Хорошо живём!..

Сказка

      В некотором царстве, в некотором государстве пришёл на царство царевич. Звали его с детства Карпом XIV. С первого дня своего восшествия на престол решил царь-государь произвесть реформы по всей стране.

      Долго-долго он думал над тем, с чего начать. Собрал своих советников. Сели те чинно на крылечке дворца и стали думу думать. Долго ли коротко ли думали, но ничего путного не придумали.
     - Как же так? – молвил государь. – Почто вы ничего не придумали? Ведь все знают, что новая метла должна по-новому мести. А у нас что получается: реформ никаких, улучшения никакого – не станет нас уважать народ! А ну-ка думайте лучше!

     Встаёт тут самый весомый чиновник, центнера полтора в нём веса. Да всё не от болезни там какой, а только лишь от важной должности. Говорит:
     - Есть хорошая мысля! А давайте все крестьянские кооперативы закроем, перестанем им помогать! А то ведь казны не хватает на них!

     Почесал царь-государь в затылке, подумал-подумал да и согласился:
     - А что? Риск – благородное дело!

     Обсуждать не стали, стали рисковать. Пошёл по всему государству стон великий. Все крестьяне заохали:
     - Да как же так? Да как мы при нынешних ценах выдюжим?

     Заволновались горожане:
     - Да как же так! А кто нас кормить станет?

     Заволновались звери-птицы по всем полям-лесам:
     - Да как же  так?! Ведь мы можем от голода помереть, ежели крестьяне не станут поля сеять! Негде зёрнышко клюнуть, колосок подобрать!

     Успокоил всех тогда царь-государь:
     - Не переживайте, накормим всех! Золота в казне хватит! Не станет продовольствия в государстве – в соседнем купим, от голода никто не помрёт!

     И взаправди: в стране пошёл недород за недородом, а в государстве торгаши расцветают. Чиновники радуются:
     - Вот видите, насколько мы лучше жить стали!

     И вправду, жить стали намного лучше. Но только торгаши и чиновники. А поскольку царь-государь общался не с простым людом, а только с придворными чиновниками и торгашами, да и то только с придворными, то он и считал, что народ стал жить лучше.

     Стал тогда Карпушка думать, чем бы ещё осчастливить народ.

     Думали всей Думой три года, три месяца и три дня. Наконец, придумали.

      Расплодилось по всему государству детишков видимо-невидимо. В кажной семье сидят по лавкам семеро, а то и больше.

     Школа к тому времени была чисто государевой. Кажному ребятёнку надо книжки купить, обуть-одеть, школу легулярно, раз в неделю протопить, чтобы не замёрзли, не дай Бог. Покушать надо, а это две копейки в день на душу из казны вынь да положь!
Словом, одни траты, куда ни кинь…

     И порешили тогда умные придворные чиновники сократить расходы на обучение. Создали они базовые школы: одну базовую на тридцать обычных. Для базовых выделяли всё, что требуется. А обычные должны были ездить в базовые за опытом.

     Проводют в базовой, к примеру, совет. Показывают, к примеру, какое новое оборудование: микроскопы разные, большие и маленькие, компютеры тоже там разного размера, кино прямо на стенку показывают, мебель такая, какую главный придворный лекарь требует, всё серебром-золотом блестит – душа радуется!

     Ученики в базовой учатся почти все на пятёрки-четвёрки, друг с другом общаются, знаний набираются.

     А в обычных школах пригорюнились. Из казны даже на зарплату не выделяют, про ремонт и говорить нечего! Стали обычные школы рушиться со временем.

     Царь-государь про обычные школы ничего не знает, считает, что всё у него в государстве ладится. Чиновники уверяют его, что всё чинно-благородно.

     Жители той страны понимают, что государство смертельно больно, а откроют газету – нет, хорошо живём! А поскольку газетам в том государстве больше верили, чем своим глазам, то жители и поверили: «Хорошо живём!»

     - А что, - говорили они, - разве не лучше мы стали жить? Посмотри, однако, во всякой лавке сколь товаров понавезли! Все заморские, первого сорту!

     А на каждой заморской упаковке было действительно написано, что товары первого сорту. А раз написано – надо верить!

     А раз питание стало заморским, говорят дальше чиновники, значит, и болеть должны меньше. А раз болеть должны меньше, значит, и больнички не нужны!
Сказано – сделано!

     Упразднили по всему государству больнички. Больных, правда, в самом деле, меньше не стало, в оставшихся - очереди в десять раз больше стали. Но все свято поверили: «Жить мы стали лучше!» Словом, кого ни спроси в том государстве, глазом не моргнёт, соврёт как на духу:
     - Мы живём лучше!

     Если хорошо подумать, то и вправду, жить стали лучше. Чиновники да торгаши на заморских новых каретах ездют, радуются. Их сродственники, что чином поменьше, тоже на заморских каретах красуются, только на тех, что за границами лет десять назад своё отслужили.… Но всё равно радуются: жизнь удалась на славу!

     А простой народ тоже радуется – как жить стали! Раньше-то, при батюшке Карпа XIV слова худого  боялись про власть сказать, а теперь - свобода!

     Правда, про своего царя худого никто не молвил, зато про других – во весь голос…

     Только вскорости стали замечать, что простой народ перестал детишками интересоваться. То ли от заморских деликатесов, то ли от свободной жизни, только рождаемость резко упала. Там, где раньше семеро с ложкой сидели, - один, а то и ни одного… Что тут станешь делать?

     Пригорюнились чиновники: только жизня наладилась, а тут снова работы привалило немеряно – сиди  и думай!

     Думали семь лет, семь лет и семь дней. И придумали! Решили денег из казны тем давать, кто больше двух ребятёнков заведёт.
 
     Стали платить. Через год самые отчаянные из народа надумали родить по дитёночку. Им заплатили. В газетах прописали, что рождаемость резко возросла, что государь наш – самый мудрый из всех государей мира.

     На том и успокоились.

     Через какое-то время опустели деревеньки. То ли заморские продукты повлияли на их жителей, то ли лекари тому причина, - нам неведомо. Многие деревенские жители подались в города на заработки, бросив веками нажитое добро.

     Так вот до сих пор и живут в том царстве-государстве людишки. Живут не лучше и хуже, чем в прошлом году, но все до сих пор радуются:
     - Как хорошо жить стали!..

     Вот и сказочке конец. Кто дослушал – молодец!


Рецензии