Помни- короткие встречи

  Это было на днях. Я, возвращаясь из магазина, присела на одну из лавочек в парке, почитать журнал.
 На лавочке уже сидели двое. Пожилые, лет за семьдесят. Муж и жена.Сразу определила я.
 
Я полистала журнал, почитала. Собралась уходить. Но, день был такой тёплый и солнечный! Посижу
ещё немного!- подумала я. Я посмотрела на них и улыбнулась, они улыбнулись мне . Завязался разговор. Сначала о хорошей погоде, потом о природе, потом о детях, которых было множество на площадке перед лавочками, и в колясках и трёхлетних карапузов, и постарше.
 
-А нас у мамы было семеро!- вспоминала женщина.
 
- Да что вы! -удивилась я .
 
- А, как же,вы же, наверное,войну застали?- встревожилась я.
 
-Да, застали,да ещё были в окупации под Смоленском.- Я представила женщину с семерыми детьми
 
Тут же, перед моими глазами нарисовались немцы, с их обычным: Хальт!- Как в кино.
 
Глаза мои видимо округлились, потому- что спина моя, сразу же, от страха стала мёрзнуть.
 
-Да, миленькая!- продолжала женщина.Да ещё и в концлагерь попали!
 
Я замолчала. Мне надо было этот ужас как -то переварить.
 
-И как же вы?- спросила я с ужасом, предполагая страшное.
 
-Да, как. Двух постарше сразу же отправили в Германию, на работу. А нас , мне пять было ,одной сестрёнке под четыре, а младшей два года , вместе с матерью погнали в лагерь. Да гнали -то долго, много дней! Я держала маму за юбку , а двоих помладше она несла на себе.
 
На глаза мои навернулись слёзы.
 
-А где же вы ночевали?- спросила я , боясь смотреть на неё.
 
-Да ,где ночевали... В поле, где же ещё!
 
-А, что, было лето?- обрадовалась я.
 
-Нет, была осень. Даже снег иногда был. А спали мы все, тесно прижавшись к друг другу, а мама взяла с собой одно ватное, большое одеяло и сверху себя и всех нас накрывала. И говорила
 
нам: Дышите, детки, дышите!- чтобы под одеялом согреться.

-Наверное, кто-то заболел из вас...- сказала я тихо, упавшим голосом.
 
-Нет ! Все живы остались! И старшие потом из Германии вернулись!
 
-А мама... рано умерла?- спросила я.
 
-Нет. Она почти до восмидесяти прожила.
 
-Только после войны она мне рассказывала, как переходя с нами реку, когда нас гнали, хотела и сама утопиться и нас утопить. А одна женщина увидела это и сказала ей : Не делай этого! Перетерпи! Господь поможет!- И мама рассказывала, что после этого у неё опять появились силы.
 
-А, муж-то мой, тоже ведь, в концлагере был!
 
-Да!?- я с вниманием посмотрела на крепкого, высокого старика.
 
- Да, был- сказал он. Только, что сейчас об этом вспоминать!
 
Немного погодя мы расспрощались.
 
-До свидания!- сказала женщина. Может ещё встретимся когда!
 
-Конечно,конечно!- ответила я.
 
-А ,как вас зовут?- успела крикнуть я им в догонку.
 
-Тоня и Николай- ответили они мне.
 
Я шла по дороге и думала: Бедная Германия! Никогда ей не смыть этот позор!
 
А ещё я думала про Тоню с Николаем, а больше про Тонину маму. Про её материнский подвиг.
 
-Всё прошла и детей сохранила! И про ту женщину, которая поддержала её в трудную минуту.
 
-Удивительные , всё-таки, мы- русские! Откуда в нас этот сильный дух? Нас никогда никому не победить! Если , конечно, в нас, ещё это осталось!
 


Рецензии
ОСТАЛОСЬ! ОСТАЛОСЬ! После парада победы поняла и шествия людей с фото солдат. Всё было до слёз протнизывающе!Слава Господу, что одарил нас , русских, такой душой!

Людмила Капрова   11.05.2015 03:03     Заявить о нарушении