучше Китнисс, поскольку его семья владела пекарней. И вот, избранные трибуты спустя два дня пути в комфортабельном экспрессе приезжают в столицу. С момента схождения трибутов на капитолийскую землю и начинаются голодные игры. Нет. Здесь не проливается кровь, и не происходят первые убийства. Здесь начинается борьба за спонсоров, которые могут спасти жизнь понравившемуся трибуту, прислав ему хотя бы глоток воды. Но чтобы завоевать внимание и любовь богачей нужно показать себя так, чтобы тебя запомнили. Это самая отвратительная часть между жатвой и голодными играми. Время лести, фальшивых улыбок и смирением со скорой и неизбежной смертью, в конце концов, из двадцати четырех человек останется лишь один выживший.
   Китнисс не привыкла к фальши, но всё-таки сумела показать себя как сильную «огненную» Китнисс.  Но внезапно Пит обращает всё внимание публики на них. Теперь все жители Капитолия убеждены, что трибуты из двенадцатого дистрикта – несчастные влюбленные, которым суждено умереть на арене, возможно, даже помочь друг другу это сделать. И вот, спонсоры проглатывают наживку, и теперь Ромео и Джульетта из далекого дистрикта главная тема для обсуждения. Делаются ставки, начинается борьба трибутов за спонсоров.
   Но способна ли трагическая любовная история подогревать интерес зрителя на протяжении всей игры? Как выясняется – совсем недолго.
   На арене главное выжить любой ценой. Когда за сутки погибает восемь человек, по коже бегут мурашки. Но эту кровь и трупы зрители наблюдают уже больше века, несчастные влюбленные почему-то больше не похожи на таковых. Становится скучно. Именно тогда в правила игры вносятся поправки: вместо одного победителя, может быть двое, если они из одного дистрикта. У Китнисс и Пита появляется реальный шанс стать победителями вместе, тем более, что они последняя пара, все остальные – одиночки. И тогда зритель снова обращает свой пристальный взор на экран, ведь влюбленные снова вместе, а между Китнисс и Питом внезапно мелькает настоящее чувство. Общими усилиями, прикрывая и помогая друг другу, пара добирается до финала. И вот соперников уже не осталось.
   Ради этого момента и устраиваются голодные игры. Когда победитель, обезумивший от ярости и уже успевший потерять разумную часть своего сознания, превратившись в жестокого получеловека, поднимает вверх сжатый кулак, почти не осознавая, что на его руках кровь двадцати трех невинных… Вот чего ждут зрители. Кульминации и яркого финала. А Китнисс и Пит умудрились пройти через испытания с минимальным количеством жертв на своём счету, и ни один из них ни разу не лишал жизни другого трибута собственными руками. Это было дело случая. Удача. И это безобидное везение никак не могло стать интересной развязкой для капитолийцев, привыкших к крови и звериной жестокости. И тогда решено было снова вернуть старое правило – правило одного победителя.
   А вы смогли бы убить человека, с которым прошли через самый страшный кошмар реальности? Убить только ради развлечения тех, кто каждый год наслаждается зрелищем уходящей в кровавых схватках жизни? Убить того, кого любишь?
   Пит и Китнисс достают из карманов морник – ягоду, способную убить мгновенно, и решают, что в этом туре игр победителей не будет.
   Звучит гонг, бодрый, хоть и взволнованный голос, сообщает об окончании голодных игр и объявляет Китнисс Эвердин и Пита Мелларка победителями семьдесят четвертых голодных игр.
   А теперь подумаем, сможет ли правительство, которое столько лет держало дистрикты в ежовых рукавицах, которое отдавало беспрекословные приказы, смириться с неповиновением двух жалких трибутов, осмелившихся нарушить правила? Победителей поздравляют, их холят и лелеют, теперь они будут жить в деревне победителей, в достатке и роскоши. Вот только не похож этот финал игр на другие, и не потому что победителей на этот раз двое. По стране пробежала волна. Волна, которой опасаются все политики и власть имущие.
   В сердцах жителей беднейшей страны, с трудом старающихся сохранить жизнь себе и своим близким, подворовывая продовольственные склады и магазины, очень тихо, слабым приглушенным шепотом говорит Революция. Угли Восстания, случившегося больше полувека назад ещё теплы. Им достаточно лишь искры… И она сверкнула.
   Я написала лишь про первую часть серии «Голодные игры». Нетрудно предположить, как будет развиваться сюжет в двух следующих книгах. Я прочитала их все, но именно первая часть повергла меня в мысли, которые я раньше не обдумывала. Может потому, что слишком молода и мало видела, а может потому, что просто не хочется думать о таком. Я не хочу, чтобы у наших детей в голове была мысль лишь о том, как дожить до утра, не вписывая своё имя в списки участников жестокого игрища. Постоянный страх перед «голодными играми». И для этого совсем необязательно существование именно таких кровавых выживаний на арене перед телевизионными экранами изнеженных, и возможно, уже не людей… Голодные игры – Колизей будущего. Жестокая власть, ужасные условия существования, смерти ради забавы, постоянное напоминание о том, что когда-то очень  давно народ провинился и теперь обязан расплачиваться… В лучшем случае это угнетает, в худшем грозит внезапным окончанием терпения изможденных людей. Такое государство обречено на гибель, но из пепла старого, словно феникс, возродиться новое. Восстания могут быть кровопролитными и долгими, но они всегда вели за собой кардинальные изменения.
  Написанное здесь никто не воспримет всерьёз, потому что это всего лишь выражение моего личного мнения. Но Сьюзен Коллинз ведь сделала то же самое, только, даже то, что её три книги в серии «Голодные игры» стали самыми продаваемыми, я не уверена, что люди проникнутся стремлением писательницы донести сообщение об угрожающей деградации общества.


Рецензии